решение о признании незаконным отказа в присвоении звания Ветеран труда



Дело № г. РЕШЕНИЕИменем Российской ФедерацииДД.ММ.ГГГГ Правобережный районный суд г. Липецка в составе:председательствующего Быковой Т.Ю. при секретаре Андреевой С.Ю.,рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Липецке гражданское дело по заявлению Авериной ИО1 о признании незаконным отказа Управления социальной защиты населения Липецкой области в присвоении звания «Ветеран труда»,

установил:

Аверина Н.В. обратилась в суд с заявлением. В котором просила признать незаконным решение зам.начальника УСЗН Липецкой области Орусь С.А. от 30.08.2010 г. об отказе в присвоении ей звания «Ветеран труда». В обоснование требований указывала, что имеет ведомственный знак отличия в труде – знак «Победитель социалистического соревнования 1977 года», что при наличии необходимого стажа для назначения пенсии является основанием для присвоения звания «Ветеран труда». Однако ей было отказано в присвоении этого звания.

В судебном заседании Аверина Н.В. поддержала свои требования, ссылаясь на те же доводы, что и в заявлении.

Представитель заинтересованного лица УСЗН Липецкой области в судебное заседание не явился, извещен своевременно надлежащим образом, в письменном заявлении просил рассмотреть дело без его участия.

В соответствии со ст. 257 ГПК РФ суд считает рассмотреть дело в отсутствие представителя УСЗН Липецкой области.

Выслушав объяснения заявителя, изучив письменные доказательства, имеющиеся в деле, суд приходит к следующим выводам:

В соответствии с ч.2. ст. 4 Конституции РФ Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.

Согласно ч. 3 ст. 11 Конституции РФ разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

Согласно ст. 72 Конституции РФ вопросы защиты прав и свобод человека, социальной защиты, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В силу ч.2, 5 ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. При этом законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

В соответствии с п. «в» ст. 1 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ
"Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" с последующими изменениями одним из принципов осуществления деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации является верховенство Конституции Российской Федерации и федеральных законов на всей территории Российской Федерации. В силу ч.1-2 ст. 3 названного Закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон. Субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов. После принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с данным федеральным законом в течение трех месяцев.

В силу ч.2 ст.26.3 федерального закона N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится, в частности, решение вопросов социальной поддержки ветеранов труда. Согласно ч.4. ст. 26.3 по вопросам, указанным в пункте 2 названной статьи, могут приниматься федеральные законы. Не допускается включение в эти федеральные законы положений, которыми определяются объем и порядок осуществления расходов из бюджета субъекта Российской Федерации, необходимых для исполнения соответствующих полномочий органами государственной власти субъекта Российской Федерации

Согласно преамбуле Федеральный закон от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» с последующими изменениями устанавливает правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе. В соответствии со ст. 7 указанного федерального закона ветеранами труда, в частности, являются лица, награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет. Порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации

Согласно ст. 11 Закона Липецкой области от 02.12.2004 года № 141-ОЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Липецкой области» в редакции, действующей до 08.06.2006 года, ветеранами труда являлись, в частности, лица, награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет. Законом Липецкой области от 8 июня 2006 г. N 304-ОЗ в указанную статью были внесены изменения, согласно которым звание "Ветеран труда" присваивается лицам, награжденным ведомственными знаками отличия за многолетний и добросовестный труд и имеющим трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.

Судом установлено, что заявитель согласно записям в трудовой книжке в 1977-1978 г.г. работала машинистом листового крана на НЛМК, где была награждена знаком «Победитель социалистического соревнования 1977 года».

Факт награждения заявителя знаком «Победитель социалистического соревнования 1977 года» подтверждается копией удостоверения к знаку на имя добрачной фамилии заявителя «Суровяткина». (л.д.6).

Доводы заявителя о том, что награждение осуществлялось от имени Министерства черной металлургии СССР и ЦК профсоюза работников черной металлургии, согласуются с содержанием действующих в то время нормативных актов.

Так, единый общесоюзный знак «Победитель социалистического соревнования» был учрежден пунктом 4 постановления ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ № 1081 от 30.12.1976 года для награждения лиц за успешное выполнение заданий и обязательств соответствующего года пятилетки. Указанным постановлением министерствам и ведомствам совместно с ЦК профсоюзов поручалось утвердить условия Всесоюзного социалистического соревнования в отраслях с учетом основных направлений экономической и социальной политики, определенных XXV съездом партии, а также принять меры по дальнейшему совершенствованию морального стимулирования участников соревнования (п.9,12 постановления). На основании изложенного суд пришел к выводу о том, что знак «Победитель социалистического соревнования 1977 года», которым награждена была заявитель, является ведомственным знаком отличия в труде Министерства черной металлургии СССР. Данный факт не оспаривается и УСЗН ЛО.

Суд не может согласиться с доводами УСЗН Липецкой области, изложенными в письменном отказе Авериной в присвоении ей звания «Ветеран труда» о том, что основанием к отказу в присвоении звания «Ветеран труда» является отсутствие у нее наград за многолетний и добросовестный труд, по следующим основаниям.

Поскольку вопросы социальной защиты граждан находятся в совместном ведении РФ и субъектов РФ, то согласно вышеприведенным нормам Конституции РФ и Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» законы субъектов РФ в области социальной защиты различных категорий граждан, в том числе и ветеранов труда, должны соответствовать федеральным законам РФ. В случае несоответствия норм, определенных по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ, в федеральных законах РФ и в законах субъектов РФ, действуют федеральные законы. Федеральный закон РФ «О ветеранах» в качестве одного из необходимых условий отнесения граждан к категории ветеранов труда определяет награждение их ведомственными знаками отличия в труде, а не знаками за многолетний и добросовестный труд. Органы субъектов РФ вправе устанавливать лишь условия и порядок присвоения звания «Ветеран труда», которые не могут противоречить нормам федерального закона РФ «О ветеранах» (ст.7 ФЗ «О ветеранах»). В частности, субъекты РФ не вправе сужать установленный федеральным законодательством круг лиц, имеющих право на присвоение звания «ветеран труда».

Кроме того, федеральному закону РФ «О ветеранах» не противоречат условия для присвоения звания "Ветеран труда", закрепленные в ст. 11 Закона Липецкой области от 2 декабря 2004 года N 141-ОЗ "О мерах по социальной поддержке
отдельных категорий граждан в Липецкой области", а именно:

а) награждение ведомственными знаками отличия в труде общесоюзными и союзно-республиканскими министерствами, государственными комитетами СССР;

б) награждение знаками отличия, утвержденными нормативными правовыми актами федеральных министерств Российской Федерации.

Награждение заявителя знаком «Победитель социалистического соревнования 1977 года» соответствует этим условиям, так как оно осуществлялось общесоюзным министерством.

Наличие второго условия, необходимого для присвоения звания «ветеран труда» (требуемый для назначения пенсии стаж) подтверждено записями в трудовой книжке истца, согласно которым стаж заявителя составляет более 20 лет.

При таких обстоятельствах требования заявителя являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Заявитель не настаивала на взыскании с УСЗН Липецкой области расходов по оплате государственной пошлины в сумме 200 рублей.

Руководствуясь ст. ст. 194-198, 258 ГПК РФ, суд

решил:

Признать незаконным решение Управления социальной защиты населения Липецкой области об отказе в присвоении Авериной Нине ИО1 звания «Ветеран труда» и праве на льготы.

Настоящее решение является основанием для выдачи Авериной ИО1 удостоверения «Ветеран труда» в установленном законом порядке через орган социальной защиты населения по месту жительства.

Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через Правобережный районный суд г. Липецка.

Председательствующий

Решение в окончательной форме изготовлено

ДД.ММ.ГГГГ