Решение по делу № 2-1058/2011



Дело № 2-1058/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

24 ноября 2011 года ст. Ессентукская

Предгорный районный суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Турлаевой Н.И.,

при секретаре судебного заседания Петельгузовой И.С.,

с участием:

истцов Кряженко Н.И., Бурашниковой В.И.,

представителя ответчика администрации Муниципального образования Суворовского сельского совета Антоновой Т.И., действующей на основании доверенности от 23.11.2011 г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Кряженко Н.И., Бурашниковой В.И., третьи лица нотариус по Предгорному нотариальному округу Ставропольского края РФ Серик В.В. к администрации Муниципального образования Суворовского сельского совета о признании имущества наследственным и признании права собственности на наследственное имущество,

УСТАНОВИЛ:

Истцы Кряженко Н.И. и Бурашникова В.И. обратилась в суд с исковым заявлением к администрации Муниципального образования Суворовского сельского совета о признании имущества наследственным и признании права собственности на наследственное имущество.

В обоснование исковых требований истцы указывают, что ДД.ММ.ГГГГ умер отец истцов ФИО3, после смерти которого открылось наследство в виде жилого дома, общей площадью - 45,7 кв.м., хозяйственных построек к нему и земельного участка, площадью - 2400 кв.м., расположенных в <адрес>, в <адрес>.

Истцы указывают, что на основании договора дарения от 26 сентября 2009 года, с нарушением действующего законодательства, указанное имущество от имени умершего было подарено ФИО4 и за ней было зарегистрировано право собственности на него. Правоустанавливающие документы, имевшиеся у ФИО3 на указанное недвижимое имущество, в виде свидетельств о госрегистрации права на жилой дом и земельный участок были погашены УФРС по СК от ДД.ММ.ГГГГ и исключены записи из ЕГРП о его праве собственности.

Истцы ссылаются на то, что 20 января 2010 года, на основании решения Предгорного районного суда, вступившего в законную силу 02 февраля 2010 года, договор дарения от 26 сентября 2009 года указанного имущества на имя ФИО4 был признан недействительным, также была признана недействительной регистрация права собственности на эти объекты недвижимости за ФИО4 и исключена запись о ее собственности из ЕГРП. Вопрос о дальнейшей судьбе и принадлежности указанных объектов, судом не рассматривался.

Истцы ссылаются на то, что при своей жизни ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ совершил завещание, оформленное и удостоверенное администрацией Суворовского сельского совета Предгорного района Ставропольского края, в котором указано, что все его имущество, которое ко дню его смерти окажется принадлежащим наследодателю, где бы таковое не находилось и в чем бы оно не заключалось, в том числе домовладение в <адрес> края, завещает в равных долях Бурашниковой В.И., Кряженко Н.И., ФИО19, ФИО20

Истцы ссылаются на то, что указанные в завещании наследник Шалаев В.И. умер ДД.ММ.ГГГГ, и наследник Папков А.В. тоже умер ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельствами о смерти. Об их кончине завещателю ФИО3 было известно, изменений в завещание не вносилось, подназначение наследников в соответствии со ст. 1121 ГК РФ не указывалось. Других наследников не имеется.

Истцы полагают, что при таких обстоятельствах они являются единственными наследниками в равных долях на открывшееся наследственное имущество, однако документально оформить свои наследственные права во вне судебном порядке не представляется возможным, поскольку в УФРС по СК истцам отказано в восстановлении записи в ЕГРП о праве собственности на вышеуказанные жилой дом и земельный участок за ФИО3, которые ранее были погашены в связи с заключением договора дарения, признанного судом впоследствии недействительным. При этом было разъяснено в устной форме, что никакие регистрационные действия о правах умершего гражданина проводиться не могут, так как регистрация носит заявительный характер, а правоспособность гражданина прекращается его смертью и рекомендовано обращаться в суд с иском о признании этого имущества наследственным.

