Решение по делу № 2-804/2012



Дело № 2-804/2012

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 августа 2012 года ст. Ессентукская

Предгорный районный суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Турлаевой Н.И.,

с участием:

заявителя Азизовой Г.А. и её представителя Азизова Р.А.,

представителя заинтересованного лица администрации Предгорного муниципального района Ставропольского края – Сокириной А.А., действующей на основании доверенности от 01.02.2012 г.,

представителя заинтересованного лица управления имущественных и земельных отношений администрации Предгорного муниципального района Ставропольского края – Ликкей С.Е., действующей на основании доверенности от 07.06.2012 г.,

при секретаре судебного заседания Петельгузовой И.С.,

рассмотрел в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению Азизовой Г.А. о признании незаконным отказа Ессентукского межрайонного отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольского края в государственной регистрации права собственности на земельный участок,

УСТАНОВИЛ:

Заявитель Азизова Г.А. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным отказа Ессентукского межрайонного отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю в государственной регистрации права собственности на земельный участок.

В обоснование своих доводов заявитель указывает, что она является собственником объекта незавершенного строительства - жилого дома литер «А», площадью застройки <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес> кадастровый номер: что подтверждается свидетельством о государственной регист­рации права собственности <данные изъяты>.

Заявитель поясняет, что ДД.ММ.ГГГГ между ней и Администрацией Предгорного района Ставропольского края был заключен договор аренды земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м., кадастровый номер <адрес> на котором ею было начато строительство жилого до­ма. Впоследствии, ДД.ММ.ГГГГ между ней и Администрацией Предгорного района Ставропольского края был заключен договор купли-продажи данного земельного участка площадью <данные изъяты> кадастровый номер: , в соответст­вии с которым она стала собственником указанного земельного участка.

Заявитель обратилась к ответчику по вопросу государственной регистрации перехода права собственно­сти на приобретенный земельный участок.

Своим сообщением от ДД.ММ.ГГГГ Ессентукский межрайонный отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю отказал заявителю в регистрации перехода права собственности па земельный участок, ссылаясь на незавершенность строи­тельства принадлежащего ей дома. Более того, Ессентукский межрайонный отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю ставит под сомнение за­ключенный в установленном законодательством РФ порядке между ней и Адми­нистрацией Предгорного района Ставропольского края договор купли-продажи земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м., кадастровый номер: от ДД.ММ.ГГГГ

Заявитель считает отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю от ДД.ММ.ГГГГ не­законным и необоснованным, так как определение соответствия или не соответст­вия сделки требованиям закона выходит за пределы полномочий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю. Дан­ный вопрос находится в исключительной компетенции суда. Указанный договор купли-продажи земельного участка никем не обжалован и не расторгнут, соответ­ствует всем требованиям законодательства РФ и был исполнен сторонами в соот­ветствии с его условиями и требованиями закона. Купленный земельный уча­сток не ограничен в обороте, не находился и не находится под обременением.

Заявитель просит суд признать незаконным отказ Ессентукского межрайонного отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Азизовой Г.А. в государственной регистрации права собственности на земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м., кадастровый номер: , расположенный по адресу: <адрес>.

Обязать Ессентукский межрайонный отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю заре­гистрировать право собственности на земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м. кадастровый номер: , расположенный по адресу: <адрес> за Азизовой Г.А..

В судебном заседании заявитель Азизова Г.А. и её представитель Азизов Р.А. поддержали заявленные требования в полном объеме и настаивали на удовлетворении требований, по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель Управления Федеральной заинтересованного лица администрации Предгорного муниципального района <адрес>Сокирина А.А., не возражала против удовлетворения заявленных требований Азизова Г.А., полагая ее требования законными и обоснованными.

Представитель Управления Федеральной заинтересованного лица Представитель Управления Федеральной имущественных и земельных отношений администрации Предгорного муниципального района <адрес>Ликкей С.Е. не возражала против удовлетворения заявленных требований Азизова Г.А., пояснив суду, что договор купли продажи от ДД.ММ.ГГГГ ни кем не оспаривался, денежные средства при заключении договора купли-продажи были оплачены покупателем продавцу, обременений на земельный участок е имелось. Считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению, поскольку договор купли продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ заключен на основании постановления главы администрации Предгорного муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О прекращении права аренды и предоставлении в собственности земельного участка Азизова Г.А.».

Ранее земельный участок площадью 800 кв.м. с кадастровым номером 26:29:160202:665 расположенный по адресу: <адрес>, цель использования для индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства был предоставлен в аренду на основании постановления администрации Предгорного муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ.

Договор аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован в Представитель Управления Федеральной регистрационной службы по <адрес> Ессентукским межрайонным отделом ДД.ММ.ГГГГ номер регистрации 26-26-30/027/20029-041.

Постановлением главы администрации Предгорного муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ было принято на основании заявления Азизова Г.А., кадастрового паспорта земельного участка, свидетельства о государственной регистрации на объект незавершенного строительства – жилой дом, который принадлежит на праве собственности Азизова Г.А. о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ сделана запись регистрации .

В соответствии со ст. 15 Земельного кодекса РФ земельные участки находящиеся в государственной или муниципальной собственности могут быть предоставлены в собственность гражданину и юридическому лицу, за исключением земельных участком, которые в соответствии с земельным кодексом РФ, Представитель Управления Федеральной законами не могут находиться в частной собственности.

В перечень земельные участки, которые не могут находиться в частной собственности, не включены земельные участки, на которых расположены объекты незавершенного строительства, следовательно такие земельные участки могут быть предоставлены в собственность гражданину и юридическому лицу.

Законодатель не выделяет отдельного категорию объектов незавершенного строительства, поскольку объект незавершенного строительства – здание, строение, которое находится в процессе строительства, то есть здание, строение, сооружение, могут являться объектами незавершенного строительства.

Если бы законодатель хотел граничить право граждан и юридических лиц на выдел земельных участков, расположенных под объектами незавершенного строительства, он бы прямо указал на это в законе.

Ссылка на то, что объекты незавершенного строительства могут быть использованы в соответствии с их целевым назначением, до завершения строительства не обосновано. Никто не утверждал, что объект незавершенного строительства, будет использоваться по какому либо назначению до завершения строительства.

В договоре аренды земельного участка, постановлении о предоставлении земельного участка, а так же в целевом назначении земельного участка ничего не сказано, о том, что на арендатора возложены обязательства по возведению 100 % готовности жилого дома.

В силу ст. 85 Земельного кодекса РФ, градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельного участка, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков. Независимо от форм собственности и иных прав на земельный участок.

После выкупа земельного участка на него будут распространяться действия градостроительных регламентов и всего действующего законодательства, в том числе в сфере строительства.

Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по СК Ерема М.А. в судебном заседании не явился, направив в суд заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, в котором просит в удовлетворении заявленных требований Азизовой Г.А. отказать. Участвуя ранее в судебном заседании, возражал против удовлетворения заявленных требований Азизовой Г.А. по тем основаниям, что с заявлением о государственной регистрации права собственности на земельный участок площадью <данные изъяты>, кадастровый , расположенный по адресу: <адрес> предоставленный в собственность в порядке, установленном ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, обратилась Азизова Г.А.. В качестве правоустанавливающих документов заявителем представлены: постановление администрации Предгорного муниципального района Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ, договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ. Пунктом 1 ст. 36 Земельного кодекса РФ представлено исключительное право на приобретение и собственность земельных участков собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках. Исходя из содержания пункта 1 ст. 36 Земельною кодекса Российской Федерации, основаниями приобретения земельного участка в собственность служат наличие на земельном участке завершенного строительством здания, строения, сооружения и наличие вещного права на такое здание, строение сооружение. При этом исключительность приобретения права собственности на земельный участок прямо обусловлена необходимостью эксплуатации по целевому функциональному назначению и обслуживанию завершенного строительством здания, строения, сооружения, что и определяет впоследствии целевое назначение такого земельною участка при предоставлении его в собственность. Из представленных документов следует, что право собственности на незавершенный строительством объект - жилой дом зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ. Свидетельство о государственной регистрации . Возникновение правовых оснований для приобретения земельного участка в собственность, предусмотренных п. 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, напрямую обусловлено завершением строительства и возникновением права на здание, строение, сооружение. Основания для возникновения права собственности на земельный участок, предоставленный под строительство, до завершения строительства, в данном случае отсутствуют. Соответственно, как постановление администрации Предгорного муниципального района Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ, так и договор купли продажи от ДД.ММ.ГГГГ , на законе не основаны и не могут служить основаниями для возникновения и регистрации права собственности на земельный участок. Данные обстоятельства препятствуют проведению государственной регистрации права собственности на земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м. кадастровый , расположенный по адресу: <адрес>, в связи с чем в государственной регистрации отказано. Документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства.

С учетом мнения участников процесса, суд считает возможным, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, рассмотреть данное дело в отсутствие Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Ставропольскому краю Ерема М.А.

Заслушав объяснения сторон, исследовав представленные письменные доказательства и оценив эти доказательства с учетом требований закона об их допустимости, относимости и достоверности, как в отдельности, так и их взаимной связи в совокупности, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, должностного лица государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.

В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействия), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Как установлено из заявления Азизовой Г.А., объяснений представителя заявителя Азизова Р.А., а также предоставленных документов, Азизова Г.А. обратилась в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю с заявлением о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, предоставив все необходимые документы для регистрации права собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>. В государственной регистрации права собственности на земельный участок Азизовой Г.А. 18.06.2012 года отказано. Заявитель полагает, что данный отказ в государственной регистрации права собственности заявителя, нарушил его права как собственника и создал ему препятствия в осуществлении его прав собственника.

При таких обстоятельствах, суд находит, что обращение Азизовой Г.А. в суд с заявлением в порядке главы 25 ГПК РФ подано обоснованно и в срок, предусмотренный для обращения гражданина с нарушением его прав в суд, и заявителем представленными доказательствами доказан факт нарушения её прав.

Статьей 20 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в государственной регистрации прав, согласно которому в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если:

право на объект недвижимого имущества, о государственной регистрации которого просит заявитель, не является правом, подлежащим государственной регистрации прав в соответствии с настоящим Федеральным законом;

с заявлением о государственной регистрации прав обратилось ненадлежащее лицо;

документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства;

акт государственного органа или акт органа местного самоуправления о предоставлении прав на недвижимое имущество признан недействительным с момента его издания в соответствии с законодательством, действовавшим в месте его издания на момент издания;

лицо, выдавшее правоустанавливающий документ, не уполномочено распоряжаться правом на данный объект недвижимого имущества;

лицо, которое имеет права, ограниченные определенными условиями, составило документ без указания этих условий;

правоустанавливающий документ об объекте недвижимого имущества свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на данный объект недвижимого имущества;

(в ред. Федерального закона от 09.06.2003 N 69-ФЗ)

правообладатель не представил заявление и иные необходимые документы на государственную регистрацию ранее возникшего права на объект недвижимого имущества, наличие которых необходимо для государственной регистрации возникших после введения в действие настоящего Федерального закона перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие настоящего Федерального закона сделки с объектом недвижимого имущества;

(абзац введен Федеральным законом от 09.06.2003 N 69-ФЗ)

не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав;

(абзац введен Федеральным законом от 09.06.2003 N 69-ФЗ)

имеются противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами;

(абзац введен Федеральным законом от 09.06.2003 N 69-ФЗ)

осуществление государственной регистрации права собственности не допускается в соответствии с пунктом 1.2 настоящей статьи, пунктом 5 статьи 25.2, пунктом 2 статьи 25.3 настоящего Федерального закона.

(абзац введен Федеральным законом от 30.06.2006 N 93-ФЗ, в ред. Федерального закона от 21.12.2009 N 334-ФЗ).

В государственной регистрации права собственности на земельный участок заявителю Азизовой Г.А. отказано по тем основаниям, что возникновение правовых оснований для приобретения земельного участка в собственность, предусмотренных п.1 ст. 36 Земельного кодекса РФ напрямую обусловлено завершением строительства и возникновением права на здание, строение, сооружение. Основания для возникновения права собственности на земельный участок, предоставленный под строительство до завершения строительства отсутствуют.

Несмотря на то, что в содержании данной статьи Закона объекты незавершенного строительства не указаны, оснований изложенных в отказе государственной регистрации права на спорный земельный участок, содержащихся в требованиях ст. 20 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» не имеется.

Выкуп земельных участков под объектами незавершенного строительства, в порядке ст. 36 ЗК РФ, исключается для земельного участка, предоставленного в аренду для целей строительства, в связи с тем, что в отличие от зданий, строений и сооружений, объекты незавершенного строительства не могут быть использованы в соответствии с их назначением до завершения строительства и ввода их в эксплуатацию, со ссылкой на Постановление Президиума ВАС РФ от 23.12.2008 г. №8985/08».

Исследованные в судебном заседании доказательства приводят суд к выводу о том, что содержание оспариваемого решения об отказе в государственной регистрации не соответствует требованиям закона, регулирующего данные правоотношения.

Согласно п. 3 ст. 35 Земельного кодекса РФ собственник здания, строения, сооружения, находящихся на чужом земельном участке, имеет преимущественное право покупки или аренды земельного участка, которое осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством для случаев продажи доли в праве общей собственности постороннему лицу.

В случае, если земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности, применяются правила, установленные п. 1 ст. 36 стоящего Кодекса.

Статья 36 Земельного кодекса Российской Федерации закрепляет исключительное право на приватизацию земельных участков (или приобретение права аренды земельных участков) граждан и юридических лиц, являющихся собственниками зданий, строений, сооружений. Земельные участки передаются в собственность путем заключения договора купли-продажи земельного участка. Требования данной статьи Земельного Кодекса РФ не содержат запрета на совершение сделки купли-продажи земельного участка в случае нахождения на нем незавершенного строительством объекта, находящегося в собственности, в данном случае, гражданина.

В соответствии со ст. 16 ФЗ № 122-ФЗ от 21 июля 1997 года «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом.

В случае, если права возникают на основании акта государственного органа или акта органа местного самоуправления, заявление о государственной регистрации права подается лицом, в отношении которого приняты указанные акты. К заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.

На основании ст. 17 указанного ФЗ основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются: акты, изданные органами государственной власти или органами местного; самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки;

Обязательным приложением к документам, необходимым для осуществляемой по установленным настоящим пунктом основаниям государственной регистрации прав на объект недвижимого имущества, является план данного объекта недвижимого имущества, а к документам необходимым для такой государственной регистрации прав на земельный участок — кадастровый план данного земельного участка.

В соответствии с ст. 18 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имуществе и сделок с ним» документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое Имущество в Едином государственном реестре прав.

Статьей 36 Конституции Российской Федерации гарантировано, что граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю.

Согласно ст. 25 Земельного Кодекса Российской Федерации права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами и полежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Исходя из положений ст. 129 ГК РФ объекты гражданских прав могут свободно отчуждаться, если они не изъяты из оборота или не ограничены в обороте. Земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.

При этом ограничения оборотоспособности земельных участков установлены статьей 27 Земельного кодекса Российской Федерации. Как установлено в судебном заседании, земельный участок, приобретенный Азизовой Г.А. в собственность, не относится к землям, изъятым из оборота или ограниченным в обороте.

Таким образом, данный земельный участок ввиду отсутствия каких – либо ограничений может находиться в частной собственности.

Из материалов гражданского дела усматривается, что право собственности на земельный участок Азизовой Г.А. перешло по договору купли-продажи земельного участка от 13 апреля 2012 года и акту приема передачи земельного участка от 13 апреля 2012 года. Указанная сделка была совершена сторонами в соответствии с требованиями ст. ст. 549-550 ГК РФ, и на основании требований Земельного кодекса РФ. Сторонами по договору, а также иными полномочными на то лицами данная сделка купли-продажи не оспаривалась.

Суд пришел к выводу, что в данном случае Ессентукский межрайонный отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольского края не наделен правом и полномочиями самостоятельно считать данную сделку, ничтожной, недействительной и неоснованной на законе, то есть определять ее юридическую значимость, и по этим основаниям отказывать покупателю земельного участка в регистрации права собственности на земельный участок, приобретенный в соответствии с действующим законодательством.

Порядок предоставления земельных участков в частную собственность регулируется Земельным кодексом Российской Федерации.

Таким образом, орган местного самоуправления – администрация Предгорного муниципального района Ставропольского края в лице главы администрации Майдан А.И. имел полномочия на распоряжение земельным участком, расположенным в границах муниципального образования Предгорного района.

При этом, согласно п. 4 ст. 28 Земельного Кодекса РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.

Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.

Иных ограничений в предоставлении земельных участков в собственность не предусмотрено. Таким образом, орган местного самоуправления на законных основаниях принял решение о предоставлении Азизовой Г.А. в собственность на возмездной основе, путем выкупа, земельного участка, площадью 800 кв.м., с кадастровым номером расположенного по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, в границах муниципального образования Подкумский сельсовет. Категория земель – земли населенных пунктов. Цель использования – для индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства.

Объект незавершенного строительства, возведенный Азизовой Г.А. на земельном участке, предоставленном ей в собственность – это объект капитального строительства, неразрывно связанный с землей.

Государственная регистрация права Азизовой Г.А. на объект незавершенного строительством, подтверждается свидетельством о государственной регистрации права , выданным ДД.ММ.ГГГГ Азизовой Г.А., согласно которому объект незавершенного строительства - жилой дом, степень готовности - 8%, площадь застройки - ., назначение: нежилое. Инвентарный номер: Кадастровый (или условный) номер: . Литер А, расположенный по адресу: <адрес>, что подтверждает факт создания объекта недвижимости. Гражданское законодательство не устанавливает особенностей правового статуса объектов недвижимости в зависимости от их вида (здания, строения, сооружения, объекты незавершенного строительства). Соответственно, наличие или отсутствие исключительного права у собственника недвижимости на приватизацию земли под объектами недвижимости согласно ст. 36 ЗК РФ не ставится в зависимость от архитектурно-строительных характеристик таких объектов недвижимости.

Кроме того, как установлено материалами дела, земельный участок Азизовой Г.А. предоставлен в собственность на возмездной основе путем выкупа на основании постановления от ДД.ММ.ГГГГ Между администрацией Предгорного муниципального района Ставропольского края в лице главы администрации Майдан А.И. и Азизовой Г.А. ДД.ММ.ГГГГ заключен договор купли-продажи земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый номер общей площадью <данные изъяты> и на основании акта приема передачи от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок передан Азизовой Г.А. Заявитель произвел полный расчет с продавцом земельного участка, что подтверждается имеющейся в материалах гражданского дела квитанцией.

Следует также отметить, что с момента начала приватизации государственного имущества, законодательство о приватизации предоставляет собственникам незавершенного строительства право на приватизацию земельных участков, на которых находятся указанные объекты.

Данный закон является действующим и согласуется с приведенными выше положениями Гражданского кодекса РФ и Земельного кодекса РФ. Различия же прав собственника при приватизации объекта недвижимости в части земельных участков и собственника объекта незавершенного строительством, не имеющего, по мнению представителя Ессентукского УФРС по Ставропольскому краю возможности приобрести право собственности на земельный участок до окончания строительства, являлось бы не основанным на законе ограничением прав собственника, что недопустимо.

Таким образом, совокупность исследованных в судебном заседании доказательств позволяет сделать вывод о том, что требования заявителя Азизовой Г.А. о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности на земельный участок являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Доводы представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Ставропольскому краю Ерема М.А., о том что заявителю было отказано в государственной регистрации права на земельный участок, в связи с отсутствием у заявителя оснований для возникновения права собственности на земельный участок, суд считает не состоятельными, и не основанными на законе.

Согласно ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.

В своем заявлении Азизова Г.А. просит восстановить его права, обязав УФРС государственной регистрации кадастра и картографии по Ставропольскому краю Ессентукский межрайонный отдел зарегистрировать ее право на указанную недвижимость.

Поскольку суд пришел к выводу о том, что права Азизовой Г.А. нарушены незаконным отказом в государственной регистрации права собственности, её требования в данной части подлежат удовлетворению, то и подлежат удовлетворению требования в части наложения обязанности на УФРС государственной регистрации кадастра и картографии по Ставропольскому краю Ессентукский межрайонный отдел совершить регистрационные действия и зарегистрировать право собственности заявителя на недвижимость.

В соответствии со ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, орган местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Руководствуясь ст.194-199, 258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление Азизовой Г.А. о признании незаконным отказа Ессентукского межрайонного отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольского края о государственной регистрации права собственности на земельный участок - удовлетворить.

Признать незаконным отказ Ессентукского межрайонного отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю от 18 июня 2012 г. об отказе Азизовой Г.А. в государственной регистрации права собственности на земельный участок площадью <данные изъяты> кадастровый номер: , расположенный по адресу: <адрес>.

Обязать Ессентукский межрайонный отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю заре­гистрировать право собственности на земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м. кадастровый номер: , расположенный по адресу: <адрес> за Азизовой Г.А., в месячный срок, со дня вступления решения в законную силу.

Копию решения суда в течение трех дней со дня вступления в законную силу направить в адрес Ессентукского межрайонного отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю для устранения допущенного нарушения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке путем подачи апелляционной жалобы в судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда через Предгорный районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 27 августа 2012 года.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ – СУДЬЯ: