о возмещении ущерба в связи с утратой профессиональной трудоспособности



Дело Номер обезличен 1860/2010 г.

РЕШЕНИЕ.

Именем Российской Федерации

Дата обезличена года г. Липецк

Правобережный районный суд г.Липецка в составе:

председательствующего Николаевой В.М.

при секретаре Шабановой Е.А.,

с участием прокурора Дождиковой Т.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Комарова ФИО9 к УВД по Липецкой области о возмещении ущерба, связанного с утратой профессиональной трудоспособности,

установил:

Комаров М.А. обратился с иском к УВД по Липецкой области о возмещении ущерба, связанного с утратой профессиональной трудоспособности в результате телесных повреждений, полученных при осуществлении служебной деятельности и исключающих возможность дальнейшего прохождения службы.

В судебном заседании истец Комаров М.А. поддержал заявленные требования. Он объяснил, что факт получения телесных повреждений в период исполнения служебных обязанностей установлен вступившим в законную силу судебным решением. Полагал, что размер ежемесячного возмещения должен исчисляться в процентном отношении пропорционально степени утраты профессиональной трудоспособности от величины денежного содержания без зачета получаемой пенсии.

Представитель ответчика по доверенности Воронежцева Л.В. в судебном заседании иск не признала, ссылаясь на отсутствие вины в причинении вреда здоровью истца. Просила в иске отказать. Но в случае удовлетворения иска полагала, что расчет возмещения вреда здоровью должен производиться как разница между утраченным заработком и получаемой пенсией.

Выслушав объяснения сторон, заключение прокурора, полагавшего удовлетворить требования истца, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам:

В соответствии с ст. 1084 ГК РФ вред, причиненный жизни или здоровью гражданина при исполнении договорных обязательств, а также при исполнении обязанностей военной службы, службы в милиции и других соответствующих обязанностей возмещается по правилам, предусмотренным настоящей главой, если законом или договором не предусмотрен более высокий размер ответственности.

Согласно ст. 29 Закона РФ от 18 апреля 1991 года N 1026-I
"О милиции" в случае причинения увечья или иного повреждения здоровья сотруднику милиции в связи с осуществлением им служебной деятельности денежная компенсация в размере, превышающем сумму назначенной пенсии по указанным в настоящей статье основаниям, выплачивается за счет средств соответствующего бюджета либо средств организаций, заключивших с милицией договоры.

Вступившим в законную силу решением Правобережного районного суда г. Липецка, постановленным Дата обезличена года по делу Номер обезличен по иску Комарова М.А. к УВД по Липецкой области, УВД по Октябрьскому округу г. Липецка о признании незаконным заключения служебной проверки, изменении даты и формулировки увольнения, взыскании зарплаты за время вынужденного прогула, взыскании компенсации морального вреда, установлено, что Дата обезличена года Комаров М.А., проходивший службу в органах внутренних дел в должности Адрес обезличен Адрес обезличен - Адрес обезличен, при входе в здание прокуратуры Октябрьского района г. Липецка по служебным вопросам поскользнулся на тротуарной плитке и упал на спину, ударившись головой. В результате падения он был госпитализирован с диагнозом «закрытая черепно-мозговая травма, сотрясение головного мозга, ушиб грудной клетки на фоне остеохондроза грудного отдела позвоночника». Данная травма была признана судебным решением связанной с исполнением служебных обязанностей.

В соответствии с ч.2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

Таким образом, противоправность действий, вина ответчика в причинении вреда здоровью истца при указанных обстоятельствах, а также причинно-следственная связь между действиями ответчика и наступившими последствиями (получение травмы) отсутствует. Следовательно, отсутствуют и основания для возмещения вреда по правилам ст. 1084 ГК РФ.

Данный вывод суда согласуется с позицией, выраженной в постановлении Конституционного суда РФ от 15.07.2009 года № 13-П, согласно п.2.2. которого гражданско-правовой институт деликтных обязательств предназначен для регулирования отношений, возникающих из причинения вреда, в том числе вреда здоровью лица в связи с осуществлением им трудовой или служебной деятельности. Как правило, обязанность возместить вред является мерой гражданско-правовой ответственности, которая применяется к причинителю вреда при наличии состава правонарушения, включающего наступление вреда, противоправность поведения причинителя вреда, причинную связь между противоправным поведением причинителя вреда и наступлением вреда, а также вину причинителя вреда. Согласно статье 1084 ГК Российской Федерации вред, причиненный жизни или здоровью гражданина при исполнении обязанностей службы в милиции, возмещается по правилам главы 59 (статьи 1064-1101) данного Кодекса, если законом не предусмотрен более высокий размер ответственности. В системной связи со статьей 1064 ГК Российской Федерации, устанавливающей общие основания ответственности за причинение вреда, и его статьей 1069, в силу которой вред, причиненный незаконными действиями (бездействием) государственных органов либо их должностных лиц, подлежит возмещению за счет соответствующей казны, это означает, что обязанность по возмещению вреда жизни или здоровью сотрудника милиции в порядке главы 59 ГК Российской Федерации за счет соответствующей казны возникает в случае установления вины государственных органов или их должностных лиц в причинении этого вреда. Если же вина государственных органов или их должностных лиц в причинении вреда жизни или здоровью сотрудника милиции отсутствует, обязанность по его возмещению по указанным в данной главе основаниям на государство не возлагается.

Согласно п. 25. названного постановления указано, что статьей 29 Закона Российской Федерации "О милиции" предусматривается выплата сотруднику милиции при получении им в связи с осуществлением служебной деятельности телесных повреждений, исключающих для него возможность дальнейшего прохождения службы, денежной компенсации в размере, превышающем сумму назначенной пенсии по указанным в данной статье основаниям, за счет средств соответствующего бюджета либо средств организаций, заключивших с милицией договоры (часть четвертая). Денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью, согласно Инструкции о порядке возмещения ущерба в случае гибели (смерти) или причинения увечья сотруднику органов внутренних дел, а также ущерба, причиненного имуществу сотрудника органов внутренних дел или его близких (утверждена приказом Министра внутренних дел Российской Федерации от 15 октября 1999 года N805), выплачивается потерпевшему сотруднику органов внутренних дел ежемесячно при назначении ему пенсии по инвалидности, связанной с телесными повреждениями, иным повреждением здоровья, полученными в связи с осуществлением служебной деятельности (при исполнении служебных обязанностей) и ведущими к досрочному увольнению со службы в органах внутренних дел по болезни или ограниченному состоянию здоровья; выплата сумм в возмещение вреда производится финансовым подразделением (бухгалтерией) соответствующего органа внутренних дел в течение всего срока, на который установлена инвалидность (пункты 21 и 23).

Норма части четвертой статьи 29 Закона Российской Федерации "О милиции", по ее буквальному смыслу, представляет собой установленную данным специальным законом для сотрудников милиции дополнительную социальную гарантию, которая, соответственно, находится за рамками гражданско-правовых обязательств, вытекающих из причинения вреда. Предусмотренная ею денежная компенсация подлежит выплате ежемесячно при наличии лишь факта наступления вреда при исполнении сотрудником милиции служебных обязанностей (увечья или иного повреждения здоровья) при отсутствии вины государственных органов или их должностных лиц в причинении этого вреда.

Следовательно, в системе действующего правового регулирования часть четвертая статьи 29 Закона Российской Федерации "О милиции" предполагает выплату государством ежемесячной денежной компенсации сотрудникам милиции в возмещение вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья в связи с осуществлением ими служебной деятельности, исключающим для них возможность дальнейшего прохождения службы. Государство в данном случае берет на себя компенсацию причиненного вреда как орган, действующий в публичных интересах. По смыслу правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 27 декабря 2005 года N523-О, государство, устанавливая систему компенсаций, выступает не как страхователь, не как причинитель вреда и не как должник по деликтному обязательству, а как публичный орган, выражающий общие интересы, и как распорядитель бюджета, создаваемого и расходуемого в общих интересах.

Иное понимание части четвертой статьи 29 Закона Российской Федерации "О милиции" приводило бы к нарушению статей 7, 19 и 39 Конституции Российской Федерации, из которых вытекает необходимость установления для сотрудников милиции по крайней мере не худших по сравнению с гражданами, работающими по трудовому договору, условий возмещения вреда, причиненного их жизни или здоровью при исполнении ими служебных обязанностей, при том что различия в источниках, условиях, порядке и объеме возмещения такого вреда указанным категориям граждан не свидетельствуют о какой-либо дискриминации или неоправданном ограничении прав сотрудников милиции.

Таким образом, требования Комарова М.А. о взыскании ежемесячной компенсации являются законными и обоснованными. При этом размер утраченного истцом в связи с военной травмой денежного содержания в соответствии со ст. 29 закона «О милиции» подлежит уменьшению на сумму выплачиваемой пенсии по инвалидности.

Актом судебно-медицинского исследования Номер обезличен установлена утрата профессиональной трудоспособности истца в период с Дата обезличена года по Дата обезличена года в размере 60%, с Дата обезличена года по настоящее время в размере 70%.. Данный процент утраты трудоспособности у Комарова М.А. обусловлен только последствиями военной травмы Дата обезличена года, а не какими-либо иными причинами. Комаров М.А. подлежит переосвидетельствованию через 1 год, т.е. Дата обезличена года.

С учетом повышения окладов денежного содержания сотрудников органов внутренних дел согласно справке и.о. начальника ФЭО УВД по Липецкой области К.М. Назарова от Дата обезличена года размер в возмещение вреда здоровью составит:

С Дата обезличена года по Дата обезличена года: 30054,72 руб. х 60% = 18032,83 руб. в месяц.

18032,83 руб. х 8 мес. = 144262,64 руб.

С Дата обезличена года по Дата обезличена года: 30054,72 руб. х 60% : 31 день в месяце х 23 дня =

13379,20 руб.

С Дата обезличена года по Дата обезличена года: 30054,72 руб. х 70%:31 день в месяце х 8 дней =

5429,23 руб.

С Дата обезличена года по Дата обезличена года: 32924,57 руб. х 70% = 23047,20 руб. в месяц.

23047,20 руб. х 12 мес. = 276566,40 руб.

Итого: 144262,64 руб. + 13379,20 руб. + 5429,23 руб. + 276566,40 руб. = 439637,47 руб.

Согласно представленным расчетам и справке УВД по Липецкой области истцу с Дата обезличена года была назначена пенсия за выслугу лет.

Дата обезличена года истцу установлена вторая группа инвалидности (военная травма). Пенсия по инвалидности не назначалась. Однако в связи с установлением 2 группы инвалидности истцу с Дата обезличена года назначена надбавка за инвалидность в сумме 4875 руб., а всего за период с Дата обезличена года по Дата обезличена года в сумме 19500 руб. (4875 руб. х 4 мес. = 19500 руб.); с Дата обезличена ода - в сумме 6405 руб. а всего за период с Дата обезличена года по Дата обезличена года в сумме 25620 руб. (6405 руб. х 4 мес. = 25620 руб.); с Дата обезличена года - в сумме 6968,65 руб. а всего за период с Дата обезличена года по Дата обезличена года в сумме 20904 руб. (6968 руб. х 3 мес. = 20904 руб.); с Дата обезличена года - в сумме 7206,28 руб. Всего за указанный период надбавка к пенсии в связи с инвалидностью составила 73230,28 руб. (19500 руб. + 25620 руб. + 20904 руб. + 7206,28 руб. = 73230,28 руб.)

Сумма в возмещение вреда за указанный период составит 439637,47 руб. - 73230,28 руб. = 366407,19 руб.

Сумма в возмещение вреда с Дата обезличена года составит 15840,92 руб. ( 23047,20 руб. - 7206,28 руб. = 15840,92 руб.)

При этом ежемесячная доплата к пенсии, установленная Указом Президента РФ от 18.02.2005 года № 176, в сумме 240 руб. в месяц, а также дополнительное ежемесячное материальное обеспечение в размере 1000 руб. в месяц, установленное Указом Президента РФ № 887 от 01.08.005 года, не могут повлечь уменьшения компенсации в возмещение вреда здоровью, поскольку доплата к пенсии 240 руб. выплачивалась истцу и до установления группы инвалидности, а дополнительное обеспечение выплачивается некоторым категориям граждан независимо от получения пенсии.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Взыскать с Управления внутренних дел по Липецкой области в пользу Комарова ФИО10 в возмещение вреда здоровью

- единовременно за период с Дата обезличена года по Дата обезличена года 366407 рублей 19 копеек,

- ежемесячно, начиная с Дата обезличена года до изменения условий, влияющих на размер выплаты, по 15840 рублей 92 копейки с индексацией ежемесячной суммы пропорционально изменению месячного денежного содержания сотрудников органов внутренних дел.

Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме через Правобережный районный суд г. Липецка

Председательствующий

Решение в окончательной форме изготовлено Дата обезличена года.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200