№ 2-1204/2011 г. РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ст. Ессентукская 28 декабря 2011 г. Предгорный районный суд Ставропольского края в составе судьи Муравлева А.А., при секретаре Полухиной Ю.В., с участием представителя заявителя помощника прокурора Предгорного района Гриценко А.С., рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Предгорного района Ставропольского края о признании незаконным бездействия главы администрации Нежинского сельсовета Предгорного района, УСТАНОВИЛ: И.о. прокурора Предгорного района Ставропольского края Бондарев П.В. в порядке ст. 45 ГПК РФ в защиту неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия администрации Нежинского сельсовета Предгорного района Ставропольского края, указав, что в ходе проведенной прокуратурой Предгорного района проверкой выявлены нарушения исполнения органами местного самоуправления требований законодательства о социальной защите инвалидов, не созданы условия инвалидам для удовлетворения минимальных потребностей, в частности беспрепятственного доступа в здание администрации Нежинского сельсовета так вход в здание не оборудован пандусом. В результате бездействия администрации, выраженном в непринятии мер, нап равленных на реконструкцию здания в связи с необходимостью обустройства входа в здание пандусом, нарушены права инвалидов на беспрепятственное пользование объектами социальной инфраструктуры. Данные нарушения носят длящийся характер. В целях восстановления нарушенных прав инвалидов и во исполнение действующего законодательства, вход в здание администрации необходимо оборудовать пандусом в соответствии с требованиями технических регламентов. Просил признать бездействие администрации, выраженное в непринятии мер, направленных на реконструкцию здания в связи с необходимостью обустройства входа в здание пандусом, незаконным, обязать ответчика в срок до 1.03.2012 обеспечить беспрепятственный доступ в здание администрации путем сооружения пандуса при входе в здание, разработав для этого проектную документацию на реконструкцию здания. В судебном заседании помощник прокурора Предгорного района, требования уточнил указав, что в данном случае подразумевается бездействие именно главы администрации поселения, срок для обустройства пандуса полагает возможным определить до 1.04.2012г., уточненные требования поддержал по изложенным в заявлении основаниям. Администрация Нежинского сельсовета в суд не явилась, надлежаще извещена, об уважительности причин неявки суд не уведомила, суд с учетом мнения предста вителя заявителя, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц. Выслушав представителя заявителя, изучив материалы дела, суд считает, что требования заявления подлежат удовлетворению. В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему. К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности (ст. 255 ГПК РФ). Исходя из того, что в силу прямого указания закона обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государствен ной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на органы лиц принявших оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие) ч.1 ст.249 ГПК РФ обязанность по доказыванию законности оспариваемого заявителем решения возложена именно на государственный орган либо лицо действия (бездействие) которого обжалуются, администрация возражая на заявленные требования, должна представить суду доказательства исполнения Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24.11.1995 г. №181-ФЗ, либо, что неисполнением указанного Закона, не нарушаются права и законные интересы инвалидов, лиц с ограниченными возможностями. Однако, таких доказательств суду не представлено. В соответствии с ч.1 ст.15 Федерального закона «О социальной защите инва лидов в РФ» от 24.11.1995г. № 181-ФЗ, органы мастного самоуправления и органи зации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспре пятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, обществен ным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооруже ниям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для бес препятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугород ным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пас сажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспе чивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации). Настоящий Федеральный закон определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации. Как видно проверкой проведенной прокуратурой Предгорного района, установ лено, что вход в здание в котором находится администрация МО Нежинского сель совета не оборудован пандусом, условия инвалидам для удовлетворения минималь ных потребностей, в частности беспрепятственного доступа в администрацию не созданы. Частью 5 ст.15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов» от 24.11. 1995г. № 181-ФЗ определено, что в случаях, когда действующие объекты невоз можно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвали дов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов. Государственные и муниципальные расходы на разработку и производство тран спортных средств с учетом нужд инвалидов, приспособление транспортных средств, средств связи и информации для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами, создание условий инвалидам для беспрепятствен ного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфра структур осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней. Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящиеся к государственным и муниципальным расходам, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации. Во исполнение требований ст. 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов» от 24.11.1995г. № 181-ФЗ разработана и действует система нормативных документов в строительстве. Основными документами в системе указанных нормативных документов являются: - Свод правил по проектированию и строительству «Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посети телей», принятых постановлением Госстрой РФ от 29.11.1999г. №73; Строительные нормы и правила Российской Федерации «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», принятых постановлением Госстроя РФ от 16.07. 2001г. № 73 и введенных в действие с 1.09.2001г. (СП 31-102-99 и СНиП 35-01-2001). К СНиП 35-01-2001 разработаны следующие своды правил: СП 35-101-2001 «Проектирование зданий и сооружений с учетом доступности для маломобильных групп населения. Общие положения»; СП 35-102-2001 «Жилая среда с планиро вочными элементами, доступными инвалидам»; СП 35-103-2001 «Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным посетителям»; СП 35-104-2001 «Здания и помещения с местами труда для инвалидов». Согласно ст.14 Федерального закона « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6.10.2003г. №131-ФЗ 3) владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; 10) создание условий для обеспечения жителей поселения услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания; 20) утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, раз решений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, рекон струкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, располо женных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроитель ного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель поселения; Статье 17 Федерального закона « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6.10.2003г. №131-ФЗ, определено, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают следующими полномочиями: 3) создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также формирование и размещение муниципального заказа; 6) принятие и организация выполнения планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципального образования, а также организация сбора статистических показателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферы муниципального образования, и предоставление указанных данных органам государственной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; 9) иными полномочиями в соответствии с настоящим Федеральным законом, уставами муниципальных образований. Доводы администрации, о том, что на территории поселения нет инвалидов колясочников не могут быть приняты судом, поскольку исполнение Закона в части создания благоприятной среды инвалидам, не ставится в зависимость от наличия или отсутствия на территории конкретного поселения инвалидов вообще и инвалидов колясочников в частности. Как видно с момента вступления в силу Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24.11.1995г. № 181-ФЗ, прошло более 15 лет, суд считает указанный срок более чем достаточным для реализации его в части создания благоприятной среды инвалидом, и приходит к выводу, что бездействием главы администрации Нежинского сельсовета, нарушаются законные интересы, права инвалидов на беспрепятственное пользование объектами социальной инфра структуры, нарушения носят длящийся характер, в связи с чем, требования и.о. прокурора Предгорного района подлежат удовлетворению. Суд также считает необходимым установить срок для обустройства пандуса до 1.04.2012г. Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Заявление и.о. прокурора Предгорного района Ставропольского края Бондарева П.В. – удовлетворить. Признать незаконным бездействие главы администрации Нежинского сель совета Предгорного района Ставропольского края выразившееся в непринятии мер, направленных на реконструкцию, обустройство входа в здание администрации Нежинского сельсовета пандусом. Обязать главу администрации Нежинского сельсовета Предгорного района Ставропольского края в срок до 1.04.2012г. обеспечить беспрепятственный доступ в здание администрации путем сооружения пандуса при входе в здание, разработав для этого проектную документацию на реконструкцию здания. Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в течение десяти дней со дня вынесения. Судья
1. К вопросам местного значения поселения относятся: