решение о признании постановления незаконным



Дело № 2-375/11

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ст. Ессентукская 21 апреля 2011 г.

Предгорный районный суд Ставропольского края в составе судьи Муравлева А.А., при секретаре Полухиной Ю., с участием представителя заявителя по доверенности Цахиловой З.М., Квасова В.А., представителя администрации Пятигорского сельского совета Предгорного района Ставропольского края по доверенности Грушевской И.С. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Тамаевой А.З. об оспаривании решения органа местного самоуправления,

УСТАНОВИЛ:

Заявитель Тамаева А.З. обратилась в суд с заявлением об оспаривании реше ния органа местного самоуправления администрации Пятигорского сельского совета Предгорного района Ставропольского края, указав, что является участником Великой Отечественной войны, инвалид второй группы, пенсионер, имеет право на льготы, но до настоящего времени не имеет собственного жилого помещения. Проживает в двух комнатной квартире площадью <данные изъяты> кв.м. принадлежащей на праве общей долевой собственности ее дочери с внуком <адрес>. Она не имеет собственного жилья, не получала земельного участка для индивидуального жилищного строительства, субсидии на приобретение жилья.

Обратилась ДД.ММ.ГГГГ в администрацию Пятигорского сельского совета с заявлением о принятии ее в список лиц граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, представила необходимые документы.

Комиссия по жилищным вопросам администрации Пятигорского сельсовета обследовала ее жилищные условия, составила акт от ДД.ММ.ГГГГ, что она заявитель ница проживает в двухкомнатной квартире, общей площадью <данные изъяты> кв.м., жилой <данные изъяты> кв.м., с двумя сырыми комнатами, покрытых частично плесенью, принадлежащей на праве общей долевой собственности ее дочери с внуком. Решением комиссии по жилищным вопросам № от ДД.ММ.ГГГГ ее признали нуждающейся в улучшении жилищных условий. Постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ администрации Пятигор ского сельсовета приняли на учет в список лиц, нуждающихся в получении субсидии на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета.

Но ДД.ММ.ГГГГ Министерство труда и социальной защиты населения Ставропольского края издало справку, согласно которой она необоснованно признанна нуждающейся в улучшении жилищных условий.

А ДД.ММ.ГГГГ комиссия по жилищным вопросам администрации Пятигорского сельского совета на основании справки Министерства труда и социальной защиты населения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ приняла решение о снятии ее с учета, а ДД.ММ.ГГГГ постановлением № администрации Пятигорского сельсовета она снята с учета граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Просит признать незаконным и отменить постановление администрации Пятигор ского сельсовета Предгорного района Ставропольского края № от ДД.ММ.ГГГГ о снятии ее с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях. Обязать админист рацию Пятигорского сельсовета Предгорного района Ставропольского края восстано вить ее в качестве нуждающейся в жилом помещении, восстановить в список очеред ности на получении субсидии на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета с ДД.ММ.ГГГГ

В судебном заседании представители заявителя, требования по изложенным в заявлении основаниям.

Представитель администрации Пятигорского сельсовета требования признала, суду пояснила, что заявитель исключена жилищной комиссией из списка граждан нуждающихся в жилье в связи с разъяснительными письмами краевого Министерства труда и соцзащиты населения, по тем основаниям, что обеспечена сверх нормы жилым помещением.

При включении в список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с Указом Президента РФ «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» № 714 от 7.05.2008 г., заявителем был предоставлен полный пакет документов, необходимых для постановки ее на учет. Жилищные условия, а также другие условия заявителя, учитываемые при постановке на учет и при снятии с учета, не изменились.

Выслушав представителей заявителя, представителя ответчика, изучив матери алы дела, материалы дела заявительницы, суд считает, что требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Указ Президента РФ «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечест венной войны 1941-1945 годов» от 7.05.2008 г. № 714 распространяется на ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участ ников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социаль ную поддержку согласно Федеральному закону «О ветеранах» от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1.03.2005 г.

Согласно п/п 3 п. 1 ст. 14 Закона РФ «О ветеранах» от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ с изменениями обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1.03.2005 г., осуществляется в соответствии с положениями ст.23.2 настоящего Федерального закона.

Участники Великой Отечественной войны, вставшие на учет после 1.03.2005 г., обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации и требованиями Указа Президента РФ «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» № 714 от 7.05.2008 г., согласно которым необходимо обеспечить жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону "О ветеранах" от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ.

В силу п.1 ст.51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях), в частности лица, не являющиеся нанима телями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.

Согласно п.п.3,4 ст. 52 Жилищного кодекса РФ принятие на учет граждан в каче стве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоу правления на основании заявлений данных граждан о принятии на учет, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет.

Согласно ст.49 Жилищного Кодекса РФ. По договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Жилые помещения жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта РФ по договорам социального найма предоставляются иным определенным федераль ным законом, Указом Президента РФ или законом субъекта РФ категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, Указом Президента РФ или законом субъекта РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, Указом Президента РФ или законом субъекта РФ.

Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предостав ляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномо чиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ.

Таким образом, ветераны Великой Отечественной войны, члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, подлежат обеспечению жильем и соответственно постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, как иные категории граждан определенные Федеральным законом «О ветеранах». Необходимость в признании указанных категорий граждан в т.ч. малоимущими, в целях обеспечения жильем отсутствует.

Заявитель ДД.ММ.ГГГГ рождения, преклонного возраста, пенсионер, ветеран, участник Великой Отечественной войны, инвалид <данные изъяты> группы, что подтверждается удостоверением серии ВВ №, справкой об инвалидности, справкой об участии в Великой Отечественной войне в составе боевой единицы Советской Армии, состав семьи один человек.

Постановлением главы администрации Пятигорского сельсовета № от ДД.ММ.ГГГГ на основании решения комиссии по жилищным вопросам и в соответ ствии с Жилищным кодексом Российской Федерации заявительница признана нуждаю щейся в улучшении жилищных условий как не имеющая собственного жилого поме щения, проживающая в <адрес>, принадле жащей Цахиловой З.М. на основании договора социального найма.

Постановлением главы администрации Пятигорского сельсовета № от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации заявитель ница включена в список граждан на получение субсидии на обеспечение жильем за счет средств Федерального бюджета как участник Великой Отечественной войны.

Поскольку заявитель поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении после 1.03.2005г., в соответствии с п/п 3 п. 1 ст. 14 Закона РФ «О ветера нах» от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ, с изменениями и Указом Президента РФ «Об обеспе чении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» от 7.05.2008 г. № 714, она подлежит включению в списки граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Согласно ст.15 Федерального закона «О ветеранах». Участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подп.1 п.1 ст.2 настоящего Федерального закона, предоставляются следующие меры социа льной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участ ников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз.

Согласно ст.23.2 Федерального закона «О ветеранах». Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов РФ полномочия по предостав лению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установ ленных ст.14-19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со ст.14,16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1.01.2005 г., и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со ст.ст.14,15,17-19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Заявитель была поставлен на учет, в соответствии с требованиями норм Жилищного кодекса, а также на основании Указа Президента Российской Федерации от 7.05.2008 г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» и Федерального Закона РФ «О ветеранах» от 12.01.1995 г.

Учетная норма площади жилого помещения, из которого определяется уровень обеспеченности гражданина общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается органом местного самоуправления (п.4 п.5 ст.50 ЖК РФ). Решением Совета Предгорного муниципального района №52 от 27.06.2006г. на территории Предгорного района учетная норма установлена в - 10 м.кв.

На основании ст. 55 ЖК РФ право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 ЖК РФ оснований снятия их с учета.

Согласно ч.1 ст.56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае: 1)подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета; 2) утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма; 3) их выезда на место жительства в другое муници пальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; 4) получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на при обретение или строительство жилого помещения; 5) предоставления им в установленном порядке от органа государствен ной власти или органа местного само управления земельного участка для строитель ства жилого дома; 6) выявления в представленных ими документах в орган, осущест вляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послу живших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.

Основания указанные в решении о снятии заявительницы с учета в качестве нуждающейся, что заявительница проживает в квартире, принадлежащей ее дочери и сверх установленной нормы обеспечена жильем, не могут быть приняты судом, как основание к отказу в заявленных требованиях.

Заявительница действительно проживает в двухкомнатной квартире площадью <данные изъяты> кв.м. и сверх установленной нормы обеспечена жильем, однако указанная квар тира <адрес> приватизирована ДД.ММ.ГГГГ и принад лежит на праве общей долевой собственности дочери и внуку заявительницы.

Заявительница как следует из письма № от ДД.ММ.ГГГГ Управления социаль ной защиты населения Карачаевского муниципального района КЧР, справки админист рации Пятигорского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ, сообщений от ДД.ММ.ГГГГ Управле ния Федеральной регистрационной службы по КЧР, от ДД.ММ.ГГГГ Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Управления по Ставро польскому краю в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о наличии недвижимого имущества у заявителя, заявитель в собственности своего жилого помещения не имеет, жилищный участок под индивидуальное жилищное строительство, субсидии на приобретение жилого помещении не получала.

Достоверно установлено, что заявитель в собственности, по договору социаль ного найма жилого помещения не имеет.

Заявитель согласно акту обследования жилищных условий от ДД.ММ.ГГГГ проживает в жилом помещении, принадлежащем на праве собственности иным лицам, в двухкомнатной сырой квартире покрытой плесенью, решением комиссии принятым на основании акта обследования жилищных условий признана нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Указанный акт, как и решение комиссии, никем не оспорены, не признанны недей ствительными. Данных, что в акте содержаться не соответствующие действи тельности сведения, суду не представлено, тогда как в силу прямого указания закона бремя их доказывания возложено на орган местного самоуправления, принявшего оспариваемое решение.

Оставление проживать в указанных в акте условиях ветерана Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, в отношении которых в числе прочих президент Российской федерации в п.1 Указа Президента РФ №714 от 7.05.2008г. «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов», в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, отдавая дань глубокого уважения ветеранам войны, постановил необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечест венной войны, имеющих право на социальную поддержку согласно Федеральному закону «О ветеранах» от 12.01.1995г. №5-ФЗ, и кроме того неоднократно подчеркивал необходимость учитывать условия в которых проживают ветераны, является недопустимым, несправедливым и необоснованным.

Исходя из положений ч. 2 ст. 56 ЖК РФ решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на осно вании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные ч.1 ст. 56 ЖК РФ.

В нарушение требований закона постановление администрации Пятигорского сельсовета № от ДД.ММ.ГГГГ о снятии заявительницы с учета граждан нуждаю щихся в улучшении жилищных условий, содержит только ссылку на нормы ЖК РФ без изложения обстоятельств послуживших основанием для снятия заявителя с учета граждан нуждающихся в жилых помещениях, а также на справку Министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ

В материалах дела отсутствуют, а также ответчиком не представлено суду доказательств, того что у жилищной комиссии имелись законные основания, предус мотренные ст.56 ГК РФ, для исключения заявителя из списка граждан, имеющих прав на обеспечения жильем в соответствии с Указом Президента РФ от 7.05.2008 г.№ 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» ссылки жилищной комиссии на проверку и справку Министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края не могут подменять Законы Российской Федерации и не могут быть приняты судом.

Администрацией не представлено доказательств, подтверждающих, что при постановке на учет заявителем были представлены документы, содержащие недостоверные сведения.

Из материалов дела видно, что жилищные условия существовавшие на момент принятия заявителя на учет, в качестве нуждающейся в жилищных условиях, остались неизменными по настоящее время.

С учетом установленных обстоятельств суд приходит к выводу, что решением комиссии по жилищным вопросам при администрации Пятигорского сельсовета, пос тановлением № от ДД.ММ.ГГГГ администрации Пятигорского сельсовета которыми заявитель была снята с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий нарушены права и свободы заявителя гарантированные ей Федеральным законом «О ветеранах», Жилищным кодексом РФ, Указом Президента РФ от 7.05.2008 г. №714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов».

Полномочия по обеспечению жильем граждан, нуждающихся в жилых поме щениях возложены на администрацию муниципального образования Пятигорского сельского совета Предгорного района Ставропольского края.

Таким образом, обязанность по восстановлению заявителя в списках нуждающихся в жилых помещениях подлежит возложению на администрацию муниципального образования Пятигорского сельского совета Предгорного района Ставропольского края.

Согласно ст.103 ГПК РФ. Издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Поскольку истец как инвалид, ветеран Великой Отечественной войны от уплаты государственной пошлины освобожден в силу закона ст.333.36 Налогового кодекса РФ, п.2.ст.61.1 Бюджетного кодекса РФ государственную пошлину надлежит взыскать с ответчика.

Руководствуясь ст. ст. 194-199,258 ГПК РФ суд,

Р Е Ш И Л :

Заявление Тамаевой А.З. - удовлетворить.

Признать незаконным и отменить постановление главы администрации Пятигор ского сельсовета Предгорного района Ставропольского края № от ДД.ММ.ГГГГ о снятии Тамаевой А.З. с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Обязать администрацию Пятигорского сельсовета Предгорного района Ставро польского края устранить в полном объеме допущенное нарушение права и свобод Тамаевой А.З. восстановить ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, в список очередности на получении субсидии на обеспечение жильем за счет средств Федерального бюджета с 25.02.2010г.

Взыскать с Администрации Пятигорского сельсовета Предгорного района Ставропольского края в бюджет Предгорного муниципального района госпошлину 200 рублей.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в течение десяти суток со дня вынесения мотивированного решения суда. Мотивированное решение суда составлено и подписано судьей 21.04.2011г.

Судья

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>