№ 2-1188/2011 г. РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ст. Ессентукская 21 декабря 2011 г. Предгорный районный суд Ставропольского края в составе судьи Муравлева А.А., при секретаре Полухиной Ю.В., с участием представителя заявителя помощника прокурора Предгорного района Гриценко А.С., представителя администрации Ессентукского сельсовета по доверенности Кавалеристовой Я.В., рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Предгорного района Ставропольского края о признании незаконным бездействий главы администрации Ессентукского сельсовета Предгорного района, УСТАНОВИЛ: И.о. прокурора <адрес> Бондарев П.В. в порядке ст. 45 ГПК РФ в защиту неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия гла вы администрации Ессентукского сельсовета <адрес>, указав, что в ходе проведенной прокуратурой <адрес> проверкой выявлены нарушения исполнения органами местного самоуправления требований законодательства о социальной защите инвалидов, не созданы условия инвалидам для удовлетворения минимальных потребностей, в частности беспрепятственного доступа в здание администрации Ессентукского сельсовета так вход в здание не оборудован пандусом. В результате бездействия администрации, выраженном в непринятии мер, нап равленных на реконструкцию здания в связи с необходимостью обустройства входа в здание пандусом, нарушены права инвалидов на беспрепятственное пользование объектами социальной инфраструктуры. Данные нарушения носят длящийся характер. В целях восстановления нарушенных прав инвалидов и во исполнение действующего законодательства, вход в здание администрации необходимо оборудовать пандусом в соответствии с требованиями технических регламентов. Просит признать бездействие администрации, выраженное в непринятии мер, направленных на реконструкцию здания в связи с необходимостью обустройства входа в здание пандусом, незаконным, обязать ответчика в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить беспрепятственный доступ в здание администрации путем сооружения пандуса при входе в здание, разработав для этого проектную документацию на реконструкцию здания. В судебном заседании помощник прокурора <адрес> поддержал требования по изложенным в заявлении основаниям, суду пояснил, что доводы адми нистрации об отсутствии средств на обустройство пандуса это проблема не населе ния, инвалидов на территории поселения, а администрации, которая должна пост роить работу так, чтобы соответствующие средства были в бюджете поселения. Представитель администрации Ессентукского сельсовета возражая против удов летворения требований, суду пояснила, что в здании наряду с администрацией нахо дятся и другие учреждения. Средств на обустройство пандуса в администрации нет. Выслушав заявителя, представителя администрации, изучив материалы дела, суд считает, что требования заявления подлежат удовлетворению. Исходя из того, что в силу прямого указания закона обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государст венной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государст венных и муниципальных служащих возлагаются на органы лиц принявших оспари ваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие) ч.1 ст.249 ГПК РФ, администрация Ессентукского сельсовета не доказала законность своего бездействия неисполнением Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ» от ДД.ММ.ГГГГ №181-ФЗ. В соответствии с ч.1 ст.15 Федерального закона «О социальной защите инва лидов в РФ» от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ, органы мастного самоуправления и органи зации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспре пятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, обществен ным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооруже ниям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для бес препятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугород ным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пас сажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспе чивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации). Настоящий Федеральный закон определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации. Как видно проверкой проведенной прокуратурой <адрес>, установ лено, что вход в здание в котором находится администрация МО Ессентукского сель совета не оборудован пандусом, условия инвалидам для удовлетворения минималь ных потребностей, в частности беспрепятственного доступа в администрацию не созданы. Ссылки администрации, в обоснование допущенного со своей стороны бездей ствия на ч. 2 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-кз «Об обеспече нии беспрепятственного доступа инвалидов и других малогабаритных групп населе ния к информации, объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструк тур» согласно которой, при разработке проектной документации на реконструкцию и капитальный ремонт зданий и сооружений должны предусматриваться все необхо димые мероприятия по обеспечению жизнедеятельности инвалидов и других мало мобильных групп населения в соответствии с требованиями нормативных докумен тов, а также информация главы администрации от ДД.ММ.ГГГГ №, что в случае подготовки проектной документации на реконструкцию и капитальный ремонт здания администрации, будет предусмотрено обустройство входа в здание пандусом, не могут быть приняты судом. Частью 5 ст.15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов» от 24.11. 1995г. № 181-ФЗ определено, что в случаях, когда действующие объекты невоз можно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвали дов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов. Государственные и муниципальные расходы на разработку и производство тран спортных средств с учетом нужд инвалидов, приспособление транспортных средств, средств связи и информации для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами, создание условий инвалидам для беспрепятствен ного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфра структур осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней. Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящиеся к государственным и муниципальным расходам, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации. Во исполнение требований ст. 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов» от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ разработана и действует система нормативных документов в строительстве. Основными документами в системе указанных нормативных документов являются: - Свод правил по проектированию и строительству «Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посети телей», принятых постановлением Госстрой РФ от ДД.ММ.ГГГГ №; Строительные нормы и правила Российской Федерации «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», принятых постановлением Госстроя РФ от 16.07. 2001г. № и введенных в действие с ДД.ММ.ГГГГ (СП 31-102-99 и СНиП 35-01-2001). К СНиП 35-01-2001 разработаны следующие своды правил: СП 35-101-2001 «Проектирование зданий и сооружений с учетом доступности для маломобильных групп населения. Общие положения»; СП 35-102-2001 «Жилая среда с планиро вочными элементами, доступными инвалидам»; СП 35-103-2001 «Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным посетителям»; СП 35-104-2001 «Здания и помещения с местами труда для инвалидов». Согласно ст.14 Федерального закона « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ 3) владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; 10) создание условий для обеспечения жителей поселения услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания; 20) утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, раз решений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, рекон струкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, располо женных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроитель ного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель поселения; Статье 17 Федерального закона « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ, определено, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают следующими полномочиями: 3) создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также формирование и размещение муниципального заказа; 6) принятие и организация выполнения планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципального образования, а также организация сбора статистических показателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферы муниципального образования, и предоставление указанных данных органам государственной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; 9) иными полномочиями в соответствии с настоящим Федеральным законом, уставами муниципальных образований. Доводы администрации, о том, что в ходе будущего ремонта здания админист рации будет предусмотрено строительство пандуса не могут быть приняты судом. Как видно с момента вступления в силу Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ» от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ, прошло более 15 лет, суд считает указанный срок более чем достаточным для реализации его в части создания благоприятной среды инвалидом, и приходит к выводу, что бездействием главы администрации Ессентукского сельсовета, нарушаются законные интересы, права инвалидов на беспрепятственное пользование объектами социальной инфраструктуры, нарушения носят длящийся характер, в связи с чем, требования и.о. прокурора <адрес> подлежат удовлетворению. Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Заявление и.о. прокурора Предгорного района Ставропольского края Бондарева П.В. – удовлетворить. Признать незаконным бездействие главы администрации Ессентукского сель совета Предгорного района Ставропольского, выразившееся в непринятии мер, направленных на реконструкцию здания в котором располагается администрация обустройство входа в здание пандусом. Обязать администрацию Ессентукского сельсовета Предгорного района Ставро польского в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить беспрепятственный доступ в здание администрации путем сооружения пандуса при входе в здание, разработав для этого проектную документацию на реконструкцию здания. Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в течение десяти дней со дня вынесения. Судья
1. К вопросам местного значения поселения относятся: