решение о признании права на досрочную трудовую пенсию



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Резолютивная часть

ст.Ессентукская 1 июня 2011 г.

Предгорный районный суд Ставропольского края в составе судьи Муравлева А.А., при секретаре Полухиной Ю.В., с участием истца Ермолкиной Т.В., пред ставителя ответчика – ГУ Управления Пенсионного фонда РФ по Предгорному району по доверенности Ким В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ермолкиной Т.В. к ГУ Управлению Пенсионного фонда РФ по Предгорному району о признании права на досрочную трудовую пенсию,

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск Ермолкиной Т.В. - удовлетворить.

Признать решение № от ДД.ММ.ГГГГ ГУ Управления Пенсионного Фонда РФ Предгорному району об отказе в назначении Ермолкиной Т.В. досрочной трудовой пенсии по старости - незаконным.

Обязать ГУ УПФ РФ по Предгорному району включить в специальный стаж дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости период работы Ермолкиной Т.В. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности воспитателя детского сада № колхоза «Пролетарская воля» Предгорного района.

Обязать ГУ УПФ РФ по Предгорному району назначить Ермолкиной Т.В. евне досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения с ДД.ММ.ГГГГ

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в течение 10 дней со дня вынесения мотивированного решения суда.

Судья

№2-492\11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ст.Ессентукская 1 июня 2011 г.

Предгорный районный суд Ставропольского края в составе судьи Муравлева А.А., при секретаре Полухиной Ю.В., с участием истца Ермолкиной Т.В., пред ставителя ответчика – ГУ Управления Пенсионного фонда РФ по Предгорному району по доверенности Ким В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ермолкиной Т.В. к ГУ Управлению Пенсионного фонда РФ по Предгорному району о признании права на досрочную трудовую пенсию,

У С Т А Н О В И Л:

Истица Ермолкина Т.В. обратилась в суд с иском к ответчику ГУ Управлению Пенсионного фонда РФ по Предгорному району о признании права на досрочную трудовую пенсию, указав, что ДД.ММ.ГГГГ подала ответчику с заявление о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, так как выработала 25 летний стаж по педагогической деятельности. Решением от ДД.ММ.ГГГГ ГУ УПФР РФ по Предгорному району в назначении досрочной трудовой пенсии отказано из-за отсутствия требуе мого специального стажа работы, не зачтен период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности воспитателя детского сада № колхоза «Пролетарская воля» Предгорного района, ввиду отсутствия, по мнению ответчика, документов подтверждающих работу по полной ставке и детский сад являлся структурным подразделением колхоза.

Просит признать решение ГУ УПФ РФ по Предгорному району № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе ей в назначении досрочной трудовой пенсии незаконным;

Обязать ГУ УПФ РФ по Предгорному району включить в специальный стаж дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости период ее работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности воспитателя детского сада № колхоза «Пролетарская воля» Предгорного района;

Назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения в ГУ УПФ РФ по Предгорному району с ДД.ММ.ГГГГ

В судебном заседании иск поддержала по изложенным в заявлении основаниям.

Представитель ГУ УПФ РФ по Предгорному району Ставропольского края иск не признал, решение об отказе в назначении пенсии поддержал, суду пояснил, что в соответствии с пп.19 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001г. № 173-ФЗ право на трудовую пенсию по старости, ранее достижения возраста имеют граждане, осуществлявшие педагогическую деятельность не менее 25 лет в учреждениях для детей. При этом под учреждениями понимаются органи зации, являющиеся государственными или муниципальными и работа в них в течение полного рабочего дня. Из-за отсутствия документов подтверждающих работу на полную ставку, детский сад являлся структурным подразделением колхоза.

Свидетель ФИО5 суду показала, что работала вместе с истицей в оспариваемые периоды в одном и том же детском учреждении. Истица также рабо тала воспитателем на полную ставку. Указанная организация неоднократно переименовывалась, но вид деятельности и садика и истицы не изменялся.

Свидетель ФИО6 суду показала, что работала вместе с истицей в оспари ваемые периоды в одном и том же детском учреждении детском саде № колхоза «Пролетарская воля». Детский сад сначала принадлежал колхозу «Пролетарская воля» затем был передан в РОНО. Все работники как работали в детском саде, так и продолжали работать истица работала воспитателем пока не перешла на работу в школу.

Выслушав лиц, участвующих в деле, допросив свидетеля, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 39 Конституции РФ каждому гарантировано социальное обеспечение по возрасту.

Стаж работы истицы по педагогической деятельности в качестве воспитателя детского дошкольного учреждения колхоза «Пролетарская воля» Предгорного района за период с ДД.ММ.ГГГГ до момента исключения из членов колхоза ДД.ММ.ГГГГ в порядке перевода в связи с передачей детского сада на баланс РОНО Предгорного района подтверждается копией трудовой книжки. \л.д.13-16\.

Согласно ст.28 п.1 пп.10 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001г. №173-ФЗ право на трудовую пенсию по старости ранее достижения возраста имеют граждане, осуществляющие педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей - не менее 25 лет.

В силу ст.28 п.3 указанного Закона списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций) с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пп.7-13 п.1 ст.28, правила исчисления периодов работы для назначения указанной пенсий при необходимости утверждаются Правительством РФ.

Постановлением Совета Министров РСФСР от 6.09.1991г. № 463 «Об утвер ждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет» (в редакции от 22.09.1993г.) предусмотрено, что в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет работникам образования, засчитываются все виды педагогической деятельности в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреж дений (организаций). В указанном нормативном акте нет ссылки на то, что образова тельное учреждение или организация должны иметь статус юридического лица и быть государственным, либо муниципальным.

Таким образом, законодательство РФ не предусматривает требований, связанных с необходимостью при определении права на указанную пенсию исходить из правового статуса образовательного учреждения или его ведомственной подчиненности.

Как следует из решения № от ДД.ММ.ГГГГ ГУ Управления Пенсионного Фонда РФ по Предгорному району в досрочном назначении трудовой пенсии по старости истице отказано ввиду отсутствия вида учреждения в котором проходила трудовая деятельность истицы в указанных выше списках не подтверждения работы на полную ставку. Сама трудовая деятельность истицы в должности воспитателя ответчиком не оспаривается.\л.д.8-10\.

Из объяснений истицы, показаний свидетеля, трудовой книжки, архивной спра вки № от ДД.ММ.ГГГГ, протокола № от ДД.ММ.ГГГГ заседания правления колхо за «Пролетарская воля» следует, что истица фактически с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в одном и том же учреждении по одной и той же должности воспитателя в детском саде № сначала колхоза «Пролетарская воля», затем детском саде № Предгорного РОНО, при этом изменения в названии дошкольного учреждения не повлекли существенных изменений в должностных обязанностях истицы и её заработной плате.\л.д.13-20\

Судом не установлено, и ответчиком суду не представлено доказательств того, что оспариваемые периоды были связаны с иной, не педагогической деятельностью истицы в иной должности, кроме воспитателя.

Исходя из положений статьи 15 Конституции РФ о высшей юридической силе и прямом действии Конституции РФ, с учетом содержания статьи 55 Конституции РФ, не допускаются какие-либо ограничения прав и свобод граждан.

Досрочная трудовая пенсия по старости педагогическим работникам назначается в зависимости от вида деятельности, а не правового статуса учреждения или организации, с которыми они состояли в трудовых отношениях, или их ведомственной подчиненности

Действительно, дошкольное учреждение в котором работала истица, не включено в Список, на который ссылается ответчик, однако данное обстоятельство не может являться основанием для отказа истице в назначении досрочной трудовой пенсии, поскольку истица выработала необходимый стаж в детских дошкольных учреждениях. Принадлежность детского дошкольного учреждения к какому-либо ведомству и по старому и по новому законодательству о пенсиях не влияет на назна чение пенсии, отсутствие у детского дошкольного учреждения статуса юридического лица также не является основанием для отказа в назначении пенсии. Детское дош кольное учреждение, в котором работала истица, имеет свой единый общеобразова тельный процесс, никакой другой деятельностью, кроме осуществлением функций воспитательной и общеобразовательной, педагогический персонал указанного учреждения не занимается.

Между тем, оценку пенсионных прав истицы необходимо проводить в соответствии с законодательством, действовавшим в спорный период.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постанов лении N2-П от 29.01.2004 г., а также в ряде его определений, ч.2 ст.6, ч.4 ст.15, ч.1 ст.17, ст.ст.18,19 и ч.1 ст.55 Конституции РФ по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной поли тики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, что бы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть послед ствия своего поведения и быть уверенными в том, что ранее приобретенные ими на основе и в соответствии с условиями и нормами действовавшего законодательства Российской Федерации на момент приобретения права на пенсию до введения нового правового регулирования, сохранятся за указанной категорией лиц, будут уважаться властями и будут реализованы.

Придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан, и означаю щему по существу отмену для этих лиц права приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями ст.1,2,18,54 Конституции РФ.

Согласно разъяснениям Минтруда России №4 от 17.10.2003г. при назначении трудовой пенсии по старости, в том числе и досрочной с учетом Постановления Конституционного суда №2-П от 29.01.2004г. учитывая, что нормы Федерального закона №173-ФЗ не могут служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, включая размер пенсии, на которое рассчиты вало застрахованное лицо до введения в действие нового правого регулирования, в связи с чем назначение пенсии должно производиться независимо от того, выра ботал ли гражданин до дня изменения правового регулирования данный стаж пол ностью или частично. Это означает, что исчисление периодов до 1.01.2002г., зас читываемых в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, произво дится с учетом правил и норм Законодательства, иных нормативных правовых актов, в соответствии с которыми исчислялись общий трудовой и специальный стаж до указанной даты. Продолжительность стажа работы, а также-то обстоятельство, в какой период времени до 1.01.2002г. протекала такая работа значения, не имеют.

Таким образом, в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства РФ, действовавшего на момент приобретения права.

С учетом конституционно-правового смысла, касающегося условий реализации права на пенсионное обеспечение, исчисление продолжительности страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ, имевших место до введения в действие нового пенсионного законодательства, т.е. до 1.01.2002г., может производиться по нормам действовавшего ранее законодательства и утратившего силу ко времени обращения за пенсией.

При этом право на пенсию определяется с учетом и тех нормативных правовых актов, которые утратили силу ранее 31.12.2001г., если они действовали в период работы данного лица и то обстоятельство, что на момент решения вопроса о ее, истицы праве на досрочную пенсию законодательство изменилось, что поставило ее в неравное положение с работниками, выполнявшими аналогичные функции, но вышедшими на пенсию раньше, не должно нарушать ее законно возникшее право.

При таких обстоятельствах отказ истице в назначении досрочной трудовой пенсии суд находит неправомерным.

Доводы ГУ УПФ РФ по Предгорному району противоречат закону, а также конституционным нормам о равенстве всех граждан перед законом и о праве граждан на пенсию.

Иное толкование и применение пенсионного законодательства ответчиком проти воречит закону Конституции РФ, а также принципам разумности и справедливости, применяемым в гражданском законодательстве (ст.6 ГК РФ) повлекло бы ограни чение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в ч.3 ст.55 Конституции РФ целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и в силу ст.55 Конституции Российской Федерации истица не может быть лишена этого права, если позднее принятый нормативный правовой акт не содержит такого положения.

С учетом установленных обстоятельств и исходя из вышеприведенной право вой позиции Конституционного Суда РФ, заявленные истицей периоды подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, поскольку истицей соблюдено условие правила их зачета, выработано не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, в учреждениях, организациях и на должностях, работа на которых дает право на такую пенсию.

В соответствии со ст.19.ФЗ « О трудовых пенсиях в Российской Федерации» №173-ФЗ от 17.12.2001г. пенсия по старости назначается со дня обращения за ней, но не ранее права возникновения на нее.

При таких обстоятельствах суд находит требования истицы обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Согласно ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

Суд считает необходимым взыскать с ответчика в пользу истца затраты по уплате государственной пошлины, за услуги адвоката подтвержденные квитанциями.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск Ермолкиной Т.В. - удовлетворить.

Признать решение № от ДД.ММ.ГГГГ ГУ Управления Пенсионного Фонда РФ Предгорному району об отказе в назначении Ермолкиной Т.В. досрочной трудовой пенсии по старости - незаконным.

Обязать ГУ УПФ РФ по Предгорному району включить в специальный стаж дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости период работы Ермолкиной Т.В. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности воспитателя детского сада № колхоза «Пролетарская воля» Предгорного района.

Обязать ГУ УПФ РФ по Предгорному району назначить Ермолкиной Т.В. досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения с ДД.ММ.ГГГГ

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в течение 10 дней со дня вынесения мотивированного решения суда. Мотивированное решение суда составлено и подписано судьей ДД.ММ.ГГГГ

Судья

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>