2-691/2012 Р Е Ш Е Н И Е И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И 12 июля 2012 года – Предгорный районный суд Ставропольского края в составе: Председательствующего судьи Власова Р.Г., при секретаре Быстровой Ю.М., с участием: представителя заявителя Чакаловой В.С. – адвоката Коленкиной В.Н., представившей доверенность серии № от ДД.ММ.ГГГГ., ордер № от ДД.ММ.ГГГГ г. и удостоверение № представителя Управления труда и социальной защиты населения <данные изъяты> Арзиманову Е.Ю., действующего на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Чакаловой В.С. о признании незаконным отказа Управления труда и социальной защиты населения <данные изъяты> в присвоении звания «Ветеран труда» и обязании включить в список лиц, представляемых к присвоению звания «Ветеран труда», У С Т А Н О В И Л: Чакалова В.С. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным отказа Управления труда и социальной защиты населения <данные изъяты> в присвоении звания «Ветеран труда» и обязании включить в список лиц, представляемых к присвоению звания «Ветеран труда», в котором указывает, что ДД.ММ.ГГГГ. начала свою трудовую деятельность и имеет трудовой стаж – <данные изъяты> Согласно п. 1 ст. 7 Федерального закона «О ветеранах» № 5-ФЗ от 12.01.1995 г., с последующими изменениями, присваивается звание ветерана труда. Звание «Ветеран труда Ставропольского края» присваивается на основании дополнений, внесенных в краевой закон от 07.12.2004 г. № 103-кз «О мерах социальной поддержки ветеранов»: гражданам, достигшим пенсионного возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, имеющим трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин, и 35 лет для женщин, проработавшим в организациях Ставропольского края не менее 20 лет. Лица, претендующие на присвоение звания «Ветеран труда», подают в Управления труда и социальной защиты населения <данные изъяты> необходимый пакет документов. Обращалась в Управление с соответствующими документами, однако в присвоении звания «Ветеран труда» отказали. Как следует из сообщения УТСЗН (Управления труда и социальной защиты населения) <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ причиной отказа послужило – отсутствие необходимого стажа, так как не могут быть зачтены периоды ухода за лицом, достигшим 80 лет и период получения пособия по безработице, так как им не следовали и не предшествовали периоды работы. Считает отказ незаконным. Трудовой стаж подсчитывается в соответствии с положениями, предусмотренными Федеральным законом от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». В соответствии со ст. 11 Закона, в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 10 настоящего Федерального закона, засчитываются: период получения пособия по безработице, период участия в оплачиваемых общественных работах и период переезда по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства; период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет. Периоды, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, засчитываются в страховой стаж в том случае, если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы и (или) иной деятельности (независимо от их продолжительности), указанные в статье 10 настоящего Федерального закона. Такое условие заключается в том, что указанным выше периодам должны предшествовать либо за ними должны следовать периоды работы или иной деятельности, в течение которых в Пенсионный фонд вносились страховые взносы. Продолжительность периодов, которые предшествовали или следовали за периодами, указанными в ч. 1, Законом не установлена. Не предусмотрено требование, чтобы периоды работы или иной деятельности предшествовали или следовали за указанными в ч. 1 непосредственно, то есть беспрерывно. В силу ч. 2 ст. 13 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» N 173-ФЗ от 17.12.2001 г., при подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьями 10 и 11 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. ДД.ММ.ГГГГ является пенсионеркой. На основании ст. 13 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» N 173-ФЗ от 17.12.2001 г., стаж работы был подсчитан с момента регистрации в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», а именно, с 10.12.1997 г. Государственным Учреждением Управления Пенсионного Фонда РФ <данные изъяты>, в строгом соответствии с ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», включены в страховой стаж периоды ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет и период получения пособия по безработице. Всего трудовой стаж составил <данные изъяты>, что подтверждается соответствующими документами, а именно, выпиской из лицевого счета застрахованного лица, справками ГУ Управления Пенсионного Фонда РФ <данные изъяты>, заявлением трудоспособного лица, осуществляющего уход, результатами расчета стажа, распоряжением о расчете страхового стажа работы. Считает, что отказом в присвоении звания «Ветеран труда» нарушены ее права. Из ст. 39 Конституции РФ следует, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Ст. 46 Конституции РФ, главой 25 ГПК РФ, предусмотрено, что гражданин вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод. В соответствии со ст. 254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненного орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему. Просит суд признать незаконным отказ Управления труда и социальной защиты населения <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ в присвоении звания «Ветеран труда» и обязать включить ее в список лиц, представляемых к присвоению звания «Ветеран труда». В судебном заседании представитель заявителя Коленкина В.Н. в порядке ст. 39 ГПК РФ, уточнила заявленные требования и просила суд признать незаконным отказ Управления труда и социальной защиты населения <данные изъяты> во включении Чакаловой В.С. в список лиц, представляемых к присвоению звания «Ветеран труда» и обязать включить ее в список лиц, представляемых к присвоению звания «Ветеран труда». Удовлетворить заявленные требования по основаниям, указанным в заявлении. Представитель Управления труда и социальной защиты населения <данные изъяты> Арзиманов Е.Ю., исковые требования не признал и просил суд отказать в их удовлетворении пояснив, что Управление труда и социальной защиты населения не отказывали Чакаловой В.С. во включении в список лиц, представляемых к присвоению звания «Ветеран труда», а только информировали о решении комиссии по рассмотрению спорных вопросов при Министерстве труда и социальной защиты населения <данные изъяты> об отказе включить ее в список лиц, представляемых к присвоению звания «Ветеран труда». Исследовав материалы дела, выслушав доводы сторон, суд приходит к выводу, что требования Чакаловой В.С. подлежат удовлетворению по следующим основаниям. Согласно п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ, вопросы социальной защиты населения находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ. В силу п. 1 ст. 7 Федерального закона «О ветеранах» № 5-ФЗ от 12.01.1995 г. (с последующими изменениями), ветеранами труда являются лица имеющие удостоверение «Ветеран труда»; награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или РФ, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин, и 35 лет для женщин. На основании п. 4 ст. 7 указанного закону, порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ. В порядке реализации п. 4 ст. 7 Федерального закона «О ветеранах» № 5-ФЗ от 12.01.1995 г. (с последующими изменениями), принято Положение о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда Ставропольского края», утвержденное постановлением Губернатора Ставропольского края от 15.10.2007 г. № 695, (с изменениями от 13.03.2008 г., 02.03.2010 г.), которым установлен порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда Ставропольского края». П. 3 указанного Положения предусмотрено, что звание «Ветеран труда» присваивается гражданам, достигшим возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, и не удостоенным в установленном порядке звания «Ветеран труда» и при этом имеющим трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин, и 35 лет для женщин, проработавшим в организациях Ставропольского края не менее 20 лет. Из п. 4 Положения следует, что граждане, претендующие на присвоение им звания «Ветеран труда Ставропольского края», представляют в органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Ставропольского края (далее – органы местного самоуправления) по месту жительства: заявление на имя Губернатора Ставропольского края в произвольной форме и пакет необходимых документов. П. 7 указанного Положения, обязывает органы местного самоуправления по месту жительства принимать от граждан, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда Ставропольского края», документы, указанные в пункте 4 настоящего Положения, оформлять списки граждан, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда Ставропольского края», по форме, утверждаемой министерством труда и социальной защиты населения Ставропольского края. Министерство на основании списков, указанных в п. 7 настоящего Положения, в течение 30 дней со дня их поступления готовит проект постановления Губернатора Ставропольского края о присвоении звания «Ветеран труда Ставропольского края» и вносит его в установленном порядке для принятия решения Губернатору Ставропольского края. Таким образом, обязанность по формированию списков граждан, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда Ставропольского края» возложена на органы местного самоуправления. В <данные изъяты> Ставропольского края, указанная функция возложена на Управление труда и социальной защиты населения <данные изъяты> Отказывая Чакаловой В.С. во включении в список граждан, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда Ставропольского края», Управление труда и социальной защиты населения <данные изъяты> ссылаются, что не могут быть зачтены периоды ухода за лицом, достигшим 80 лет и период получения пособия по безработице, так как им не следовали и не предшествовали периоды работы. Суд считает, что указанная позиция не основана на нормах действующего законодательства по следующим основаниям. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 24.07.2002 г. № 555 (с последующими изменениями), «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий», утверждены Правила, п. «в» ч. 2 которых, в страховой стаж включаются иные периоды, в том числе и период получения пособия по безработице, и период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом 1 группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет. Указанные Правила разработаны в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в РФ». В силу ст. 11 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 10 настоящего Федерального закона, засчитываются: период получения пособия по безработице, период участия в оплачиваемых общественных работах и период переезда по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства; период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет. Периоды, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, засчитываются в страховой стаж в том случае, если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы и (или) иной деятельности (независимо от их продолжительности), указанные в статье 10 настоящего Федерального закона. Продолжительность периодов, которые предшествовали или следовали за периодами, указанными в п. 1, Законом не установлена. Не предусмотрено требование, чтобы периоды работы или иной деятельности предшествовали или следовали за указанными в ч. 1 непосредственно, то есть беспрерывно. Установлено, что Чакалова В.С. осуществляла трудовую деятельность до периодов ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за лицом, достигшим возраста 80 лет и периодом получения пособия по безработице. Чакалова В.С. ДД.ММ.ГГГГ. является пенсионеркой. На основании ст. 13 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» N 173-ФЗ от 17.12.2001 г., стаж ее работы был подсчитан с момента регистрации в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», а именно, ДД.ММ.ГГГГ Государственным учреждением Управления Пенсионного Фонда РФ по Предгорному району, включены в страховой стаж периоды ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет и период получения пособия по безработице. Всего трудовой стаж Чакаловой В.С. составил <данные изъяты> Ст.ст. 2, 18 Конституции РФ предусмотрено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. С учетом изложенного, суд считает установленным, что Чакалова В.С. на момент обращения в Управление труда и социальной защиты населения администрации Предгорного муниципального района Ставропольского края с заявлением о включении в список лиц, представляемых к присвоению звания «Ветеран труда», имела необходимый трудовой стаж, дающий право на присвоение звание «Ветеран труда Ставропольского края». При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что отказ Управления труда и социальной защиты населения <данные изъяты> о включении Чакаловой В.С. в список лиц, представляемых к присвоению звания «Ветеран труда», не основан на законе. Руководствуясь ст.ст. 192 – 199, 258 ГПК РФ, судья, РЕШИЛ: Удовлетворить требования Чакаловой В.С. о признании незаконным отказ Управления труда и социальной защиты населения <данные изъяты> во включении в список лиц, представляемых к присвоению звания «Ветеран труда» и обязать включить в список лиц, представляемых к присвоению звания «Ветеран труда»: - Признать незаконным отказ Управления труда и социальной защиты населения <данные изъяты> во включении Чакаловой В.С. в список лиц, представляемых к присвоению звания «Ветеран труда»; - Обязать Управление труда и социальной защиты населения <данные изъяты>, включить Чакалову В.С. в список лиц, представляемых к присвоению звания «Ветеран труда». Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в течение месяца. СУДЬЯ: