о признании незаконным решения УСЗН об отказе в присвоении звания `Ветеран труда`



Дело Номер обезличен года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Дата обезличена года Правобережный районный суд г. Липецка в составе:

председательствующего Берман Н.В.,

при секретаре Бочаровой Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Липецке дело по заявлению Бабаниной ФИО5 о признании незаконным отказа Управления социальной защиты населения Липецкой области в присвоении звания «Ветеран труда»,

установил:

Бабанина В.Е. обратился в суд с заявлением об обжаловании действий Управления социальной защиты населения Липецкой области по отказу в присвоении звания «Ветеран труда». В обоснование своих требований ссылалась на то, что была награждена почетной грамотой за личный вклад в развитие и укрепление уголовно-исполнительной системы, достижение высоких показателей в служебной деятельности и образцовое исполнение должностных обязанностей. Необходимый стаж у нее имеется, поэтому наличие награды является основанием для присвоения звания «Ветеран труда».

В судебное заседание заявитель не явилась, в письменном заявлении просила дело рассмотреть в ее отсутствие.

Представитель органа, чьи действия обжалуются, - УСЗН Липецкой области в судебное заседание не явился, извещен своевременно, надлежащим образом, причина неявки суду не известна.

В соответствии с ч. 2 ст. 257 ГПК РФ неявка представителя заинтересованного лица не является препятствием к рассмотрению заявления по существу.

Изучив материалы дела, выслушав заявителя, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 2. ст. 4 Конституции РФ Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.

Согласно ч. 3 ст. 11 Конституции РФ разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

Согласно ст. 72 Конституции РФ вопросы защиты прав и свобод человека, социальной защиты, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В силу ч.2, 5 ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. При этом законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

В соответствии с п. «в» ст. 1 Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" с последующими изменениями одним из принципов осуществления деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации является верховенство Конституции Российской Федерации и федеральных законов на всей территории Российской Федерации. В силу ч.1-2 ст. 3 названного Закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон. Субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов. После принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с данным федеральным законом в течение трех месяцев.

В силу ч.2 ст.26.3 Федерального закона N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится, в частности, решение вопросов социальной поддержки ветеранов труда. Согласно ч.4. ст.26.3 по вопросам, указанным в пункте 2 названной статьи, могут приниматься федеральные законы. Не допускается включение в эти федеральные законы положений, которыми определяются объем и порядок осуществления расходов из бюджета субъекта Российской Федерации, необходимых для исполнения соответствующих полномочий органами государственной власти субъекта Российской Федерации.

Согласно преамбуле Федеральный закон от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» с последующими изменениями устанавливает правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе. В соответствии со ст. 7 указанного Федерального закона ветеранами труда, в частности, являются лица, награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет. Порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 11 Закона Липецкой области от 02.12.2004 года № 141-03 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Липецкой области» в редакции, действующей до 08.06.2006 года, ветеранами труда являлись, в частности, лица, награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет. Законом Липецкой области от 08 июня 2006 года N 304-03 в указанную статью были внесены изменения, согласно которым звание "Ветеран труда" присваивается лицам, награжденным ведомственными знаками отличия за многолетний и добросовестный труд и имеющим трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.

Судом установлено, что 12.02.2009 года на основании приказа директора ФСИН Номер обезличен Бабанина В.Е. награждена почетной грамотой за личный вклад в развитие и укрепление уголовно-исполнительной системы, достижение высоких показателей в служебной деятельности и образцовое исполнение должностных обязанностей.

Согласно ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.

В силу ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Материалами дела установлено, что Бабанина В.Е. обратилась в УСЗН Липецкой области с заявлением о присвоении ей звания «Ветеран труда».

Уведомлением Номер обезличен от 21.07.2010 года Бабанина В.Е. была извещена об отказе в присвоении ей звания «Ветеран труда».

Согласно уведомлению отказ основан на том, что почетная грамота не может быть отнесена к ведомственным знакам отличия за многолетний добросовестный труд.

Учитывая, что вопросы социальной защиты граждан находятся в совместном ведении РФ к субъектов РФ, то согласно вышеприведенным нормам Конституции РФ и Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» законы субъектов РФ в области социальной защиты различных категорий граждан, в том числе и ветеранов труда, должны соответствовать федеральным законам РФ. В случае несоответствия норм, определенных по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ, в федеральных законах РФ и в законах субъектов РФ, действуют федеральные законы. Федеральный закон РФ «О ветеранах» в качестве одного из необходимых условий отнесения граждан к категории ветеранов труда определяет награждение их ведомственными знаками отличия в труде, а не знаками за многолетний и добросовестный труд. Органы субъектов РФ вправе устанавливать лишь условии и порядок присвоения звания «Ветеран труда», которые не могут противоречить нормам федерального закона РФ «О ветеранах» (ст.7 ФЗ «О ветеранах»). В частности, субъекты РФ не вправе сужать установленный федеральным законодательством круг лиц, имеющих право на присвоение звания «Ветеран труда». Иная правовая позиция может повлечь нарушение принципа равенства граждан, установленного в ст. 19 Конституции РФ.

Поэтому в рассматриваемой ситуации УСЗН Липецкой области при решении вопроса о присвоении Бабаниной В.Е. звания «Ветеран труда» должен был руководствоваться федеральным законодательством.

Кроме того, федеральному закону РФ «О ветеранах» не противоречат условия для присвоения звания "Ветеран труда", закрепленные в ст. 11 Закона Липецкой области от 02 декабря 2004 года N 141-03 "О мерах по социальной поддержке отдельных категорий граждан в Липецкой области", а именно: а)награждение ведомственными знаками отличия в труде общесоюзными и союзно-республиканскими министерствами, государственными комитетами СССР; б)награждение знаками отличия, утвержденными нормативными правовыми актами федеральных министерств Российской Федерации.

Имеющаяся у Бабаниной В.Е. награда соответствует этим условиям - почетная грамота за личный вклад в развитие и укрепление уголовно-исполнительной системы, достижение высоких показателей в служебной деятельности и образцовое исполнение должностных обязанностей является ведомственным знаком отличия в труде.

Наличие второго условия, необходимого для присвоения звания «Ветеран труда» (требуемый для назначения пенсии стаж) подтверждено справкой УФСИН России по Липецкой области от 26.07.2010 года. Общий стаж заявителя составляет 36 лет 04 месяца.

При наличии этих условий оснований у УСЗН Липецкой области отказывать Бабаниной В.Е., обратившейся в установленном порядке за присвоением звания «Ветеран труда», не имелось.

В соответствии с ч. 3 ст. 5 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» с последующими изменениями суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа, а равно должностного лица Конституции Российской Федерации, федеральному конституционному закону, федеральному закону, общепризнанным принципам и нормам международного права, международному договору Российской Федерации, конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, закону субъекта Российской Федерации, принимает решение в соответствии с правовыми положениями, имеющими наибольшую юридическую силу. При таких обстоятельствах заявление Бабаниной В.Е. об обжаловании действий УСЗН Липецкой области является обоснованным и подлежит удовлетворению.

Учитывая, что согласно ст. 11 Закона Липецкой области от 02 декабря 2004 года N 141-03 "О мерах по социальной поддержке отдельных категорий граждан в Липецкой области" основанием для реализации мер социальной поддержки ветеранами труда и приравненными по мерам социальной поддержки к ним лицами, является, в частности, удостоверение "Ветеран труда".

В соответствии с п.5 Положения о порядке присвоения звания "Ветеран труда", утвержденным постановлением администрации Липецкой области от 04.07.2006 года № 92 Управление социальной защиты населения администрации области принимает решение о присвоении звания "Ветеран труда" либо отказе в его присвоении, которое оформляется приказом начальника управления.

Согласно п. 7 данного Положения в органах социальной защиты населения осуществляется выдача удостоверений "Ветеран труда", заверенных подписью руководителя управления социальной защиты населения администрации области и печатью управления.

Орган социальной защиты населения по месту жительства осуществляет непосредственную выдачу удостоверения.

В соответствии с ч.1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Учитывая, что решением суда признано право заявителя на присвоение звания «Ветеран труда», суд считает обязать УСЗН Липецкой области оформить удостоверение «Ветеран труда» соответствующего образца и выдать Бабаниной В.Е. удостоверение через орган социальной защиты по месту жительства.

Согласно п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются: государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.

При таких обстоятельствах нет оснований для взыскания государственной пошлины с заинтересованного лица в пользу истца.

Руководствуясь ст. ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать незаконным отказ Управления социальной защиты населения Липецкой области в присвоении Бабаниной ФИО6 звания «Ветеран труда».

Настоящее решение является основанием для выдачи удостоверения «Ветеран труда» соответствующего образца на имя Бабаниной ФИО7 в установленном законом порядке через орган социальной защиты населения по месту его жительства.

Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд через Правобережный районный суд г. Липецка в течение десяти дней со дня его изготовления в окончательной форме.

Председательствующий (подпись) Н.В. Берман

Мотивированное решение изготовлено 04 сентября 2010 года.