Решение по делу № 2-888/2012



Дело № 2-888/2012

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

04 октября 2012 года ст. Ессентукская

Предгорный районный суд Ставропольского края в составе:

председательствующей судьи Гриценко В.М.,

при секретаре судебного заседания Христостомовой Я.П.,

с участием истца Чибисовой Т.В.,

представителя ответчика ГУ УПФ РФ по Предгорному району Кузнецовой С.А., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Предгорного районного суда гражданское дело по исковому заявлению Чибисовой Т.В. к ГУ «Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации» по Предгорному району Ставропольского края о признании незаконным решения ГУ «Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации» по Предгорному району Ставропольского края об отказе в назначении трудовой пенсии по старости, признании права на досрочное назначении трудовой пенсии по старости и взыскании судебных расходов,

УСТАНОВИЛ:

Чибисова Т.В. обратилась в суд с иском к ГУ «Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации» по Предгорному району Ставропольского края о признании незаконным решения ГУ «Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации» по Предгорному району Ставропольского края об отказе в назначении трудовой пенсии по старости, признании права на досрочное назначении трудовой пенсии по старости и взыскании судебных расходов, в котором указывает, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в ГУ УПФ РФ по Предгорному району и представила пакет документов для досрочного назначения трудовой пенсии по старости согласно подпункту 19 пункта 1 статьи 27 Федерального Закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее Закон).

В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Закона, досрочная трудовая пенсия назначается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста;

Управлением Пенсионного фонда по Предгорному району было вынесено решение от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости из-за отсутствия требуемого 25-летнего стажа педагогической деятельности в учреждениях для детей. Ответчиком зачтены периоды её педагогической деятельности, составляющие в сумме 20 лет 11 месяцев 06 дней. Таким образом, для назначения досрочной пенсии ей не хватает специального стажа, продолжительностью 4 года 0 месяцев 24 дня.

При этом ответчиком не зачтены периоды педагогической деятельности:

периоды нахождения в учебных отпусках с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (19 дней); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (18 дней);

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (19 дней); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (51 день); (справка от ДД.ММ.ГГГГ), в целом составляют 107 дней или 03 месяца 17 дней, указанные периоды она не оспаривает.

Период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (05 месяцев) - работа в должности воспитателя Детского комбината «Елочка» не включен ответчиком по причине того, что «... детские комбинаты не предусмотрены Списком № 781 и Списком № 463».

Период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ (04 года 0 месяцев 25 дней) - работа в должности воспитателя Муниципального детского дошкольного учреждения «Елочка» (МДДУ «Елочка»), не включен ответчиком по причине того, что «вышеуказанные наименования учреждений не предусмотрены разделом «Наименование учреждений» (пункт1.8) Списком № 781».

Указывает, что ответчик также считает, что и ранее действовавшими нормативными правовыми актами до ДД.ММ.ГГГГ не предусматривались такие образовательные учреждения, как «Детские комбинаты». Мотивируя свой отказ, ответчик указывает, что МДДУ «Елочка» не были представлены учредительные документы (устав, лицензия), поэтому определить цели и виды деятельности учреждения, а также в соответствии с каким типовым положением учреждение осуществляло свою деятельность, - для ответчика не представляется возможным.

Незачтенные ответчиком периоды в сумме составляют (05 месяцев + 04 года 0 месяцев 25 дней) 4 года 05 месяцев 25 дней.

Зачтенные периоды с незачтенными в сумме составляют стаж достаточный для назначения досрочной трудовой пенсии: 20 лет 11 месяцев 06 дней (зачтенный стаж) + 4 года 05 месяцев 25 дней (незачтенный стаж), что составляет 25 лет 05 месяцев 01 день.

Истец не согласна с мотивами отказа ГУ УПФ РФ по Предгорному району по следующим основаниям. Во все спорные периоды она занималась лишь педагогической деятельностью, связанной с воспитанием, образованием и развитием детей дошкольного возраста. Вся ее трудовая педагогическая деятельность подтверждается записями в трудовой книжке, она в установленном порядке уплачивала все необходимые налоги, в том числе и взносы в Пенсионный фонд.

Право на досрочное назначение пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность, предусмотрено Списком должностей и учреждений, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781. В пункте 1.8 Списка указаны дошкольные образовательные учреждения - детские сады всех наименований. Истец указывает, что не ее вина в том, что в спорные периоды существовала тенденция на укрупнение дошкольных учреждений. Менялись названия и организационно-правовые формы дошкольного учреждения, в котором она работала, но специфика ее деятельности была неизменной - работа с детьми дошкольного возраста, их образование, воспитание и развитие.

Конституция РФ гарантирует судебную защиту прав и свобод каждому гражданину (ст.46) в соответствии с положением ст. 8 Всеобщей декларации прав и свобод человека, устанавливающей право каждого человека «на эффективное восстановление прав компетентными национальными судами в случае нарушения его основных прав, предоставленных ему Конституцией или законом».

Как следует из Постановления Конституционного Суда РФ от 05.11.2002 года, пенсии, назначаемые гражданам в связи с трудовой или иной деятельностью, которую законодатель признает общественно полезной, заработаны предшествующим трудом.

Как следует из Постановления Конституционного Суда РФ от 03.06.2004 года № 11-П «По делу о проверке конституционности положений подпунктов 10,11 и 12 пункта 1 ст. 28 Закона «О трудовых пенсиях в РФ», важнейшим элементом социального обеспечения граждан является пенсионное обеспечения. Государственные пенсии в соответствии со ст. 39 (частью 2) Конституции РФ, - устанавливаются законом. Определяя в законе правовые основания назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты, законодатель вправе устанавливать как общие условия назначения пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию, включая установление для некоторых категорий граждан льготных условий назначения трудовой пенсии, в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств, характеризующих, в частности, трудовую деятельность (специфика условий труда и профессии и т.д.). Такая дифференциация, однако, должна осуществляться законодателем с соблюдением требований Конституции РФ, в том числе, вытекающих из принципа равенства (ст. 19, части 1 и 2), в силу которых различия в условиях приобретения права на пенсию допустимы, если они объективно оправданы, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства, соразмерные им.

Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ № 25 от 20.12.2005 года в случае не согласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного ст. 7 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», периоды его работы, подлежащие, по мнению истца, зачёту в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен разрешаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании.

В соответствии с ч. 1 ст. 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» № 173 - ФЗ от 17.12.2001 года - трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии), за исключением случаев, предусмотренных п. 4 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее, чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии).

Просит суд признать незаконным решение ГУ-УПФР по Предгорному району Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ об отказе ей, Чибисовой Т.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в досрочном назначении трудовой пенсии по старости из-за отсутствия требуемого 25-летнего стажа педагогической деятельности в учреждениях для детей в соответствии с пп. 19 п.1 ст. 27 ФЗ от 17.12. 2001 года № 173-Ф3 «О трудовых пенсиях в РФ». Признать за ней, Чибисовой Т.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в связи с осуществлением педагогической деятельности, в соответствии с пп. 19 п.1 ст. 27 ФЗ РФ от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-Ф3, с момента обращения, то есть с ДД.ММ.ГГГГ, включив в специальный стаж периоды трудовой педагогической деятельности:

период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - работа в должности воспитателя Детского комбината «Елочка»;

период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ - работа в должности воспитателя Муниципального детского дошкольного учреждения «Елочка» (МДДУ «Елочка»).

Взыскать в ее пользу с ответчика судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере <данные изъяты> рублей, а также расходы по оплате услуг адвоката по составлению иска в размере <данные изъяты> рублей, согласно квитанции.

В судебном заседании Чибисова Т.В. поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в иске, просила суд их удовлетворить.

Представитель ответчика ГУ УПФ РФ по Предгорному району Кузнецова С.А. в судебном заседании признала исковые требования в части признания незаконным решения ГУ-УПФР по Предгорному району Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Чибисовой Т.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в досрочном назначении трудовой пенсии по старости из-за отсутствия требуемого 25-летнего стажа педагогической деятельности в учреждениях для детей в соответствии с пп. 19 п.1 ст. 27 ФЗ от 17.12. 2001 года № 173-Ф3 «О трудовых пенсиях в РФ» и признании за Чибисовой Т.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в связи с осуществлением педагогической деятельности, в соответствии с пп. 19 п.1 ст. 27 ФЗ РФ от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-Ф3, с момента обращения, то есть с ДД.ММ.ГГГГ, согласна включить в специальный стаж периоды трудовой педагогической деятельности: период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - работа в должности воспитателя Детского комбината «Елочка»; период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ - работа в должности воспитателя Муниципального детского дошкольного учреждения «Елочка» (МДДУ «Елочка»). В части удовлетворения исковых требований Чибисовой Т.В. о взыскании в пользу истца с ответчика судебных расходов по оплате государственной пошлины в размере <данные изъяты> рублей, а также расходов по оплате услуг адвоката по составлению иска в размере <данные изъяты> рублей требования не признала, просила суд в их удовлетворении отказать.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд считает требования иска подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 39 Конституции РФ каждому гарантировано социальное обеспечение по возрасту.

Стаж работы истицы по педагогической деятельности в качестве воспитателя детского комбината «Елочка» за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и Муниципального детского дошкольного учреждения «Елочка» ( МДДУ «Елочка») за период с 01.12. 1993 года по ДД.ММ.ГГГГ, подтверждается копией трудовой книжки. \л.д.12\.

Согласно ст. 28 п.1 пп.10 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001г. №173-ФЗ, право на трудовую пенсию по старости ранее достижения возраста имеют граждане, осуществляющие педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей не менее 25 лет.

В силу ст. 28 п. 3 указанного Закона списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций) с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пп.7-13 п.1 ст.28, правила исчисления периодов работы для назначения указанной пенсий при необходимости утверждаются Правительством РФ.

Постановлением Совета Министров РСФСР от 6.09.1991 г. № 463 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет» (в редакции от 22.09.1993г.) предусмотрено, что в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет работникам образования, засчитываются все виды педагогической деятельности в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций). В указанном нормативном акте нет ссылки на то, что образовательное учреждение или организация должны иметь статус юридического лица и быть государственным, либо муниципальным.

Таким образом, законодательство РФ не предусматривает требований, связанных с необходимостью при определении права на указанную пенсию исходить из правового статуса образовательного учреждения или его ведомственной подчиненности.

Как следует из решения от ДД.ММ.ГГГГ ГУ Управления Пенсионного Фонда РФ по Предгорному району в досрочном назначении трудовой пенсии по старости истице отказано ввиду отсутствия сведений о типе, виде и наименовании учреждения, в котором проходила трудовая деятельность истицы в списке №781, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 г. Сама трудовая деятельность истицы в должности воспитателя ответчиком не оспаривается. \л.д. 14-17\.

Из объяснений истицы, трудовой книжки, справки от ДД.ММ.ГГГГ, справки заведующей МБДОУ ЦРР детский са<адрес> «Елочка» <адрес>, постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, приказа отдела образования администрации <адрес> -од от ДД.ММ.ГГГГ следует, что истица фактически с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, включая периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, работала и в настоящее время работает в одном и том же учреждении на одной и той же должности воспитателя в детском саду , который был переименован в детский комбинат «Ёлочка», затем в муниципальное детское дошкольное учреждение «Ёлочка», при этом изменения в названии дошкольного учреждения не повлекли существенных изменений в должностных обязанностях истицы.

Представитель ответчика не представил суду доказательств того, что оспариваемые периоды были связаны с иной, не педагогической деятельностью истицы в иной должности, кроме воспитателя.

Исходя из положений статьи 15 Конституции РФ о высшей юридической силе и прямом действии Конституции РФ, с учетом содержания статьи 55 Конституции РФ, не допускаются какие-либо ограничения прав и свобод граждан.

Досрочная трудовая пенсия по старости педагогическим работникам назначается в зависимости от вида деятельности, а не правового статуса учреждения или организации, с которыми они состояли в трудовых отношениях, или их ведомственной подчиненности

Дошкольное учреждение, в котором работала истица, не включено в Список, на который ссылается ответчик, однако данное обстоятельство не может являться основанием для отказа истице в назначении досрочной трудовой пенсии, поскольку истица выработала необходимый стаж в детских дошкольных учреждениях. Принадлежность детского дошкольного учреждения к какому-либо ведомству и по старому и по новому законодательству о пенсиях не влияет на назначение пенсии, отсутствие у детского дошкольного учреждения статуса юридического лица также не является основанием для отказа в назначении пенсии. Детское дошкольное учреждение, в котором работала истица, имеет свой единый общеобразовательный процесс, никакой другой деятельностью, кроме осуществления функций воспитательной и общеобразовательной, педагогический персонал указанного учреждения не занимается.

Между тем, оценку пенсионных прав истицы необходимо проводить в соответствии с законодательством, действовавшим в спорный период.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении N2-П от 29.01.2004 г., а также в ряде его определений, ч.2 ст.6, ч.4 ст.15, ч.1 ст.17, ст.ст.18,19 и ч.1 ст.55 Конституции РФ по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, что бы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что ранее приобретенные ими на основе и в соответствии с условиями и нормами действовавшего законодательства Российской Федерации на момент приобретения права на пенсию до введения нового правового регулирования, сохранятся за указанной категорией лиц, будут уважаться властями и будут реализованы.

Придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан, и означающему по существу отмену для этих лиц права приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями ст. ст.1,2,18,54 Конституции РФ.

Согласно разъяснениям Минтруда России №4 от 17.10.2003г. при назначении трудовой пенсии по старости, в том числе и досрочной с учетом Постановления Конституционного суда №2-П от 29.01.2004г. учитывая, что нормы Федерального закона №173-ФЗ не могут служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, включая размер пенсии, на которое рассчитывало застрахованное лицо до введения в действие нового правого регулирования, в связи с чем назначение пенсии должно производиться независимо от того, выработал ли гражданин до дня изменения правового регулирования данный стаж полностью или частично. Это означает, что исчисление периодов до 1.01.2002г., засчитываемых в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, производится с учетом правил и норм законодательства, иных нормативных правовых актов, в соответствии с которыми исчислялись общий трудовой и специальный стаж до указанной даты. Продолжительность стажа работы, а также-то обстоятельство, в какой период времени до 1.01.2002 г. протекала такая работа значения, не имеют.

Таким образом, в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства РФ, действовавшего на момент приобретения права.

С учетом конституционно-правового смысла, касающегося условий реализации права на пенсионное обеспечение, исчисление продолжительности страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ, имевших место до введения в действие нового пенсионного законодательства, т.е. до 1.01.2002 г., может производиться по нормам действовавшего ранее законодательства и утратившего силу ко времени обращения за пенсией.

При этом право на пенсию определяется с учетом и тех нормативных правовых актов, которые утратили силу ранее 31.12.2001 г., если они действовали в период работы данного лица и то обстоятельство, что на момент решения вопроса о праве истицы на досрочную пенсию законодательство изменилось, что поставило ее в неравное положение с работниками, выполнявшими аналогичные функции, но вышедшими на пенсию раньше, не должно нарушать ее законно возникшее право.

При таких обстоятельствах отказ истице в назначении досрочной трудовой пенсии суд находит неправомерным.

Доводы ГУ УПФ РФ по Предгорному району противоречат закону, а также конституционным нормам о равенстве всех граждан перед законом и о праве граждан на пенсию.

Иное толкование и применение пенсионного законодательства ответчиком противоречит закону Конституции РФ, а также принципам разумности и справедливости, применяемым в гражданском законодательстве (ст.6 ГК РФ) повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в ч.3 ст.55 Конституции РФ целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и в силу ст.55 Конституции Российской Федерации истица не может быть лишена этого права, если позднее принятый нормативный правовой акт не содержит такого положения.

С учетом установленных обстоятельств и исходя из вышеприведенной правовой позиции Конституционного Суда РФ, заявленные истицей периоды подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, поскольку истицей соблюдено условие правила их зачета, выработано не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, в учреждениях, организациях и на должностях, работа на которых дает право на такую пенсию.

В соответствии со ст.19.ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» №173-ФЗ от 17.12.2001 г. пенсия по старости назначается со дня обращения за ней, но не ранее права возникновения на нее.

При таких обстоятельствах суд находит требования истицы обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Согласно ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

Суд считает необходимым взыскать с ответчика в пользу истца затраты по уплате государственной пошлины в размере <данные изъяты> рублей, а также за услуги адвоката по составлению иска в размере <данные изъяты> рублей, подтвержденные квитанциями. \л.д. 9, 11\.

С учетом анализа и оценки доказательств в соответствии с требованиями ст. ст. 59, 60 ГПК РФ об относимости и допустимости доказательств, требованиями ст. 67 ГПК РФ об оценке доказательств судом по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, суд пришел к выводу о доказанности исковых требований.

Руководствуясь ст. ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Чибисовой Т.В. к ГУ «Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации» по Предгорному району Ставропольского края о признании незаконным решения ГУ «Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации» по Предгорному району Ставропольского края об отказе в назначении трудовой пенсии по старости, признании права на досрочное назначении трудовой пенсии по старости и взыскании судебных расходов - удовлетворить.

Признать решение от ДД.ММ.ГГГГ ГУ Управления Пенсионного Фонда РФ по Предгорному району об отказе в назначении Чибисовой Т.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, досрочной трудовой пенсии по старости незаконным.

Обязать ГУ УПФ РФ по Предгорному району включить в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости периоды работы Чибисовой Т.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности воспитателя Детского комбината «Елочка»; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности воспитателя Муниципального детского дошкольного учреждения «Елочка» (МДДУ «Елочка»).

Обязать ГУ УПФ РФ по Предгорному району назначить Чибисовой Т.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, досрочную трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ с момента ее обращения в ГУ УПФ РФ по Предгорному району.

Взыскать с ГУ УПФ РФ по Предгорному району в пользу Чибисовой Т.В. затраты по уплате государственной пошлины в размере <данные изъяты> рублей и за услуги представителя по составлению иска в размере <данные изъяты> рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Ставропольского краевого суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательном виде.

Председательствующий

Решение в окончательном виде изготовлено и подписано председательствующим 08 октября 2012 года.

Председательствующий