Решение по делу № 2-1046/2012



№2-1067\12

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Ст. Ессентукская 29 октября 2012 г.

Предгорный районный суд Ставропольского края в составе судьи Муравлева А.А., при секретаре Христостомовой Я.П., с участием истца Прядко О.В., предста вителя истца по доверенности Чубова В.В., представителя ответчика по доверен ности Сокиркиной А.А., представителя третьего лица по доверенности Кривобо ковой Т.П., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прядко О.В. к администрации Предгорного муниципального района, Министерству строительства и архитектуры Ставропольского края, третье лицо отдел образования администрации Предгорного муниципального района Ставропольского края о предоставлении жилья,

УСТАНОВИЛ:

Прядко О.В. ДД.ММ.ГГГГ рождения, обратилась в суд с иском, указав, что отно сится к категории лиц, оставшихся без попечения родителей, включена в районный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение жилья. Собственного жилого помещения для проживания не имеет.

Согласно п. 1, 2 ч. 1 ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 №159-ФЗ, ч.2 ст. 7 Закона Ставропольского края от 16.03.2006г. №7-кз «О дополнительных гарантиях и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» она может реализовать свое право на внеочередное обеспечение жилым помещением.

Просит обязать администрацию Предгорного муниципального района, Министер ство строительства и архитектуры Ставропольского края предоставить ей благоустроенное жилое помещение площадью не ниже установленных социальных норм в порядке, установленном Постановлением правительства Ставропольского края от 16.04.2008г. №60-п «О предоставлении денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

В судебном заседании истец, ее представитель поддержали иск по изложенным в заявлении основаниям, суду пояснили, что ранее закрепленное за истицей жилое помещение в Ипатовском районе Ставропольского края, было признано непригод ным к проживанию, в связи с чем истица и поставлена на учет, как нуждающаяся в жилом помещении, Подкумским сельсоветом Предгорного района. В настоящее вре мя истица обучается в бюджетном образовательном учреждении «Пятигорский госу дарственный лингвистический университет» Институт международных отношений общежития, своего жилого помещения не имеет.

Ответчик, Министерство строительства и архитектуры Ставропольского края в суд не явилось, просит рассмотреть дело без их участия, представило возраже ния, указав, что полномочиями на обеспечение жилыми помещениями детей- си рот и детей, оставшихся без попечения родителей, наделены органы местного самоуправления. Для указанных целей Министерством строительства Ставро польского края администрации Предгорного муниципального района на 2012г. были выделены бюджетные средства 3284970 руб., а 13.09.2012г. перечислено еще 1830790 руб. для приобретения детям сиротам жилых помещений, выдачи субсидий.

Представитель ответчика иск не признал, представил возражения, возражения поддержал, суду пояснил, что истец действительно признана нуждающейся в улуч шении жилищных условий и включена в список очередности на улучшение жилищ ных условий. Однако в настоящее время обучается в государственном бюджетном образовательном учреждении Пятигорский государственный лингвистический университет» Институт международных отношений, срок обучения по 30.06.2015г. Таким образом, только после окончания указанного образовательного учреждения у истицы возникнет право на получение во внеочередном порядке жилого помещения.

Представитель третьего лица просит в иске отказать по тем основаниям, что истица в настоящее время обучается в государственном бюджетном образователь ном учреждении,и после окончания указанного образовательного учреждения истице может быть предоставлено во внеочередном порядке жилое помещение. О том, что истица не имеет общежития в указанном образовательном учреждении, ей неизвес тно.

Суд с учетом мнения явившихся лиц, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:

правовое регулирование отношений, связанных с обеспечением жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на федеральном уровне осуществляется Конституцией РФ, Законом «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996г. №159-ФЗ другими нормативными правовыми актами.

В соответствии с п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Из ст. 132 Конституции Российской Федерации следует, что наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями может осу ществляться федеральным законодателем или законодателем субъекта федерации и только в форме закона с учетом установленного Конституцией РФ разграничения предметов ведения и полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государст венными полномочиями регулируется Законом № 131-ФЗ, в соответствии с которым ст. 86 Бюджетного кодекса РФ устанавливает, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации. Такой порядок является обязательным во всех случаях.

Частью 4 ст. 49 ЖК РФ закреплено, что определенным федеральным законом, указом Президента или законом субъекта РФ категориям граждан жилые помещения из муниципального фонда могут предоставляться органами местного самоуправ ления лишь при условии наделения их в установленном законом порядке государст венными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями.

Пунктом 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ закреплено положение о внеочередном предоставле нии по договорам социального найма жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, остав шихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в прием ных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечитель ства), а также по окончании службы в Вооруженных силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Таким образом, государством гарантировано предоставление жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей вне очереди по договорам социального найма.

В соответствии с п.п. 1, 2 ч.1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996г. № 159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попе чения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в обра зовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании служ бы в рядах ВС РФ, либо по возвращению из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Пунктом 6 ст. 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6.10.1999г. №184-ФЗ предусмотрено, что законами субъекта Российской Федерации в порядке, определенном федеральным законом, устанавливающим общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями субъекта Российской федерации по решению вопросов, указанных в п.2 ст.26.3, с передачей органам местного самоуправления необходимых материальных и финансовых ресурсов.

Законом Ставропольского края «О наделении органов местного самоуправ ления муниципальных районов и городских округов в Ставропольском крае отдель ными государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 31.12.2004г. №120-кз органы мест ного самоуправления наделены отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попе чения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), в приемной семье, либо в случаях, предусмотренных законом Ставропольского края, в патронатной семье, детских домах семейного типа, воинских частях в качестве воспитанников, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попе чения родителей, проживающих на территории муниципального района или город ского округа Ставропольского края, не имеющих закрепленного жилого помещения и состоящих на учете на получение жилого помещения.

Статьей 6 Закона установлено, что финансовые средства, необходимые орга нам местного самоуправления для осуществления отдельных государственных пол номочий, ежегодно предусматриваются в законе Ставропольского края о бюджете Ставропольского края на очередной финансовый год в форме субвенций. Размер субвенции определяется в соответствии с требованиями законодательства Россий ской Федерации и законодательства Ставропольского края, с учетом натуральных норм питания, обеспечения мягким инвентарем, установленных социальных выплат, оплаты проезда и размера денежных средств на содержание ребенка опекуну (попе чителю), установленного в соответствии с законодательством Ставропольского края, а также обеспечения жилыми помещениями по нормам, установленным законода тельством Ставропольского края.

Как видно, истица Прядко О.В. ДД.ММ.ГГГГ рождения, является ребенком без попечения родителей, поскольку отец ФИО6 умер ДД.ММ.ГГГГ, а мать ФИО8 решением Ипатовского районного суда Ставропольского края от <данные изъяты>. лишена родительских прав в отношении истицы.

Постановлением главы администрации Предгорного района от ДД.ММ.ГГГГ над несовершеннолетней истицей была учреждена опека, опекуном назначена ФИО7За истицей сохранено право на жилую площадь <адрес>. \л.д. 34\.

Однако, как видно, постановлением администрации Подкумского сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -п истица признана нуждающейся в улуч шении жилищных условий и включена в список на внеочередное получение жилья. \л.д.18\.

Как видно, указанное постановление не обжаловано, не оспорено, вместе с тем и при наличии определенного статуса, категории лиц, отсутствия пригодного для проживания жилья, включения в список нуждающихся в жилье, истица не может реализовать свои жилищные права, в том числе и право на получение денежных средств (субсидий) на приобретение жилья.

Постановлением Правительства Ставропольского края от 16.04.2008г. №60-П, Министерство строительства и архитектуры Ставропольского края определено как уполномоченный орган исполнительной власти Ставропольского края по обеспече нию жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родите лей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Указанным постановлением утвержден Порядок предоставления денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно п. 3 указанного Порядка субсидия предоставляется органами мест ного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края однократ но по месту постановки ребенка-сироты на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении за счет средств бюджета Ставропольского края, предусмотренных на эти цели в текущем финансовом году.

Таким образом, органы местного самоуправления муниципального образо вания Ставропольского края наделены в установленном порядке отдельными государственными полномочиями в области социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также являются распорядителями бюджетных средств, выделенных на указанные цели.

Согласно п.3 ст.14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится учет граждан, нуждающихся в жилых помещения, предоставляемых по договору социального найма.

Жилым помещением признается изолированное помещение, относящееся к недвижимому имуществу, пригодное для постоянного проживания граждан, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (ч.2 ст. 15 ЖК РФ).

Дети признаются не имеющими закрепленного жилья, если они не являются собственниками (сособственниками) жилых помещений и если жилье, в котором они проживали до того, как остались без родителей, было утрачено, признано аварийным, или относилось к специализированному жилищному фонду, а также если их местожительство неизвестно, или в иных аналогичных случаях.

Согласно выписки из ЕГРП управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю записи о регистрации прав истицы на недвижимое имущество на территории г.Ессентуки и Предгорного района отсутствуют. \л.д. 31-32\.

Доводы ответчика, что право на жилое помещение возникнет у истицы после окончания образовательного учреждения профессионального образования не может быть принято судом.

Ответчик не отрицает, что в отношении истицы, обладающей указанным статусом, признанной нуждающейся в жилье, состоящей в очереди нуждающихся в жилом помещении и в списке на внеочередное предоставление жилого помещения, ответчиком приняты на себя обязательства обеспечить истицу благоустроенным жилым помещением вне очереди по месту жительства или предоставить денежные средства (субсидии) на приобретение жилья без учета количества выделенных на эти цели денежных средств, номера в списке такой же категории лиц детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей.

Тот факт, что органом местного самоуправления в соответствии с законом субъекта РФ формируется и ведется список внеочередников, не свидетельствует о том, что жилье гражданам, имеющим право на его получение вне очереди, должно предоставляться в порядке очереди по названному списку.

Как следует из ст. ст. 13 и 14 ЖК РФ, к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ и органов местного самоуправления в области жилищных отношений не относится определение порядка предоставления гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда. Органы государственной власти субъекта РФ определяют лишь порядок ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 12 ЖК РФ определение порядка предоставления граж данам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жили щного фонда относится к полномочиям органов государственной власти РФ. Назван ный порядок определен в ст. 57 ЖК РФ, которая наряду с общим правилом о предо ставлении жилья в порядке очередности (ч.1) содержит специальное правило о предоставлении отдельным категориям граждан жилья вне очереди (ч.2), а внеоче редное предоставление жилья подразумевает, что оно должно предоставляться без всякой очереди. Поэтому установление органом местного самоуправления или даже законодательным органом субъекта РФ очереди для лиц, имеющих право на внеоче редное получение жилья, нарушает права таких лиц и противоречит требованиям федерального законодательства. Предоставление жилых помещений вне очереди не предполагает включение гражданина в какую-либо очередь не поставлено в зави симость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения вне очереди. Поэтому указанное право должно быть реализо вано вне зависимости от наличия иди отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий и времени принятия их на учет.

В такой же мере и разрешение требований о предоставлении детям-сиротам жилой площади во внеочередном порядке не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом и не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, в т.ч. и от срока окончания образовательного учреждения профессионального образования, отсутствия денеж ных средств для предоставления субсидий на покупку жилья, или приобретение жилья и не могут быть приняты судом, поскольку не основаны на законе.

Законом Ставропольского края «О дополнительных гарантиях и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 16.03.2006г. №7-кз определено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), в приемной семье, либо в случаях, предусмотренных законом Ставропольского края, в патронат ной семье, в детских домах семейного типа, в воинских частях в качестве воспитан ников, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения и состоящие на учете на получение жилого помещения, после окончания пребывания в государственном или муниципальном образовательном учреждении Ставропольского края или учрежде нии социального обслуживания населения Ставропольского края, а также в учреж дениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, имеют право на внеочередное обеспечение жи лыми помещениями по их выбору: либо по договору социального найма в пределах установленных норм и в порядке, установленном жилищным законодательством, либо в форме предоставления им денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья в порядке, определенном Правительством Ставрополь ского края, исходя из общей площади жилья 33кв.м. и средней рыночной стоимости 1 кв.м. общей площади жилья по муниципальным районам и городским округам Став ропольского края, устанавливаемой ежеквартально органом исполнительной власти Ставропольского края, уполномоченным Правительством Ставропольского края.

В объеме доведенных лимитов бюджетных обязательств органы местного самоуправления заключают муниципальные контракты, иные договоры с физичес кими и (или) юридическими лицами или представляют субсидии в соответствии с п.7 «Порядка предоставления денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья детям–сиротам и детям,оставшимся без попечения родителей, а также лицам из детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» утвержден постановлением правительства Ставропольского края от 16.04.2008г. №60-п в безналичной форме на основании заключенного ими договора купли-про дажи или договора долевого участия в строительстве жилья, зарегистрированных в установленном порядке в Управлении федеральной регистрационной службы по Ставропольскому краю, путем их перечисления продавцу или застройщику жилья.

Как видно, истица закончила обучение в образовательном учреждении МОУ СОШ №17 Предгорного района, как достигшая совершеннолетия снята с полного государственного обеспечения, желает реализовать свое право на внеочередное обеспечение жилым помещением, однако жилое помещение ей предоставлено не было.

Отсутствие в ЖК РФ указания на срок предоставления жилья данным категориям граждан, говорит о том, что жилье должно предоставляться гражданам после их обращения в орган местного самоуправления с целью реализации принад лежащего им права на получение жилья вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников), т.к. не терпит отлагательства обеспечение жильем таких лиц из той категории граждан, кому государство обязалось предос тавить жилье вне очереди, не упоминая о сроках исполнения принятой на себя обя занности.(ст.57 ЖК РФ)

В связи с этим суд считает не противоречащим закону требование о внео чередном предоставлении истице жилья в порядке, определенном Правительством Ставропольского края, т.к. ЖК РФ и другие нормы ГК РФ не ставят представление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очеред ников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищ ных условий и тем более от включения в список внеочередников и порядкового номера в этом списке, наличия финансовых средств.

Вместе с тем суд считает необходимым отказать в указанном иске к Министерству строительства и архитектуры Ставропольского края, поскольку в соответствии со ст.1 Закона Ставропольского края №120-кз именно органы местного самоуправления обеспечивают жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к категории которых относится и истица. Министерство строительства и архитектуры Ставропольского края наделено обязанностью финансирования для обеспечения данной обязанности, он не предоставлять вне очереди жилое помещение.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск Прядко О.В. удовлетворить - частично.

Обязать администрацию Предгорного муниципального района, Ставрополь ского края предоставить Прядко О.В. благоустроенное жилое поме щение площадью не ниже установленных социальных норм в порядке, установлен ном Постановлением правительства Ставропольского края от 16.04.2008г. №60-п «О предоставлении денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

В наложении на Министерство строительства и архитектуры Ставропольского края обязанности предоставить Прядко О.В. благоустроенное жи лое помещение площадью не ниже установленных социальных норм в порядке, уста новленном Постановлением правительства Ставропольского края от 16.04. 2008г. №60-п «О предоставлении денежных средств (субсидий) на приобретение и ли строительство жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» - отказать.

Взыскать с администрации Предгорного муниципального района в бюджет Предгорного муниципального района госпошлину 2 000 руб.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в течение месяца со дня вынесения решения суда в мотивированной форме. Решение суда в мотивированной форме составлено и подписано судьей 29.10.2012г.

Судья