Истцы указывает, что нотариусом по Предгорному нотариальному округу Серик В.В. им также было отказано в устной форме в выдаче свидетельства о праве на наследство в связи с отсутствием действующих правоустанавливающих документов на это имущество, на имя наследодателя ФИО3 Погашенные свидетельства о госрегистрации его права собственности признаны нотариусом недействительными и также рекомендовано обращаться в суд.

Истцы указывают, что при таких обстоятельствах, именно судебная защита является единственной формой защиты их наследственных прав.

Истцы ссылаются на то, что факт наличия и принадлежности данных объектов недвижимости ФИО3 при его жизни подтверждается свидетельствами о госрегистрации права собственности на них, техпаспортом и кадастровым паспортом жилого дома, кадастровым паспортом земельного участка.

Истцы просят суд признать жилой дом с надворными постройками и земельный участок, расположенный в <адрес> края наследственным имуществом, открывшимся после смерти ФИО3. Признать за ними право общей долевой собственности по 1/2 доле за каждой на жилой дом с постройками в <адрес> края, состоящего из Литер «А» жилой дом, общей площадью 45,7 кв.м, жилой площадью 34,1 кв.м., литер «а» - веранда, литер «Б» - сарай, литер «б» - пристройка, литер «В» - сарай, литер «Г» - сарай, «1» ограждение.

В судебном заседании истцы Кряженко Н.И. и Бурашникова В.И. поддержали требования искового заявления, и просили удовлетворить их, по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика администрации Муниципального образования Суворовского сельского совета - Антонова Т.И., в судебном заседании исковые требования признала и не возражала против их удовлетворения.

Третье лицо нотариус по Предгорному районному нотариальному округу Серик В.В. в судебное заседание не явился, из письменного уведомления усматривается, что просит суд рассмотреть дело без его участия.

С учетом мнения истцов, представителя ответчика, суд считает возможным в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, рассмотреть гражданское дело без участия третьих лиц, не явившихся в судебное заседание и не настаивавших на рассмотрении дела с их участием.

Заслушав доводы истцов, мнение представителя ответчика, исследовав представленные письменные доказательства и оценив эти доказательства с учетом требований закона об их допустимости, относимости и достоверности, как в отдельности, так и их взаимной связи в совокупности, суд считает, что исковые требования Кряженко Н.И. и Бурашниковой В.И. подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно п. 4 ст. 35 Конституции РФ – право на наследство гарантируется.

В соответствии с п. 2 ст. 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или по закону.

Согласно свидетельству о смерти , выданного администрацией Суворовского сельсовета Предгорного района Ставропольского края, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умер ДД.ММ.ГГГГ, о чем составлена запись акта о смерти , от ДД.ММ.ГГГГ.

На основании ст. 1111 ГК РФ, наследование осуществляется по завещанию и по закону.

Из наследственного дела открытого к имуществу ФИО3, умершего ДД.ММ.ГГГГ, усматривается что на основании завещания составленного ДД.ММ.ГГГГ, ФИО3, проживающий в <адрес>, все свое имущество которое ко дню его смерти окажется ему принадлежащим, где бы таковое не находилось и в чем бы оно не заключалось, в том числе домовладение, находящееся в <адрес> края завещал в равных долях Бурашниковой В.И., Кряженко Н.И., Шалаеву В.И., Папкову А.В. Завещание удостоверено Соловьяновой В.Н. управляющей делами администрации Суворовского сельсовета Предгорного района Ставропольского края.

Согласно справке главы администрации Суворовского сельсовета, выданной ДД.ММ.ГГГГ следует, что завещание от имени ФИО3 за от ДД.ММ.ГГГГ до настоящего времени не изменялось и не отменялось.

Из материалов дела усматривается, что наследники указанные в завещании Шалаев В.И., Папков А.В., на момент рассмотрения иска умерли, что подтверждается свидетельствами о смерти, имеющимися в материалах дела.

Судом установлено, а также это усматривается из материалов наследственного дела к имуществу ФИО3, что истцы Кряженко Н.И. и Бурашникова В.И. в установленный законом срок путем подачи заявления нотариусу приняли наследство, открывшееся после смерти своего отца ФИО3, умершего ДД.ММ.ГГГГ.

Кроме того в судебном заседании истцы пояснили, что они фактически приняли наследство, так вступили во владение имущества, принадлежащего умершему наследодателю, приняли меры к его сохранности и содержанию, обрабатывают земельный участок, то есть суд признает что истцы вступили в наследство в установленный законом срок и фактически приняли наследственное имущество, открывшееся после смерти ФИО3

Однако истцы не смогли оформить наследство в виду совершенной сделки договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ, которая на основании вступившего ДД.ММ.ГГГГ в законную силу решения Предгорного районного суда от ДД.ММ.ГГГГ признана судом недействительной, регистрация права собственности за одаряемой также признана недействительной, в связи с чем из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним запись о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним исключена.

Как усматривается из материалов дела, а именно из свидетельства о государственной регистрации права, умершему наследодателю. ФИО3, на основании выписки из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Ессентукским отделением филиала ФГУП «Ростехинвентаризация Федеральное БТИ» по СК, принадлежал на праве собственности жилой дом, площадью 45,7 кв. м., расположенный по адресу: <адрес>.

Из свидетельства о государственной регистрации права следует, что ФИО3, на основании выписки из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок, , выданного главой администрации Суворовского сельсовета <адрес>, принадлежал на праве собственности земельный участок, расположенный по адресу; <адрес>, с Свобода, <адрес>.

Из кадастровой выписки о земельном участке от ДД.ММ.ГГГГ следует, что земельный участок, расположенный в границах участка почтовый адрес ориентира: <адрес>, имеет разрешенное использование для ведения личного подсобного хозяйства и площадь участка составляет 2400 кв.м.

Из кадастрового паспорта здания, следует, что жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, имеет площадь 45,7 кв.м.

Согласно техническому паспорту на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, следует, что жилой дом литер «А» имеет общую площадь 45,7 кв.м., в том числе жилую 34,1 кв.м.

На основании ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежащие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.

В соответствии со ст. 1181 ГК РФ принадлежавшие наследодателю на праве собственности земельный участок или право пожизненного наследуемого владения земельным участком входит в состав наследства и наследуется на общих основаниях, установленных ГК РФ.

Суд пришел к выводу, что жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: <адрес>, являются наследственным имуществом, открывшимся после смерти ФИО3, умершего ДД.ММ.ГГГГ.

На основании ч. 4 ст. 1152 ГК РФ принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.

В данном случае истцы Кряженко Н.И. и Бурашникова В.И. после смерти своего отца ФИО3 вступили в наследство, в установленный законом срок и фактически приняли его.

На основании ч. 1 ст. 1164 ГК РФ при наследовании по закону, если наследственное имущество переходит к двум или нескольким наследникам, и при наследовании по завещанию, если оно завещано двум или нескольким наследникам без указания, наследуемого каждым из них конкретного имущества, наследственное имущество поступает со дня открытия наследства в общую долевую собственность наследников.

В соответствии со ст. 131 ГК РФ право собственности на недвижимое имущество, ограничение этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином Государственном реестре.

В соответствии со ст. 25.2. Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» № 122-ФЗ от 21.07.1997 г., истцы имеют право зарегистрировать за собой на праве общей долевой собственности жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: <адрес>, принадлежащие им на праве наследуемого имущества, открывшегося после смерти ФИО3, умершего ДД.ММ.ГГГГ.

На основании изложенного, руководствуясь ст., ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: <адрес>, наследственным имуществом, открывшимся после смерти ФИО3, умершего ДД.ММ.ГГГГ.

Признать за Кряженко Н.И. и Бурашниковой В.И. по 1/2 доле за каждой вправе общей долевой собственности, на жилой дом, общей площадью 45,7 кв.м., в том числе жилой площадью 34,1 кв.м. и земельный участок, общей площадью 2400 кв.м., расположенные по адресу: <адрес>, в порядке наследования.

Решение суда является основанием для регистрации права собственности в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю Ессентукский межрайонный отдел.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда в течение десяти дней со дня его вынесения.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ – СУДЬЯ: