Решение по делу №2-55/2012



№2-55\12

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ст. Ессентукская 18 января 2012 г.

Предгорный районный суд Ставропольского края в составе судьи Муравлева А.А., при секретаре Антонян А.С., с участием ответчика Гаранова В.Н., пред ставителя ответчика по ордеру №067410, удостоверению №2504 адвоката Коленкиной В.Н. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску военного прокурора Екатеринбургского гарнизона к Гаранову В.Н. о взыскании средств федерального бюджета,

У С Т А Н О В И Л:

Военный прокурор Екатеринбургского гарнизона в интересах Российской Феде рации обратился в суд с иском к ответчику Гаранову В.Н. о взыскании средств феде рального бюджета, затраченных на военную, специальную подготовку, указав, что ответчик приказом от ДД.ММ.ГГГГ был зачислен на 1 курс Екатеринбургского высшего артиллерийского командного училища на должность «курсант» с присвое нием воинского звания «рядовой». Ответчик ДД.ММ.ГГГГ заключил контракт о прохождении военной службы на время обучения в образовательном учреждении и пять лет военной службы после его окончания. В связи с нежеланием учиться, реше нием ученого совета училища, в соответствии со ст.94 Приказа министра обороны Российской Федерации от 2003г. за , приказом начальника училища от ДД.ММ.ГГГГ ответчик отчислен из числа курсантов. За период обучения в училище на военную и специальную подготовку ответчика были затрачены средства федерального бюджета.

Просит взыскать с ответчика в пользу Российской Федерации в лице Федераль ного государственного военного образовательного учреждения высшего профес сионального образования «Военный учебно-научный центр Сухопутных войск «Общевойсковая академия Вооруженных Сил Российской Федерации» Екатерин бургское высшее артиллерийское командное училище в доход федерального бюджета средства, затраченные на военную и специальную подготовку <данные изъяты> руб., государственную пошлину.

Истец, его представитель надлежаще извещены, в суд не явились, просят рассмотреть дело без их участия.

Ответчик в судебном заседании иск признал.\л.д.96\

При рассмотрении дела по существу иск не признал, представил возражения, возражения поддержал, суду пояснил, что Екатеринбургское высшее артиллерийское командное училище является филиалом «Общевойсковой академии Вооруженных Сил Российской Федерации», в связи с чем может участвовать в суде только на основании соответствующей доверенности, однако такой доверенности не представ лено. Само Екатеринбургское высшее артиллерийское командное ликвидировано путем присоединения к «Военному учебно-научному центру Сухопутных войск «Общевойсковой академии Вооруженных Сил Российской Федерации». Военным прокурором полномочий для обращения в суд с иском в интересах «Общевойсковой академии Вооруженных Сил Российской Федерации» не представлено. Контракт о прохождении военной службы с ним не согласован, фактически не заключен, раз мер подлежащих к возмещению <данные изъяты> руб. дописан не им, а чужой рукой, не прописан прописью. Возмещение указанных расходов возможно только в случае совершения виновных действий. Он является студентом, проживает с сестрой и матерью, просит учесть его материальное положение.\л.д.104-108\

Заслушав ответчика, его представителя, исследовав материалы дела, суд находит требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Исходя из положений ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с иском в защиту интересов Российской Федерации.

В силу предоставленных Федеральным законом РФ "О прокуратуре Российской Федерации" полномочий прокурор при осуществлении возложенных на него функций по надзору за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина вправе обратиться в суд.

Реализуя свои полномочия по надзору за исполнением законов, прокурор использует право обращения в суд общей юрисдикции: в интересах Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований; в защиту прав, свобод и законных интересов граждан или неопределенного круга лиц.

Свое право на предъявление иска прокурор, главным образом, использует при необходимости защиты имущественных интересов государственных предприятий и организаций в тех случаях, когда соответствующее должностное лицо уклоняется от обращения в суд.

Согласно ст.44 ГПК РФ. В случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном решением суда правоотношении (смерть гражданина, реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга и другие случаи перемены лиц в обязательствах) суд допускает замену этой стороны ее правопреемником. Правопреемство возможно на любой стадии гражданского судопроизводства. Все действия, совершенные до вступления правопреемника в процесс, обязательны для него в той мере, в какой они были бы обязательны для лица, которое правопреемник заменил.

Процессуальное правопреемство представляет собой переход процессуальных прав и обязанностей от одного лица к другому в связи с материальным правопреемством.

Законодатель дает примерный перечень случаев материального правопре емства, которые влекут процессуальное правопреемство: 1) смерть гражданина;

2) реорганизация юридического лица ( реорганизация государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, проводимая в рамках публичного права). В соответствии с действующим гражданским законодательством реорга низация возможна в форме слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования (п.1 ст.57 ГК РФ). В случае разделения и выделения в подтверждение правопреемства при реорганизации юридического лица, необходимо представить передаточный акт (разделительный баланс) (ст.ст.58,59ГК РФ),

При слиянии, присоединении и преобразовании - никакой неопределенности относительно субъекта не возникает ввиду его единичности. При универсальном правопреемстве имущество лица как совокупность прав и обязанностей, ему принадлежавших, переходит к правопреемнику или к правопреемникам как единое целое, причем в той совокупности единым актом переходят все отдельные права и обязанности, принадлежавшие на момент правопреемства праводателю, независимо от того, выявлены они к этому моменту или нет. При слиянии, присоединении и преобразовании для процессуального правопреемства достаточно представления доказательств государственной регистрации вновь возникших юридических лиц или внесения изменений в учредительные документы существующих юридических лиц.

Как следует из свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц, п.1.1,1.2 Устава Федерального государственного военного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Военный учебно - научный центр сухопутных войск «Общевойсковая академия Вооруженных Сил Российской Федерации», утвержден 10.11.2009г. Министром обороны Россий ской Федерации, Екатеринбургское высшее артиллерийское командное училище реорганизовано путем присоединения к Федеральному государственному военному образовательному учреждению высшего профессионального образования «Военный учебный центр сухопутных войск «Общевойсковая академия Вооруженных Сил Российской Федерации».\л.д.18,27\

Согласно п.«д» ст.71 Конституции Российской Федерации в ведении Российской Федерации находится федеральная и государственная собственность и управление ею.

Статья 11 Федерального закона «Об обороне» от 31.05.1996г. №61-ФЗ опреде ляет, что воинские части и организации входят в общий состав Вооруженных Сил Российской Федерации, которые в свою очередь являются государственной военной организацией (ч.1 ст.10 Названного Закона).

Согласно п.1 и 4 ст.214 ГК РФ. Государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).

Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (ст.294,296 ГК РФ)

Согласно п.1 ст.296 ГК РФ. Учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено зако ном, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

Согласно п.12 ст.1 Федерального закона «Об обороне» от 31.05.1996г. №61-ФЗ

Имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на праве хозяйственного ведения и оперативного управления.

Таким образом, право федеральной собственности на имущество Вооруженных Сил Российской Федерации означает, что оно является собственностью Российской Федерации, а не органов, за которыми оно закреплено или предоставлено в пользо вание.(п.4 ст.214 ГК РФ)

В соответствии с п.2 ст.35 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998г. №53-ФЗ. Граждане, не проходившие военную службу, при зачислении в военные образовательные учреждения профессиональ ного образования приобретают статус военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, и заключают контракт о прохождении военной службы по достижении ими возраста 18 лет, но не ранее окончания ими первого курса обучения в указанных образовательных учреждениях.

Как видно, на основании письменного рапорта ответчика ДД.ММ.ГГГГ рождения, выпускника кадетского училища, последний приказом от ДД.ММ.ГГГГ зачислен на 1 курс Екатеринбургского высшего артиллерийского командного училища на должность «курсант» с присвоением воинского звания «рядовой».\л.д.9,5\

Ответчик ДД.ММ.ГГГГ заключил контракт о прохождении военной службы, добровольно дал обязательство обучаться в образовательном учреждении и после его окончания пройти военную службу по контракту в течение установленного контрактом срока пять лет. (п.а). Возместить в случаях, предусмотренных Федераль ным законом «О воинской обязанности и военной службе» средства федерального бюджета, затраченные на его подготовку исходя из фиксированной суммы <данные изъяты> руб. в год, о чем свидетельствует подпись ответчика в контракте (п.в). \л.д.7\

Как следует из Устава, Федерального государственного военного образователь ного учреждения высшего профессионального образования «Военный учебно -научный центр сухопутных войск «Общевойсковая академия Вооруженных Сил Рос сийской Федерации», Академия куда входят обособленные структурные подразде ления Академии (филиалы) в т.ч. Екатеринбургское высшее артиллерийское коман дное училище, является юридическим лицом, созданным в форме государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования, имеет обособленное имущество, закрепленное за ним на праве оперативного управления. (п.1.1.6,и 1.3.2)

Учредителем Академии является Правительство Российской Федерации. (п.1.2)

Полномочия собственника имущества академии осуществляет Министерство обороны Российской Федерации.(п.1.2.1)

Обеспечение Академии (филиала) военно-техническим имуществом и матери альными средствами осуществляется Министерством обороны Российской Феде рации за счет предусмотренных на эти цели бюджетных ассигнований, а также за счет средств, получаемых в результате осуществления приносящей доход деятельности. (п.8.3)

