Решение по делу №2-182/2012



№ 2-182 \12

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ст.Ессентукская 21 февраля 2012 г.

Предгорный районный суд Ставропольского края в составе судьи Муравлева А.А., с при секретаре Мавряшиной Е.А., участием истца Колесова А.Ю., предста вителя истца по ордеру , удостоверению адвоката Минасова Г.К., представителя ответчика ГУ Управления Пенсионного фонда РФ по Предгорному района по доверенности Ким В.В. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Колесова А.Ю. к ОАО «РЖД» России Северо-Кавказский филиал, ГУ Управлению Пенсионного фонда РФ по Предгорному района о назначении пенсии,

У С Т А Н О В И Л:

Истец Колесов А.Ю. обратился в суд с иском о назначении дополнительной пенсии, указав, что приобретая билет на электричку, он тем самым заключил дого вор с ОАО РЖД о разовой услуге и ОАО РЖД было обязано перевезти его из г. Кисло водск в г.Ессентуки, обеспечив при перевозке его личную безопасность и цело стность багажа, на все время следования. ОАО РЖД само заботится «о наличии рельсов на пути следования состава, за подачу электроэнергии на высоковольтных проводах для питания электропоездов, за отсутствии деформации и крепления рельс», все это входит в понятие «обеспечение безопасности при перевозки пасса жиров». Однако, 5.12.2003г. в 8 часов, на 45 километре железной дороги в г.Ессен туки Ставропольского края, был подорван второй вагон электропоезда сообщением Кисловодск - Минеральные воды. Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ он, истец, был признан потерпевшим по уголовному делу . Согласно справке он, истец, признан инвалидом 3 - группы (общее заболевание). После первоначального лечения, устроился на работу в торгово - промышленную компанию «Андрей» г.Пятигорск, однако здоровье ухудшилось, в связи с чем вынужден был прекратить работу. Назначенная ему государством минимальная социальная пенсия <данные изъяты> руб. не обеспечивает нормального существования, ниже минимального прожи точного минимума. Ввиду того, что он, стал инвалидом вследствие террористического акта на железной дороге собственность ОАО РЖД Северо - Кавказское отделение, он обратился с претензионным письмом в Минераловодское отделение Северо - Кавказской ОАО РЖД г.Минеральные Воды за назначением пенсии. Однако, ОАО РЖД ограничило свою ответственность только продажей билетов и получением прибыли, переложив ответственность за отсутствие охраны железнодорожных путей и предупреждение терактов на государство, которое является одним из самых круп ных акционером, ответом от ДД.ММ.ГГГГ за отказав в назначении дополни тельной пенсии.

Он обратился с претензионным письмом о назначении дополнительной пенсии в государственное учреждение Управление пенсионного фонда РФ по Предгорному району, так как РЖД ему отказало. Главным акционером РЖД является государство, пенсионный фонд, как представитель государства по социальным выплатам, должно было назначить ему дополнительную пенсию. Но, получил отказ.

Согласно п.1 ст. 14 ФЗ «О защите прав потребителей» вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу (потребителя, вследствие конструктивных, производствен ных, рецептурных или иных недостатков товара (работы, услуги), подлежат возмеще нию в полном объеме. Пункт третий, этой же статьи гласит: «вред, причиненный вследствие недостатков работы или услуги подлежит возмещению исполнителем».

Статьей 15 закона «компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков».

Согласно ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина подлежит возмещению в полном объеме лицом причинившим вред. Законом обязан ность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда».

Согласно ст. 1079 ГК РФ « Юридические лица и граждане деятельность которых связанна с повышенной опасностью для окружающих, обязаны возместить вред причиненным источником повышенной опасности

Просит на основании ст.1064 ГК РФ, и п.1 ст.14 ФЗ РФ «О защите прав потре бителей» обязать ГУ Управление пенсионного фонда РФ по Предгорному району назначить ему дополнительную пенсию, как инвалиду, получившему увечья вслед ствие теракта произошедшего 5.12.2003г. в 8 часов, на 45 километре железной дороги в районе г.Ессентуки Ставропольского края.

В судебном заседании истец, его представитель иск поддержали по изложенным в заявлении основаниям, суду пояснили, что главным акционером ОАО РЖД явля ется государство. ОАО РЖД не выполнило требования закона «О защите прав потребителей». Истцу был причинен вред здоровью вследствие теракта, не обеспе чения ОАО РЖД безопасности на железнодорожном транспорте, в связи с чем, вред подлежат возмещению в полном объеме, вследствие недостатков оказанной услуги перевозки истца. Управление Пенсионного фонда РФ государственное учреждение как представитель государства выплачивающее трудовые и государственные пенсии должно назначить истцу дополнительную пенсию, так как получаемая истцом пенсия недостаточна для нормального проживания.

Представитель ответчика иск не признал, отказ в назначении истцу дополни тельной пенсии поддержал, суду пояснил, что ГУ Управление пенсионного фонда РФ по Предгорному району является всего лишь правоприменителем, вправе и обязано назначить обратившемуся за пенсией лицу, пенсию в соответствии с действующим законодательством. В данном случае никаких законных оснований для назначения истцу дополнительной пенсии не имеется.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд при ходит к следующему исходя из требований ст.56,57 ГПК РФ, о предоставлении сто ронами доказательств по делу, истец в обоснование своих требований должен представить суду необходимые доказательства или указать нормы закона согласно, которым у истца возникло право на назначение дополнительной пенсии.

Таких доказательств суду не представлено.

Суду также не приведено законных оснований для назначения истцу допол нительной пенсии в соответствии с действующим пенсионным законодательством Российской Федерации.

Ссылки истца, его представителя на законодательство о защите прав потребите лей, нормы Гражданского законодательства регулирующего возмещение вреда в порядке главы 59, не могут быть приняты судом, поскольку основаны на не верном толковании материального права, требований истца о назначении дополнительной пенсии.

Статьей 1 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001 №166-ФЗ, определено, что пенсия по государственному пенсионному обеспечению назначается и выплачивается в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Пенсия по государственному пенсионному обеспечению - ежемесячная государ ственная денежная выплата, право на получение которой определяется в соответ ствии с условиями и нормами, установленными настоящим Федеральным законом, и которая предоставляется гражданам в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением государственной службы при достижении уста новленной законом выслуги при выходе на трудовую пенсию по старости (инвалид ности); либо в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохож дении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установ ленного законом возраста; либо нетрудоспособным гражданам в целях предостав ления им средств к существованию.

Порядок установления и порядок выплаты пенсий по государственному пенси онному обеспечению за счет средств федерального бюджета регулируются Феде ральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Феде рации" и Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, прохо дивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной проти вопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".

Статья 5 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» от 15.12.2001 №166-ФЗ определяет виды пенсий по государственному пенси онному обеспечению назначаемых в соответствии с настоящим Федеральным законом: пенсия за выслугу лет; пенсия по старости; пенсия по инвалидности; социальная пенсия.

Пенсия за выслугу лет назначается гражданам, указанным в подп.1 и 2 п.1 ст.4 настоящего ФЗ.

Пенсия по старости назначается гражданам, указанным в подп.4 п.1 ст.4 настоящего закона.

Пенсия по инвалидности назначается гражданам, указанным в подп.2 - 4 п.1 ст.4 настоящего закона.

Социальная пенсия назначается гражданам, указанным в подп.5 п.1 ст.4 настоящего закона.

Статьей 4 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» от 15.12.2001 №166-ФЗ, определено, что правом на пенсию по государствен ному пенсионному обеспечению имеют: 1) федеральные государственные служащие; 2) военнослужащие; 3) участники ВОВ; 3.1) граждане, награжденные знаком "Жителю блокадного Ленинграда"; 4) граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф; 5) нетрудоспособные граждане.

Статья 11 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» от 15.12.2001 №166-ФЗ определяет, что право на социальную пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют постоянно проживающие в Российской Федерации: инвалиды, имеющие ограничение способности к трудовой деятельности III, II и I степени, в том числе инвалиды с детства, не имеющие права на трудовую пенсию, предусмотренную Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", либо на пенсию по инвалидности в соответствии со статьями 8 - 10 настоящего Федерального закона.

В соответствии со ст.3 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» от 15.12.2001 №166-ФЗ, право на пенсию имеют граждане Россий ской Федерации при соблюдении условий, предусмотренных настоящим Федераль ным законом для различных видов пенсий по государственному пенсионному обеспечению.

Гражданам, имеющим одновременно право на различные пенсии в соответ ствии с законодательством Российской Федерации, устанавливается одна пенсия по их выбору, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Право на одновременное получение двух пенсий предоставляется:

1) гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы. Им могут уста навливаться пенсия по инвалидности, предусмотренная подп.1 п.2 (с применением п.3 и п.5) ст.15 настоящего Федерального закона, и трудовая пенсия по старости;

2)участникам Великой Отечественной войны. Им могут устанавливаться пенсия по инвалидности, предусмотренная статьей 16 настоящего Федерального закона, и трудовая пенсия по старости;

3) родителям военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, поги бших (умерших) в период прохождения военной службы или умерших вследствие военной травмы после увольнения с военной службы (за исключением случаев, ког да смерть военнослужащих наступила в результате их противоправных действий). Им могут устанавливаться пенсия по случаю потери кормильца, предусмотренная п.4 (с применением п.5) ст.15 настоящего Федерального закона, и трудовая пенсия по старости (инвалидности) или пенсия по случаю потери кормильца, предусмот ренная п.4 (с применением п.5) ст.15 настоящего Федерального закона, и социаль ная пенсия, предусмотренная ст.18 настоящего Федерального закона (за исключе нием социальной пенсии, назначаемой в связи со смертью кормильца);

4) вдовам военнослужащих, погибших в период прохождения военной службы по призыву вследствие военной травмы, не вступившим в новый брак.

5) гражданам, указанным в подп.11 п.1 ст.10 настоящего Федерального закона. Им могут устанавливаться пенсия по случаю потери кормильца, предусмотренная п.3 (с применением п.4) ст.17 настоящего Федерального закона, и трудовая пенсия по старости (инвалидности) или пенсия по случаю потери кормильца, предусмотрен ная п.3 (с применением п.4) ст.17 настоящего Федерального закона, и социальная пенсия, предусмотренная ст.18 настоящего Федерального закона (за исключением социальной пенсии, назначаемой в связи со смертью кормильца);

6) гражданам, награжденным знаком "Жителю блокадного Ленинграда".

Как видно истец не относится ни к одной из категории лиц, указанных в статьях 4 и 5 названного Закона, которым в соответствии с Федеральным законом «О государ ственном пенсионном обеспечении в РФ» от 15.12.2001 №166-ФЗ может быть назна чена вторая, либо дополнительная пенсия.

Статьей 1 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001г. №173-ФЗ, определено, что трудовые пенсии устанавливаются и вып лачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001г. №173-ФЗ в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" устанавливаются основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии.

Согласно ст.3 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Феде рации» от 17.12.2001г. №173-ФЗ, Право на трудовую пенсию имеют граждане Рос сийской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Согласно ст.8 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федера ции» от 17.12.2001г. №173-ФЗ Право на трудовую пенсию по инвалидности имеют граждане, признанные в установленном порядке инвалидами I, II или III группы. Приз нание гражданина инвалидом и установление группы инвалидности производятся федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, предусмот ренном Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

Трудовая пенсия по инвалидности устанавливается независимо от причины инвалидности (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи), продолжительности страхового стажа застрахованного лица, продолжения инвалидом трудовой деятельности, а также от того, наступила ли инвалидность в период работы, до поступления на работу или после прекращения работы.

Статья 19 Федерального закона «О противодействии терроризму» от 6.03. 2006г. №35-ФЗ, предусматривает, что социальная реабилитация лиц, пострадавших в результате террористического акта, а также лиц, указанных в статье 20 настоящего Федерального закона, включает в себя психологическую, медицинскую и профес сиональную реабилитацию, правовую помощь, содействие в трудоустройстве, предо став ление жилья, проводится в целях социальной адаптации лиц, пострадавших в результате террористического акта, и их интеграции в общество и осуществляется за счет средств федерального бюджета в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, а также средств бюджета субъекта Российской Федерации, на территории которого совершен террористический акт, и иных источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Как следует из ответа ГУ Управления пенсионного фонда РФ по Предгорному району от ДД.ММ.ГГГГ за истцу в соответствии со ст. 8 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001г. №173-Ф3, с учетом расчетного пенсионного капитала, исчислен с учетом общего трудового стажа <данные изъяты> лет <данные изъяты> месяцев <данные изъяты> дней, отношения среднемесячного заработка, за период работы с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ, к среднемесячной заработной плате по стране за тот же период в размере 0,540 и страховых взносов, начисленных страхователем за периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Управлением с ДД.ММ.ГГГГ назначена трудовая пенсия по инвалидности.

С момента назначения пенсии была проведена ее валоризация.

С 1.08.2010г. в соответствии с п.5 ст. 17 Федерального закона от 17.12.2001г. №173-Ф3 произведена корректировка страховой части пенсии. Истец является получателем ежемесячной денежной выплаты как инвалид третьей группы, и имеете право на получение набора социальных услуг.

Статьей 12.1 Федерального закона «О государственной социальной помощи» от 17.07.1999 №178-ФЗ установлено, что общая сумма материального обеспечения неработающего пенсионера не может быть ниже величины прожиточного минимума пенсионера, установленного в субъекте Российской Федерации.

Величина прожиточного минимума пенсионера для установления социальной доплаты к пенсии в Ставропольском крае на 2010г. была определена в размере 4515 рублей, на 2011г. - 4909 рублей, на 2012г.- 5338 рублей.

При установлении социальной доплаты к пенсии неработающим пенсионерам учитываются все виды получаемых пенсий, ежемесячные денежные выплаты, допол нительное материальное обеспечение и иные меры социальной поддержки, установ ленные законодательством региона, выплата которых осуществляется органами социальной защиты населения (ежемесячные денежные выплаты региональным льготникам, денежная компенсация расходов по оплате жилья и коммунальных услуг, ежемесячные доплаты и др.)

Поскольку с ДД.ММ.ГГГГ. размер получаемых истцом выплат, пенсии, ежемесячной денежной выплаты и иных мер социальной поддержки в органах социальной защиты населения составлял <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп., что ниже установленного прожиточного минимума пенсионера в Ставропольском крае (4 515 руб.), по заявлению последнего с ДД.ММ.ГГГГ была установлена федеральная социальная доплата к пенсии в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты> ко<адрес> этом общая сумма материального обеспечения составила <данные изъяты> руб. С ДД.ММ.ГГГГ социальная доплата к пенсии установлена в размере <данные изъяты> руб.<данные изъяты> коп.

Руководствуясь ст.ст.194 – 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Колесову А.Ю. в иске – отказать.

В наложении на ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по Предгорному району в Ставропольском крае обязанности назначить Колесову А.Ю. дополни тельную пенсию, как инвалиду, получившему увечье в следствие теракта, произошедшего 5.12.2003г. на 45 км. железной дороги в районе г.Ессентуки Ставропольского края – отказать.

Решение может быть обжаловано Ставропольский краевой суд в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения суда. Мотивированное решение суда

составлено и подписано судьей 21.02.2012г.

Судья