Дело № 2-143/2012 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 12 марта 2012 года ст. Ессентукская Судья Предгорного районного суда Ставропольского края Буренко А.А., с участием: представителя заявителя Пухошвили Э.В. – ФИО8, действующей на основании доверенности <адрес>1 от ДД.ММ.ГГГГ, представителя заинтересованного лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Ставропольского края ФИО5, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, при секретарях судебных заседаний Фальковой А.П. и Качановой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Предгорного районного суда гражданское дело по заявлению ФИО2 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Ставропольского края об оспаривании решения органа государственной власти УСТАНОВИЛ: ФИО2 обратился в суд с заявлением к ФИО3 службы государственной регистрации, кадастра и картографии Ставропольского края об оспаривании решения органа государственной власти, в котором просит суд, признать незаконным решение Ессентукского межрайонного отдела ФИО3 службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю о внесении изменений в ЕГРП относительно следующих изменений: описание изменений: исправлен кадастровый номер с: <данные изъяты> и взыскать с ФИО3 Росреестра расходы по оплате государственной пошлины в размере 200 рублей. В судебном заседании представитель заявителя ФИО2 – ФИО8 заявленные требования поддержала в полном объёме, по основаниям, изложенным в заявлении, и просила суд их удовлетворить, пояснив, что ФИО2 является собственником земельного участка площадью <данные изъяты> с кадастровым номером: <данные изъяты>. Уведомлением о внесении изменений в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним отправленным в адрес ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ Ессентукским межрайонным отделом ФИО3 службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, было сообщено о том, что в ЕГРП внесены изменения относительно сведений указанного выше земельного участка. В частности, исправлен кадастровый номер с № а также исправлено назначение с земли населенных пунктов на: земли сельскохозяйственного назначения. Документ-основание: кадастровый паспорт земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ. Заявитель ФИО2 не согласен с произведенным внесением изменений в ЕГРП в отношении его собственности. Считает, что данные действия являются незаконными и нарушают права и законные интересы собственника земельного участка ФИО2, фактически ограничив его права собственника на владение и пользование земельным участком по его назначению. В силу п.2 ст. 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества. Заявитель ФИО2 стал собственником спорного земельного участка на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ. Право собственности зарегистрировано в установленном законом порядке, о чем ДД.ММ.ГГГГ в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись регистрации №. Категория земельного участка – «земли населенных пунктов» и вид разрешенного использования – «для жилищного строительства» в отношении земельного участка с кадастровым номером: № были определены ДД.ММ.ГГГГ Постановлением главы администрации Предгорного муниципального района <адрес> № «Об изменении вида разрешенного использования». ДД.ММ.ГГГГ Администрация Предгорного муниципального района <адрес> вынесла Постановление № «Об отмене Постановления главы администрации Предгорного муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об изменении вида разрешенного использования земельного участка». Однако, данное Постановление на основании Решения Предгорного районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и кассационного Определения судебной коллегии по гражданским делам <адрес>вого суда от ДД.ММ.ГГГГ было признано незаконным и отменено. Считает, что до вступления в силу Градостроительного кодекса РФ ДД.ММ.ГГГГ изменение вида разрешенного использования земельных участков находилось в ведении земельного законодательства. После ДД.ММ.ГГГГ регулирование данных отношений перешло к градостроительному законодательству. Градостроительный кодекс устанавливает, что разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: 1) основные виды разрешенного использования; 2) условно разрешенные виды использования; 3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними. В пределах населенных пунктов изменение разрешенного вида использования земельных участков напрямую связано с разработкой и применением материалов территориального планирования. В частности, собственник земельного участка вправе изменить разрешенный вид использования принадлежащего ему земельного участка в соответствии с градостроительными регламентами при условии соблюдения требований технических регламентов. Градостроительные регламенты могут быть утверждены уполномоченным органом местного самоуправления в качестве самостоятельного документа (например, схемы планировки квартала городского поселения), однако с 1 января 2010 г. предполагается, что градостроительные регламенты по общему правилу должны будут в обязательном порядке входить в состав специального