Решение по делу № 2-770/2011



2-770/2011

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

06 сентября 2011 года – Предгорный районный суд Ставропольского края в составе:

Председательствующего судьи Власова Р.Г.,

при секретаре Димоеве М.К.,

с участием:

истца Куличенко Л.Д.,

ответчика Куличенко В.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в ст. Ессентукской гражданское дело по иску Куличенко Л.Д. к Куличенко В.Л. о расторжении договора дарения, исключении записи о регистрации права,

У С Т А Н О В И Л:

Куличенко Л.Д. обратился в суд с заявлением Куличенко В.Л. о расторжении договора дарения и исключении записи о регистрации права, в котором указывает, что ДД.ММ.ГГГГ между ним и ответчиком был заключен договор дарения земельного участка, и жилого дома, расположенных по адресу: <адрес>.

Жилой дом литер А, общей площадью <данные изъяты>, кадастровый номер и земельный участок, площадью <данные изъяты> принадлежали ему на праве собственности, согласно выписки из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок от ДД.ММ.ГГГГ, выданной главой администрации Новоблагодарненского сельсовета Предгорного района, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права серии 26-АЕ от ДД.ММ.ГГГГ и 26-АЕ от ДД.ММ.ГГГГ

Куличенко В.Л. приходится ему сыном и все принадлежащее ему с супругой имущество, он намеревался в дальнейшем подарить своему внуку, у которого имеется семья и двое малолетних детей. Но так как Куличенко В.Л. со своим сыном находятся в неприязненных отношениях, он, с целью примирить их между собой, устно договорился с ответчиком Куличенко В.Л. о том, что с целью поднятия его авторитета в глазах его сына, истец оформляет договор дарения на Куличенко В.Л., с тем условием, что он подарит этот дом и земельный участок своему сыну.

Кроме того, были оговорены при составлении договора дарения, следующие дополнительные условия:

1. Куличенко В.Л. осуществляет уход в необходимом объеме за своими престарелыми родителями, то есть за истцом и своей матерью – инвалидом.

2. Не продавать домовладение, ни при каких условиях, передав его внуку истца.

3. В домовладении не регистрировать (не прописывать) посторонних лиц.

Однако, после заключения договора дарения поведение Куличенко B.Л. изменилось, он не оказывает никакой материальной, моральной помощи своим родителям. Появилась новая гражданская жена, которая имеет в своей собственности 2 дома, и уговорила Куличенко B.Л. еще зарегистрировать в спорном домовладении своего сына. На неоднократные просьбы истца исполнять условленные договоренности, Куличенко B.Л. отвечал грубо, нецензурно, угрожал истцу физической расправой.

Согласно ст. 451 Гражданского кодекса РФ, изменение и расторжение договора дарения возможно в связи с существенными изменениями обстоятельств, когда они изменились настолько, что если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен, или был заключен на значительно отличающихся условиях.

Указывает, что, заключая сделку, не поставил в известность свою супругу, которая по закону является совладельцем, и должна дать свое согласие на заключение сделки дарения. На последнем этапе Куличенко B.Л привез ее в агентство недвижимости, где она, слепая, ничего не понимая, подписала согласие на эту сделку

Так как получены выписки из государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним «О регистрации домовладения и земельного участка» на Куличенко B.Л., возникла необходимость внесения дополнительных требований в исковое заявление, а именно, об исключении записи о государственной регистрации права на земельный участок из единого государственного реестра.

Если бы мог предвидеть, что сын начнет угрожать расправой, не будет оказывать никакой материальной помощи, и при этом будут нарушены материальные права внука, он бы никогда не позволил подписать договор дарения. Его и его слепую супругу обманул ответчик, их сын, ввел в заблуждение, в связи с чем, хочет признать сделку недействительной, как заключенной под воздействием обмана и введения в заблуждение.

Просит суд расторгнуть договор дарения домовладения Литер «А», общей площадью <данные изъяты> и земельного участка, площадью <данные изъяты>., с кадастровым номером , расположенных по адресу: <адрес>, заключенный ДД.ММ.ГГГГ между ним и Куличенко В.Л., вернув стороны в первоначальное положение.

Исключить из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, запись о регистрации земельного участка, общей площадью <данные изъяты> кадастровый номер: ., запись о регистрации домовладения Литер А, общей площадью <данные изъяты>, условный номер объекта: расположенных по адресу: <адрес>.

В судебном заседании Куличенко Л.Д., исковые требования поддержал и просил суд их удовлетворить по основаниям, изложенным в заявлении.

Ответчик Куличенко В.Л., исковые требования не признал и просил суд отказать в их удовлетворении по следующим основаниям.

Пояснил, что своего отца Куличенко Л.Д. и мать Куличенко М.Н., не обманывал и в заблуждение не вводил. Отец добровольно изъявил желание подарить ему дом и земельный участок по адресу: <адрес>. Мать Куличенко М.Н., дала согласие на заключение договора дарения в присутствии нотариуса Курдубановой Г.Е., прекрасно знала и понимала, что Куличенко Л.Д. дарит ему дом и земельный участок, не имела никаких возражений. Договор дарения соответствует всем требованиям закона, заключен в надлежащей форме. Сделка зарегистрирована в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, и он получил свидетельства о праве собственности на жилой дом и земельный участок. Все условия сделки отражены в договоре и никаких дополнительных условий они с отцом не оговаривали. Считает, что он, как собственник домовладения, вправе регистрировать в нем любых лиц по своему усмотрению. Права родителей он не ущемлял, физической расправой не угрожал. Материально помогал своим родителям до заключения договора дарения и по настоящее время продолжает оказывать эту поддержку. Это не было условием при заключении договора дарения и он, как сын, считает своим долгом помогать родителям. Просит суд в удовлетворении иска отказать.

Исследовав материалы дела, выслушав доводы сторон, суд приходит к выводу, что исковые требования Куличенко Л.Д. не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между истцом Куличенко Л.Д. и ответчиком Куличенко В.Л. был заключен договор дарения земельного участка, и жилого дома, расположенных по адресу: <адрес>.

В соответствии со ст. 209 Гражданского кодекса РФ, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам, и не нарушающие права и законные интересы других лиц, в том числе, отчуждать свое имущество в собственность другим лицам.

Собственник не связан волей других лиц в выборе и совершении действий в отношении своего имущества. Круг действий, которые может совершать собственник по реализации принадлежащих ему прав, ограничен лишь рамками, устанавливаемыми законом или иными правовыми актами.

Являясь собственником земельного участка, и жилого дома, расположенных по адресу: <адрес>, Куличенко Л.Д. имел право распорядиться указанным имуществом по своему усмотрению – подарить, продать, завещать и так далее.

В силу ч. 3 ст. 154 Гражданского кодекса РФ, для заключения договора необходимо выражение согласованной воли сторон.

На основании ст. 420 Гражданского кодекса РФ, договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.

Согласно ст. 421 Гражданского кодекса РФ, граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.

Ст. 422 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом или иными правовыми актами, действующим в момент его заключения.

Из ст. 423 Гражданского кодекса РФ следует, что договор, по которому одна сторона обязуется предоставить что-либо другой стороне без получения от нее платы или иного встречного предоставления, признается безвозмездным.

В соответствии со ст. 432 Гражданского кодекса РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах, как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

В силу ст. 434 Гражданского кодекса РФ договор в письменной форме может быть заключен путем составления одного документа, подписанного сторонами.

На основании ст. 572 Гражданского кодекса РФ по договору дарения одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь в собственность либо имущественное право (требование) к себе или третьему лицу либо освобождает или обязуется освободить её от имущественной обязанности перед собой или третьими лицом.

Согласно ч. 2 ст. 574 Гражданского кодекса РФ договор дарения недвижимого имущества подлежит государственной регистрации.

Как следует из договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ, Куличенко Л.Д. подарил, а Куличенко В.Л. принял в дар земельный участок и жилой дом, расположенные по адресу: <адрес>.

Договор, дарителем и одаряемым подписан лично, что сторонами не оспаривается. Куличенко Л.Д., согласен, что имел волеизъявление подарить земельный участок и жилой дом своему сыну Куличенко В.Л.

Из ст. 35 Семейного кодекса РФ следует, что владение, пользование и распоряжение общим имуществом супругов осуществляется по обоюдному согласию супругов. Для совершения одним из супругов сделки по распоряжению недвижимостью и сделки, требующей нотариального удостоверения и (или) регистрации в установленном законом порядке, необходимо получить нотариально удостоверенное согласие другого супруга.

Как бесспорно установлено в судебном заседании, Куличенко М.Н. дала письменное согласие супругу Куличенко Л.Д., подарить сыну Куличенко В.Л., нажитое в браке имущество, состоящее из земельного участка и жилого дома, по адресу: <адрес>.

Согласие Куличенко М.Н. на заключение договора дарения было подписано ДД.ММ.ГГГГ в присутствии нотариуса по Лермонтовскому городскому округу Курдубановой Г.Е.

Договор дарения, заключенный сторонами ДД.ММ.ГГГГ, совершен в письменной форме, подписан сторонами (ст. 434 Гражданского кодекса РФ) и содержит все предусмотренные законом условия: предмет договора (ст. 572 Гражданского кодекса РФ), передача дара (ст. 574 Гражданского кодекса РФ). Наименование и условия договора позволяют четко толковать договор, как договор дарения. Содержание договора однозначно определяет волю Куличенко Л.Д. – подарить (то есть безвозмездно передать) Куличенко В.Л. дом и земельный участок.

Требования ст. 35 Семейного кодекса РФ, при заключении договора также соблюдены.

В силу ст. 574 Гражданского кодекса РФ, договор дарения прошел государственную регистрацию.

В соответствии со ст. 431 Гражданского кодекса РФ при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений.

Из п. 12 договора дарения следует, что договор содержит весь объем соглашений между сторонами в отношении предмета договор, отменяет и делает недействительными все другие обязательства, которые могли быть приняты или сделаны сторонами в любой форме, за исключением настоящего договора.

В пункте 14 договора указано, что стороны подтверждают, что в дееспособности не ограничены, по состоянию здоровья могут самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности, не страдают заболеваниями, препятствующими осознавать суть подписываемого документа, и что у них отсутствуют обстоятельства, вынуждающие совершать настоящий договор.

Договор дарения – безвозмездный договор. Это значит, что за переданное по договору имущество бывший собственник не получает никакого возмещения (ни денежного, ни материального, ни морального).

Таким образом, доводы Куличенко Л.Д. о наличии между ним и ответчиком договоренности о том, что Куличенко В.Н. обязуется осуществлять уход в необходимом объеме за своими престарелыми родителями, ни при каких условиях домовладение не продавать, передав его внуку истца, в домовладении не регистрировать (не прописывать) посторонних лиц, в судебном заседании своего подтверждения не нашли. Эти доводы опровергаются условиями договора, который является безвозмездным, договор дарения не может предусматривать каких-либо обязательств со стороны одаряемого, за исключением обязательства принять дар.

На основании ст. 450 Гражданского кодекса РФ, изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором. По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:

- при существенном нарушении договора другой стороной;

- в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.

Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.

Ст. 451 Гражданского кодекса РФ, предусмотрено существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа. Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.

В материалах дела отсутствуют доказательства, достоверно свидетельствующие о том, что с момента заключения между сторонами оспариваемого договора, обстоятельства изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.

Фактически договор дарения сторонами исполнен. Приняв дом и земельный участок в дар Куличенко В.Л., выполнил условие договора дарения. Договор дарения зарегистрирован в установленном законом порядке и Куличенко В.Л. получил свидетельства о государственной регистрации права собственности на домовладение и земельный участок по адресу: <адрес>.

В силу требований ст. 450 Гражданского кодекса РФ, доводы истца Куличенко Л.Д. о том, что ответчик якобы не выполняет устную договоренность, не могут являться основанием для расторжения договора.

При таких обстоятельствах, суд не находит оснований для расторжения договора дарения домовладения Литер «А», общей площадью <данные изъяты> и земельного участка, площадью <данные изъяты> с кадастровым номером , расположенных по адресу: <адрес>, заключенного ДД.ММ.ГГГГ между Куличенко Л.Д. и Куличенко В.Л.

В исковом заявлении истец указывает, что договор дарения является недействительной сделкой, заключенной под воздействием обмана и введения в заблуждение.

В соответствии со ст. 178 Гражданского кодекса РФ, сделка, совершенная под влиянием заблуждения, имеющего существенное значение, может быть признана судом недействительной по иску стороны, действовавшей под влиянием заблуждения.

Существенное значение имеет заблуждение относительно природы сделки либо тождества или таких качеств ее предмета, которые значительно снижают возможности его использования по назначению. Заблуждение относительно мотивов сделки не имеет существенного значения.

По смыслу приведенной статьи, сделка считается недействительной, если выраженная в ней воля стороны неправильно сложилась вследствие заблуждения и повлекла иные правовые последствия, нежели те, которые сторона действительно имела в виду. Под влиянием заблуждения участник сделки помимо своей воли составляет неправильное мнение или остается в неведении относительно тех или иных обстоятельств, имеющих для него существенное значение, и под их влиянием совершает сделку, которую он не совершил бы, если бы не заблуждался.

В соответствии со ст. 179 Гражданского кодекса РФ, сделка, совершенная под влиянием обмана, может быть признана судом недействительной по иску потерпевшего.

Обман представляет собой умышленное введение другой стороны в заблуждение с целью вступить в сделку. Обман может относиться как к элементам самой сделки, так и к обстоятельствам, находящимся за её пределами, в том числе, к мотивам, если они имели значение для формирования воли участника сделки.

Истцом не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что ответчик при заключении договора дарения его обманул, ввел в заблуждение.

Кроме того, несмотря на доводы Куличенко Л.Д. о том, что договор дарения является недействительной сделкой, истцом требования о признании договора дарения недействительным и о применении последствий недействительности сделки, не заявлялись.

В соответствии со ст. 196 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. Суд может выйти за пределы заявленных требований только в случаях, предусмотренных федеральным законом. Настоящий спор к таким случаям не относится.

В силу ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

По мнению суда, истец не представил суду доказательств в обоснование заявленных исковых требований.

Анализируя представленные доказательства, суд приходит к выводу, что в удовлетворении иска Куличенко Л.Д. следует отказать.

Руководствуясь ст.ст. 192 – 199 ГПК РФ, судья,

Р Е Ш И Л:

Отказать в удовлетворении исковых требований Куличенко Л.Д. к Куличенко В.Л. о расторжении договора дарения домовладения Литер «А», общей площадью <данные изъяты> и земельного участка, площадью <данные изъяты>, с кадастровым номером , расположенных по адресу: <адрес>, заключенного ДД.ММ.ГГГГ между Куличенко Л.Д. и Куличенко В.Л..

Отказать в удовлетворении исковых требований Куличенко Л.Д. к Куличенко В.Л. об исключении из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, записи о регистрации земельного участка, общей площадью <данные изъяты> кадастровый номер: записи о регистрации домовладения Литер А, общей площадью <данные изъяты>, условный номер объекта: , расположенных по адресу: <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в течение десяти дней через Предгорный районный суд.

СУДЬЯ: