Решение по делу №2-169/2012



№2-169\12

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ст.Ессентукская 15 марта 2012г.

Предгорный районный суд Ставропольского края в составе судьи Муравлева А.А.,

при секретаре Мавряшиной Е.А., с участием заявителя Попова Г.В., представителя

по ордеру , удостоверению Графычевой Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Попова Г.В. об оспаривании действий государственного органа,

У С Т А Н О В И Л:

Попов Г.В. подал в отдел УФМС России по Ставропольскому краю в Пред горном районе заявление о замене паспорта гражданина Российской Федерации в связи с достижением 45-летнего возраста. ДД.ММ.ГГГГ получил отказ ввиду того, что его, заявителя, паспорт серии <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ оформлен в нару шение требований Приказа МВД РФ от 15.09.1997г. №605, действовавшего на момент выдачи паспорта. По заключению служебной проверки обоснованности документирования от ДД.ММ.ГГГГ УФМС России по Ставропольскому краю наличие у него гражданства Российской Федерации не нашло подтверждения. Предложено получить вид на жительство. Однако, ему в соответствии с п.9 Регламента для замены паспорта документы, подтверждающие наличия у него гражданства Россий ской Федерации, представлять не требовалось. Положения действующего законода тельства, п.80 Регламента не позволяют должностным лицам отдела УФМС по Став ропольскому краю в Предгорном районе изымать у него, гражданина Российской Фе дерации, паспорт гражданина Российской Федерации. Основания и порядок отмены решений по вопросам гражданства регламентированы ст.22,23 закона "О граждан стве Российской Федерации» от 31.05. 2002г. N62 ", предусматривающими, что ре шение о приобретении или прекращении гражданства Российской Федерации подле жит отмене, если будет установлено, что данное решение принималось на основа нии представленных заявителем подложных документов или заведомо ложных сведений. Факт использования подложных документов или сообщения заведомо ложных сведений устанавливается в судебном порядке. Решение об отмене гражданства Российской Федерации принимается Президентом Российской Федера ции или иным полномочным органом, ведающим делами о гражданстве Российской Федерации и принявшим такое решение. Решения об отмене решения по вопросу его гражданства соответствующим органом не принималось и основания, предус мотренные ст. 22 закона "О гражданстве Российской Федерации" от 31.05.2002 г. N62, для такого решения отсутствуют.

Просит признать незаконными действия отдела УФМС России по Ставрополь скому краю в Предгорном районе по изъятию его, заявителя, паспорта гражданина Российской Федерации серии <данные изъяты> , выданного ДД.ММ.ГГГГ ОВД Пред горного района Ставропольского края и по лишению его, заявителя, гражданства Российской Федерации.

В судебном заседании заявитель, его представитель требования поддержали, по изложенным в заявление основаниям.

УФМС России по Ставропольскому краю надлежаще извещено, в суд не яви лось, представило возражения, что при изъятии паспорта заявителя права послед него нарушены небыли. Поскольку сведений том, что заявитель проживал, нахо дился по месту своего жительства на территории Российской Федерации на 6.02.1992г. не нашли своего подтверждения паспорт был обоснованно изъят.

Согласно ст.257 ГПК РФ. Неявка в судебное заседание кого-либо из указан

ных в части первой настоящей статьи лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению заявления.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о месте и времени рассмотрения дела, не известив ших суд об уважительности причин своей неявки.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему: статьей 254 ГПК РФ предусмотрено, что гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие ( бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Исходя из того, что в силу прямого указания закона обязанность по доказы ванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государ ственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государст венных и муниципальных служащих возлагаются на органы, лиц принявших оспари ваемые решения или совершивших оспариваемые действия (бездействие) ч.1 ст.249 ГПК РФ обязанность по доказыванию законности оспариваемого заявителем решения возложена именно на Управление Федеральной миграционной службы России по Ставропольскому краю.

Исходя из вышеуказанного требования, УФМС России по Ставропольскому краю должно представить суду достоверные доказательства, подтверждающие, что заявитель на 6.02.1992г. не был зарегистрирован по месту жительства на территории Российской Федерации.

Такие доказательства суду представлены.

Статья 6 Конституции Российской Федерации предусматривает, что граждан ство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом. Гражданин Российской Федерации не может быть произвольно лишен своего гражданства или права изменить его.

Статьей 5 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" от 31.05.2002г. N62-ФЗ определено, что гражданами Российской Федерации являются: а) лица, имеющие гражданство Российской Федерации на день вступления в силу настоящего Федерального закона; б) лица, которые приобрели гражданство Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Федеральным законом, регулирующим приобретение, утрату гражданства Рос сийской Федерации применительно к настоящему делу является Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации" от 28.11.1991г. N1948-1. Частью 1 ст.13 названного закона гражданами Российской Федерации признавались все граж дане бывшего СССР, постоянно проживающие на территории Российской Федера ции на день вступления указанного Закона в силу (вступил в силу 6.02.1992г.), если в течение одного года после этого дня они не заявят о своем нежелании состоять в гражданстве Российской Федерации.

В соответствии с п.1 раздела II Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 10.04.1992г. N386, постоянное проживание подтверждалось паспор том гражданина СССР со штампом прописки по месту жительства на 6.02.1992 г.

В соответствии со ст. 12 Закона гражданство Российской Федерации приобре тается: а) в результате его признания; б) по рождению; в) в порядке его регист рации; г) в результате приема в гражданство; д) в результате восстановления в гражданстве Российской Федерации; е) путем выбора гражданства (оптации) при изменении государственной принадлежности территории и по другим основаниям, предусмотренным международными договорами Российской Федерации; ж) по иным основаниям, предусмотренным настоящим Законом.

Статья 10 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" от 31.05.2002г. N62-ФЗ устанавливает, что документом, удостоверяющим гражданство Российской Федерации, является паспорт гражданина Российской Федерации.

В соответствии с п.1 Положения о паспорте гражданина Российской Федера ции, утверждено Постановлением Правительства РФ от 8.07.1997г.N828, паспорт гражданина Российской Федерации является основным документом, удостоверяю щим личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации.

Таким образом, паспортом гражданина Российской Федерации могут быть документированы только лица, приобретшие гражданство Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «О гражданстве Российской Федерации».

Приобретение гражданства носит заявительный характер для всех лиц, не признанных гражданами Российской Федерации на день вступления в силу Закона,

Для получения паспорта гражданин представляет заявление, свидетельство о рождении, две фотографии, при необходимости представляются документы, свиде тельствующие о принадлежности к гражданству Российской Федерации (п. 11 Положения).

При этом в соответствии с п. 5.1 Приказа МВД РФ «Об организации работы ОВД по реализации законодательства о гражданстве Российской Федерации» от 30.06. 1994г. №330, действовавшего на момент получения заявителем паспорта гражданина Российской Федерации в 2002г., в случае приобретения гражданства Российской Федерации в порядке регистрации в органы внутренних дел подаются заявления установленного образца с необходимыми документами. Указанные материалы формируются в дела, которые после принятия по ним решений хранятся в архиве подразделения, оформившего паспорт.

Согласно п. 51 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Рос сийской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 14.11.2002г. N 1325, при отсутствии у лица документа, удостоверяющего гражданство Российской Федер ации (утеря, кража, порча и тому подобное), возникновения сомнений в подлинности или обоснованности выдачи такого документа, а также при обстоятельствах, позво ляющих предполагать наличие, либо отсутствие у лица гражданства Российской Федерации, полномочным органом осуществляется проверка законности выдачи лицу указанного документа и (или) наличия соответствующих обстоятельств.

Статьей 30 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" от 31.05.2002г. N62-ФЗ установлено, что определение наличия гражданства Россий ской Федерации у лиц, проживающих на территории Российской Федерации, относится к полномочиям федерального органа исполнительной власти, уполно моченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и его территориальных органов.

По инициативе полномочного органа или иного государственного органа с учетом ч.7 ст.4 и ст.42 Федерального закона "О гражданстве Российской Федера ции" от 31.05.2002г. N 62-ФЗ, в ходе проверки при необходимости могут быть направ лены запросы сведений о лице, в том числе о его месте жительства на 6.02.1992г. и позднее (страна, город или иной населенный пункт); о предъявленном лицом документе, удостоверяющем его личность (при наличии); основания направления запроса и его содержание в соответствующие органы по месту выдачи лицу документа, удостоверяющего гражданство Российской Федерации, или по месту жительства лица, а также в органы исполнительной власти и суд.

Согласно п.52 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Рос сийской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 14.11.2002г. N 1325. После получения необходимой информации полномочный орган составляет мотиви рованное заключение о результатах проверки, в котором указываются обстоя тельства, свидетельствующие о наличии или отсутствии у лица гражданства Россий ской Федерации. О результатах проверки сообщается заявителю или органу, обратившемуся с соответствующим запросом.

Лицу, у которого подтверждается наличие гражданства Российской Федерации, выдается соответствующий документ.

Таким образом, решение о необоснованном оформлении российского паспорта, а также о признании не приобретшим гражданство, принимается уполно моченным органом по результатам проведенной проверки.

Исходя из положений ст.30 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" от 31.05.2002г. N62-ФЗ, Положения об Управлении Федеральной мигра ционной службы России по Ставропольскому краю, утверждено приказом УФМС Рос сии от 2.12.2005г. №150, Положения об отделе Управления Федеральной миграцион ной службы России по Ставропольскому краю в Предгорном районе полномочными органами, имеющими право осуществлять проверку законности выдачи заявителю документа, удостоверяющего гражданство Российской Федерации, являются подразделения Федеральной миграционной службы в Ставропольском крае.

Проверкой УФМС России по <адрес> заключением от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что заявителем в заявлении по Ф-1П о выдаче (замене) паспорта гражданина Российской Федерации в качестве основания приобретения гражданства Российской Федерации указана ч.1 ст.13 Закона «О гражданстве Рос сийской Федерации» от 28.11.1991г. №1948-1. Данная норма закона регламенти ровала упрощенный порядок приобретения гражданства Российской Федерации в порядке регистрации для лиц, постоянно проживающих на территории Российской Федерации на день вступления указанного Закона в силу. ( на 6.02.1992г.)

Из объяснения заявителя следовало, что он, прибыл в 1986г. из Грузинской ССР и в период с 1989г. по 1993г. был зарегистрирован по месту жительства в Гридинском районе Ярославской области.

Из пунктов 2 и 3 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства в пределах Рос сийской Федерации, утверждены Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 г. N713, следует, что местом жительства является место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (под найма), социального найма либо, на иных основаниях, предусмотренных законода тельством Российской Федерации - жилой дом, квартира, служебное жилое помеще ние, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких и престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение.

Органами регистрационного учета в городах, поселках, сельских населенных пунктах, закрытых военных городках, а также в населенных пунктах, расположенных в пограничной зоне или закрытых административно-территориальных образованиях, в которых имеются органы внутренних дел, являются органы внутренних дел, в остальных населенных пунктах - органы местного самоуправления.

Таким образом, подтверждением того, что заявитель проживал на 6.02.1992г. на территории Российской Федерации, являются сведения органов местного самоуп равления о регистрации заявителя по указанному им месту жительства.

Однако, согласно ответам УФМС России по Ярославской области, по сведениям органов местного самоуправления Ярославской области от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ. за №, заявитель по указанному им месту жительства в Гридинском районе Ярославской области, в указанный период на ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированным по учетам домовых и похозяйственных книг не значится, по вопросу приобретения гражданства Российской Федерации в установленном законом порядке не обращался.

Признав, что заявитель не имеет гражданства Российской Федерации УФМС России по Ставропольскому краю вынесено заключение от ДД.ММ.ГГГГ о том, что паспорт серии <данные изъяты> выдан ОВД Предгорного района Ставрополь ского края ДД.ММ.ГГГГ заявителю необоснованно.

Доводы заявителя, что УФМС России по <адрес> незаконно лишили его, гражданства Российской Федерации не могут быть приняты судом, поскольку основаны на неверном толковании законодательства, регулирующего приобретение гражданства Российской Федерации.

Согласно п.7-9 Постановления Правительства РФ «Об утверждении положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации» от 8.07.1997г. № 828. Контроль за исполнением настоящего Положения осуществляется территориальными органами Федеральной миграционной службы. Нарушение требований настоящего Положения влечет за собой ответственность должностных лиц и граждан в соответствии с законода тельством Российской Федерации. Паспорт, выданный в нарушение установленного порядка или оформленный на утраченном (похищенном) бланке паспорта, подлежит изъятию органом внутренних дел Российской Федерации, Федеральной миграционной службой или ее территориальным органом, выявившим такой паспорт.

На основании заключения служебной проверки от ДД.ММ.ГГГГ паспорт заяви теля как оформленный в нарушение требований Приказа МВД РФ от ДД.ММ.ГГГГ , п.80 Административного регламента ФМС по предоставлению государст венной услуги по выдаче, замене и по исполнению государственной функции по учету паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность на территории Российской Федерации, утвержден приказом от ДД.ММ.ГГГГ , в соответствии с п.7 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ изъят.

Доводы заявителя о лишении его гражданства суд отвергает как несостоя тельные, так как заявитель не принимал и не регистрировал гражданства Россий ской Федерации, и на момент изъятия у него паспорта гражданином Российской Федерации не являлся, по-прежнему является иностранным гражданином. Доказа тельств приобретения гражданства Российской Федерации заявителем ни в уполномоченный орган, ни в суд не представлено.

Поскольку сведений о регистрации на территории Российской Федерации на 6.02.1992г., наличия гражданства Российской Федерации заявителя не нашли сво его подтверждения, паспорт гражданина РФ <данные изъяты> , выданный ОВД Предгор ного района Ставропольского края ДД.ММ.ГГГГ, заявителю обоснованно признан как выданный в нарушение установленного порядка, в связи с чем законно был изъят.

То обстоятельство, что заявитель был ДД.ММ.ГГГГ снят с регистрационного учета Ярославская область Некрасовский район дер.Гридино, что работал в строите льной бригаде на территории Ярославской области не имеет правового значения, поскольку значимым в данном конкретном случае является проживание заявителя и его регистрация по месту жительства на 6.02.1992г. на территории Российской Федерации, однако таких достоверных доказательств суду не представлено.

Поскольку справки УФМС России по Ярославской области, а также составленное на основании них заключение служебной проверки УФМС России по Ставрополь скому краю от ДД.ММ.ГГГГ послужившее основанием для изъятия паспор та заявителя, не оспорены, недействительными не признаны, в связи с чем, в т.ч. и по указанным основаниям, заявление не подлежит удовлетворению.

Кроме того, заявление не подлежит удовлетворению и по причине пропуска процессуального срока на обжалование в порядке ст.254 ГПК РФ.

Как видно, информация, затрагивающая права заявителя, и мотивы, послужив шие основанием для признания паспорта выданным в нарушение установленного порядка, подробно сообщены заявителю письмом ОУФМС по Ставропольскому краю в Предгорном районе от 28.10.2011г. N5590. Обязанность направлять лицу, паспорт которому выдан в нарушение установленного порядка, информацию в виде заключения служебной проверки на Федеральную миграционную службу или ее территориальные органы действующим законодательством не возложена.

Согласно требованиям ст. 256 ГПК РФ. Гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.

Установленный ст.256 ГПК РФ трехмесячный процессуальный срок на подачу заявления об оспаривании действий госоргана начал течь со времени, когда заявителю стало известно о нарушении его предполагаемого права, т.е. с момента изъятия паспорта с 28.10.2011г. и окончился 28.01.2012г.

Заявление же подано с пропуском трехмесячного срока, сдано 30.01.2012г. в почтовое отделение.

Заявителем суду не приведено обстоятельств, которые могли бы быть признаны судом как уважительные причины пропуска срока на подачу жалобы.

Ходатайства о восстановлении процессуального срока на подачу заявления не заявлено, и по этим основаниям требования также не подлежат удовлетворению

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ суд,

Р Е Ш И Л:

Попову Г.В. в признании незаконными действий отдела УФМС России по Ставропольскому краю в Предгорном районе по изъятию паспорта гражданина Российской Федерации серии <данные изъяты> , выдан ДД.ММ.ГГГГ ОВД Предгорного района Ставропольского края на имя Попова Г.В. и по его лишению гражданства Российской Федерации – отказать.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения суда. Мотивированное реше ние суда составлено и подписано судьей 15.03.2012г.

Судья