Дело № 2-203/2011
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ст. Ессентукская 24 февраля 2011 г. Предгорный районный суд Ставропольского края в составе судьи Муравлева А.А., при секретаре судебного заседания Полухиной Ю.В., с участием представителя заявителя по доверенности Шалайкина С.А., рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Куницыну Л.М. об оспаривании решения органа местного самоуправления,
УСТАНОВИЛ:
Заявитель Куницына Л.М. обратилась в суд с заявлением, указав, что она ветеран Великой Отечественной войны, имеет право на льготы, установленные ФЗ РФ «О ветеранах» и Указом Президента РФ «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» № 714 от 07.05.2008 г. До настоящего времени не имеет собственного жилья, проживает в доме принадлежащем ее внуку.
В соответствии с Указом Президента РФ «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» № 714 от 7.05.2008 г. постанов лением № от ДД.ММ.ГГГГ администрации Суворовского сельсовета Предгорного района в связи с отсутствием в собственности, а также, на условиях социального найма жилого помещения была внесена в список ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, так как признана нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Однако, ДД.ММ.ГГГГ постановлением № администрации Суворовского сельсовета Предгорного района снята с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и исключена из списка граждан, имеющих право на обеспечение жильем в соответствии с Указом Президента РФ «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» № 714 от 07.05.2008 г. по тем основаниям, что проживает в жилом помещении с превышением учетной нормы, без договора его найма, имеет в постоянном бессрочном пользовании земельный участок под личное подсобное хозяйство.
Однако, собственником жилого помещения является ее внук Куницын В.В., членом семьи которого она не является, ее семья состоит из одного человека ее самой. Договора найма жилого помещения нет, однако, это помещение не предос тавлено ей по договору социального найма. Земельный участок предоставлен ей под личное подсобное хозяйство, а не для жилищного строительства.
Кроме того администрацией решение о снятии ее с учета принято по истечении 30 дней установленных ч.2 ст.56 Жилищного Кодекса РФ.
Просит признать незаконным постановление № от ДД.ММ.ГГГГ админист рации Суворовского сельсовета Предгорного района о снятии ее с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях. Обязать администрацию муниципального обра зования администрации Суворовского сельсовета Предгорного района Ставро польского края восстановить ее в список граждан, имеющих право на обеспечение жильем в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-18945 годов», с момента первоначальной постановки на учет, а именно с 21 апреля 2010 года.
Заявитель, надлежаще извещен в суд не явился.
Согласно ст.257 ГПК РФ. Заявление рассматривается судом в течение десяти дней с участием гражданина, руководителя или представителя органа государст венной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государст венного или муниципального служащего, решения, действия (бездействие) которых оспариваются.
Неявка в судебное заседание кого-либо из указанных в части первой настоя щей статьи лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению заявления.
В судебном заседании представитель заявителя, требования поддержал по изложенным в заявлении основаниям, суду пояснил, что основания для постановки на учет при решении вопроса о снятии заявительницы как нуждающейся в жилом помещении не изменились. Заявитель исключена из списка граждан нуждающихся в жилье, в связи с тем, что проживает в доме своего внука, общая площадь жилого дома <данные изъяты> кв.м., в доме зарегистрирована одна. Обеспечена жильем больше учетной нормы, но этот дом ей не принадлежит. Учетная норма, установленная в районе для постановки на учет в качестве нуждающейся также не может применяться, так как указанное относится к владению жильем на условиях социального найма. Земе льный участок предоставлен для целей не связанных с жилищным строительством. Вышестоящей организацией направлены в сельские советы письма связанные с постановкой на учет ветеранов, но они носят рекомендательный характер.
Представитель администрации Суворовского сельсовета Предгорного района в суд не явился, возражений на заявленные требования не принес.
Выслушав представителя заявителя, изучив материалы дела, суд считает, что требования заявителя подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Указ Президента РФ «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечест венной войны 1941-1945 годов» от 07.05.2008 г. № 714 распространяется на вете ранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону «О ветеранах» от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 марта 2005 г.
Согласно п.п.3 п.1 ст. 14 Закона РФ «О ветеранах» № 5-ФЗ от 12.01.1995 г. ( с изменениями) обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 марта 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями ст.23.2 настоящего Федерального закона.
Участники Великой Отечественной войны, вставшие на учет после 1 марта 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации и требованиями Указа Президента РФ «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» № 714 от 7.05.2008 г., согласно которого необходимо обеспечить жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".
В силу п.1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях), в частности лица, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собст венниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.
Как видно заявительница напрямую относится к категории лиц указанных в ст.51 ЖК РФ и является нуждающейся в жилых помещениях.
Согласно п.п. 3,4 ст. 52 Жилищного кодекса РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет.
Согласно ст.49 Жилищного Кодекса РФ. По договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
3. Жилые помещения жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта РФ по договорам социального найма предоставляются иным определенным Феде ральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ.
4. Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ.
Таким образом, ветераны Великой Отечественной войны, члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, подлежат обеспечению жильем и соответственно постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, как иные категории граждан определенные Федеральным законом «О ветеранах». Необходимость в признании указанных категорий граждан в т.ч. малоимущими, в целях обеспечения жильем отсутствует.
Согласно ст. 15 Федерального закона "О ветеранах", N 5-ФЗ от 12 января 1995г. обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осущест вляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.
То обстоятельство, что на территории Предгорного муниципального района Ставропольского края установлена учетная норма 10 квадратных метров для постановки гражданина на учет в качестве нуждающегося, а заявитель проживает в доме, где на нее приходится более учетной нормы 10 кв.м. не могут быть приняты судом, как основание к отказу в заявленных требованиях, поскольку указанное помещение принадлежит иному лицу.
Доказательств того, что заявитель имеет в собственности либо пользовании жилое помещение по договору социального найма суду не представлено.
Заявитель ДД.ММ.ГГГГ рождения, ветеран участник Великой Отечественной войны, состав семьи один человек.
Постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ администрации Суворовского сельсо вета Предгорного района Ставропольского заявитель как имеющая право на обес печение жильем состав семьи один человек в соответствии с Жилищным кодексом РФ, Указом Президента Российской Федерации от 7.05.2008 г. №714 «Об обес печении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г.» признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемых по договорам социального найма включена в список, нуждающейся в жилом помещении, предоставляемых договором социального найма, номер льготной очереди №.
Поскольку заявитель была поставлена на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении после 1 марта 2005г., в соответствии с п/п 3 п. 1 ст. 14 Закона РФ «О ветеранах» от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ с изменениями и Указа Президента РФ «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» от 7.05.2008 г. № 714, она подлежит включению в списки граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Согласно справки Суворовского сельсовета № от ДД.ММ.ГГГГ заявитель ДД.ММ.ГГГГ. рождения, состав семьи один человек, в собственности жилого помещения не имеет, проживает в жилом доме площадью <данные изъяты> кв.м. <адрес>, принадлежащем на праве собственности Куницыну В.В., внуку заявительницы.
Как следует из письма № от ДД.ММ.ГГГГ в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество отсутствуют сведения о наличии жилого помещения у заявительницы.
На основании ст. 55 ЖК РФ право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 ЖК РФ оснований снятия их с учета.
Согласно ч.1 ст.56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждаю щихся в жилых помещениях в случае: 1) подачи ими по месту учета заявления о сня тии с учета; 2) утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого поме щения по договору социального найма; 3) их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; 4) полу чения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения; 5) предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома; 6) выявления в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих дейст вительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при реше нии вопроса о принятии на учет.
В материалах дела отсутствуют, и ответчиком не представлено суду доказа тельств того, что имелись основания, предусмотренные ст.56 ГК РФ, для исключения заявителя из списка граждан, имеющих прав на обеспечение жильем в соответствии с Указом Президента РФ от 7 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов».
Основания указанные в обжалуемом постановлении, что заявительница имеет в постоянном бессрочном пользовании земельный участок <адрес>, вид пользования для ведения личного подсобного хозяйства, не служит основанием для снятия заявительницы с учета в качеств нуждающейся в жилом помещении, поскольку земельный участок предоставлен для целей не связанных с жилищным строительством.
Исходя из положений ч.2 ст. 55 ЖК РФ решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 ст. 55 ЖК РФ.
Как следует из представленных материалов причиной для снятия заявитель ницы с жилищного учета явились не основания, которые уже имелись и препятство вали ее постановке на учет уже на момент принятия такого решения, а письмо министра труда и социальной защиты населения Ставропольского края Карбута А.П. от ДД.ММ.ГГГГ за № в котором заявительница указана за № как принятая незаконно на жилищный учет. При этом основания снятия заявительницы указанные в обжалуемом постановлении полностью дублируют основания в указанном письме.
Однако письмо даже министра труда и социальной защиты населения Ставро польского края не является законодательным актом и не может подменять Феде ральное законодательство и Указ Президента Российской Федерации №714 от 7.05.2008г. «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов», в отношении которых в числе прочих президент Российской Феде рации в п.1 Указа в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечест венной войне 1941-1945 годов, отдавая дань глубокого уважения ветеранам войны, постановил необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на социальную поддержку согласно Федеральному закону «О ветеранах» №5-ФЗ от 12.01.1995г., и кроме того неоднократно подчеркивал необходимость учитывать условия в которых проживают ветераны, проявлять о них всемерную заботу, недопустимым, несправедливым и необоснованным в данном случае следует считать формальный подход администрации к решению жилищного вопроса заявительницы.
Обстоятельства на которые ссылается администрация в обоснование снятия с учета, в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, имелись и на момент, когда заявительницу поставили на учет в апреле 2010 года.
В обжалуемом постановлении нет ни одного обоснования условий для снятия с учета. Заявления о снятии с учета заявительница не подавала; основания, по которым обратилась с заявлением, не утрачены; она не выехала для проживания в другой район РФ; не получила от государства денежных средств на приобретение недвижимости или земельного участка для строительства жилья; документы, представленные ею достоверны.
С учетом, установленных в судебном заседании обстоятельств суд приходит к выводу, что обжалуемым постановлением администрации Суворовского сель совета которым заявительница снята с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении нарушены права и свободы последней гарантированные ей Федеральным законом «О ветеранах», Жилищным кодексом РФ.
На основании распоряжения администрации Суворовского сельсовета Предгорного района, полномочия по обеспечению жильем граждан, нуждающихся в жилых помещениях, возложено на администрацию муниципального образования Суворовского сельский совет Предгорного района Ставропольского края.
Таким образом, обязанность по восстановлению заявителя в список нуждающихся в жилых помещениях граждан подлежит возложению на администрацию муниципального образования Суворовского сельский совет Предгорного района Ставропольского края.
Согласно ст.103 ГПК РФ. Издержки, понесенные судом в связи с рассмот рением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобо жден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Поскольку истец как ветеран Великой Отечественной войны от уплаты государственной пошлины освобождена в силу закона ст.333.36 Налогового кодекса РФ, государственную пошлину надлежит взыскать с ответчика.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ суд,
Р Е Ш И Л :
Требования Куницыну Л.М. - удовлетворить.
Признать: незаконным и отменить постановление администрации муници пального образования Суворовского сельсовет Предгорного района Ставрополь ского края № от ДД.ММ.ГГГГ об исключении Куницыну Л.М. из списка граждан, имеющих право на обеспечение жильем в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой отечественной войны 1941-1945 годов»;
Обязать администрацию Муниципального образования Суворовского сельсовет Предгорного района Ставропольского края устранить допущенное нарушение прав ветерана Великой отечественной войны 1941-1945 годов, Куницыну Л.М. и восстановить Куницыну Л.М. в список граждан, имеющих право на обеспечение жильем в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой отечественной войны 1941-1945 годов», с момента ее первоначальной постановки на учет, а именно с 21апреля 2010 года.
Взыскать с администрации Суворовского сельсовета Предгорного района в бюджет Предгорного муниципального района Ставропольского края госпошлину - 400 рублей.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в течение десяти дней со дня его вынесения.
Судья