Академия (филиал) расходуют бюджетные средства на денежное содержание (денежное вознаграждение, денежное довольствие, заработную плату) военнослу жащих, проходящих военную службу по контракту и призыву.(п.8.8). \л.д. 27-53\

Филиал в целях обеспечения своей деятельности использует закрепленное за Академией на праве оперативного управления имущество. (п.10.1)

Обеспечение филиала военно-техническим имуществом и материальными сред ствами осуществляется Министерством обороны Российской Федерации за счет предусмотренных на эти цели бюджетных ассигнований, а также за счет средств, получаемых в результате осуществления приносящей доход деятельности (п.10.2). \л.д.54-73\

Таким образом, на обучение ответчика были затрачены денежные средства в данном случае не конкретной воинской части Федерального государственного воен ного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Военный учебно-научный центр сухопутных войск «Общевойсковая академия вооруженных сил Российской Федерации» или Екатеринбургского высшего артиллерийского командного училища», а средства бюджета Российской Федерации.

Согласно п.94 Приказа Министра обороны Российской Федерации от 12.03.2003г. №80. Слушатели и курсанты, проходящие военную службу по контракту, представляются к отчислению из вуза в установленном порядке по неуспеваемости, недисциплинированности, нежеланию учиться, по состоянию здоровья (на основании заключения военно-врачебной комиссии), в связи с невозможностью продолжать обучение по независящим от них причинам.

Дела слушателей и курсантов, представляемых к отчислению, рассматриваются на ученом совете вуза (факультета). Отчисление со всех курсов, кроме выпускного, производится приказом начальника вуза. Отчисление слушателей и курсантов с выпускного курса производится приказом начальника, которому подчинен вуз.

Как видно на основании письменного заявления ответчика о нежелании дальнейшей учебы, решением ученого совета ответчик в соответствии со ст.94 Приказа Министра обороны Российской Федерации от 12.03.2003г. №80, приказом начальника училища от ДД.ММ.ГГГГ отчислен из числа курсантов. \л.д.6,10,14\

Доводы ответчика о том, что контракт о прохождении военной службы с ним не согласован, фактически не заключен, поскольку размер подлежащих к возмещению денежных средств 87000 руб. дописан не им, а чужой рукой, не прописан прописью, что расчеты составлены неверно, что возмещение указанных расходов возможно только в случае совершения виновных действий, а также о трудном материальном положении суд находит несостоятельными.

Согласно п.7 ст.35 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998г. №53-ФЗ. Граждане, отчисленные из военных образователь ных учреждений профессионального образования или учебных военных центров при федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессио нального образования за недисциплинированность, неуспеваемость или нежелание учиться, либо отказавшиеся заключить контракты о прохождении военной службы, а также граждане, окончившие указанные образовательные учреждения и уволенные с военной службы ранее срока, установленного контрактом о прохождении военной службы, по основаниям, предусмотренным подп."д", "е" и "з" п.1, подп."в" и "д" п.2 ст.51 настоящего Федерального закона, возмещают средства федерального бюджета, затраченные на их военную или специальную подготовку.

Как видно законодатель не ограничил применение положений ст.35 Федераль ного закона "О воинской обязанности и военной службе" только лицами, с которыми заключен контракт.

Порядок исчисления размера возмещаемых средств определяется Правительством Российской Федерации.

При заключении контрактов о прохождении военной службы с гражданами, обу чающимися в военных образовательных учреждениях профессионального образо вания, условия возмещения средств, указываются в контракте, размер подлежащих возмещению средств, включается в контракт о прохождении военной службы.

Как видно указанные требования были выполнены в контракте о прохождении военной службы на время обучения в образовательном учреждении указан размер подлежащих возмещению средств. \л.д.7\

Ответчиком не отрицается сам факт заключения контракта, обучения в военно-учебном заведении в указанный в иске период, расходов, произведенных военно-учебным заведением для выполнения квалификационных требований по обучению ответчика. Как видно, контракт был составлен в двух экземплярах, суду доказа тельств того, что на экземпляре контракта ответчика не указана подлежащая возме щению сумма, что указанная сумма дописана после подписания контракта, не представлено. Последствия нарушения контракта как видно изложены в доступных выражениях не допускающих двоякого толкования, ответчик согласившись с условиями контракта подписал его.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2007г. №402 утверждена Методика исчисления размера подлежащих возмещению средств феде рального бюджета, затраченных на военную или специальную подготовку граждан Российской Федерации в военных образовательных учреждениях профессиональ ного образования, за недисциплинированность, неуспеваемость или нежелание учиться, либо отказавшихся заключить контракт о прохождении военной службы, а также граждан Российской Федерации, окончивших военно-учебные заведения и уволенных с военной службы ранее срока, установленного контрактом, по основаниям, предусмотренным подпунктами "д", "е" и "з" п.1 и подп. "в" и "д" п.2 ст.51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".

