Решение по делу № 2-1055/2011



2-1055/2011

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

20 декабря 2011 года – Предгорный районный суд Ставропольского края в составе:

Председательствующего судьи Власова Р.Г.,

с участием:

помощника прокурора Предгорного района Ставропольского края Брянской Т.В.,

представителя ответчика отдела образования администрации Предгорного муниципального района – Брагиной О.В., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя ответчика администрации Предгорного муниципального района – Герцевой Н.Д., представившей доверенность от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя ответчика Совета депутатов Предгорного муниципального района - Герцевой Н.Д., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

при секретаре Димоеве М.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в станице Ессентукской гражданское дело по иску прокурора Предгорного района Ставропольского края, в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Предгорного муниципального района Ставропольского края, Совету депутатов Предгорного муниципального Ставропольского края, отделу образования администрации Предгорного муниципального района о понуждении к совершению действий,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Предгорного района Ставропольского края, в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с заявлением к администрации Предгорного муниципального района Ставропольского края, Совету депутатов Предгорного муниципального Ставропольского края, отделу образования администрации Предгорного муниципального района о понуждении к совершению действий, в котором указывает, что прокуратурой Предгорного района в соответствии с заданием прокуратуры Ставропольского края проведена проверка исполнения требований законодательства в сфере обеспечения прав и законных интересов детей на доступное бесплатное дошкольное образование.

Установлено, что в Предгорном районе функционируют 23 муниципальных детских дошкольных учреждений. Учредителем МДОУ является администрация Предгорного муниципального района. Функции и полномочия учредителя осуществляет отдел образования администрации Предгорного муниципального района.

Согласно информации администрации Предгорного муниципального района фактическая наполняемость МДОУ превышает максимальную наполняемость детьми либо является предельной по всем МДОУ района.

Максимальная наполняемость детьми по всем МДОУ Предгорного района в совокупности составляет 2506 мест. Фактически все МДОУ района по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ посещало 2397 детей, на ДД.ММ.ГГГГ – 2585 детей, на ДД.ММ.ГГГГ – 2653 ребенка.

Согласно информации администрации Предгорного муниципального района с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время на территории района открыто 7 дополнительных групп в МДОУ. ДД.ММ.ГГГГ начата реконструкция начальной школы <адрес> под детский сад (70 мест). Во исполнение постановления администрации Предгорного муниципального района от 08.07.2011 г. № 1487 «Об открытии групп с 10-ти часовым пребыванием детей на базе общеобразовательного и дошкольных образовательных учреждений Предгорного муниципального района» с ДД.ММ.ГГГГ планируется открыть четыре группы с 10-ти часовым пребыванием детей на 80 мест.

Вместе с тем, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в очереди на предоставление права получения образования в дошкольном образовательном учреждении состоит 1932 ребенка в возрасте до 6 лет, что свидетельствует о недостаточном количестве мест в дошкольных образовательных учреждениях района и растущей потребности в создании дополнительных групп для детей в МДОУ.

Ст. 43 Конституции РФ предусмотрено, что за каждым гражданином закрепляется право на образование, гарантирует общедоступность и бесплатность получения дошкольного образования в муниципальных образовательных учреждениях.

В соответствии с преамбулой Закона РФ «Об образовании» от 10.07.1992 г. № 266-1 право на образование является одним из основных конституционных прав граждан РФ.

Согласно ч. 2 ст. 4 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 № 124-ФЗ государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана на поддержке семьи в целях обеспечения воспитания, отдыха и оздоровления детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе.

В соответствии с п. 3 ст. 2 Закона РФ «Об образовании» от 10.07.1992 № 266-1 государственная политика в области образования основывается на принципе общедоступности образования (ст. 2 Закона РФ «Об образовании»).

Государство обеспечивает гражданам право на образование путем создания системы образования и соответствующих социально-экономических условий для получения образования. Государство гарантирует гражданам общедоступность дошкольного образования в муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов (части 2 и 3 ст. 5 Закона РФ «Об образовании»).

В соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 9 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» программа дошкольного образования отнесена к основным общеобразовательным программам.

Пункт 2 ч. 1 ст. 31 Закона РФ «Об образовании» и ст. 15 Федерального закона № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», организацию предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования относят к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов.

Оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами, финансирование мероприятий по созданию здоровых и безопасных условий труда и учебе относится к компетенции образовательного учреждения на основании ст. ст. 32, 51 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании». При этом деятельность МДОУ финансируется учредителем из бюджета района в соответствии с договором между учредителем и МДОУ.

Учредителем всех МДОУ является Предгорный муниципальный район в лице отдела образования администрации Предгорного муниципального района.

Для открытия дополнительных мест в МДОУ Предгорного муниципального района необходимо запланировать и включить в бюджет Предгорного района на 2012 год соответствующее финансирование вышеуказанных мероприятий.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», к вопросам местного значения муниципального района относятся формирование, утверждение, исполнение бюджета муниципального района и контроль за исполнением данного бюджета.

Утверждение местного бюджета, согласно п. 2 ч. 10 ст. 35 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», находится в исключительной компе­тенции представительного органа муниципального образования.

ДД.ММ.ГГГГ прокурором Предгорного района внесено представление в адрес главы администрации Предгорного муниципального района об устранении нарушений законодательства о дошкольном образовании и необходимости расширения сети дошкольных образовательных учреждений. Согласно ответу на которое, администрацией Предгорного муниципального района принимаются определенные меры по увеличению количества мест в дошкольных образовательных учреждениях, однако меры, предпринимаемые администрацией Предгорного муниципального района, недостаточны.

Так, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, в очереди на предоставление права получения образования в дошкольном образовательном учреждении состояло 1524 детей, а по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ – 1932 ребенка. Указанный факт свидетельствует об увеличении потребности населения в дошкольных образовательных учреждениях.

В Предгорном районе принята и действует районная целевая программа «Развитие сети образовательных учреждений Предгорного района на период до 2020 года», утвержденная постановлением главы администрации Предгорного муниципального района от 05.08.2009 № 1797, в соответствии с которой, строительство новых дошкольных образовательных учреждений в районе запланировано не ранее 2015-2018 годов. Мероприятия по реконструкции начальной школы <адрес> под детский сад (70 мест) финансируются из бюджета муниципального района ненадлежащим образом.

Так, согласно приложению к районной целевой программе «Развитие сети образовательных учреждений Предгорного района на период до 2020 года», утвержденной постановлением главы администрации Предгорного муниципального района от 15.06.2010 № 1394, в ДД.ММ.ГГГГ году на реконструкцию начальной школы <адрес> предусмотрено выделение районным бюджетом <данные изъяты> тыс. рублей, а фактически выделено – <данные изъяты> тыс. рублей.

Дефицит дошкольных образовательных учреждений в Предгорном районе существенно нарушает законные права и интересы детей, гарантированные Конституцией РФ. Данное обстоятельство влечет невыполнение основных направлений государственной политики по охране материнства и детства в части обеспечения полноценного воспитания, подготовки детей к полноценной жизни в обществе.

Определить перечень лиц, права которых нарушены, не представляется возможным, поскольку круг детей, состоящих в очереди на получение места в МДОУ Предгорного района и их родителей нестабилен, постоянно изменяется и дополняется. Кроме этого, количество нуждающихся в местах в детских садах – величина непостоянная, т.к. определение ребенка в МДОУ является правом родителей. Следовательно, на момент предъявления иска невозможно конкретизировать перечень граждан-родителей, которые могут воспользоваться предоставленным им правом.

Указанные обстоятельства являются основанием предъявления иска прокурором Предгорного района в порядке ст. 45 ГПК РФ, в интересах неопределенного круга лиц (детей, состоящих в очереди на получение места в дошкольное учреждение, а также детей, которые обладают таким правом) в связи с их несовершеннолетним возрастом, в силу которого они не могут самостоятельно защищать нарушенное право на благоприятные условия процесса воспитания.

Просит суд обязать администрацию Предгорного муниципального района, Совет депутатов Предгорного муниципального района, отдел образования администрации Предгорного муниципального района принять меры к открытию 1932 дополнительных мест в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях с учетом потребностей населения.

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ, установить ответчикам срок для совершения вышеуказанных действий.

В судебном заседании помощник прокурора Предгорного района Ставропольского края Брянская Т.В., исковые требования поддержала и просила суд их удовлетворить по основаниям, изложенным в заявлении, уточнив исковые требования в части установления ответчикам срока для принятия мер к открытию дополнительных мест в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях с учетом потребностей населения, просила суд обязать администрацию Предгорного муниципального района, Совет депутатов Предгорного муниципального района, отдел образования администрации Предгорного муниципального района принять меры к открытию 1932 дополнительных мест в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях с учетом потребностей населения, установив следующие сроки исполнения: открыть дополнительно 500 мест – в срок до ДД.ММ.ГГГГ, 500 мест – до ДД.ММ.ГГГГ, 932 места – до ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель ответчиков администрации Предгорного муниципального района, Совета депутатов Предгорного муниципального района – Герцева Н.Д., исковые требования не признала и просила суд отказать в их удовлетворении пояснив, что в силу ограниченного бюджета строительство МДОУ, так быстро невозможно. Министерством финансов Ставропольского края утвержден определенный порядок формирования бюджета. На сегодняшний день формирование бюджета на ДД.ММ.ГГГГ год находиться в стадии принятия. Финансовых средств, выделенных на Предгорный район не достаточно для строительств МДОУ для такого количества детей. Строительство МДОУ возможно только при финансовой поддержке Предгорного района.

Представитель ответчика отдела образования администрации Предгорного муниципального района – Брагина О.В., исковые требования не признала и просила суд отказать в их удовлетворении в связи с коротким сроком исполнения требований истца по принятию мер к открытию 1932 дополнительных мест в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях, пояснив, что строительство детских садов в ст. Ессентукской и в ст. Суворовской планируется в ближайшее время. В настоящее время это невозможно, так как нет финансовой поддержки. Планируется постройка МДОУ на 150 мест в ст. Суворовской и на 200 мест в ст. Ессентукской. Очередность мест составляет 1932 места, в прошлом году 1500 мест. Увеличение очередности на дошкольные учреждения по сравнению с прошлым годом произошло в связи с ростом рождаемости.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению, по следующим основаниям.

Установлено, что в Предгорном районе функционируют 23 муниципальных детских дошкольных учреждений. Учредителем МДОУ является администрация Предгорного муниципального района. Функции и полномочия учредителя осуществляет отдел образования администрации Предгорного муниципального района.

Согласно информации администрации Предгорного муниципального района фактическая наполняемость МДОУ превышает максимальную наполняемость детьми либо является предельной по всем МДОУ района.

Отдел образования администрации Предгорного муниципального района осуществляет общий учет детей, нуждающихся в услугах дошкольного образования.

Согласно информации администрации Предгорного муниципального района от 17.10.2011 г. № 01-6-2611, с 2009 года по настоящее время на территории Предгорного района открыто 7 дополнительных групп в МДОУ. В 2011 году начата реконструкция начальной школы <адрес> под детский сад (70 мест). Во исполнение постановления администрации Предгорного муниципального района от 08.07.2011 г. № 1487 «Об открытии групп с 10-ти часовым пребыванием детей на базе общеобразовательного и дошкольных образовательных учреждений Предгорного муниципального района» с января 2012 года планируется открыть четыре группы с 10-ти часовым пребыванием детей на 80 мест.

Вместе с тем, согласно таблице составленной администрацией Предгорного муниципального района, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в очереди на предоставление права получения образования в дошкольном образовательном учреждении состоит 1932 ребенка в возрасте до 6 лет.

Таким образом, количество мест в МДОУ не соответствует потребностям населения, что свидетельствует о недостаточном количестве мест в дошкольных образовательных учреждениях района и растущей потребности в создании дополнительных групп для детей в МДОУ.

Для детей, проживающих на территории Предгорного муниципального района и состоящих на учете в отделе образования администрации Предгорного муниципального района необходимо открыть 1932 дополнительных места в МДОУ.

Ст. 43 Конституции РФ, закрепляет за каждым право на образование и гарантирует общедоступность дошкольного образования в муниципальных образовательных учреждениях.

Важнейшей функцией РФ как социального государства является обеспечение права каждого на образование, в том числе дошкольное, общедоступность и бесплатность которого в государственных или муниципальных образовательных учреждениях гарантируется (ч. 1, 2 ст. 43 Конституции РФ) на основе конституционного принципа юридического равенства.

В соответствии с преамбулой Закона РФ «Об образовании» № 266-1 от 10.07.1992 г., право на образование является одним из основных конституционных прав граждан Российской Федерации.

Согласно ч. 2 ст. 4 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» № 124-ФЗ от 24.07.1998, государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана на поддержке семьи в целях обеспечения воспитания, отдыха и оздоровления детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе.

Государственная политика в области образования основывается на принципе общедоступности образования (ст. 2 Закона РФ «Об образовании»).

В силу ч. 2, ч. 3 ст. 5 Закона РФ «Об образовании» № 266-1 от 10.07.1992 г., государство обеспечивает гражданам право на образование путем создания системы образования и соответствующих социально-экономических условий для получения образования. Государство гарантирует гражданам общедоступность дошкольного образования в муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов.

Программы дошкольного образования отнесены к основным общеобразовательным программам (ч. 3 ст. 9 Закона РФ «Об образовании»).

В соответствии с ч. 3 ст. 18 Закона РФ «Об образовании» сеть дошкольных образовательных учреждений действует для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье.

Пункт 2 ч. 1 ст. 31 Закона РФ «Об образовании» и ст. 15 Федерального закона № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», организацию предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования относят к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов.

Оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами, финансирование мероприятий по созданию здоровых и безопасных условий труда и учебе относится к компетенции образовательного учреждения на основании ст. ст. 32, 51 Закона РФ от 10.07.1992 № 266-1 «Об образовании». При этом деятельность МДОУ финансируется учредителем из бюджета района в соответствии с договором между учредителем и МДОУ.

Учредителем всех МДОУ является Предгорный муниципальный район в лице отдела образования администрации Предгорного муниципального района, в связи с чем, суд считает, что обязанность по организации дополнительных мест в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях должна быть возложена как на администрацию Предгорного муниципального района, так и на отдел образования администрации Предгорного муниципального района.

Для открытия дополнительных мест в МДОУ Предгорного муниципального района необходимо запланировать и включить в бюджет Предгорного района на 2012 год соответствующее финансирование указанных мероприятий. П. 1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», к вопросам местного значения муниципального района относятся формирование, утверждение, исполнение бюджета муниципального района и контроль за исполнением данного бюджета.

Согласно п. 2 ч. 10 ст. 35 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», утверждение местного бюджета, находится в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования, в связи с чем, суд считает, что и на Совет депутатов Предгорного муниципального района должна быть возложена обязанность по принятию мер, связанных с обеспечением детей местами в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях.

Дефицит дошкольных образовательных учреждений в Предгорном районе существенно нарушает законные права и интересы детей, гарантированные Конституцией РФ. Данное обстоятельство влечет невыполнение основных направлений государственной политики по охране материнства и детства в части обеспечения полноценного воспитания, подготовки детей к полноценной жизни в обществе.

Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ прокурором Предгорного района внесено представление в адрес главы администрации Предгорного муниципального района об устранении нарушений законодательства о дошкольном образовании и необходимости расширения сети дошкольных образовательных учреждений.

Согласно ответу администрации Предгорного муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ , администрацией принимаются определенные меры по увеличению количества мест в дошкольных образовательных учреждениях, однако меры, предпринимаемые администрацией Предгорного муниципального района, недостаточны.

Так, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, в очереди на предоставление права получения образования в дошкольном образовательном учреждении состояло 1524 детей, а по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ – 1932 ребенка.

Указанный факт свидетельствует об увеличении потребности населения в дошкольных образовательных учреждениях.

Вместе с тем, в Предгорном районе принята и действует районная целевая программа «Развитие сети образовательных учреждений Предгорного района на период до 2020 года», утвержденная постановлением главы администрации Предгорного муниципального района от 05.08.2009 г. № 1797, в соответствии с которой, строительство новых дошкольных образовательных учреждений в районе запланировано не ранее 2015-2018 годов. Мероприятия по реконструкции начальной школы <адрес> под детский сад (70 мест) финансируются из бюджета муниципального района ненадлежащим образом, что подтверждается приложением к районной целевой программе «Развитие сети образовательных учреждений Предгорного района на период до 2020 года», утвержденной постановлением главы администрации Предгорного муниципального района от 15.06.2010 г. № 1394.

В 2011 году на реконструкцию начальной школы <адрес> предусмотрено выделение районным бюджетом <данные изъяты> тыс. рублей, а фактически выделено – <данные изъяты> тыс. рублей.

Суд, с учетом реальных возможностей органов местного самоуправления, считает необходимым, в силу требований ст. 204 ГПК РФ, определить срок исполнения решения суда и установить следующие сроки исполнения решения суда: открыть дополнительно 500 мест – в срок до ДД.ММ.ГГГГ, 500 мест – до ДД.ММ.ГГГГ, 932 места – до ДД.ММ.ГГГГ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 206 ГПК РФ, судья,

Р Е Ш И Л:

Удовлетворить исковые требования прокурора Предгорного района Ставропольского края в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Предгорного муниципального района Ставропольского края, Совету депутатов Предгорного муниципального Ставропольского края, отделу образования администрации Предгорного муниципального района о понуждении к совершению действий:

- Обязать администрацию Предгорного муниципального района, Совет депутатов Предгорного муниципального района, отдел образования администрации Предгорного муниципального района принять меры к открытию 1932 дополнительных места в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях с учетом потребностей населения, для детей, проживающих на территории Предгорного муниципального района Ставропольского края.

Определить срок исполнения решения суда и установить следующие сроки исполнения решения суда: открыть дополнительно 500 мест – в срок до ДД.ММ.ГГГГ, 500 мест – до ДД.ММ.ГГГГ, 932 места – до ДД.ММ.ГГГГ.

В силу ст. 206 ГПК РФ, разъяснить ответчикам последствия неисполнения данного решения в установленные в нем сроки.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в течение десяти дней.

СУДЬЯ: