Решение по делу № 2-849/2012



Дело 2- 849\2012

РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации

30 августа 2012 года ст. Ессентукская

Предгорный районный суд Ставропольского края в составе

председательствующей судьи Гриценко В.М.,

при секретаре судебного заседания Политове П.В.,

с участием представителя истца – старшего помощника прокурора Предгорного района Булавинцевой Р.В.,

представителя ответчика администрации Предгорного муниципального района – Тищенко В.А., действующей на основании доверенности ДД.ММ.ГГГГ,

представителя третьего лица отдела образования администрации Предгорного муниципального района – Слынько И.В., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению прокурора Предгорного района в интересах Гудько В.В. к администрации Предгорного муниципального района Ставропольского края о предоставлении денежных средств (субсидий) на приобретение жилья,

установил:

Прокурор Предгорного района обратился с иском в интересах Гудько В.В. к администрации Предгорного муниципального района Ставропольского края о предоставлении денежных средств (субсидий) на приобретение жилья, мотивируя исковые требования тем, что при проведении проверки обеспечения жильем детей-сирот выяснилось, что Гудько В.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, имеет статус лица из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Её мать - Гудько Л.В. умерла ДД.ММ.ГГГГ. Решением Предгорного районного суда от ДД.ММ.ГГГГ Гудько В.М. лишен родительских прав в отношении несовершеннолетней дочери - Гудько В.В..

Постановлением главы администрации Предгорного муниципального района Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ несовершеннолетняя Гудько В.В. определена в учреждение государственной поддержки, в связи с тем, что осталась без попечения родителей. Приказом директора ГОУ «Детский дом » ФИО9 от ДД.ММ.ГГГГ Гудько В.В. выведена из числа воспитанников детского дома в связи с поступлением в ФГОУ СПО «Пятигорский аграрный техникум».

Постановлением главы администрации муниципального образования станицы Бекешевской Предгорного района Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ Гудько В.В. признана нуждающейся в жилом помещении и поставлена на учет граждан, нуждающихся в жилом помещении.

В настоящее время Гудько В.В. достигла совершеннолетнего возраста, и в связи с этим снята с полного государственного обеспечения. Закрепленного за ней жилого помещения не имеет.

Согласно Конституции РФ в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ст. 7 ч. 2); материнство и детство, семья находятся под защитой государства (ст. 38 ч.1). Конкретные меры социальной поддержки семьи и детей, имеющие, как основной, так и дополнительный характер, в соответствии со ст. 39 ч. ч. 2, 3 Конституции РФ устанав­ливаются Федеральными законами и законами субъектов РФ.

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных или иных уч­реждениях..., в том числе при прекращении опеки (попечительства)... вне очереди предоставляются жилые помещения по договорам социального найма.

В соответствии с п.п. 1, 2 ч.1 ст.8 Федерального закона от 21,12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, остав­шихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах ВС РФ, либо по возвращению из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ.

В соответствии с требованиями ч.2 ст. 7 Закона Ставропольского края от 16.03.2006 года № 7-кз «О дополнительных гарантиях и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения и состоящие на учете на получение жилого помещения, после окончания пребывания в государственном или муниципальном образовательном учреждении Ставропольского края или учреждении социального обслуживания населения Ставропольского края имеют право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по их выбору:

- по договору социального найма в пределах установленных норм и в порядке, установленном жилищным законодательством,

- в форме предоставления жилищных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья в порядке, определенном Правительством Ставропольского края, исходя из общей площади жилья 33 квадратных метра и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по Ставропольскому краю, устанавливаемой ежеквартально органом исполнительной власти Ставропольского края, уполномоченным Правительством Ставропольского края.

В соответствии с постановлением Губернатора Ставропольского края от 23 сентября 2010 года № 571 «О внесении изменений в подпункт 9.2 Положения о министерстве строительства и архитектуры Ставропольского края, утвержден­ного постановлением Губернатора Ставропольского края от 07 июля 2008 года № 530» министерство является уполномоченным органом исполнительной власти Ставропольского края по обеспечению жилыми помещениями детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии с Законом Ставропольского края от 31 декабря 2004 года № 120 -кз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Ставропольском крае отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления наделены отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), в приемной семье либо в случаях, предусмотренных законом Ставропольского края, в патронатной семье, детских домах семейного типа, воинских частях в качестве воспитанников, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории муниципального района или городского округа Ставропольского края, не имеющих закрепленного жилого помещения и состоящих на учете на получение жилого помещения.

Таким образом, Гудько В.В. в соответствии с требованиями действующего законодательства имеет право на внеочередное обеспечение со стороны администрации Предгорного муниципального района жилым помещением. Вместе с тем, соответствующее жилое помещение до настоящего времени ей не предоставлено, что противоречит требованиям Жилищного кодекса РФ и ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ и нарушает право Гудько В.В. на жилище, гарантированное ст. 40 Конституции Российской Федерации.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» прокурор вправе обратиться в суд за защитой прав ребенка- сироты.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор обратился в суд с заявлением в защиту нарушенных социальных прав Гудько В.В. в части обеспечения жилым помещением, предусмотренном Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

На основании изложенного, руководствуясь ст. 69 СК РФ, ст. 451 ПК РФ, просит суд обязать администрацию Предгорного муниципального района обеспечить Гудько В.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенным жилым помещением путем предоставления денежных средств (субсидии) на приобретение либо строительство жилья не ниже социальных норм, установленных Постановлением Правительства Ставропольского края от 16.04.2008 № 60-п, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании старший помощник прокурора Предгорного района Булавинцева Р.В. поддержала заявленные требования в полном объеме, уточнила их и не настаивала на удовлетворении требований в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Истец Гудько В.В., будучи надлежащим образом извещенной о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, не уведомив суд о причинах неявки.

Представитель ответчика - администрации Предгорного муниципального района Тищенко В.В. исковые требования признала полностью.

Представитель отдела образования администрации Предгорного муниципального района – Слынько И.В. поддержала заявленные требования в полном объеме.

Представитель третьего лица – Министерства образования Ставропольского края в судебное заседание не явился, предоставив суду отзыв на исковое заявление, в котором указывает, что не возражает против удовлетворения требований иска и ходатайствует о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Представитель третьего лица – Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края в судебное заседание не явился, хотя был должным образом уведомлен о времени и месте слушания дела.

Представитель третьего лица – Министерства финансов Ставропольского края в судебное заседание не явился, предоставив в суд отзыв на исковое заявление в котором указывает, что в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством) (далее именуемые - дети-сироты), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении со­циального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в ви­де лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В соответствии с пунктом 7 статьи 1 Закона Ставропольского края от 31 декабря 2004 г. № 120-кз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Ставропольском крае отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», органы местного самоуправления наделены отдельными государственными полномочиями Ставро­польского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без по­печения родителей, состоящими в обеспечении жилыми помещениями в соответст­вии со статьей 7 Закона Ставропольского края «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находя­щихся под опекой (попечительством), в приемной семье либо в случаях, предусмотренных законом Ставропольского края, в патронатной семье, в детских домах семейного типа, в воинских частях в качестве воспитанников, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на тер­ритории муниципального района или городского округа Ставропольского края, не имеющих закрепленного жилого помещения и состоящих на учете на получение жилого помещения.

Согласно статье 7 Закона Ставропольского края от 16 марта 2006 г. № 7-кз «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и де­тей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без по­печения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), в приемной семье либо в случаях, предусмотренных законом Ставропольского края, в патронатной семье, в детских домах семейного типа, в воинских частях в качестве воспитанников, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения и со­стоящие на учете на получение жилого помещения, после окончания пребывания в государственном или муниципальном образовательном учреждении Ставрополь­ского края или учреждении социального обслуживания населения Ставропольского края, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, имеют право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по их выбору: либо по договору социального найма в пределах установленных норм и в порядке, установленном жилищным законодательством, либо в форме предоставления им денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья в порядке, определенном Правительством Ставропольского края, исходя из общей площади жилья 33 квадратных метра и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по муниципальным районам и городским округам Ставро­польского края, устанавливаемой ежеквартально органом исполнительной власти Ставропольского края, уполномоченным Правительством Ставропольского края.

Согласно статье 6 Закона Ставропольского края от 31 декабря 2004 г. № 120-кз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных рай­онов и городских округов в Ставропольском крае отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» финансовые средства, необходимые органам местного самоуправления для осуществления отдельных государственных полномочий, ежегодно предусматриваются в законе Ставропольского края о бюд­жете Ставропольского края на очередной финансовый год в форме субвенций.

Размер субвенции определяется в соответствии с требованиями законода­тельства Российской Федерации и законодательства Ставропольского края, с учетом натуральных норм питания, обеспечения обмундированием, мягким инвен­тарем и оборудованием, установленных социальных выплат, оплаты проезда и размера денежных средств на содержание ребенка опекуну (попечителю), установ­ленного в соответствии с законодательством Ставропольского края, а также обес­печения жилыми помещениями по нормам, установленным законодательством Ставропольского края.

Согласно Постановлению Правительства Ставропольского края от 16.04.2008 № 60-п уполномоченным органом исполнительной власти Ставро­польского края по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определено министерство строительства и архитектуры Ставропольского края.

При этом, указанным Постановлением Правительства Ставропольского края от 16.04.2008 № 60-п утвержден Порядок предоставления денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья детям-сиротам и детям, ос­тавшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с которым субсидия предос­тавляется органами местного самоуправления муниципальных образований Став­ропольского края однократно по месту постановки ребенка-сироты на учет в каче­стве нуждающегося в жилом помещении за счет средств бюджета Ставропольского края, предусмотренных на эти цели в текущем финансовом году.

Кроме того, согласно позиции Верховного Суда РФ, изложенной в «Обзоре практики рассмотрения судами дел по заявлениям прокуроров в защиту жилищных прав несовершеннолетних детей, подпадающих под категорию лиц, которые имеют право на дополнительную социальную защиту в соответствии со ст. 1 Федерально­го закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» правильной признается позиция судов, которые, разрешая дела по искам о предоставлении детям-сиротам жилья, надлежащим ответчиком признавали органы местного самоуправления.

Таким образом, органы местного самоуправления муниципального образо­вания Ставропольского края наделены в установленном порядке отдельными госу­дарственными полномочиями в области социальной поддержки детей-сирот и де­тей, оставшихся без попечения родителей, а так же являются распорядителями бюджетных средств, выделенных на указанные цели.

Однако, удовлетворение требования прокурора Предгорного района о пре­доставлении Гудько В.В. субсидии на приобретение жилья, повлечет на­рушение прав других детей-сирот, которые так же имеют право на внеочередное предоставление жилья с более раннего периода, поскольку вышеуказанными нормативными актами не предусмотрен срок, в течение которого лицу должно быть предоставлено жилое помещение с момента возникновения у него права на внеочередное получение жилья, а решение суда должно быть исполнено в установленные действующим законодательством сроки.

Просит суд при рассмотрении искового заявле­ния учесть доводы министерства финансов Ставропольского края и в удовлетво­рении исковых требования прокурора Предгорного района о предоставлении Гудько В.В. денежных средств (субсидии) на приобретение или строительство жилья, отказать в полном объеме.

С учетом мнения сторон суд приходит к выводу о рассмотрении дела в отсутствие истца Гудько В.В. и представителя Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Правовое регулирование отношений, связанных с обеспечением жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на федеральном уровне осуществляется Конституцией РФ, Законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», другими нормативными правовыми актами.

В соответствии с п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении РФ и субъектов РФ.

Согласно п. 1 ч.1 ст. 4 ЖК РФ жилищное законодательство, к которому относится и сам ЖК РФ, основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, и на необходимости беспрепятственного осуществления жилищных, прав, в том числе прав органов местного самоуправления по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями муниципального жилищного фонда.

Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями регулируется Законом № 131-ФЗ в соответствии с которым ст. 86 Бюджетного кодекса РФ устанавливает, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта РФ. Такой порядок является обязательным во всех случаях.

Соответственно в ч. 4 ст. 49 ЖК РФ закреплено, что определенным федеральным законом, указом Президента или законом субъекта РФ категориям граждан жилые помещения из муниципального фонда могут предоставляться органами местного самоуправления лишь при условии наделения их в установленном законом порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями.

Пунктом 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ закреплено положение о внеочередном предоставлении по договорам социального найма жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в ВС РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Таким образом, государством гарантировано предоставление жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, вне очереди по договорам социального найма.

В соответствии с п.п. 1, 2 ч.1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах ВС РФ, либо по возвращению из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ.

Законом Ставропольского края № 120-кз от 31 декабря 2004 года «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Ставропольском крае отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления наделены отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), в приемной семье либо в случаях, предусмотренных законом Ставропольского края, в патронатной семье, детских домах семейного типа, воинских частях в качестве воспитанников, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории муниципального района или городского округа Ставропольского края, не имеющих закрепленного жилого помещения и состоящих на учете на получение жилого помещения.

В ст. 6 указанного закона установлено, что финансовые средства, необходимые органам местного самоуправления для осуществления отдельных государственных полномочий, ежегодно предусматриваются в законе Ставропольского края о бюджете Ставропольского края на очередной финансовый год в форме субвенций. Размер субвенции определяется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и законодательства Ставропольского края, с учетом натуральных норм питания, обеспечения мягким инвентарем, установленных социальных выплат, оплаты проезда и размера денежных средств на содержание ребенка опекуну (попечителю), установленного в соответствии с законодательством Ставропольского края, а также обеспечения жилыми помещениями по нормам, установленным законодательством Ставропольского края.

В соответствии с требованиями ч. 2 ст. 7 Закона Ставропольского края от 16 марта 2006 года № 7-кз «О дополнительных гарантиях и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), в приемной семье либо в случаях, предусмотренных законом Ставропольского края, в патронатной семье, в детских домах семейного типа, в воинских частях в качестве воспитанников, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения и состоящие на учете на получение жилого помещения, после окончания пребывания в государственном или муниципальном образовательном учреждении Ставропольского края или учреждении социального обслуживания населения Ставропольского края, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, имеют право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по их выбору: либо по договору социального найма в пределах установленных норм и в порядке, установленном жилищным законодательством, либо в форме предоставления им денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья в порядке, определенном Правительством Ставропольского края, исходя из общей площади жилья 33 квадратных метра и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по муниципальным районам и городским округам Ставропольского края, устанавливаемой ежеквартально органом исполнительной власти Ставропольского края, уполномоченным Правительством Ставропольского края.

В исковом заявлении прокурор Предгорного района, указывает, что Гудько В.В. желает реализовать свое право на внеочередное обеспечение жилым помещением в форме предоставления ей денежных средств (субсидий) на приобретение жилья.

В соответствии с постановлением Правительства Ставропольского края от 16 апреля 2008 года № 60-П, министерство строительства и архитектуры Ставропольского края определено как уполномоченный орган исполнительной власти Ставропольского края по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Указанным постановлением утвержден Порядок предоставления денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно п. 3 указанного Порядка субсидия предоставляется органами местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края однократно по месту постановки ребенка-сироты на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении за счет средств бюджета Ставропольского края, предусмотренных на эти цели в текущем финансовом году.

Таким образом, органы местного самоуправления муниципального образования Ставропольского края наделены в установленном порядке отдельными государственными полномочиями в области социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также являются распорядителями бюджетных средств, выделенных на указанные цели.

Полномочия органов местного самоуправления по обеспечению и постановке на очередь нуждающихся соответствуют также положениям п. 3 ст. 14 ЖК РФ, согласно которому к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений является учет граждан, нуждающихся в жилых помещения, предоставляемых по договору социального найма.

Объектом отношений, регулируемых жилищным законодательством, является жилое помещение, существенные признаки которого определены в ст. 15 ЖК РФ, в соответствии с которой жилым признается изолированное помещение, относящееся к недвижимому имуществу, пригодное для постоянного проживания граждан, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (ч.2 ст. 15 ЖК РФ).

Дети признаются не имеющими закрепленного жилья, если они не являются собственниками (сособственниками) жилых помещений и если жилье, в котором они проживали до того, как остались без родителей, было утрачено, признано аварийным, или относилось к специализированному жилищному фонду, а также - если их местожительство неизвестно, и в иных аналогичных случаях.

Согласно выписке из ЕГРП от ДД.ММ.ГГГГ, предоставленной управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, записи о регистрации прав на территории <адрес> и <адрес> за Гудько В.В. отсутствуют.

Судом установлено, что Гудько В.В. с ДД.ММ.ГГГГ, на основании постановления администрации ст. Бекешевской Предгорного района Ставропольского края , признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и включена в список очередности на улучшение жилищных условий.

Согласно справки ГУП СК «Краевая техническая инвентаризация» от ДД.ММ.ГГГГ сведений о регистрации прав на недвижимое имущество Гудько В.В. не имеется.

Из представленных письменных доказательств, видно, что Гудько В.В. обладает статусом детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признана нуждающейся в жилье, состоит в очереди нуждающихся в жилом помещении и в списке на внеочередное предоставление жилого помещения, из чего следует, что ответчик принял на себя обязательство обеспечить указанное лицо благоустроенным жилым помещением вне очереди по месту жительства или предоставление ей денежных средств (субсидий) на приобретение жилья с учетом количества выделенных на эти цели денежных средств.

Как следует из ст. ст. 13 и 14 ЖК РФ, к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ и органов местного самоуправления в области жилищных отношений не относится определение порядка предоставления гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда. Органы государственной власти субъекта РФ определяют лишь порядок ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 12 ЖК РФ определение порядка предоставления гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда относится к полномочиям органов государственной власти РФ. Названный порядок определен в ст. 57 ЖК РФ, которая наряду с общим правилом о предоставлении жилья в порядке очередности (ч. 1) содержит специальное правило о предоставлении отдельным категориям граждан жилья вне очереди (ч. 2), а внеочередное предоставление жилья подразумевает, что оно должно предоставляться без всякой очереди. Поэтому установление органом местного самоуправления или даже законодательным органом субъекта РФ очереди для лиц, имеющих право на внеочередное получение жилья, нарушает права таких лиц и противоречит требованиям федерального законодательства, т.к. в ч.2 ст. 57 ЖК РФ указаны, категории граждан, которым жилые помещение по договорам социального найма предоставляются вне очереди. Предоставление жилых помещений вне очереди не предполагает включение гражданина в какую-либо очередь. Жилищным кодексом РФ право граждан на получение жилого помещения вне очереди не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения вне очереди. Поэтому указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия иди отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учет. В такой же мере и разрешение требований о предоставлении детям-сиротам жилой площади во внеочередном порядке не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом. Обеспечение вне очереди жилым помещением детей-сирот не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий.

В соответствии с законом Ставропольского края № 7 - КЗ от 16 марта 2006 года (в редакции закона от 9 июля 2007 года № 34 -КЗ) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения и состоящие на учете на получение жилого помещения, после окончания пребывания в государственном или муниципальном общеобразовательном учреждении СК или учреждении социального обслуживания населения СК, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, имеют право на внеочередное обеспечение жилым помещением по их выбору: либо по договору социального найма, либо в форме предоставления им субсидий, исходя из общей площади жилья 33 кв.м. и средней рыночной стоимости 1 кв.м. общей площади жилья по СК, устанавливаемой Правительством СК (в редакции закона № 75 -КЗ от 10 ноября 2008 года).

Как видно, ЖК РФ закрепив за гражданами, указанными в п.1 и п.3 ч.2ст.57 ЖК РФ, право на получение жилья вне очереди, не указал о сроке предоставления жилья данным категориям граждан.

Отсутствие в ЖК РФ указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, указанным в п.1 и п.3 ч.2ст.57 ЖК РФ, говорит о том, что жилье должно предоставляться данным гражданам после их обращения в орган местного самоуправления с целью реализации принадлежащего им субъективного права на получение жилья вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников), т.к. не терпит отлагательства обеспечение жильем таких лиц из той категории граждан, кому государство обязалось предоставить жилье вне очереди, не упоминая о сроках исполнения принятой на себя обязанности.

В связи с этим суд считает не противоречащим закону требование прокурора о предоставлении Гудько В.В. денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья в порядке, определенном Правительством Ставропольского края, т.к. ч.2 ст.57 ЖК РФ и другие нормы ГК РФ не ставят передачу жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилой площади очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и тем более от включения в список внеочередников и порядковый номер в этом списке обратившегося лица.

С учетом изложенного, суд считает, что исковые требования прокурора обоснованы, а потому они подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Обязать администрацию Предгорного муниципального района обеспечить Гудько В.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенным жилым помещением путем предоставления денежных средств (субсидии) на приобретение либо строительство жилья не ниже социальных норм, установленных Постановлением Правительства Ставропольского края от 16.04.2008 № 60-п.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Ставропольского краевого суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательном виде.

Председательствующий