нормативного правового акта - правил землепользования и застройки, утверждаемых представительными органами местного самоуправления по результатам публичных слушаний. С 1 января 2012 г. при отсутствии правил землепользования и застройки органы местного самоуправления будут не вправе осуществлять предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в не разграниченной государственной или муниципальной собственности. Вне черты населенных пунктов разрешенный вид использования изменяется решением органа местного самоуправления на основании ходатайства собственника земельного участка. При этом необходимо проведение публичных слушаний, которые позволяют выявить отношение местного населения к предполагаемому изменению разрешенного вида использования земельного участка. О намечаемых публичных слушаниях, а также о результатах публичных слушаний размещается информация в местных СМИ, а также в сети Интернет. Результатом публичных слушаний является протокол, который имеет рекомендательный характер для органа местного самоуправления, управомоченного на изменение разрешенного вида использования. Традиционными формами проведения публичных слушаний являются сход и заседание комиссии. Однако до направления указанного выше уведомления о внесении изменений в ЕГРП Пухошвили Э.В. не был извещен о проводимых слушаниях относительно изменения категории принадлежащего ему на праве собственности земельного участка с «земли населенных пунктов» на «земли сельскохозяйственного назначения». Считает, что уведомление Ессентукского межрайонного отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю о внесении изменений в ЕГРП (дата отправления 03.11.2011 года) не содержит в качестве основания внесения изменений в ЕГРП ссылки на какой-либо акт органа государственной власти или местного самоуправления о переводе земельного участка из одной категории в другую. Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Ставропольского края ФИО5, возражал против удовлетворения заявления ФИО2, просил суд полностью отказать в удовлетворении заявленных ФИО2 требований, пояснив суду, что согласно п. 1 ст. 2. ФИО3 закона от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" - государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. В соответствии с абзацем третьим пункта 4 статьи 18 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", если в связи с изменением сведений об объекте недвижимого имущества, содержащихся в ГКН, требуется внесение соответствующих изменений в подраздел I Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, уточненные сведения о таком объекте недвижимого имущества вносятся в ЕГРП без заявления правообладателя и без повторной регистрации при внесении в соответствии с Законом о кадастре этих сведений в ГКН. Что в свою очередь и было сделано после поступления в Ессентукский межрайонный отдел кадастрового паспорта на спорный земельный участок. Уточненные данные о таком объекте недвижимого имущества вносятся в Единый государственный реестр прав без повторной регистрации, на основании представленного органом кадастрового учета в соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" документа о проведенном государственном кадастровом учете такого объекта недвижимого имущества. Согласно части 1 ст. 15 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" орган кадастрового учета в срок не более пяти рабочих дней со дня завершения кадастрового учета представляет документы о данном учете в государственные органы, определенные Правительством Российской Федерации. При этом в случае, если в соответствии с кадастровыми сведениями право на объект недвижимости зарегистрировано, орган кадастрового учета в срок не более трех рабочих дней со дня завершения кадастрового учета, который осуществлялся в связи с изменением сведений о таком объекте недвижимости или прекращением существования такого объекта недвижимости, представляет документ об указанном учете в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.Состав сведений, содержащихся в представляемых органом кадастрового учета документах, устанавливается Правительством Российской Федерации. Особенности информационного взаимодействия при ведении государственного кадастра недвижимости установлены в Постановлении Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 618 "Об информационном взаимодействии при ведении государственного кадастра недвижимости". Ессентукский межрайонный отдел ФИО3 службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> при внесении изменений в ЕГРП по спорному земельному участку руководствовался абзацем третьим пункта 4 статьи 18 ФИО3 закона от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Так при внесении изменений в ЕГРП по спорному земельному участку, принадлежащему ФИО2 документом – основанием послужил кадастровый паспорт земельного участка (выписка из государственного реестра недвижимости) № от ДД.ММ.ГГГГ. Орган выдачи кадастрового паспорта – ФИО3 бюджетное учреждение «Кадастровая палата» по <адрес>. Считает, что Ессентукский межрайонный отдел Росреестра при внесении изменений в ЕРГП выполнил все требования ФИО3 закона от № "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Исследовав представленные доказательства, материалы гражданского дела, представленные представителем Росреестром дела правоустанавливающих документов, суд приходит к выводу, что заявленные требования ФИО2 подлежат удовлетворению частично. В силу п.2 ст. 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества. Заявитель ФИО2 приобрел право собственности на спорный земельный участок на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ. Право собственности зарегистрировано в установленном законом порядке, о чем ДД.ММ.ГГГГ в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись регистрации №. Категория земельного участка – «земли населенных пунктов» и вид разрешенного использования – «для жилищного строительства» в отношении земельного участка с кадастровым номером: <данные изъяты> были определены ДД.ММ.ГГГГ Постановлением главы администрации Предгорного муниципального района Ставропольского края № «Об изменении вида разрешенного использования». В соответствии с ч. 1 ст. 209 ГК РФ, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Согласно ст. 304 ГК РФ, собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения. В силу ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными. Суд, считает, что Ессентукский межрайонный отдел ФИО3 службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> при внесении изменений в ЕГРП по спорному земельному участку правильно применил абзац третий пункта 4 статьи 18 ФИО3 закона от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Соответственно по первому требованию о признании незаконным решения Ессентукского межрайонного отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю о внесении изменений в ЕГРП относительно следующих изменений: описание изменений: исправлен кадастровый номер с: № а также исправлению назначения с: земли населенных пунктов на: земли сельскохозяйственного назначения – суд считает необходимо заявителю ФИО2 отказать. Требование заявителя ФИО2 - обязать ФИО3 службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> внести изменения в государственный кадастр недвижимости в части изменений: исправить кадастровый номер с: № а также исправить назначение с: земли сельскохозяйственного назначения на: земли населенных пунктов – суд считает необходимым удовлетворить. ДД.ММ.ГГГГ Администрация Предгорного муниципального района <адрес> вынесла Постановление № «Об отмене Постановления главы администрации Предгорного муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об изменении вида разрешенного использования земельного участка». Данное Постановление на основании Решения Предгорного районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и кассационного Определения судебной коллегии по гражданским делам <адрес>вого суда от ДД.ММ.ГГГГ было признано незаконным и отменено. Поскольку данными решениями судов было разрешено назначение спорного земельного участка, то суд считает, что при вынесении данного решения выводы уже состоявшихся судов могут быть использованы и при разрешении данного спора по смене назначения земельного участка, поскольку имеют под собой одно основание. Так основанием для внесения записи в ГКН и ЕГРП по назначению земельного участка послужило Постановление главы администрации Предгорного муниципального района <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ «Об изменении вида разрешенного использования», которое в настоящее время никем не отменено и является действующим. Основанием для внесения записи в ГКН и ЕГРП послужило решение ФБУ Кадастровая палата от ДД.ММ.ГГГГ, которое признано незаконным решением Предгорного районного суда от ДД.ММ.ГГГГ. Выслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении заявленных требований. В соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесённые по делу судебные расходы. В связи с тем, что решение Ессентукского межрайонного отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю о внесении изменений в ЕГРП признано законным, государственная пошлина не подлежит взысканию с Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю. Руководствуясь ст. 192-199 ГПК РФ, судья, РЕШИЛ: Признать законным решение Ессентукского межрайонного отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю о внесении изменений в ЕГРП относительно следующих изменений: описание изменений: исправлен кадастровый номер с: № также исправлению назначения с: земли населенных пунктов на: земли сельскохозяйственного назначения. Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю внести изменения в государственный кадастр недвижимости относительно следующих изменений: описание изменений: исправить кадастровый номер с: № а также исправить назначение земельного участка с: земли сельскохозяйственного назначения на: земли населенных пунктов, с выдачей кадастрового паспорта установленного образца. Во взыскании с Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю расходов по уплате государственной пошлины в сумме 200 рублей – отказать. Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через районный суд в течение одного месяца. Судья