<данные изъяты> Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Ст.Ессентукская 15 марта 2012г. Предгорный районный суд Ставропольского края в составе судьи Муравлева А.А., при секретаре Мавряшиной Е.А., с участием заявителя Попова В.Г., представителя по ордеру №, удостоверению №, адвоката Графычевой Н.В., представите вителя УФМС России по Ставропольскому краю в Предгорном районе по довереннос ти Арапова С.В. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Попова В.Г. об оспаривании действий государствен ного органа, У С Т А Н О В И Л: Попов Г.В. подал в отдел УФМС России по Ставропольскому краю в Предгор ном районе заявление о документировании своего сына Попов В.Г., (заявителя) пас портом гражданина Российской Федерации. Однако, 28.10. 2011г. получил отказ в принятии документов, так как якобы не подтверждено гражданство Российской Федерации его, заявителя Попова В.Г., родителей. Он, заявитель, родился ДД.ММ.ГГГГ. в ст.Ессентукской Предгорного района Ставропольского края, что подтвер ждается копией свидетельства о рождении. Согласно закону «О гражданстве РФ» от 28.11.1991г. он, как ребенок, родившийся в период с 6.02.1992г. по 1.07.2002г. независимо от места рождения, является гражданином РФ, в соответствии со ст.14 Закона, так как его родители отец - Попов Г.В. и мать - Попова (Политова) Б.Д. на момент его рождения ДД.ММ.ГГГГ состояли в гражданстве Российской Федерации. Решения об отмене гражданства его родителей в порядке ст.ст.22,23 закона "О гражданстве Российской Федерации" от 31.05.2002г. N62, соответствующим органом не принималось и основания, предусмотренные ст.22 Закона, для такого решения отсутствуют. Отказ отдела УФМС по Ставропольскому краю в Предгорном районе в выдаче паспорта гражданина Российской Федерации, нарушает его конституционные права, препятствует его нормальной жизнедеятельности, он не может продолжать учебу в высших учебных заведениях, принимать участие в международных соревнованиях в связи с активными, профессиональными занятиями спортом. Просит признать незаконным отказ отдела УФМС по Ставропольскому краю в Предгорном районе в выдаче паспорта гражданина Российской Федерации ему, Попову В.Г.. В судебном заседании, заявитель, его представитель требования поддержали, по изложенным в заявлении основаниям. УФМС России по Ставропольскому краю представило возражения, представи тель возражения поддержал, суду пояснил, что права заявителя не нарушены. Поскольку сведений том, что родители заявителя проживали, находились по месту своего жительства на территории Российской Федерации на 6.02.1992г. не нашли своего подтверждения, родители заявителя не являются гражданами Российской Федерации, следовательно заявитель гражданство Российской Федерации по рождению не приобрел. Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему: статьей ст.254 ГПК РФ предусмотрено, что гражданин организация вправе оспорить в суде решение, действие ( бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Исходя из того, что в силу прямого указания закона обязанность по доказы ванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государ ственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государст венных и муниципальных служащих возлагаются на органы, лиц принявших оспари ваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие) ч.1 ст.249 ГПК РФ обязанность по доказыванию законности оспариваемого заявителем реше ния возложена именно на Управление Федеральной миграционной службы России по Ставропольскому краю. Исходя из вышеуказанного требования УФМС России по Ставропольскому краю должно представить суду достоверные доказательства, подтверждающие, что роди тели заявителя Попова В.Г., мать Попова (Политова) Б.Д., отец Попов Г.В. не являлись гражданами Российской Федерации. Такие доказательства суду представлены. Статья 6 Конституции Российской Федерации предусматривает, что гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с феде ральным законом. Гражданин Российской Федерации не может быть произвольно лишен своего гражданства или права изменить его. Статьей 5 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" от 31.05.2002г. N62-ФЗ определено, что гражданами Российской Федерации являются: а) лица, имеющие гражданство Российской Федерации на день вступления в силу настоящего Федерального закона; б) лица, которые приобрели гражданство Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом. Федеральным законом, регулирующим приобретение, утрату гражданства Рос сийской Федерации применительно к настоящему делу является Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации" от 28.11.1991г. N1948-1. Частью 1 ст.13 названного закона гражданами Российской Федерации признавались все граж дане бывшего СССР, постоянно проживающие на территории Российской Федера ции на день вступления указанного Закона в силу (вступил в силу 6.02.1992г.), если в течение одного года после этого дня они не заявят о своем нежелании состоять в гражданстве Российской Федерации. Статьей 11 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" от 31.05.2002г. N62-ФЗ установлены основания приобретения гражданства Российской Федерации: а) по рождению; б) в результате приема в гражданство Российской Феде рации; в) в результате восстановления в гражданстве Российской Федерации; г) по иным основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Статьей 12 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" от 31.05.2002г. N62-ФЗ определены условия приобретения гражданства Российской Федерации ребенком по рождению, если на день рождения ребенка: а) оба его роди теля или единственный его родитель имеют гражданство Российской Федерации (независимо от места рождения ребенка); б) один из его родителей имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является лицом без гражданства, или признан безвестно отсутствующим, или место его нахождения неизвестно (независимо от места рождения ребенка); в) один из его родителей имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является иностранным гражданином, при условии, что ребенок родился на территории Российской Федерации либо если в ином случае он станет лицом без гражданства; г) оба его родителя или единственный его родитель, проживающие на терри тории Российской Федерации, являются иностранными гражданами или лицами без гражданства, при условии, что ребенок родился на территории Российской Феде рации, а государство, гражданами которого являются его родители или единствен ный его родитель, не предоставляет ребенку свое гражданство. Ссылки заявителя на положения ст.14 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" от 3.05.2002г. N62-ФЗ, как основание приобретения им, заявителем, гражданства Российской Федерации не могут быть приняты судом Статьей 14 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" от 3.05.2002г. N62-ФЗ определен порядок приема в гражданство Российской Феде рации в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных п."а" ч.1 ст.13 настоящего Федерального закона иностранных граждан и лиц без гражданства, достигших возраста восемнадцати лет и обладающих дееспособностью, которые вправе обратиться с заявлениями о приеме если: имеют хотя бы одного родителя, имеющего гражданство Российской Федерации и проживающего на территории Российской Федерации (п.а); Проживающие на территории Российской Федерации, без соблюдения условия о сроке проживания, установленного п."а" ч.1 ст.13 настоящего Федерального закона родились на территории РСФСР и имели гражданство бывшего СССР; Ребенок и недееспособное лицо, являющиеся иностранными гражданами или лицами без гражданства без соблюдения условий, предусмотренных ч.1 ст.13 настоя щего Федерального закона: а) ребенок, один из родителей которого имеет граж данство Российской Федерации, - по заявлению этого родителя и при наличии согла сия другого родителя на приобретение ребенком гражданства Российской Федер ации. Такое согласие не требуется, если ребенок проживает на территории Россий ской Федерации; б) ребенок, единственный родитель которого имеет гражданство Российской Федерации, - по заявлению этого родителя. Как видно, заявитель, родился ДД.ММ.ГГГГ ст.Ессентукская Предгорного района Ставропольского края, что подтверждается копией свидетельства о рождении 1-ГН № от ДД.ММ.ГГГГ Заявитель настаивает на том, что гражданство Российской Федерации было им приобретено в силу рождения у родителей, являющихся на момент его рождения гражданами Российской Федерации, между тем это обстоятельство своего подтверждения не нашло, и суду не представлено. Статья 10 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" от 31.05.2002г. N62-ФЗ устанавливает, что документом, удостоверяющим гражданство Российской Федерации, является паспорт гражданина Российской Федерации. В соответствии с п.1 Положения о паспорте гражданина Российской Федера ции, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 8.07.1997г.N828, паспорт гражданина Российской Федерации является основным документом, удостоверяю щим личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации. Таким образом, паспортом гражданина Российской Федерации могут быть документированы только лица, приобретшие гражданство Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «О гражданстве Российской Федерации", пас порт может быть выдан лицу, имеющему гражданство Российской Федерации, в данном случае заявителю при подтверждении, что его родители на момент его рождения являлись гражданами Российской Федерации. Для получения паспорта гражданин представляет заявление, свидетельство о рождении, две фотографии, при необходимости представляются документы, свиде тельствующие о принадлежности к гражданству Российской Федерации (п. 11 Положения). На территории Российской Федерации заявление о выдаче паспорта подается в ФМС России, территориальный орган или подразделение по месту жительства, либо по месту пребывания. Статьей 30 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" от 31.05.2002г. N62-ФЗ установлено, что определение наличия гражданства Российской Федерации у лиц, проживающих на территории Российской Федерации, относится к полномочиям федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и его территориальных органов. Таким образом, решение о необоснованном оформлении российского паспорта, а также о признании не приобретшим гражданство, принимается уполномоченным органом по результатам проведенной проверки. Исходя из положений ст.30 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" от 31.05.2002г. N62-ФЗ, Положения об Управлении Федеральной мигра ционной службы России по Ставропольскому краю, утверждено приказом УФМС Рос сии от 2.12.2005г. №150, Положения об отделе Управления Федеральной миграцион ной службы России по Ставропольскому краю в Предгорном районе полномочными органами, имеющими право осуществлять проверку законности выдачи заявителю документа, удостоверяющего гражданство Российской Федерации, являются подразделения Федеральной миграционной службы в Ставропольском крае. Согласно п.52 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Рос сийской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 14.11.2002г. N 1325. После получения необходимой информации полномочный орган составляет мотиви рованное заключение о результатах проверки, в котором указываются обстоя тельства, свидетельствующие о наличии или отсутствии у лица гражданства Россий ской Федерации. О результатах проверки сообщается заявителю или органу, обратившемуся с соответствующим запросом. Лицу, у которого подтверждается наличие гражданства Российской Федерации, выдается соответствующий документ. Основанием для отказа в выдаче паспорта согласно п.23 Административного регламента ФМС по предоставлению государственной услуги по выдаче, замене и по исполнению государственной функции по учету паспортов гражданина Россий ской Федерации, удостоверяющих личность на территории Российской Федерации, утвержден приказом от 7.12.2009г. №339 является: отсутствие у лица гражданства Российской Федерации; непредставление документов, указанных в пунктах 34, 35, 36 Административного регламента. Документы, свидетельствующие о принадлежности к гражданству Российской Федерации п.34.4 Регламента. Проверкой УФМС России по Ставропольскому краю, заключениями от ДД.ММ.ГГГГ. № и от ДД.ММ.ГГГГ № установлено, что в заявлении о выдаче (замене) паспорта гражданина Российской Федерации по Ф-1П в качестве основания приобретения гражданства Российской Федерации Поповым Г.В. указана ч.1 ст.13 Закона «О гражданстве Российской Федерации» от 28.11.1991г. №1948-1, Поповой Б.В. - п.«а» ст.18 названного Закона. Данные нормы закона регламентировали упрощенный порядок приобретения гражданства Российской Федерации по ч.1 ст.13 Закона в порядке регистрации для лиц постоянно проживающих на территории Российской Федерации на день вступления указанного Закона в силу ( на 6.02.1992г.); по п.«а» ст.18 при условии, что супруг либо родственник по прямой восходящей линии является гражданином Российской Федерации. Из объяснения Попова Г.В. следовало, что прибыл в 1986г. из Грузинской ССР и в период с 1989г. по 1993г. был зарегистрирован по месту жительства в Гридинском районе Ярославской области. Из объяснения Поповой Б.Д. следовало, что прибыла в 1993г. из Грузинской ССР, в 1995г. зарегистрировала брак с Поповым Г.В., в 1996г. получила вкладыш о принад лежности к российскому гражданству. Из пунктов 2 и 3 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства в пределах Рос сийской Федерации, утверждены Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 г. N713, следует, что местом жительства является место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (под найма), социального найма либо на иных основаниях, предусмотренных законода тельством Российской Федерации, - жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких и престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение. Органами регистрационного учета в городах, поселках, сельских населенных пунктах, закрытых военных городках, а также в населенных пунктах, расположенных в пограничной зоне или закрытых административно-территориальных образованиях, в которых имеются органы внутренних дел, являются органы внутренних дел, в остальных населенных пунктах - органы местного самоуправления. Таким образом подтверждением того, что Попова Б.В. законно получила граж данство Российской Федерации является то, что на момент вступления в брак супруг Попов Г.В. являлся гражданином Российской Федерации. А подтверждением того, что Попов Г.В. проживал на 6.02.1992г. на территории Российской Федерации и таким образом приобрел гражданство Российской Федерации, являются сведения органов местного самоуправления о его регистрации по указанному им месту жительства. Однако согласно ответам УФМС России по Ярославской области, по сведениям органов местного самоуправления Ярославской области № от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, Попов Г.В., по указанному им месту жительства в Гридинском районе Ярославской области, в указанный период на 6.02.1992г., зарегистрированным по учетам домовых и похозяйственных книг не значится. УФМС России по Ставропольскому краю на основании проверки, заключения от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ № пришло к выводу, что родители заявителя мать Попова (Политова) Б.Д., отец Попов Г.В. димирович необоснованно были документированы паспортами гражданина Россий ской Федерации соответственно <данные изъяты> № выдан ДД.ММ.ГГГГ и <данные изъяты> № выдан ДД.ММ.ГГГГ. ОВД Предгорного района Ставропольского края. С учетом установленных обстоятельств УФМС России по Ставропольскому краю пришло к обоснованному выводу, что законных оснований выдачи заявителю паспорта гражданина Российской Федерации не имеется, поскольку родители последнего на момент его, заявителя, рождения гражданами Российской Федерации не являлись, соответственно заявитель гражданство Российской Федерации по рождению не приобрел, и суду таких доказательств не представлено. Доводы заявителя, что УФМС России по Ставропольскому краю незаконно лишили его, гражданства Российской Федерации суд отвергает как несостоятель ные, поскольку они основаны на неверном толковании законодательства регулирую щего приобретение гражданства Российской Федерации, заявитель не принимал и не регистрировал гражданства Российской Федерации, и на момент его, заявителя, рождения родители последнего не являлись гражданами Российской Федерации, в связи с чем заявитель не является гражданином Российской Федерации и не мог быть документирован паспортом гражданина Российской Федерации на основании положений ст.14 Федерального закона « О гражданстве Российской Федерации». Указанные заявителем обстоятельства, что он родился, постоянно, длительное время проживает на территории Российской Федерации, что обучался в общеобра зовательной школе ст.Ессентукской не могут быть приняты судом, поскольку не являются безусловным основанием для признания его гражданином Российской Федерации, выдачи паспорта гражданина Российской Федерации, регистрации по месту жительства, поскольку не предусмотрены действующим законодательством Федеральным законом «О гражданстве Российской Федерации», регулирующим порядок приобретения, вступления в гражданство Российской Федерации. В уполномоченный орган, в суд не представлено доказательств того, что на момент рождения заявителя ДД.ММ.ГГГГ оба родителя или единственный родитель, или один из родителей заявителя имели гражданство Российской Федерации, а другой родитель являлся лицом без гражданства, или признан безвестно отсутствующим, или его местонахождения неизвестно; один из родителей имел гражданство Российской Федерации, а другой являлся иностранным гражданином, при условии, что заявитель родился на территории Российской Федерации; оба родителя, проживающие на территории Российской Федерации являются иностранными гражданами или лицами без гражданства, при условии, что заявитель родился на территории Российской Федерации, а государство гражданами которых являются родители заявителя, не предоставляют ему свое гражданство. Ни одного из указанных выше оснований для приобретения гражданства заявитель не имеет и суду не представил. Поскольку справки УФМС России по Ярославской области, а также составленные на основании них заключения служебных проверок УФМС России по Ставрополь скому краю от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ № послужившее основа нием для отказа в выдаче паспорта заявителю, не оспорены, недействительными не признаны, в связи с чем, в т.ч. и по указанным основаниям, заявление не подлежит удовлетворению. Кроме того, заявление не подлежит удовлетворению и по причине пропуска процессуального срока на обжалование в порядке ст.254 ГПК РФ. Как видно,информация, затрагивающая права заявителя, и мотивы, послужившие основанием для отказа в принятии документов для выдачи паспорта, ввиду не под тверждения гражданства Российской Федерации его родителей, подробно сообщены заявителю письмом УФМС России по Ставропольскому краю в Предгорном районе от 28.10.2011г. N5591. Обязанность направлять лицу, которому отказано в выдаче паспорта, информацию в виде заключения служебной проверки на Федеральную миграционную службу или ее территориальные органы действующим законодатель ством не возложена. Согласно требованиям ст. 256 ГПК РФ. Гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления. Установленный ст.256 ГПК РФ трехмесячный процессуальный срок на подачу заявления об оспаривании действий госоргана начал течь со времени, когда заявителю стало известно о нарушении его предполагаемого права, т.е. с момента отказа в выдаче паспорта с 28.10.2011г. и окончился 28.01.2012г. Заявление же подано с пропуском трехмесячного срока, сдано 30.01.2012г. в почтовое отделение. Заявителем суду не приведено обстоятельств, которые могли бы быть признаны судом как уважительные причины пропуска срока на подачу заявления. Ходатайства о восстановлении процессуального срока на подачу заявления не заявлено, и по этим основаниям требования также не подлежат удовлетворению. Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ суд, Р Е Ш И Л: Попову В.Г. в требовании признать незаконным отказ отдела УФМС России по Ставропольскому краю в Предгорном районе в выдаче паспорта гражданина Российской Федерации Попову В.Г. – отказать. Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения суда. Мотивированное решение суда составлено и подписано судьей 15.03.2012г. Судья