Дело № 2 - 652\11 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДД.ММ.ГГГГ Предгорный районный суд Ставропольского края в составе судьи Муравлева А.А., при секретаре Полухиной Ю.В., с участием заявителя Степанова Р.А., предста вителя по ордеру №, удостоверению № Петрушкиной Н.И., главы админист рации Боргустанского сельсовета Предгорного района Холодной Р.Ф., рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Степанова Р.А. к муниципальному образованию Боргустанскому сельсовету Предгорного района, об оспаривании решения органа местного самоуправления, УСТАНОВИЛ: Степанова Р.А. обратился в суд с заявлением об оспаривании решения органа местного самоуправления, указав, что постановлением комиссии по жилищным вопросам администрации Боргустанского сельсовета Предгорного района Ставро польского края он и его семья не были приняты на учет в качестве нуждающиеся в жилом помещении, как не имеющие в собственности жилья, обеспечения общей площадью жилого помещения менее учетной нормы на одного человека, проживающие в сельской местности в рамках реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012г.» Справкой за № от ДД.ММ.ГГГГ его уведомили об отказе в постановке на учет по тем основаниям, что по опросам его родственников, он не проживает и не работает в ст.Боргустанской. Представленные в обоснование снятия его с учета протоколы жилищной комиссии сфальсифицированы. В момент обследования жило го помещения занимаемого его семьей по договору найма он находился на работе, а жена в гостях. Указанный как сын хозяйки Степанов А.И., является на самом деле его отцом и не мог находиться по месту его, заявителя, жительства в указанное в протоколе время и давать пояснения комиссии, так как проживает <адрес>. Тетя Кошик Л.И., у которой он снимает комнату, в указан ное в протоколе время отсутствовала в связи с выездом за пределы ст.Боргустанской. При разрешении вопроса о постановке на учет, о снятии с учета его не известили о времени и месте рассмотрения дела, не выслушали. Просил: признать незаконными протоколы № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ заседания жилищной комиссии администрации Боргустанского сельсовета; Признать незаконными действия жилищной комиссии, администрации Боргустанского сельсовета, выразившиеся в отказе постановки его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, в снятии с учета; Взыскать с администрации Боргустанского сельсовета в его пользу понесенные по делу судебные расходы, госпошлину – 400 руб., затраты за услуги представителя – 20000 руб. В судебном заседании требования поддержал, суду пояснил, что проживал и проживает с семьей по договору найма в доме тети, Кошик Л.И. <адрес>. То, что протоколы сфальсифицированы, подтверждается тем, что указанный в них Смирнов А.И. - не сын его тети Кошик Л.И., а его, заявителя, отец, в ст.Боргустанской не проживает, в указанное в протоколах время находился на работе. О заседаниях жилищной комиссии при решении вопроса о постановке на учет, о снятии с учета, об обследовании проживания его семьи по месту жительства, его ни разу не уведомили. Он во время, указанное протоколах, находился на работе, что подтверждается справками с работы, табелями учета рабочего времени. Ни он, ни члены его семьи своего жилого помещения не имеют, единственная возможность для них получить жилое помещение - в ходе реализации программы обустройства села, однако им незаконно отказали в постановке на учет, незаконно исключили из списка нуждающихся. Глава администрации Боргустанского сельсовета Холодная Р.Ф. требования не признала, суду пояснила, что когда решался вопрос о постановке на учет в каче стве нуждающегося в жилом помещении заявителя не уведомляли, так как решили поставить на учет. Позже при проверке достоверности представленных документов, с выездом комиссии по месту жительства заявителя, установили, что заявитель, его семья по указанному адресу в ст.Боргустанской не проживали, не работали и не про живают, и не работают, проживают в г.Ессентуки. Аудитор Счетной палаты Ставро польского края Шевченко А.С. законность снятия с учета Степанова Р.А. подтвер дил. Степанова Р.А. поставили в известность и перед обращением в Счетную палату и сразу после получения консультации о том, что нарушил закон, поэтому на заседа ние комиссии по жилищным вопросам приглашать его не было необходимости. Администрация сельсовета совместно со специалистом Сельхозуправления по Пред горному району Обуховой Е.В. обращались для получения подтверждения законнос ти постановки на учет и снятия с учета Степанова Р.А. и пришла к выводу, что заявитель при принятии решения о постановке на учет умышленно сообщил и пред ставил недостоверные сведения, о проживании в ст.Боргустанской, ввел комиссию в заблуждение, в связи с чем незаконно был поставлен на учет. По указанным основа ниям в соответствии с приказом Министерства жилищно – коммунального хозяйства строительства и архитектуры № от ДД.ММ.ГГГГ заявитель снят с учета как не проживающий и не работающий на территории ст.Боргустанской. При решении вопроса о снятии с учета, об отказе в постановке на учет, заявителя извещали, однако достоверных доказательств указанному не имеет и суду представить не может. Почему Степанова Р.А. ни разу не вызвали на заседание жилищной комиссии для дачи объяснений, пояснить не может. Свидетель ФИО10, член жилищной комиссии, суду показала, что 21.12.2010г. комиссия выезжала по месту регистрации Степанова Р.А. Из дома вышел мужчина, был похож на других родственников заявителя, подумали, что сын хозяйки дома. Кто был этот мужчина на самом деле, не знает, родственные отношения не устанавливали, документы, удостоверяющие личность, не смотрели. В протоколе указали, что Степанов Р.А. проживает в г.Ессентуки, так, как сказал им мужчина, которого они считали родственником Степанова Р.А., где именно проживает - не знает, не устанавливали. Согласна, что постановление (протокол) жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в постановке на учет как нуждающегося в улучшении жилищных условий Степанова Р.А. вынесено ошибочно, так как Степанов Р.А. уже состоял на учете. Свидетель ФИО11, член жилищной комиссии, суду показала, что в 2009 году выезжали по месту жительства Степанова Р.А., в дом Кошик Л.И. Заходили в дом, видели, что там находятся вещи его семьи. Степанов Р.А. представлял справку, что работает. Согласна, что Степанова Р.А. проверяли по месту жительства в 10 часов, в то время, когда тот мог находиться на работе. В протоколах указали, что Степанов Р.А. проживает в г.Ессентуки, как сказали родственники Степанова Р.А., но не проверяли и не устанавливали, действительно ли это так. Почему в акте неверно указаны характеристика дома - не знает, она - не архитектор. На заседания комиссии Степанова Р.А. приглашали, но тот не пришел, доказательств указанному не имеет и суду представить не может. То, что Степанов А.И. указан сыном хозяйки, считает технической ошибкой. Почему в повестке дня заседания комиссии от ДД.ММ.ГГГГ указан выезд по месту жительства Степанова Р.А., а фактически разрешен вопрос о признании заявителя в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий - объяснить не может. Свидетель ФИО12, член жилищной комиссии, суду показала, что ДД.ММ.ГГГГ выехали по месту жительства Степанова Р.А., его тетя Кошик Л.И. сказала, что Степанова Р.А. нет дома. Почему указали в протоколе, что проживает в г.Ессен туки, не знает, протокол подписала, не читая. По какому адресу проживает в г.Ессентуки и проживает ли, не выясняли. О том, что Степанов Р.А. работает, знали, не уведомили его о приезде специально, комиссия приезжает внезапно. Согласна, что Степанов Р.А. мог находиться в указанное время на работе. В дом не заходили. Вышел мужчина, документы не спросили, решили, что родственник, сын хозяйки. Сняли с учета, так как не нашли дома. Почему Степанова Р.А. не пригласили ни разу на заседание комиссии, объяснить не может. Свидетель ФИО18 суду показала, что Степанов Р.А., его семья и родители заявителя зарегистрированы у нее, так как своего жилого помещения не имеют. Степанов Р.А. проживает в ее доме с 14 лет. И до и после женитьбы, рождения ребенка Степанов Р.А. проживал и проживает у нее. С 2008г. с семьей по договору найма жилого помещения, зарегистрированного в налоговой инспекции по требова нию администрации. Степанов Р.А. работает на птицефабрике. Когда жилищная комиссия приезжала в первый раз в 2009г., то заходила в дом, проверяла, есть ли вещи семьи заявителя в доме, но не отмечала, какую именно комнату, те занимают. В последующие приезды комиссия в дом не заходила. Когда приехала в 2010году, она была дома, сказала, что Степанов Р.А. на работе, а его жена с ребенком боль нице в г.Кисловодск, так как ребенок аллергик. Спросила, показать ли им комнату, которую занимает Степанов Р.А. и какая площадь дома и комнаты. Ответили, что все знают сами. Поэтому в акте и указано, что дом трехкомнатный, площадью - <данные изъяты> м.кв., на самом деле четырехкомнатный – <данные изъяты> кв.м. Протокол комиссии подписан тремя членами комиссии, но приезжали двое, Лохно не было. Степанов А.И., указанный в протоколе как ее сын, на самом деле - муж ее сестры, отец заявителя. Свидетель ФИО5 суду показал, что является мужем сестры ФИО16 В ст.Боргустанской зарегистрирован, но не проживает, бывает редко, так как рабо тает. Во время указанное в протоколе ДД.ММ.ГГГГ находился на работе, за преде лами ст.Боргустанской и никакие пояснения дать членам жилищной комиссии не мог. Выслушав лиц, участвующих в деле, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, материалы жилищной комиссии Боргустанского сельсовета в отношении заявителя, суд приходит к следующему: Согласно ст.40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощ ряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным, указанным в законе гражданам, нуждающимся в жили ще, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. В силу п. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее – нуждаю щиеся в жилых помещениях) в частности лица, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения. Учетная норма площади жилого помещения, из которого определяется уровень обеспеченности гражданина общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, устанавливается органом местного самоуправления (п.4 п.5 ст.50 ЖК РФ). Решением Совета Предгорного муниципального района №52 от 27.06.2006г. на территории Предгор ного района учетная норма на гражданина установлена в - 10 м.кв. Федеральной программой «Социального развития села до 2012г.» Утверждена Постановлением Правительства РФ от 3.12.2002 г. N 858, предусмотрено: «Основ ной целью мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, является обеспечение жильем категорий граждан, не обладающих достаточными собствен ными средствами». Согласно п.п. 3,4 ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждаю щихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет. Согласно общему правилу жилье по договорам социального найма предо ставляется гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. На учет для получения жилья принимается либо вся семья, либо один или несколько членов семьи (например, образовавший свою семью сын нанимателя жилого помещения). Граждане, сохраняющие право на жилое помещение по месту жительства (временное отсутствие), могут быть признаны нуждающимися и приняты на учет по месту жительства (сохраняемого помещения). Данная позиция основана на положениях ст. 71 ЖК РФ, согласно которой временное отсутствие нанимателя, кого-либо из проживающих совместно с ним членов его семьи или всех этих граждан не влечет изменения их прав и обязанностей по договору социального найма. Граждане принимаются на учет по заявлению, поданному в соответствующий орган по месту жительства (ст.51 ЖК РФ). Учет не по месту жительства возможен только в случаях и в порядке, которые установлены законодательством (ст.52 ЖК РФ). Для постановки на учет необходимы документы, подтверждающие право гражданина на признание его нуждающимся в жилье (определение семьи в качестве малоимущей; условия проживания в занимаемом помещении; непригодность помещения для проживания; размер занимаемой площади и проч.). Лиц, принятых на учет, нуждающихся, регистрируют в учетных документах (специальные книга учета, форма списков очередников). Процедура зачисления на учет (выдача расписки в получении документов, жесткие сроки рассмотрения заявле ния о принятии на учет и сопутствующих документов - ч.4 и 5) свидетельствует о придании законодателем данному порядку большого значения. Принятое решение согласно ч.6 ст.52 и ч.3 ст. 54 ЖК РФ обязательно доводится до сведения заявителя: в случае положительного решения - выдачей соответст вующего документа, в случае отрицательного - письменным сообщением (решение) об отказе. На учете нуждающихся в жилых помещениях могут состоять лишь те, кто приз нан таковыми по правилам ст. 49 Кодекса. Если гражданин имеет право состоять на учете по нескольким основаниям, он может выбрать, на какой учет встать (а может состоять на учете по всем основаниям). Как видно, заявитель Степанов Р.А. ДД.ММ.ГГГГ рождения, ДД.ММ.ГГГГ заклю чил брак с Коротаевой А.А. Свидетельство о заключении брака №. От брака имеют ребенка, ФИО14, ДД.ММ.ГГГГ рождения. /л.д. 41-42/. Заявитель, работающий <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ подал в администрацию Боргустанского сельсовета Предгорного района заявление о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, представил требуемые в таких случаях документы./л.д.37-38/. В соответствии с актом обследования материально-бытовых условий, семья заявителя из трех человек проживает по договору найма от ДД.ММ.ГГГГ в частном трехкомнатном доме, площадью <данные изъяты> кв.м. с частичными коммунальными удобствами <адрес>, <адрес>. Принадлежащем на праве собственности ФИО6 Заявитель, члены его семьи своего жилья не имеют, проживают за счет заработной платы заявителя и детских пособий./л.д.43,44-45/. Как следует из договора купли-продажи от <данные изъяты>. жилой дом <адрес>, в котором зарегистрированы и проживает по договору найма заявитель с семьей, принадлежит ФИО6 \л.д.11\. Согласно информации Управления Федеральной регистрационной службы Ставропольского края, справки администрации Боргустанского сельсовета, у заяви теля, членов его семьи в собственности, либо владении недвижимого имущества на территории ст.Боргустанской, Предгорного района, в Предгорном районе, г.Ессентуки Ставропольского края не имеется. /л.д. 46-49/. Статьей 1 Закона Ставропольского края №13 от 16.03.2006г. определен порядок ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма Заявления граждан о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых поме щениях, предоставляемых по договору социального найма, и представленные ими документы, подтверждающие право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, определенные законодательством РФ и (или) законодатель ством Ставропольского края, подаются в органы местного самоуправления поселений и городских округов Ставропольского края и подлежат регистрации в книге регистрации заявлений граждан о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Из единого общего списка формируются отдельные списки граждан, нуждаю щихся в жилых помещениях, по каждой из категорий: малоимущие граждане, признанные по установленным Жилищным кодексом РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма; граждане, имеющие право на получение жилых помещений жилищного фонда Ставропольского края по договорам социального найма в соответствии с законом Ставропольского края; граждане, имеющие право на получение жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации по договорам социального найма в соответствии с законодательством Российской Федерации. Статьей 6 Закона СК №13 от 16.03.2006г. определен порядок признания орга нами местного самоуправления поселений и городских округов Ставропольского края граждан нуждающимися в жилых помещениях в целях реализации права на получение жилищных субсидий на приобретение (строительство) жилья осущест вляется в соответствии со ст.51 ЖК РФ в случае, если законодательством Ставро польского края не установлен иной порядок признания граждан нуждающимися в жилых помещениях в целях реализации права на получение жилищных субсидий на приобретение (строительство) жилья. Решение о признании гражданина нуждающимся в жилом помещении в целях реализации права на получение жилищной субсидии на приобретение (строитель ство) жилья или об отказе в признании его таковым принимается по результатам рассмотрения заявления и иных документов, определяемых нормативными право выми актами Правительства Ставропольского края, органом местного самоуправ ления поселения или городского округа Ставропольского края не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в соответствующий орган. Как видно, на основании протокола жилищной комиссии администрации Боргус танского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ, Решением администрации Боргустанского сельсовета №, № от ДД.ММ.ГГГГ заявитель признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, он и его семья из трех человек включены в список очередности на получение субсидии для улучшения жилищных условий, в рамках реализации федеральной программы «Социальное развитие села до 2012 года». /л.д. 50-52/. Как следует из оспариваемых протоколов заседаний жилищной комиссии адми нистрации Боргустанского сельсовета № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, заявитель по месту регистрации в ст.Боргустанской не проживает и не работает.\л.д.14,15\ Протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ заседания жилищной комиссии администрации Боргустанского сельсовета заявителю в постановке на учет в качестве нуждаю щегося в улучшении жилищных условий на основании приказа Министерства жилищ но-коммунального хозяйства строительства и архитектуры № от ДД.ММ.ГГГГ отказано. При этом в протоколе в качестве повестки заседания комиссии указан выезд по месту жительства заявителя, фактически же разрешен вопрос о постановке заявителя на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.\л.д.16\ Решением жилищной комиссии администрации Боргустанского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ заявитель снят с регистрационного учета по программе «Развитие села до 2012 г.» как не проживающий и не работающий в ст.Боргустанская. Основание - приказ Министерства жилищно-коммунального хозяйства строительства и архитектуры № от ДД.ММ.ГГГГ /л.д. 53/. А постановлением №-п от ДД.ММ.ГГГГ администрации заявителю отказано в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях. /л.д. 54/. Заявитель справкой за № от ДД.ММ.ГГГГ администрации сельсовета извещен об отказе в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, как не проживающий и не работающий в ст.Боргустанской Предгорного района, Ставропольского края.\л.д.13\. Согласно ст.249 ГПК РФ. Обязанности по доказыванию обстоятельств, послу живших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государ ственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государст венных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие). В соответствии со ст. 56 ГПК каждая сторона должна доказать те обстоя тельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возра жений. В отличие от общего правила распределения обязанностей по доказыванию в гражданском процессе по делам, возникающим из публичных правоотношений, обязанность доказывания законности оспариваемых действий (бездействия), реше ний и обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного право вого акта, факта его законности возложена на орган, принявший нормативный право вой акт, органы и лица, чьи действия (бездействие), решения выступают предметом судебной проверки. Данное правило распределения обязанностей по доказыванию введено в интересах более незащищенной стороны (заявителя), поскольку органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, государственные и муниципальные служащие обладают большими возможностями по отстаиванию своей правовой позиции в суде, в том числе и в силу наличия профессиональных знаний. В то же время, заявитель не освобождается от обязанности доказать определенные обстоятельства: на заявителя возложена обязанность доказывания факта нарушения прав и свобод в результате принятия оспариваемого нормативного акта или в результате совершения оспариваемых действий. Суд вправе истребовать доказательства как у должностных лиц, привлеченных к участию в деле, так и у должностных лиц, не привлекаемых к участию в деле, например у вышестоящего в порядке подчиненности должностного лица. Таким образом, исходя из требований ст.ст.249,56 ГПК РФ администрация сельсовета должна доказать те обстоятельства, на основании которых заявителю в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении было отказано, заявитель снят с учета. Таких бесспорных доказательств суду не представлено. Напротив, заявителем представлены факты нарушения его прав и свобод в результате принятия оспариваемого акта совершения оспариваемых действий. Как следует из справки № от ДД.ММ.ГГГГ администрации Боргустанского сельсовета, домовой книги заявитель и члены его семьи зарегистрированы <адрес>.\л.д.12,17-25\ Согласно ст.209 ГК РФ. Собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены Жилищным кодексом (ч. 1 ст. 30 ЖК РФ). Граждане, имеющие на праве собственности жилые помещения, вправе пользоваться ими для личного проживания отдельно или вместе с семьей. К членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетру доспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи (ч. 1 ст. 31 ЖК РФ). Только собственник вправе определять: вселены ли лица, проживающие совместно с собственником в принадлежащем ему на праве собственности жилом помещении на правах членов семьи собственника жилого помещения, а также срок и условия проживания в жилом помещении. Таким образом, ни сам заявитель, ни его семья не могут быть автоматически отнесены к членам семьи собственника жилого помещения. Доказательств того, что заявитель вместе с семьей вселены в качестве членов семьи собственника жилого помещения, суду не представлено. Собственники жилых помещений находящихся в частной, государственной или муниципальной собственности, вправе предоставить во владение и (или) в пользо вание принадлежащие им на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании, а также юридическому лицу на основании договора аренды или на ином законном основании с учетом требований, установленных гражданским жилищным законодательством, при этом договор может быть как устным, так и письменным. (ч. 2 ст. 30 ЖК). По истечении срока пользования жилым помещением, определенного дого вором найма, а также в случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения соответствующее право пользования жилым помещением нани мателя, бывшего члена семьи собственника этого жилого помещения прекращается, если иное не установлено соглашением между собственником и данным бывшим членом его семьи. Как установлено судом и не опровергнуто ответчиком, заявитель, члены его семьи в собственности жилого помещения на территории Ставропольского края не имеют, проживают в жилом помещении по договору найма, членами семьи собственника жилого помещения не являются, сведений о том, что указанным лицам предоставлялся земельный участок для индивидуального жилищного строительства не представлено, в связи с чем относятся к лицам, нуждающимся в жилых помещениях, при этом наличие родственных отношений с собственником жилого помещения, обеспеченность жилым помещением свыше учетной нормы правового значения не имеют, так как жилое помещение принадлежит другому лицу. Как видно, при вынесении оспариваемых протоколов, решений о снятии заяви теля с регистрационного учета, в отказе в его постановке на учет в качестве нуждаю щегося в жилом помещении жилищной комиссией, администрацией сельсовета были грубо нарушены нормы федерального жилищного законодательства. Как следует из показаний свидетелей, членов жилищной комиссии последним неведомо, что за лица, давали им пояснения о не проживании заявителя по месту регистрации. Показания свидетелей ФИО6, ФИО7, что они не могли в указан ное в оспариваемых протоколах время находиться по месту регистрации, житель ства заявителя и давать пояснения членам жилищной комиссии, что члены жилищ ной комиссии не могли осмотреть место жительства заявителя на предмет установ ления факта его проживания, либо не проживания по месту регистрации, не опровер гнуты. Свидетеля ФИО6, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ отсутствовала в ст.Боргустанской подтверждаются проездными билетами Пятигорск – Тайга, Тайга – Пятигорск; свидетеля ФИО7, письмом за № от ДД.ММ.ГГГГ директора ФГУ «Северо-Кавказского строительного управления», табелем учета рабочего времени за декабрь 2010г. \л.д.31-33\ Заявитель согласно трудовой книжке работает трактористом ЗАО Ставропольский бройлер и в указанное в оспариваемых протоколах время не мог находиться по месту жительства, ввиду того, что находился на работе. Указанные обстоятельства подтверждаются табелями учета рабочего времени.\л.д.58-79\ Согласно ст.54 ЖК РФ. Отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждаю щихся в жилых помещениях допускается в случае, если: 1) не представлены предус мотренные ч.4 ст.52 настоящего Кодекса документы; 2) представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; 3) не истек предусмотренный ст.53 настоящего Кодекса срок. Решение об отказе в принятии на учет должно содержать основания такого отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные ч.1 настоящей статьи. На основании ст. 55 ЖК РФ право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 ЖК РФ оснований снятия их с учета. Согласно ч.1 ст.56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающих ся в жилых помещениях в случае: 1) подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета; 2) утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помеще ния по договору социального найма; 3)их выезда на место жительства в другое муни ципальное образование; 4) получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения; 5) предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома; 6) выявления в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет. Администрация в силу положений федерального закона обязана уведомлять о времени и месте слушания дела гражданина, в отношении которого решается вопрос о признании нуждающимся в жилом помещении, о снятии с учета, однако умышленно нарушая законные права заявителя, не уведомила последнего, и вынесла незаконное постановление о снятии заявителя с регистрационного учета в качестве нуждающегося в жилом помещении. Исходя из положений ч.2 ст.56 ЖК РФ решения о снятии с учета граждан в каче стве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основа нии решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные ч.1 ст.56ЖК РФ. Как видно, заявитель уже был поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении постановлением администрации № от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем не было никаких законных оснований, для разрешения вновь вопроса о поста новке на учет, при том, что постановление № не отменено. В нарушение требований закона постановление № от ДД.ММ.ГГГГ. жилищ ной комиссии об отказе в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, и решение от ДД.ММ.ГГГГ. администрации сельсовета о снятии заяви теля с учета содержит ссылку только на приказ № от ДД.ММ.ГГГГ., без ссылок на нормы Жилищного Кодекса Российской Федерации, без изложения обстоятельств, послуживших основанием для снятия заявителя с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, к тому же не подтвержденных достоверными доказательствами. В материалах дела отсутствуют, а также ответчиком не представлено суду доказательств того, что у жилищной комиссии имелись законные основания, предус мотренные ст.56 Жилищного кодекса РФ, для исключения заявителя из списка граждан, имеющих прав на обеспечение жильем. Ссылки жилищной комиссии на проверку и разъяснения специалистов, приказ Министерства строительства и архитектуры СК не могут подменять Законы Российской Федерации. Администрацией не представлено доказательств, подтверждающих, что при постановке на учет заявителем представлены документы, содержащие недостоверные сведения. Как видно жилищные условия, существовавшие на момент принятия заявителя на учет остались неизменными по настоящее время. Указанный акт, как и постановление жилищной комиссии, администрации о пос тановке заявителя на учет никем не оспорены, не признаны недействительными. Данных, что в акте содержатся не соответствующие действительности сведения, не представлено, тогда как в силу прямого указания закона бремя их доказывания возложено на орган местного самоуправления, принявшего оспариваемое решение. Суд с учетом установленных обстоятельств приходит к выводу, что решением общественной комиссии по жилищным вопросам, постановлением администрации сельсовета, которыми заявитель был снят с учета в качестве нуждающегося в улуч шении жилищных условий нарушены права и свободы заявителя гарантированные ему Конституцией, Жилищным кодексом Российской Федерации. Поскольку полномочия по обеспечению жильем граждан, нуждающихся в жилых помещениях, возложены на комиссию по жилищным вопросам, администрацию муниципального образования, следовательно обязанность по восстановлению заявителя в списках нуждающихся в жилых помещениях, надлежит возложить на администрацию муниципального образования. Согласно ст.98 ГПК РФ. Стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. Согласно ст.100 ГПК РФ. Стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах. Суд полагает, что размер возмещения расходов истцу на оплату услуг представителя- 20000руб., подтвержденный квитанцией, подлежит удовлетворению. Руководствуясь ст.ст.194-199,258 ГПК РФ суд, Р Е Ш И Л : Заявление Степанова Р.А. - удовлетворить. Признать незаконными протоколы № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ заседания жилищной комиссии администрации Боргустанского сель совета Предгорного района Ставропольского края. Признать незаконными действия жилищной комиссии, администрации Боргу станского сельсовета Предгорного района Ставропольского края, выразившиеся в отказе в постановке на учет, в снятии с учета Степанова Р.А. в качестве нуждающегося в жилом помещении и обязать в полном объеме восстановить нарушенные права и свободы заявителя. Взыскать с администрации Боргустанского сельсовета Предгорного района в пользу Степанова Р.А. понесенные по делу судебные расходы: госпошлину – 400 руб., затраты за услуги представителя – 20000 рублей. Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в течение десяти дней со дня вынесения мотивированного решения суда. Мотивированное решение суда составлено и подписано судьей 21.07.2011г. Судья <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>