признание незаконным отказа в присвоении звания `Ветеран труда`



Дело Номер обезличен

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Дата обезличена года Правобережный районный суд г.Липецка в составе:

председательствующего Пшунетовой О.А.,

при секретаре Калининой Д.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Липецке дело по заявлению прокурора Тербунского района в интересах Смольяниновой ИО5 о признании незаконным отказа Управления социальной защиты населения Липецкой области в присвоении звания «Ветеран труда»,

у с т а н о в и л:

Прокурор Тербунского района обратился в суд в интересах Смольяниновой З.В. с заявлением к Управлению социальной защиты населения Липецкой области о признании незаконным отказа Управления социальной защиты населения Липецкой области в присвоении звания «Ветеран труда». В обоснование требований ссылался на то, что Смольянинова З.В. является получателем пенсии по старости, до выхода на пенсию проработала в должности разнорабочей в колхозе имени Мичурина Тербунского района 42 года, имеет ведомственный знак отличия в труде - знак «Победитель социалистического соревнования 1974 года», что при наличии необходимого стажа для назначения пенсии является основанием для присвоения ей звания «Ветеран труда». Однако решением УСЗН Липецкой области ей было отказано в присвоении этого звания.

В судебное заседание прокурор Тербунского района Липецкой области и Смольянинова З.В. не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом. В письменных заявлениях просили рассмотреть дело в их отсутствие.

Представитель органа, чьи действия обжалуются, - УСЗН Липецкой области в судебное заседание не явился, извещен своевременно надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщали. В соответствии с ч.2 ст. 257 ГПК РФ их неявка не является препятствием к рассмотрению заявления по существу.

Изучив письменные доказательства, имеющиеся в деле, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч.2. ст. 4 Конституции РФ Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.

Согласно ч. 3 ст. 11 Конституции РФ разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

Согласно ст. 72 Конституции РФ вопросы защиты прав и свобод человека, социальной защиты, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В силу ч.2, 5 ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. При этом законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

В соответствии с п. «в» ст. 1 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ
"Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" с последующими изменениями одним из принципов осуществления деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации является верховенство Конституции Российской Федерации и федеральных законов на всей территории Российской Федерации. В силу ч.1-2 ст. 3 названного Закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон. Субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов. После принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с данным федеральным законом в течение трех месяцев.

В силу ч.2 ст.26.3 Федерального Закона N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится, в частности, решение вопросов социальной поддержки ветеранов труда. Согласно ч.4. ст. 26.3 по вопросам, указанным в пункте 2 названной статьи, могут приниматься федеральные законы. Не допускается включение в эти федеральные законы положений, которыми определяются объем и порядок осуществления расходов из бюджета субъекта Российской Федерации, необходимых для исполнения соответствующих полномочий органами государственной власти субъекта Российской Федерации

Согласно преамбуле Федеральный закон от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» с последующими изменениями устанавливает правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе. В соответствии со ст. 7 указанного федерального закона ветеранами труда, в частности, являются лица, награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет. Порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации

Согласно ст. 11 Закона Липецкой области от 02.12.2004 года № 141-ОЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Липецкой области» в редакции, действующей до 08.06.2006 года, ветеранами труда являлись, в частности, лица, награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет. Законом Липецкой области от 8 июня 2006 г. N 304-ОЗ в указанную статью были внесены изменения, согласно которым звание "Ветеран труда" присваивается лицам, награжденным ведомственными знаками отличия за многолетний и добросовестный труд и имеющим трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.

Судом установлено, что Смольянинова З.В. 16.04.1975г., работая разнорабочей в колхозе имени Мичурина Тербунского района, была награждена знаком «Победитель социалистического соревнования 1974 года» на основании постановления Номер обезличен Исполкома Липецкого областного Совета депутатов трудящихся и президиума облсовпрофа. Как указано в удостоверении Единый общесоюзный знак «Победитель социалистического соревнования 1974 года» был учрежден Центральным Комитетом КПСС, Советом Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ.

Единый общесоюзный знак «Победитель социалистического соревнования 1974 года» был учрежден постановлением Президиума ВЦСПС от 27.02.1974 года, протокол № 4, п.12. Согласно п.1-2 Положения о знаке «Победитель социалистического соревнования 1974 года», являющегося приложением к вышеназванному постановлению ВЦСПС, данным знаком награждаются, в частности, лучшие работники предприятий и организаций союзного подчинения, добившиеся наиболее высоких трудовых показателей во Всесоюзном социалистическом соревновании, совместным постановлением министерства, ведомства СССР и ЦК профсоюза. На основании изложенного суд пришел к выводу о том, что знак «Победитель социалистического соревнования 1974 года», которым награждена Смольянинова З.В., является ведомственным знаком отличия в труде Министерства СССР.

Суд не может согласиться с позицией УСЗН Липецкой области, изложенной в уведомлении Номер обезличен от Дата обезличена года о том, что основанием к отказу в присвоении Смольяниновой З.В. звания «Ветеран труда» является отсутствие у нее наград за многолетний и добросовестный труд, по следующим причинам:

Поскольку вопросы социальной защиты граждан находятся в совместном ведении РФ и субъектов РФ, то согласно вышеприведенным нормам Конституции РФ и Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» законы субъектов РФ в области социальной защиты различных категорий граждан, в том числе и ветеранов труда, должны соответствовать федеральным законам РФ. В случае несоответствия норм, определенных по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ, в федеральных законах РФ и в законах субъектов РФ, действуют федеральные законы. Федеральный закон РФ «О ветеранах» в качестве одного из необходимых условий отнесения граждан к категории ветеранов труда определяет награждение их ведомственными знаками отличия в труде, а не знаками за многолетний и добросовестный труд. Органы субъектов РФ вправе устанавливать лишь условия и порядок присвоения звания «Ветеран труда», которые не могут противоречить нормам федерального закона РФ «О ветеранах» (ст.7 ФЗ «О ветеранах»). В частности, субъекты РФ не вправе сужать установленный федеральным законодательством круг лиц, имеющих право на присвоение звания «Ветеран труда». Иная правовая позиция может повлечь нарушение принципа равенства граждан, установленного в ст. 19 Конституции РФ, в частности, граждан, имеющих одинаковые награды всероссийского значения, но проживающих в разных субъектах РФ. Поэтому в рассматриваемой ситуации Управление социальной защиты населения Липецкой области при решении вопроса о присвоении Смольяниновой З.В. звания «Ветеран труда» должно было руководствоваться федеральным законодательством.

Наличие второго условия, необходимого для присвоения звания «Ветеран труда» (требуемый для назначения пенсии стаж) подтвержден трудовой книжкой заявительницы, из которой усматривается, что по состоянию на 31.10.2001г. ее стаж составляет 42 года. Таким образом, необходимый для назначения пенсии стаж у Смольяниновой З.В. имеется, что не оспаривалось УСЗН по Липецкой области.

При наличии этих условий оснований у УСЗН Липецкой области отказывать Смольяниновой З.В., обратившейся в установленном порядке за присвоением звания «Ветеран труда», не имелось.

В соответствии со ст. 249 ГПК РФ обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагается на органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

УСЗН Липецкой области какие-либо доказательства, опровергающие вышеприведенные выводы суда, не представило. В соответствии с ч.3. ст. 5 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» с последующими изменениями суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа, а равно должностного лица Конституции Российской Федерации, федеральному конституционному закону, федеральному закону, общепризнанным принципам и нормам международного права, международному договору Российской Федерации, конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, закону субъекта Российской Федерации, принимает решение в соответствии с правовыми положениями, имеющими наибольшую юридическую силу. При таких обстоятельствах заявление прокурора Тербунского района в интересах Смольяниновой З.В. об оспаривании действий УСЗН Липецкой области является обоснованным и подлежит удовлетворению.

В соответствии с ч.1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. Поскольку согласно ст. 11 Закона Липецкой области от 2 декабря 2004 г. N 141-ОЗ "О мерах по социальной поддержке отдельных категорий граждан в Липецкой области" основанием для реализации мер социальной поддержки ветеранами труда и приравненными по мерам социальной поддержки к ним лицами, является, в частности, удостоверение "Ветеран труда", то суд считает обязать УСЗН Липецкой области выдать Смольяниновой З.В. удостоверение «Ветеран труда».

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198, ст. 258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Удовлетворить заявление прокурора Тербунского района Липецкой области в интересах Смольяниновой ИО6 об оспаривании решения Управления социальной защиты населения Липецкой области об отказе в присвоении звания «Ветеран труда».

Обязать Управление социальной защиты населения Липецкой области оформить удостоверение «Ветеран труда» соответствующего образца на имя Смольяниновой ИО7 и выдать удостоверение в установленном законом порядке - через орган социальной защиты по месту жительства.

Управление социальной защиты населения Липецкой области обязано сообщить в Правобережный районный суд г. Липецка и Смольяниновой ИО8 об исполнении решения суда не позднее чем в течение месяца со дня получения вступившего в законную силу решения.

Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд в течение 10 дней с момента изготовления решения в окончательной форме через Правобережный районный суд г. Липецка.

Председательствующий

Решение в окончательной форме изготовлено Дата обезличена года

-32300: transport error - HTTP status code was not 200