Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ Правобережный районный суд г. Липецка в составе:
председательствующего судьи Быковой Т.Ю.
при секретаре Андреевой С.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Липецке гражданское дело по иску прокурора Правобережного района г. Липецка в интересах неопределенного круга лиц к МУЗ Городская больница «Свободный Сокол», Департаменту здравоохранения администрации г. Липецка о понуждении к проведению в учреждении аттестации рабочих мест по условиям труда,
установил:
Прокурор Правобережного района г. Липецка обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к МУЗ Городская больница «Свободный Сокол», Департаменту здравоохранения администрации г. Липецка о понуждении к проведению аттестации по условиям труда рабочих мест неврологического отделения МУЗ Городская больница «Свободный Сокол», указывая, что в ходе проведения прокуратурой Правобережного района г. Липецка проверки трудового законодательства, было установлено, что аттестация по условиям труда рабочих мест МУЗ Городская больница «Свободный Сокол» не проведена. Просит обязать МУЗ Городская больница «Свободный Сокол», Департамент здравоохранения администрации г. Липецка провести аттестацию по условиям труда рабочих мест неврологического отделения МУЗ Городская больница «Свободный Сокол».
Определением Правобережного суда г. Липецка от 14.07.2010 г. исковые требования объединены в одно производство с гражданскими делами № по искам прокурора Правобережного района г. Липецка в интересах неопределенного круга лиц к МУЗ Городская больница «Свободный Сокол», Департаменту здравоохранения администрации г. Липецка о понуждении к проведению аттестации по условиям труда рабочих мест гинекологического отделения, акушерско-родового отделения, общебольничного немедицинского персонала, отделения проведения профилактических медицинских осмотров, клинико-диагностической лаборатории, кардиологического отделения, городского эндоскопического центра—эндоскопического отделения, общебольничного медицинского персонала, ожогового отделения, областного гематологического центра - гематологического отделения, пищеблока, врачей-интернов МУЗ Городская больница «Свободный Сокол».
Определением Правобережного районного суда г. Липецка от 23.07.2010 г. к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация г. Липецка.
В судебном заседании помощник прокурора Правобережного района г. Липецка Свидетелева Т.В. поддержала доводы, изложенные в исках, уточнив требования. Поскольку аттестация рабочих мест в ожоговом и гематологическом отделениях проведена, просила решение в данной части не исполнять.
В судебном заседании представитель ответчика МУЗ Городская больница «Свободный Сокол» Седых О.В. не возражала против удовлетворения исковых требований при выделении Департаментом здравоохранения денежных средств на эти цели. Представитель объяснила, что аттестация проведена только в ожоговом и гематологическом отделениях учреждения, в остальных отделениях аттестация будет проведена после выделения денежных средств. Кроме того, пояснила, что врачи-интерны проходят интернатуру на базе институтов, в настоящий момент они в МУЗ Городская больница «Свободный Сокол» не распределяются, в штатное расписание не включены, следовательно, аттестация данных рабочих мест не должна проводиться
Представитель соответчика Департамента здравоохранения администрации г. Липецка Кожина О.В. исковые требования не признала по тем основаниям, что Департамент не распределяет денежные средства для проведения аттестации. Просила в иске к Департаменту здравоохранения администрации г. Липецка отказать.
Представитель соответчика администрации г. Липецка Тырина О.В. в судебном заседании иск не признала, просила отказать в иске к администрации г. Липецка, поскольку аттестация рабочих мест является обязанностью работодателя.
Выслушав объяснения сторон, проверив и изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.
В силу ст. 22 Трудового кодекса РФ, работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров, обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.
Согласно ст. 212 ТК РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.
Согласно ст. 209 ТК РФ, аттестация рабочих мест по условиям труда представляет собой оценку условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.
Аттестация рабочих мест по условиям труда включает гигиеническую оценку условий труда, оценку травмобезопасности и обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты.
Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
Порядок проведения аттестации утверждается Министерством здравоохранения и социального развития РФ. С 1 сентября 2008 года вводится в действие Порядок аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденный Приказом Минздравсоцразвития России от 31 августа 2007 года N 569.
Данный Порядок регулирует вопросы деятельности работодателей - юридических лиц и работодателей - физических лиц, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, по проведению аттестаций рабочих мест по условиям труда, оформления и использования результатов аттестации, а также определяет методы исследований при проведении оценки условий труда.
Согласно п. п. 1,2 указанного Порядка, аттестации рабочих мест по условиям труда подлежат все имеющиеся в организации рабочие места. Результаты аттестации рабочих мест по условиям труда оформляются в виде пакета документов, предусмотренных п. п. 1-8 п. 45 Порядка.
Сроки проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в организации устанавливаются исходя из того, что каждое рабочее место должно аттестовываться не реже одного раза в пять лет. Вновь организованные места аттестуются после ввода их в эксплуатацию.
Согласно п.1.9 Устава МУЗ Городская больница «Свободный Сокол», в своем составе учреждение имеет структурные подразделения, а именно: стационар, поликлиника МУЗ Городской больницы «Свободный Сокол», детская поликлиника, зубопротезный кабинет, женская консультация, аптека, обслуживающая стационар и поликлиники, галокамера, фельдшерско-акушерские пункты.
В соответствии со штатным расписанием МУЗ Городская больница «Свободный Сокол», в указанной организации имеются рабочие места (2 том, л.д.45-77):
-неврологическое отделение- заведующего отделением врача-невролога, врача-невролога, старшей медицинской сестры, медицинской сестры палатной, сестры-хозяйки, младшей медицинской сестры по уходу за больными, санитарки;
-гинекологическое отделение: заведующего отделением врача-акушера-гинеколога, врача-акушера-гинеколога, старшей медицинской сестры, медицинской сестры палатной, медицинской сестры процедурной, медицинской сестры перевязочной, операционной медицинской сестры, сестры-хозяйки, младшей медицинской сестры по уходу за больными, санитарки;
-акушерско-родовое отделение: заведующего отделением врача-акушера-гинеколога, заведующего отделением новорожденных врача-неонатолога, врача-акушера-гинеколога, врача-неонатолога, старшей акушерки, старшей медицинской сестры, медицинской сестры палатной, акушерки, медицинской сестры процедурной, операционной медицинской сестры, медицинского дезифектора, сестры-хозяйки, младшей медицинской сестры по уходу за больными, санитарки;
- кардиологическое отделение: заведующего отделением: врача-кардиолога, врача-кардиолога, старшей медицинской сестры, медицинской сестры палатной, медицинской сестры процедурной, сестры-хозяйки, младшей медицинской сестры по уходу за больными, санитарки;
- клинико-диагностическая лаборатория: заведующего лабораторией- врача клинической лабораторной диагностики, врача клинической лабораторной диагностики, биолога, медицинского лабораторного техника, лаборанта, санитарки;
-областной ожоговый центр -ожоговое отделение: заведующего центром врача-хирурга, врача-хирурга, врача-анестезилога-реаниматолога, врача-терапевта, старшей медицинской сестры, медицинской сестры палатной, медицинской сестры процедурной, медицинской сестры перевязочной, медицинской сестры-анестезиста, операционной медицинской сестры, сестры-хозяйки, младшей медицинской сестры по уходу за больными, санитарки;
-областной гематологический центр- гематологическое отделение: заведующего центром-врача-реаниматолога, врача-гематолога, старшей медицинской сестры, медицинской сестры палаты, медицинской сестры процедурной, сестры-хозяйки, младшей медицинской сестры по уходу за больными, санитарки;
- городской эндоскопический центр- эндоскопическое отделение: заведующего центром врача-эндоскописта, врача-эндоскописта, старшей медицинской сестры, медицинской сестры, санитарки;
- общебольничный медицинский персонал: врача-эпидемиолога, врача- трансфузиолога;
- пищеблок: заведующего складом пищеблока, шеф-повара, повара, кухонных рабочих;
-общебольничный немедицинский персонал: заместителя главного врача по экономическим вопросам, начальника отдела кадров, заведующей канцелярией, инженера по медицинскому оборудованию, инженера по охране труда и технике безопасности, техника, заведующей промышленным складом, начальника материально-технического снабжении, механика, старшего диспетчера, диспетчера, секретаря-машинистки, главного бухгалтера, заместителя главного бухгалтера, кассира, машинистки, юрисконсульта, начальника службы ремонта;
- в отделении проведения профилактических медицинских осмотров: главного врача, заместителя главного врача по лечебной части, заведующего кабинетом статистики-врача-статистика, главной медицинской сестры (общебольничный медицинский персонал)
Судом установлено, что аттестация по условиям труда указанных рабочих мест в МУЗ Городская больница «Свободный Сокол» не проведена, что не оспаривалось представителями ответчика и соответчиков в суде.
