Решение по делу №2-80/2012



№ 2-80/2012 г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ст. Ессентукская 17 января 2012 г.

Предгорный районный суд Ставропольского края в составе судьи Муравлева А.А., при секретаре Антонян А.С., с участием представителя заявителя ст.помощника прокурора Предгорного района Булавинцевой Р.В., представителя ответчика администрации МО Юцкого сельсовета по доверенности Тершукова А.В. рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Предгорного района Ставропольского края о признании незаконным бездействия главы администрации Юцкого сельсовета Предгорного района,

УСТАНОВИЛ:

И.о. прокурора Предгорного района Ставропольского края в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в суд с заявлением в защиту неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации о признании незаконным бездействия админист рации Юцкого сельсовета Предгорного района Ставропольского края, указав, что проверкой прокуратуры Предгорного района выявлены нарушения исполнения органом местного самоуправления требований законодательства о социальной защите инвалидов, не созданы условия инвалидам для удовлетворения минималь ных потребностей, в частности беспрепятственного доступа в здание администрации Юцкого сельсовета так вход в здание не оборудован пандусом.

В результате бездействия администрации, выраженном в непринятии мер, нап равленных на реконструкцию здания в связи с необходимо­стью обустройства входа в здание пандусом, нарушены права инвалидов на беспрепятственное пользование объектами социальной инфраструктуры. Данные нарушения носят длящийся характер.

В целях восстановления нарушенных прав инвалидов и во исполнение действующего законодательства, вход в здание администрации необходимо оборудовать пандусом в соответствии с требованиями технических регламентов.

Просит признать бездействие и.о. главы администрации МО Юцкий сельсовета Жуковой А.Н., выраженное в непринятии мер, на­правленных на реконструкцию здания в связи с необходимостью обустрой­ства входа в здание пандусом, незаконным, обязать ответчика в срок до 1.06.2012 обеспечить беспрепятственный доступ в здание администрации путем сооружения пандуса при входе в зда­ние, разработав для этого проектную документацию на реконструкцию зда­ния.

В судебном заседании помощник прокурора Предгорного района, требования поддержал по изложенным в заявлении основаниям.

Представитель Администрация Юцкого сельсовета требования признал, суду пояснил, что пандус не обустроен ввиду отсутствия денежных средств. Но администрацией предпринимаются меры для исправления положения.

Выслушав лиц участвующих в деле, изучив материалы дела, суд считает, что требования заявления подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осущест влению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности (ст. 255 ГПК РФ).

Исходя из того, что в силу прямого указания закона обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на органы лиц принявших оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие) ч.1 ст.249 ГПК РФ обязанность по доказыванию законности оспариваемого заявителем решения возло жена именно на государственный орган либо лицо действия (бездействия) которого обжалуются, администрация возражая на заявленные требования, должна предста вить суду доказательства исполнения Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24.11.1995 г. №181-ФЗ, либо, что неисполнением указанного Закона, не нарушаются права и законные интересы инвалидов, лиц с ограниченными возможностями.

Однако таких доказательств суду не представлено.

В соответствии с ч.1 ст.15 Федерального закона «О социальной защите инвали дов в РФ» от 24.11.1995г. № 181-ФЗ, органы мастного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятствен ного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепят ственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажир ского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечиваю щие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).

Настоящий Федеральный закон определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Как видно прокуратурой Предгорного района, установлено, что вход в здание, в котором находится администрация МО Юцкого сельсовета, не оборудован пандусом, условия инвалидам для удовлетворения минимальных потребностей, в частности беспрепятственного доступа в администрацию не созданы.

Частью 5 ст.15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов» от 24.11. 1995г. № 181-ФЗ определено, что в случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов дол жны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.

Государственные и муниципальные расходы на разработку и производство транспортных средств с учетом нужд инвалидов, приспособление транспортных средств, средств связи и информации для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами, создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфра структур осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусматри ваемых на эти цели в бюджетах всех уровней. Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящиеся к государственным и муниципальным расходам, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

Во исполнение требований ст. 15 Федерального закона «О социальной за­щите инвалидов» от 24.11.1995г. № 181-ФЗ разработана и действует система нормативных документов в строительстве. Основными документами в системе указанных нормативных документов являются:

- Свод правил по проектированию и строительству «Требования доступно­сти общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобиль­ных посетителей», принятых постановлением Госстрой РФ от 29.11.1999г. №73; Строительные нормы и правила Российской Федерации «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», принятых постановлением Госстроя РФ от 16.07. 2001г. № 73 и введенных в действие с 1.09.2001г. (СП 31-102-99 и СНиП 35-01-2001).

К СНиП 35-01-2001 разработаны следующие своды правил: СП 35-101-2001 «Проектирование зданий и сооружений с учетом доступности для маломобиль­ных групп населения. Общие положения»; СП 35-102-2001 «Жилая среда с планировочными элементами, доступными инвалидам»; СП 35-103-2001 «Об­щественные здания и сооружения, доступные маломобильным посетителям»; СП 35-104-2001 «Здания и помещения с местами труда для инвалидов».

Согласно ст.14 Федерального закона « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6.10.2003г. №131-ФЗ
1. К вопросам местного значения поселения относятся:

3) владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения;

10) создание условий для обеспечения жителей поселения услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания;

20) утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, раз решений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, рекон струкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, располо женных на территории поселения, утверждение местных нормативов градострои тельного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель поселения;

Статьей 17 Федерального закона « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6.10.2003г. №131-ФЗ, определено, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают следующими полномочиями:

3) создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также формирование и размещение муниципального заказа;

6) принятие и организация выполнения планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципального образования, а также организация сбора статистических показателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферы муниципального образования, и предоставление указанных данных органам государственной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

9) иными полномочиями в соответствии с настоящим Федеральным законом, уставами муниципальных образований.

Как видно с момента вступления в силу Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24.11.1995г. № 181-ФЗ, прошло более 15 лет, суд считает указанный срок более чем достаточным для реализации его в части создания благоприятной среды инвалидом, и приходит к выводу, что бездействием и.о. главы администрации Юцкого сельсовета, нарушаются законные интересы, права инвалидов на беспрепятственное пользование объектами социальной инфра структуры, нарушения носят длящийся характер, в связи с чем, требования и.о. прокурора Предгорного района подлежат удовлетворению.

Суд также считает необходимым установить срок для обустройства пандуса до 1.06.2012г.

Согласно ст.89 ГПК РФ, льготы по уплате государственной пошлины предоставляются в случаях и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Согласно п.9 ст.333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются: прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Пунктом 2 ст.61 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что в бюджеты муниципальных районов подлежат зачислению налоговые доходы, в т.ч. предусмотренных специальными налоговыми режимами: государственная пошлина по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление и.о. прокурора Предгорного района Ставропольского края Бондарева П.В. – удовлетворить.

Признать незаконным бездействие и.о. главы администрации Юцкого сель совета Предгорного района Ставропольского края Жуковой А.Н. выразившееся в непринятии мер, направленных на реконструкцию, обустройство входа в здание администрации Юцкого сельсовета пандусом.

Обязать главу администрации Юцкого сельсовета Предгорного района Ставро польского края устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод граждан или препятствия к осуществлению гражданами прав и свобод в срок до 1.06.2012г. обеспечить беспрепятственный доступ в здание администрации путем сооружения пандуса при входе в здание, разработав для этого проектную документацию на реконструкцию здания.

Взыскать с администрации Юцкого сельсовета Предгорного района Ставропольского края в бюджет Предгорного муниципального района Ставропольского края государственную пошлину – 200 руб.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в течение месяца со дня вынесения.

Судья