Дело Номер обезличен
РЕШЕНИЕИменем Российской ФедерацииДата обезличена
Правобережный районный суд г. Липецка в составе:
председательствующего судьи Степановой Г.В.,
при секретаре Туренко М.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Липецке гражданское дело по заявлению Васильевой ФИО6 о признании отказа Управления социальной защиты населения Липецкой области в присвоении звания «Ветеран труда» незаконным
УСТАНОВИЛ:
Васильева Л.С. обратилась в суд с иском к УСЗН Липецкой области, в котором просила признать незаконным решение УСЗН Липецкой области об отказе в присвоении звания «Ветеран труда», обязать УСЗН Липецкой области присвоить звание «Ветеран труда». В обоснование своих требований ссылалась на то, что имеет ведомственный знак отличия в труде - почетную грамоту Федеральной службы исполнения наказаний России, что при наличии необходимого стажа для назначения пенсии за выслугу лет является основанием для присвоения звания «Ветеран труда».В судебном заседании Васильева Л.С. поддержала свои требования, ссылаясь на те же доводы, что и в заявлении.
Представитель органа, чьи действия обжалуются, - УСЗН Липецкой области в судебное заседание не явился, извещен своевременно надлежащим образом.
В соответствии с частью 2 статьи 257 ГПК РФ неявка представителя органа, чьи действия обжалуются, не является препятствием к рассмотрению заявления Васильевой Л.С. по существу.
Выслушав объяснения заявителя, изучив письменные доказательства, имеющиеся в деле, суд приходит к следующим выводам:
В соответствии с частью 2 статьи 4 Конституции РФ Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 11 Конституции РФ разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.
Согласно статье 72 Конституции РФ вопросы защиты прав и свобод человека, социальной защиты, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу части 2, 5 статьи 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. При этом законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
В соответствии с пунктом «в» статьи 1 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» с последующими изменениями одним из принципов осуществления деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации является верховенство Конституции Российской Федерации и федеральных законов на всей территории Российской Федерации.
В силу части 1-2 статьи 3 названного Закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон. Субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов. После принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с данным федеральным законом в течение трех месяцев.
Согласно части 2 статьи 26.3 федерального закона N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится, в частности, решение вопросов социальной поддержки ветеранов труда.
По вопросам, указанным в пункте 2 названной статьи, могут приниматься федеральные законы. Не допускается включение в эти федеральные законы положений, которыми определяются объем и порядок осуществления расходов из бюджета субъекта Российской Федерации, необходимых для исполнения соответствующих полномочий органами государственной власти субъекта Российской Федерации (часть 4 статьи 26.3).
Согласно преамбуле Федеральный закон от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» с последующими изменениями устанавливает правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе.
В соответствии со статьей 7 указанного федерального закона ветеранами труда, в частности, являются лица, награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет. Порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 11 Закона Липецкой области от 02.12.2004 года № 141-ОЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Липецкой области» в редакции, действующей до 08.06.2006 года, ветеранами труда являлись, в частности, лица, награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.
В статью 11 Закона Липецкой области от 02.12.2004 года № 141-ОЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Липецкой области» законом Липецкой области от 8 июня 2006 г. N 304-ОЗ были внесены изменения, согласно которым одним из условий для присвоения звания «Ветеран труда» является награждение ведомственными знаками отличия в труде общесоюзными и союзно-республиканскими министерствами, государственными комитетами СССР либо знаками отличия, утвержденными нормативными правовыми актами федеральных министерств Российской Федерации. Данная поправка противоречит статье 7 ФЗ «О ветеранах», поскольку ведомственные знаки отличия в труде могут учреждаться не только перечисленными органами государственной власти, но и другими органами государственной власти, как в частном рассматриваемом случае. Иная правовая позиция может повлечь нарушение принципа равенства граждан, установленного в статье 19 Конституции РФ. Поэтому изменения в указанной части, внесенные в закон №141-ОЗ, не могут применяться при разрешении настоящего спора.
Судом установлено, что Васильева Л.С. согласно справке Номер обезличен УФСИН России по Липецкой области от Дата обезличена года Номер обезличен работает в органах уголовно-исполнительной системы, ее стаж по состоянию на Дата обезличена года составляет Номер обезличен лет Номер обезличен месяца Номер обезличен дня.
Приказом директора ФСИН РФ ФИО7 Номер обезличен от Дата обезличена года она была награждена почетной грамотой за большой вклад в развитие медицинской службы уголовно-исполнительной системы. В почетной грамоте имеется ссылка на названный приказ.
Почетная грамота была учреждена приказом Федеральной службы исполнения наказаний от 7 августа 2006 г. N548 «Об учреждении Почетной грамоты Федеральной службы исполнения наказаний».
Согласно пункту 1 Положения о Почетной грамоте Федеральной службы исполнения наказаний, являющегося приложением к приказу № 548 от 07.08.2006 года, почетная грамота Федеральной службы исполнения наказаний является ведомственной наградой, предназначенной для стимулирования высоких показателей в служебной (трудовой) деятельности работников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, а также граждан и организаций, внесших большой вклад в развитие уголовно-исполнительной системы.Согласно пункту 1 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. N1314 с последующими изменениями, Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, а также функции по контролю за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания. ФСИН России подведомственна Минюсту России. Директор ФСИН России согласно подпункту 16 пункта 11 названного Положения вправе учреждать ведомственные награды.На основании изложенного суд приходит к выводу, что почетная грамота, которой награждена Васильева Л.С., является ведомственным знаком отличия в труде федерального органа исполнительной власти - ФСИН России.
Наличие второго условия, необходимого для присвоения звания «ветеран труда» (требуемый для назначения пенсии стаж) подтверждено записями в трудовой книжке Васильевой Л.С., справкой Номер обезличен от Дата обезличена года.
При наличии этих условий оснований у УСЗН Липецкой области отказывать Васильевой Л.С., обратившейся в установленном порядке за присвоением звания «Ветеран труда», не имелось. Однако УСЗН Липецкой области уведомлением Номер обезличен от Дата обезличена года отказало Васильевой Л.С. в удовлетворении ее заявления о присвоении звания «Ветеран труда».
В соответствии со статьей 249 ГПК РФ обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагается на органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
УСЗН Липецкой области какие-либо доказательства, опровергающие вышеприведенные выводы суда, не представило. При таких обстоятельствах заявление Васильевой Л.С. об обжаловании действий УСЗН Липецкой области является обоснованным и подлежит удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. Поскольку согласно статье 11 Закона Липецкой области от 2 декабря 2004 г. N 141-ОЗ «О мерах по социальной поддержке отдельных категорий граждан в Липецкой области» основанием для реализации мер социальной поддержки ветеранами труда и приравненными по мерам социальной поддержки к ним лицами, является, в частности, удостоверение «Ветеран труда», то суд считает обязать Управление социальной защиты населения Администрации г. Липецка присвоить Васильевой Л.С. звание «Ветеран труда».
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198, 258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать обоснованным заявление Васильевой ФИО8 об обжаловании действий Управления социальной защиты населения Липецкой области по отказу в присвоении звания «Ветеран труда».
Обязать Управление социальной защиты населения Администрации г. Липецка присвоить Васильевой ФИО9 звание «Ветеран труда».
Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд через Правобережный районный суд г. Липецка в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий Г.В.Степанова
Решение в окончательной форме изготовлено Дата обезличена