Дело Номер обезличен
РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации
Дата обезличена года Правобережный районный суд г. Липецка в составе:
председательствующего Седых Л.А.
при секретаре Неклюдовой Е.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Липецке гражданское дело по заявлению Черникова ФИО6 об оспаривании решения Управления социальной защиты населения Липецкой области об отказе в присвоении звания «Ветеран труда»,
установил:
Черников В.Б. обратился в суд с заявлением об оспаривании решения УСЗН Липецкой области об отказе в присвоении ему звания «Ветеран труда». Просил признать решение незаконным и обязать УСЗН присвоить ему звание «Ветеран труда». В обоснование своих требований ссылается на то, что он имеет ведомственный знак отличия в труде - «Победитель социалистического соревнования 1980 года» и необходимый стаж для назначения пенсии, что является основанием для присвоения ему звания «Ветеран труда».В судебное заседание заявитель Черников В.Б. не явился, извещался о времени и месте рассмотрения дела, причина неявки суду не известна.
Представитель органа, чье решение оспаривается, - УСЗН Липецкой области и представитель заинтересованного лица ДСЗН администрации г. Липецка в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом. Представитель УСЗН на основании доверенности Усацких Т.Н. в письменном заявлении просила рассмотреть дело в ее отсутствие. Причина неявки представителя ДСЗН суду не известна. В соответствии с ч.2 ст. 257 ГПК РФ неявка представителя органа, чьи действия обжалуются, а также заинтересованного лица не является препятствием к рассмотрению заявления Черникова В.Б. по существу.
Судом установлено, что Дата обезличена г. Черников В.Б. был награжден знаком «Победитель социалистического соревнования 1980 года» от имени Министерства станкостроительной и инструментальной промышленности СССР и ЦК профсоюза, что подтверждается удостоверением к знаку.
Из записей в трудовой книжке заявителя следует, что в период с Дата обезличена года по Дата обезличена года он работал зав.сектором в отделе управления качеством в Липецком филиале Всесоюзного проектно-технологического института Литейного производства.
С Дата обезличена года Черникову В.Б. назначена пенсия по старости, что подтверждается его пенсионным удостоверением.
Изучив письменные доказательства, имеющиеся в деле, суд находит заявление Черникова В.Б. подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч.2. ст. 4 Конституции РФ Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.
Согласно ч. 3 ст. 11 Конституции РФ разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.
Согласно ст. 72 Конституции РФ вопросы защиты прав и свобод человека, социальной защиты, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В силу ч.2, 5 ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. При этом законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
В соответствии с п. «в» ст. 1 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ
"Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" с последующими изменениями одним из принципов осуществления деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации является верховенство Конституции Российской Федерации и федеральных законов на всей территории Российской Федерации. В силу ч.1-2 ст. 3 названного Закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон. Субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов. После принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с данным федеральным законом в течение трех месяцев.
В силу ч.2 ст.26.3 федерального закона N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится, в частности, решение вопросов социальной поддержки ветеранов труда. Согласно ч.4. ст. 26.3 по вопросам, указанным в пункте 2 названной статьи, могут приниматься федеральные законы. Не допускается включение в эти федеральные законы положений, которыми определяются объем и порядок осуществления расходов из бюджета субъекта Российской Федерации, необходимых для исполнения соответствующих полномочий органами государственной власти субъекта Российской Федерации
Согласно преамбуле Федеральный закон от Дата обезличена г. Номер обезличенФЗ «О ветеранах» с последующими изменениями устанавливает правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе. В соответствии со ст. 7 указанного федерального закона ветеранами труда, в частности, являются лица, награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет. Порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации
Согласно ст. 11 Закона Липецкой области от 02.12.2004 года № 141-ОЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Липецкой области» в редакции, действующей до 08.06.2006 года, ветеранами труда являлись, в частности, лица, награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет. Законом Липецкой области от 8 июня 2006 г. N 304-ОЗ в указанную статью были внесены изменения, согласно которым звание "Ветеран труда" присваивается лицам, награжденным ведомственными знаками отличия за многолетний и добросовестный труд и имеющим трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.
Из материалов дела следует, что Черников В.Б., согласно записям в его трудовой книжке, с Дата обезличена г. и на момент его награждения в 1980 году работал зав.сектором в отделе управления качеством в Липецком филиале Всесоюзного проектно-технологического института Литейного производства. Награжден общесоюзным знаком «Победитель социалистического соревнования 1980 года» от имени Министерства станкостроительной и инструментальной промышленности СССР и ЦК профсоюза, что подтверждается удостоверением к знаку.
Доводы заявителя, изложенные им в заявлении, о награждении его знаком от имени Министерства станкостроительной и инструментальной промышленности СССР не только подтверждаются перечисленными доказательствами, но и согласуются с содержанием действующих в то время нормативных актов.
Так, единый общесоюзный знак «Победитель социалистического соревнования» был учрежден пунктом 4 постановления ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ Номер обезличен от Дата обезличена года для награждения лиц за успешное выполнение заданий и обязательств соответствующего года пятилетки. Указанным постановлением министерствам и ведомствам совместно с ЦК профсоюзов поручалось утвердить условия Всесоюзного социалистического соревнования в отраслях с учетом основных направлений экономической и социальной политики, определенных XXV съездом партии, а также принять меры по дальнейшему совершенствованию морального стимулирования участников соревнования (п.9,12 Постановления).
На основании изложенного суд пришел к выводу о том, что знак «Победитель социалистического соревнования 1980 года», которым награжден Черников В.Б., является ведомственным знаком отличия в труде Министерства станкостроительной и инструментальной промышленности СССР.
Суд не может согласиться с позицией УСЗН Липецкой области, изложенной в уведомлении Номер обезличен от Дата обезличена года, о том, что основанием к отказу в присвоении Черникову В.Б. звания «Ветеран труда» является отсутствие у него наград за многолетний и добросовестный труд, по следующим причинам.
Поскольку вопросы социальной защиты граждан находятся в совместном ведении РФ и субъектов РФ, то согласно вышеприведенным нормам Конституции РФ и Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» законы субъектов РФ в области социальной защиты различных категорий граждан, в том числе и ветеранов труда, должны соответствовать федеральным законам РФ. В случае несоответствия норм, определенных по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ, в федеральных законах РФ и в законах субъектов РФ, действуют федеральные законы. Федеральный закон РФ «О ветеранах» в качестве одного из необходимых условий отнесения граждан к категории ветеранов труда определяет награждение их ведомственными знаками отличия в труде, а не знаками за многолетний и добросовестный труд. Органы субъектов РФ вправе устанавливать лишь условия и порядок присвоения звания «Ветеран труда», которые не могут противоречить нормам федерального закона РФ «О ветеранах» (ст.7 ФЗ «О ветеранах»). В частности, субъекты РФ не вправе сужать установленный федеральным законодательством круг лиц, имеющих право на присвоение звания «ветеран труда». Иная правовая позиция может повлечь нарушение принципа равенства граждан, установленного в ст. 19 Конституции РФ.
Поэтому в рассматриваемой ситуации Управление социальной защиты населения Липецкой области при решении вопроса о присвоении Черникову В.Б. звания «Ветеран труда» должно было руководствоваться федеральным законодательством.
Кроме того, федеральному закону РФ «О ветеранах» не противоречат условия для присвоения звания "Ветеран труда", закрепленные в ст. 11 Закона Липецкой области от 2 декабря 2004 года N 141-ОЗ "О мерах по социальной поддержке
отдельных категорий граждан в Липецкой области", а именно: а) награждение ведомственными знаками отличия в труде общесоюзными и союзно-республиканскими министерствами, государственными комитетами СССР; б) награждение знаками отличия, утвержденными нормативными правовыми актами федеральных министерств Российской Федерации.
Награждение Черникова В.Б. знаком «Победитель социалистического соревнования 1980 года» соответствует этим условиям, так как оно осуществлялось общесоюзным министерством.
Наличие второго условия, необходимого для присвоения звания «Ветеран труда» (требуемый для назначения пенсии стаж) подтверждено записями в трудовой книжке Черникова В.Б., согласно которым судом установлено, что на момент обращения заявителя в УСЗН Дата обезличена года у него имелся трудовой стаж более 20 лет и назначением ему пенсии по старости.
Таким образом, необходимый для назначения пенсии стаж у Черникова В.Б. имелся до Дата обезличена года - даты внесения изменений в ст.11 Закона Липецкой области от 02.12.2004 года № 141-ОЗ.
При наличии этих условий оснований у УСЗН Липецкой области отказывать Черникову В.Б., обратившемуся в установленном порядке за присвоением звания «Ветеран труда», не имелось. Однако УСЗН Липецкой области уведомлением Номер обезличен от Дата обезличена года отказало Черникову В.Б.. в удовлетворении его заявления о присвоении звания «Ветеран труда».
В соответствии со ст. 249 ГПК РФ обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагается на органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
УСЗН Липецкой области какие-либо доказательства, опровергающие вышеприведенные выводы суда, не представило. В соответствии с ч.3. ст. 5 Федерального конституционного закона от Дата обезличена г. N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» с последующими изменениями суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа, а равно должностного лица, Конституции Российской Федерации, федеральному конституционному закону, федеральному закону, общепризнанным принципам и нормам международного права, международному договору Российской Федерации, конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, закону субъекта Российской Федерации, принимает решение в соответствии с правовыми положениями, имеющими наибольшую юридическую силу.
При таких обстоятельствах заявление Черникова В.Б. об оспаривании действий УСЗН Липецкой области является обоснованным и подлежит удовлетворению.
В соответствии с ч.1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Согласно ст. 11 Закона Липецкой области от 2 декабря 2004 г. N 141-ОЗ "О мерах по социальной поддержке отдельных категорий граждан в Липецкой области" основанием для реализации мер социальной поддержки ветеранами труда и приравненными по мерам социальной поддержки к ним лицами, является, в частности, удостоверение "Ветеран труда", которое подлежит выдаче органом соцзащиты по месту жительства заявителя - Департаментом социальной защиты населения администрации г.Липецка.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ с УСЗН Липецкой области подлежат взысканию в пользу Черникова В.Б. подтвержденные квитанцией судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 200 рублей.
Руководствуясь ст.ст.194-198, 258 ГПК РФ, суд
решил:
Признать незаконным решение Управления социальной защиты населения Липецкой области об отказе в присвоении Черникову ФИО7 звания «Ветеран труда».
Обязать Департамент социальной защиты населения администрации г.Липецка выдать Черникову ФИО8 удостоверение «Ветеран труда».
Взыскать с Управления социальной защиты населения Липецкой области в пользу Черникова ФИО9 200 рублей в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Управление социальной защиты населения Липецкой области и Департамент социальной защиты населения администрации г.Липецка обязаны сообщить в Правобережный суд г. Липецка и Черникову ФИО10 об исполнении настоящего решения суда не позднее чем в течение месяца со дня получения вступившего в законную силу решения суда.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Липецкого областного суда через Правобережный районный суд г. Липецка в течение 10 дней со дня составления решения суда в окончательной форме.
Председательствующий
Мотивированное решение составлено Дата обезличена.