Дело Номер обезличен
РЕШЕНИЕИменем Российской ФедерацииДата обезличена года г. Липецк
Правобережный районный суд г. Липецка в составе:
председательствующего судьи Москалевой И.В..
при секретаре Жаркове А.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Липецке гражданское дело по заявлению Некрасова ФИО7 об оспаривании действий Управления социальной защиты населения Липецкой области, по отказу в присвоении звания «Ветеран труда»,
УСТАНОВИЛ:
Некрасов А.В. обратился в суд с иском к УСЗН Липецкой области, в котором просил признать за ним право на присвоение звания «Ветеран труда» и обязать УСЗН Липецкой области присвоить ему звание «Ветеран труда». В обоснование своих требований ссылался на то, что имеет ведомственный знак отличия в труде - знак «Победитель социалистического соревнования 1977 года», что при наличии необходимого стажа для назначения пенсии является основанием для присвоения звания «Ветеран труда».Поскольку по существу требования Некрасова А.В. сводятся к оспариванию действий УСЗН Липецкой области по отказу в присвоении звания «Ветеран труда» и выдаче соответствующего удостоверения, то настоящее дело рассматривается судом в порядке главы 25 ГПК РФ, как дело, возникающее из публичных правоотношений.
В судебном заседании заявитель Некрасов А.В. поддержал свои требования, ссылаясь на те же доводы, что и в заявлении. Он пояснил, что в период награждения работал слесарем по ремонту металлургического обрудования на Новолипецком металлургическом заводе. Награда вручалась ему от имени Министерства черной металлургии, которым были разработаны показатели всесоюзного социалистического соревнования в данной отрасли. УСЗН Липецкой области отказало ему в присвоении звания «Ветеран труда», указав, что знак «Победитель социалистического соревнования 1977 года» не является ведомственным знаком отличия в труде за многолетний и добросовестный труд. Просил удовлетворить его требования.
Представители УСЗН Липецкой области и ДСЗН г.Липецка не явились в судебное заседание, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, в письменном заявлении представитель УСЗН Липецкой области просил рассмотреть дело в его отсутствие.
В соответствии с ч.2 ст. 257 ГПК РФ их неявка не является препятствием к рассмотрению заявления по существу.
Выслушав объяснения заявителя, изучив письменные доказательства, имеющиеся в деле, суд приходит к следующим выводам:
В соответствии с ч.2. ст. 4 Конституции РФ Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.
Согласно ч. 3 ст. 11 Конституции РФ разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.
Согласно ст. 72 Конституции РФ вопросы защиты прав и свобод человека, социальной защиты, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В силу ч.2, 5 ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. При этом законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
В соответствии с п. «в» ст. 1 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ
"Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" с последующими изменениями одним из принципов осуществления деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации является верховенство Конституции Российской Федерации и федеральных законов на всей территории Российской Федерации. В силу ч.1-2 ст. 3 названного Закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон. Субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов. После принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с данным федеральным законом в течение трех месяцев.
В силу ч.2 ст.26.3 Федерального закона N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится, в частности, решение вопросов социальной поддержки ветеранов труда. Согласно ч.4. ст. 26.3 по вопросам, указанным в пункте 2 названной статьи, могут приниматься федеральные законы. Не допускается включение в эти федеральные законы положений, которыми определяются объем и порядок осуществления расходов из бюджета субъекта Российской Федерации, необходимых для исполнения соответствующих полномочий органами государственной власти субъекта Российской Федерации
Согласно преамбуле Федеральный закон от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» с последующими изменениями устанавливает правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе. В соответствии со ст. 7 указанного федерального закона ветеранами труда, в частности, являются лица, награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет. Порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации
Согласно ст. 11 Закона Липецкой области от 02.12.2004 года № 141-ОЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Липецкой области» в редакции, действующей до 08.06.2006 года, ветеранами труда являлись, в частности, лица, награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет. Законом Липецкой области от 8 июня 2006 г. N 304-ОЗ в указанную статью были внесены изменения, согласно которым звание "Ветеран труда" присваивается лицам, награжденным ведомственными знаками отличия за многолетний и добросовестный труд и имеющим трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.
Судом установлено, что Некрасов Н.А. согласно записям в трудовой книжке в 1977 году работал слесарем по ремонту металлургического оборудования в цехе переработки шлаков Новолипецкого металлургического завода, где был награжден знаком «Победитель социалистического соревнования 1977 года». Удостоверение о награждении указанным знаком подписано соответствующими должностными лицами от имени Министерства и ЦК профсоюза. Доводы Некрасова В.А. о награждении его знаком от имени Министерства черной металлургии согласуются с содержанием действующих в то время нормативных актов. Так, единый общесоюзный знак «Победитель социалистического соревнования» был учрежден пунктом 4 постановления ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ № 1081 от 30.12.1976 года для награждения лиц за успешное выполнение заданий и обязательств соответствующего года пятилетки. Указанным постановлением министерствам и ведомствам совместно с ЦК профсоюзов поручалось утвердить условия Всесоюзного социалистического соревнования в отраслях с учетом основных направлений экономической и социальной политики, определенных XXV съездом партии, а также принять меры по дальнейшему совершенствованию морального стимулирования участников соревнования (п.9,12 постановления). На основании изложенного суд пришел к выводу о том, что знак «Победитель социалистического соревнования 1977 года», которым награжден Некрасов В.А., является ведомственным знаком отличия в труде Министерства черной металлургии.
Суд не может согласиться с доводами УСЗН Липецкой области, изложенными в уведомлении №11-1/1-19-1503 от 25.06.2010 года, о том, что основанием к отказу в присвоении Некрасову В.А. звания «Ветеран труда» является отсутствие у него наград за многолетний и добросовестный труд, по следующим причинам:Поскольку вопросы социальной защиты граждан находятся в совместном ведении РФ и субъектов РФ, то согласно вышеприведенным нормам Конституции РФ и Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» законы субъектов РФ в области социальной защиты различных категорий граждан, в том числе и ветеранов труда, должны соответствовать федеральным законам РФ. В случае несоответствия норм, определенных по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ, в федеральных законах РФ и в законах субъектов РФ, действуют федеральные законы. Федеральный закон РФ «О ветеранах» в качестве одного из необходимых условий отнесения граждан к категории ветеранов труда определяет награждение их ведомственными знаками отличия в труде, а не знаками за многолетний и добросовестный труд. Органы субъектов РФ вправе устанавливать лишь условия и порядок присвоения звания «Ветеран труда», которые не могут противоречить нормам федерального закона РФ «О ветеранах» (ст.7 ФЗ «О ветеранах»). В частности, субъекты РФ не вправе сужать установленный федеральным законодательством круг лиц, имеющих право на присвоение звания «ветеран труда». Письменные ссылки УСЗН Липецкой области в обоснование своей позиции на определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 1 августа 2007 г. N60-Г07-5 несостоятельны, поскольку в данном определении речь идет о праве субъекта РФ расширять, а не сужать по сравнению с федеральным законодательством перечень лиц, имеющих право на присвоение звания «Ветеран труда». Иная правовая позиция может повлечь нарушение установленного в ст. 19 Конституции РФ принципа равенства граждан, имеющих одинаковые награды общесоюзного и республиканского значения, но проживающих на территории разных субъектов. Поэтому в рассматриваемой ситуации Управление социальной защиты населения Липецкой области при решении вопроса о выдаче Некрасову В.А. удостоверения «Ветеран труда» должно было руководствоваться федеральным законодательством.
Кроме того, федеральному закону РФ «О ветеранах» не противоречат условия для присвоения звания "Ветеран труда", закрепленные в ст. 11 Закона Липецкой области от 2 декабря 2004 года N 141-ОЗ "О мерах по социальной поддержке
отдельных категорий граждан в Липецкой области", а именно:
а) награждение ведомственными знаками отличия в труде общесоюзными и союзно-республиканскими министерствами, государственными комитетами СССР;
б) награждение знаками отличия, утвержденными нормативными правовыми актами федеральных министерств Российской Федерации.
Имеющаяся у Некрасова В.А. награда соответствует этим условиям - знак «Победитель социалистического соревнования 1977 года» является ведомственным знаком отличия в труде общесоюзного министерства: Министерства черной металлургии СССР. Наличие второго условия, необходимого для присвоения звания «ветеран труда» (требуемый для назначения пенсии стаж) подтверждено записями в трудовой книжке Некрасова В.А. и справкой от 11.08.2010 года, согласно которым трудовой стаж Некрасова В.А. составляет 39 лет 6 месяцев 26 дней. При этом необходимый для назначения пенсии стаж у заявителя. имелся до 08.06.2006 года - даты внесения изменений в ст.11 Закона Липецкой области от 02.12.2004 года № 141-ОЗ.
При наличии этих условий оснований у УСЗН Липецкой области отказывать Некрасову В.А., обратившемуся в установленном порядке за присвоением звания «Ветеран труда», не имелось.
В соответствии с ч.3. ст. 5 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» с последующими изменениями суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа, а равно должностного лица Конституции Российской Федерации, федеральному конституционному закону, федеральному закону, общепризнанным принципам и нормам международного права, международному договору Российской Федерации, конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, закону субъекта Российской Федерации, принимает решение в соответствии с правовыми положениями, имеющими наибольшую юридическую силу. При таких обстоятельствах заявление Некрасова В.А. об оспаривании действий УСЗН Липецкой области является обоснованным и подлежит удовлетворению.
В соответствии с ч.1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. Поскольку согласно ст. 11 Закона Липецкой области от 2 декабря 2004 г. N 141-ОЗ "О мерах по социальной поддержке отдельных категорий граждан в Липецкой области" основанием для реализации мер социальной поддержки ветеранами труда и приравненными по мерам социальной поддержки к ним лицами, является, в частности, удостоверение "Ветеран труда", то суд считает обязать Управление социальной защиты населения Липецкой области выдать Некрасову В.А. удостоверение «Ветеран труда».
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198, ст. 258 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Удовлетворить заявление Некрасова ФИО8 о признании незаконным отказа Управления социальной защиты населения Липецкой области в присвоении звания «Ветеран труда».
Обязать Управление социальной защиты населения Липецкой области оформить удостоверение «Ветеран труда» соответствующего образца на имя Некрасова ФИО9 и выдать удостоверение в установленном законом порядке - через орган социальной защиты по месту жительства.
Управление социальной защиты населения Липецкой области обязано сообщить в Правобережный районный суд г. Липецка и Некрасову ФИО10 об исполнении решения суда не позднее чем в течение месяца со дня получения вступившего в законную силу решения.
Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд в течение 10 дней с момента изготовления решения в окончательной форме через Правобережный районный суд г. Липецка.
Председательствующий
Решение в окончательной форме изготовлено Дата обезличена г.