Судом проверялся довод представителя ответчика МУЗ Городская больница «Свободный Сокол» о том, что аттестация не была проведена в связи с отсутствием финансирования.
Из материалов дела следует, что МУЗ Городская больница «Свободный Сокол» неоднократно обращалась в Департамент здравоохранения г. Липецка с просьбой о финансировании мероприятий по аттестации рабочих мест на 2010 год, с указанием количества рабочих мест и суммы, необходимой для проведения аттестации.
Однако, в соответствии с Трудовым Кодексом РФ, обязанность по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются именно на работодателя, который обязан обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.
Согласно представленной переписке МУЗ Городская больница «Свободный Сокол» с Департаментом здравоохранения администрации г. Липецка, Управлением Здравоохранения Липецкой области, данные положения Трудового кодекса РФ разъяснялись МУЗ Городская больница «Свободный Сокол». Рекомендовано проанализировать ассигнования, выделенные учреждению и изыскать возможность оплаты аттестации рабочих мест из бюджетных средств, платных услуг или финансирования предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, предусмотренных ФСС Липецкой области.
Из материалов дела следует, что МУЗ ГБ «Свободный Сокол» был заключен договор № 104 от 08.09.2010 г. на оказание услуг для целей аттестации рабочих мест с ООО «Производственная безопасность», согласно которому последний принял на себя обязательство по проведению аттестации 23 рабочих мест в течение двух месяцев с момента поступления денежных средств в сумме <данные изъяты> руб. на расчетный счет исполнителя. Факт оплаты услуг по данному договору подтверждается актом № 000093 от 08.09.2010 г., а также счетом № 161 от 08.09.2010 г. ( 2 том, л.д. 119-123)
Как следует из объяснений представителя ответчика МУЗ Городская больница «Свободный Сокол» Седых О.В., указанные договоры заключены для проведения аттестации рабочих мест областного ожогового и гематологического центра МУЗ «Городская больница «Свободный Сокол», что не оспаривалось представителем истца- помощником прокурора Правобережного района г. Липецка Свидетелевой Т.В. в судебном заседании, которая просила решение в данной части не приводить к исполнению.
Суд не принимает во внимание договор № 85 от 07.07.2010 г. с ООО «Производственная безопасность» на оказание услуг для целей аттестации 40 рабочих мест в течение двух месяцев с момента поступления денежных средств в сумме <данные изъяты> руб., поскольку сведений о том, что услуги по данному договору оплачены, в материалах дела не имеется (2 том, л.д. 98-99). Из объяснений представителя ответчика МУЗ Городская больница «Свободный Сокол» Седых О.В. следует, что в настоящее время идет подготовка к аттестации рабочих мест в эндоскопическом отделении, отделении лучевой диагностики и лаборатории.
Таким образом, требования прокурора Правобережного района г. Липецка являются законными и обоснованными, подлежат частичному удовлетворению. Суд полагает, обязать Муниципальное учреждение здравоохранения «Городская больница «Свободный сокол» провести аттестацию по условиям труда следующих рабочих мест за счет средств, выделяемых на эти цели из бюджета г. Липецка в срок до 31 марта 2011 года. Указанный срок согласован со сторонами.
Суд полагает отказать в удовлетворении иска о понуждении к проведению аттестации рабочих мест врачей-интернов.
Действующий в настоящее время порядок прохождения интернатуры утвержден Приказом Минздрава СССР от 20.01.1982 N 44 «О мерах по дальнейшему улучшению подготовки врачебных кадров в интернатуре» (вместе с Положениями «Об одногодичной специализации (интернатуре) выпускников лечебных, педиатрических и стоматологических факультетов медицинских институтов и медицинских факультетов университетов», «О центральном методическом кабинете по специализации и усовершенствованию врачей и провизоров министерства здравоохранения»
В соответствии с указанным Положением одногодичная специализация (интернатура) является формой последипломной подготовки выпускников лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов медицинских институтов и медицинских факультетов университетов, и проводится на базе учреждений здравоохранения.
Как следует из объяснений ответчика МУЗ Городская больница «Свободный Сокол» Седых О.В., в настоящее время врачи-интерны в МУЗ ГБ «Свободный Сокол» не направляются, в штатное расписание включаться не будут, следовательно, у ответчика не возникает обязанности по проведению аттестации данных рабочих мест с момента вынесения решения суда и в срок до 31.03.2011 года.
Суд полагает, что администрация г. Липецка не является надлежащим ответчиком по данному иску о понуждении к проведению аттестации рабочих мест по условиям труда МУЗ Городская больница «Свободный Сокол».
В соответствии с Уставом МУЗ Городская больница «Свободный Сокол» Учреждение относится к муниципальной системе здравоохранения г. Липецка, находится в ведомственном подчинении Департамента здравоохранения администрации г. Липецка, является некоммерческой организацией с целью удовлетворения потребности жителей г. Липецка в медицинском обслуживании.
В соответствии с п. 4.2 Устава одним из источников формирования имущества и финансовых ресурсов Учреждения являются бюджетные средства.
В соответствии со ст. 45 Положения «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в городе Липецке», утвержденном решением Липецкого городского Совета депутатов от 22 июля 2008 г. N 846 «О Положении "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в городе Липецке» (с изменениями от 29 сентября 2009 г., 24 августа 2010 г.) Департамент финансов администрации города Липецка разрабатывает проект бюджета города и среднесрочного финансового плана, представляет его с необходимыми документами и материалами Главе города для внесения в Липецкий городской Совет депутатов.
В соответствии с п.1. ст. 51 Положения об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в г. Липецке, Глава города Липецка не позднее 1 ноября текущего года вносит в Липецкий городской Совет депутатов проект бюджета города на предстоящий финансовый год.
Согласно п. 1.1. Положения о Департаменте здравоохранения администрации г. Липецка, департамент является структурным подразделением администрации города Липецка, обеспечивающим проведение политики в области здравоохранения и осуществляющим общее руководство организацией здравоохранения муниципального образования г. Липецк. Проект бюджета на содержание учреждений здравоохранения города разрабатывает Департамент здравоохранения администрации г. Липецка и в соответствии п. 3.4 Положения о Департаменте здравоохранения администрации г. Липецка представляет его Департаменту финансов администрации г. Липецка.
В соответствии с п. 3.5 Положения, Департамент ведет контроль за рациональным использованием бюджетных ассигнований, выделенных на содержание учреждений здравоохранения города Липецка.
Таким образом, администрация города Липецка обеспечивает лишь составление проекта бюджета, программы социально-экономического развития города с учетом сведений, представляемых структурными подразделениями, а денежные средства на проведение аттестации рабочих мест лечебных учреждений выделяются по запросу Департамента здравоохранения администрации г. Липецка.
На основании изложенного, суд полагает в удовлетворении требований к администрации г. Липецка отказать и обязать Департамент здравоохранения администрации г. Липецка обеспечить составление проекта бюджета на 2011 год с учетом выделения МУЗ «Городская больница «Свободный сокол» денежных средств на проведение аттестации рабочих мест в необходимом количестве.
В соответствии со ст. 210 ТК РФ, установление порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и порядка подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны груда, являются основными направлениями государственной политики в области охраны труда.
В силу ст. 353 Трудового кодекса РФ, государственный надзор за точным и единообразным исполнением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляет Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры в соответствии с федеральным законом.
Суд полагает, что прокурор вправе обратиться в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц, так как неисполнение МУЗ «Городская больница «Свободный сокол» требований действующего законодательства, в части проведения аттестации рабочих мест по условиям труда нарушает права лиц, работающих в организации, круг которых, в результате периодических изменений кадрового состава меняется, соответственно их нельзя индивидуализировать, привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела.
Руководствуясь ст. ст.103,194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Обязать Муниципальное учреждение здравоохранения городская больница «Свободный сокол» провести аттестацию по условиям труда следующих рабочих мест в учреждении:
- в стационаре:
-неврологическое отделение- заведующего отделением врача-невролога, врача-невролога, старшей медицинской сестры, медицинской сестры палатной, сестры-хозяйки, младшей медицинской сестры по уходу за больными, санитарки;
-гинекологическое отделение: заведующего отделением врача-акушера-гинеколога, врача-акушера-гинеколога, старшей медицинской сестры, медицинской сестры палатной, медицинской сестры процедурной, медицинской сестры перевязочной, операционной медицинской сестры, сестры-хозяйки, младшей медицинской сестры по уходу за больными, санитарки;
-акушерско-родовое отделение: заведующего отделением врача-акушера-гинеколога, заведующего отделением новорожденных врача-неонатолога, врача-акушера-гинеколога, врача-неонатолога, старшей акушерки, старшей медицинской сестры, медицинской сестры палатной, акушерки, медицинской сестры процедурной, операционной медицинской сестры, медицинского дезифектора, сестры-хозяйки, младшей медицинской сестры по уходу за больными, санитарки;
- кардиологическое отделение: заведующего отделением: врача-кардиолога, врача-кардиолога, старшей медицинской сестры, медицинской сестры палатной, медицинской сестры процедурной, сестры-хозяйки, младшей медицинской сестры по уходу за больными, санитарки;
- клинико-диагностическая лаборатория : заведующего лабораторией- врача клинической лабораторной диагностики, врача клинической лабораторной диагностики, биолога, медицинского лабораторного техника, лаборанта, санитарки;
-областной ожоговый центр -ожоговое отделение: заведующего центром врача-хирурга, врача-хирурга, врача-анестезилога-реаниматолога, врача-терапевта, старшей медицинской сестры, медицинской сестры палатной, медицинской сестры процедурной, медицинской сестры перевязочной, медицинской сестры-анестезиста, операционной медицинской сестры, сестры-хозяйки, младшей медицинской сестры по уходу за больными, санитарки;
-областной гематологический центр- гематологическое отделение- заведующего центром-врача-реаниматолога, врача-гематолога, старшей медицинской сестры, медицинской сестры палаты, медицинской сестры процедурной, сестры-хозяйки, младшей медицинской сестры по уходу за больными, санитарки;
- городской эндоскопический центр- эндоскопическое отделение- заведующего центром врача-эндоскописта, врача-эндоскописта, старшей медицинской сестры, медицинской сестры, санитарки;
- общебольничный медицинский персонал: врача-эпидемиолога, врача- трансфузиолога;
- пищеблок: заведующего складом пищеблока, шеф-повара, повара, кухонных рабочих;
-общебольничный немедицинский персонал: заместителя главного врача по экономическим вопросам, начальника отдела кадров, заведующей канцелярией, инженера по медицинскому оборудованию, инженера по охране труда и технике безопасности, техника, заведующей промышленным складом, начальника материально-технического снабжении, механика, старшего диспетчера, диспетчера, секретаря-машинистки, главного бухгалтера, заместителя главного бухгалтера, кассира, машинистки, юрисконсульта, начальника службы ремонта;
- в отделении проведения профилактических медицинских осмотров: главного врача, заместителя главного врача по лечебной части, заведующего кабинетом статистики-врача-статистика, главной медицинской сестры (общебольничный медицинский персонал) за счет средств, выделяемых на эти цели из бюджета г. Липецка в срок до 31 марта 2011 года, в остальной части требований отказать.
Обязать Департамент здравоохранения администрации г. Липецка обеспечить составление проекта бюджета на 2011 год с учетом выделения МУЗ «Городская больница «Свободный сокол» денежных средств на проведение аттестации рабочих мест в необходимом количестве.
В иске к администрации города Липецка о понуждении к проведению аттестации рабочих мест по условиям труда отказать.
Решение в части понуждения к аттестации рабочих мест по условиям труда в областном ожоговом и гематологическом центрах не исполнять.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Липецкий областной суд со дня изготовления судом в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы или кассационного представления через Правобережный районный суд г. Липецка.
Председательствующий:
Решение в окончательной форме изготовлено
судом ДД.ММ.ГГГГ