Военная или специальная подготовка является составной частью основной профессиональной образовательной программы, определяемой в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти, в котором федера

льным законом предусмотрена военная служба, квалификационными требованиями, предъявляемыми к военно-профессиональной подготовке выпускников по соответст вующим специальностям и специализациям.

Размер подлежащих возмещению средств федерального бюджета, затраченных на военную подготовку граждан в военно-учебных заведениях, определяется исходя из расходов, произведенных военно-учебным заведением для выполнения квалификационных требований.

В состав указанных в п.2 настоящей методики расходов включаются расходы:

на содержание и эксплуатацию, ремонт и обслуживание вооружения и военной техники, подлежащих изучению (освоению) и (или) используемых в процессе обучения, элементов тренажерной базы и базы для общевоенной подготовки ( стоимость износа основных средств);

на приобретение материальных запасов, используемых в образовательном процессе для выполнения квалификационных требований (стоимость расхода материальных запасов);

на содержание преподавателей (оклад месячного денежного содержания и процентная надбавка за выслугу лет, вещевое обеспечение - для военнослужащих, оплата труда - для лиц гражданского персонала), которые проводят учебные занятия по учебным дисциплинам в соответствии с квалификационными требованиями.

Перечни конкретных видов вооружения и военной техники, элементов трена жерной базы и базы для общевоенной подготовки, материальных запасов, вклю чаемых в состав указанных в п.3 настоящей методики расходов, учебных дисциплин, разработанных с учетом квалификационных требований, а также методики расчета стоимости износа основных средств, стоимости расхода материальных запасов и расходы на содержание преподавателей определяются федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрено прохождение военной службы, для подведомственных военно-учебных заведений.

Период, на который определяются расходы, указанные в п.3 настоящей методики, составляет 1 финансовый год.

Размер подлежащих возмещению средств, включаемый в контракт, определяется исходя из фиксированного значения суммы этих средств.

Фиксированное значение суммы подлежащих возмещению средств рассчитывается федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрено прохождение военной службы.

Заявленная к взысканию с ответчика сумма подтверждена не контрактом, а расчетом понесенных на военную подготовку ответчика в военно-учебном заведении затрат, исходя из фактически понесенных расходов, произведенных военно-учебным заведением.

Согласно индивидуальной карты учета средств федерального бюджета, затра ченных на военную подготовку гражданина в период обучения в военно-учебном заведении, справки расчета индивидуальной задолженности курсанта, исходя из фиксированного значения затрат <данные изъяты> руб. в год (указанных в контракте), подлежащих возмещению средств, на обучение ответчика затрачено <данные изъяты> руб. \л.д.8,15,19-26\

Каких-либо доказательств, позволяющих усомниться в ненадлежащем испол нении обязательств ответчиком по заключенному контракту и размере затрат на обучение, ответчиком суду не представлено, как не представлено и своего расчета затраченных на его подготовку средств федерального бюджета, в то время как в соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Как видно, ответчик добровольно заключил контракт о прохождении военной службы на время обучения в образовательном учреждении и пять лет военной служ бы после его окончания, обязался возместить затраченные на его обучение средства федерального бюджета, условия контракта не выполнил, никаких обстоятельств, которые могли бы быть признаны судом как уважительная причина неисполнения контракта, суду не представил.

Суду также не представлено доказательств того, что ответчик находится в трудном материальном положении либо, что на иждивении ответчика находятся нетрудоспособные лица.

Согласно ст.89 ГПК РФ. Льготы по уплате государственной пошлины предостав ляются в случаях и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Согласно п.9 ст.333.36 Налогового кодекса Российской Федерации. От уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются: прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Пунктом 2 ст.61 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что в бюджеты муниципальных районов подлежат зачислению налоговые доходы, в т.ч. предусмотренных специальными налоговыми режимами: государственная пошлина по делам рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

Иск военного прокурора Екатеринбургского гарнизона в интересах Российской Федерации удовлетворить - частично.

Взыскать с Гаранова В.Н. в пользу Российской Федерации в лице Федерального Государственного военного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Военный учебно-научный центр сухопутных войск «Общевойсковая академия Вооруженных Сил Российской Федерации» Екатеринбургское высшее артиллерийское командное училище в доход федерального бюджета средства, затраченные военную и специальную подготовку <данные изъяты> руб.; в бюджет Предгорного муниципального района Ставропольского края государственную пошлину – <данные изъяты> руб.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в течение месяца с момента вынесения.

Судья

.