о взыскани недополученной пенсии



Дело №

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ Правобережный районный суд г. Липецка в составе:

председательствующего судьи Харченко С.В.,

при секретаре Живутском С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Липецке гражданское дело по иску Бучко ФИО6 к Военному комиссариату Липецкой области о взыскании недополученной пенсии,

УСТАНОВИЛ:

Бучко Ю.П. обратился в суд с иском к Военному комиссариату Липецкой области о взыскании единовременной доплаты к пенсии и потерь от инфляции, указывая на то, что является пенсионером Министерства обороны РФ. Военный комиссариат Липецкой области является органом, производящим выплату пенсии. Согласно постановлению Правительства РФ от 07.12.1994 г. № 1349 в целях повышения уровня материального обеспечения личного состава ВС РФ с 01.01.1995 г. были увеличены на 25 % оклады денежного содержания военнослужащих. Одновременно подлежали пересмотру в сторону увеличения военные пенсии, что произведено не было, соответствующий пересмотр размера пенсий был произведен только с ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем истцу были причинены убытки от инфляции. Решением Правобережного районного суда г.Липецка в пользу истца было взыскано только 2272 руб. 67 коп, решение суда не исполнено. В соответствии с Указом президента РФ от 18.10.2007 года № 1373с «О выплате недополученных сумм пенсионерам МО с полным учетом инфляции» военным пенсионерам были произведены выплаты пенсий, однако истцу выплаты произведены не были. На обращение в Военный комиссариат Липецкой области ему было сообщено, что он должен получать взысканные суммы пенсии по исполнительному листу. По истечении срока предъявления исполнительного листа ко взысканию ему сообщили, что срок действия Указа Президента РФ истек. Просил взыскать с ответчика в свою пользу недоплаченную пенсию и убытки от инфляции в сумме 56 867 руб., взыскать судебные расходы и компенсацию морального вреда в сумме 10000 руб.

Определением Правобережного районного суда г.Липецка от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика было привлечено Министерство обороны РФ.

В судебном заседании истец Бучко Ю.П. исковые требования поддержал.

Представитель ответчика - военкомата Липецкой области по доверенности Шарова Р.М. в судебном заседании иск не признала, объяснила, что в соответствии с п.3 Указа Президента РФ № 1373с от 18.10.2007 г. пенсионеры, ранее обращавшиеся в суд и получившие доплату по решению суда, права на перерасчет единовременной доплаты к пенсии не имеют. Решением Правобережного районного суда истцу была взыскана недополученная пенсия с учетом увеличения окладов военнослужащих на 25% за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, права истца на получение доплаты восстановлены полностью. Действие названного Указа ограничено 2008-2009 годами, в настоящее время в бюджете денежные средства на выплату не предусмотрены. Военный комиссариат Липецкой области не нарушает права истца, так как действует в рамках закона, оснований для выплаты единовременной доплаты истцу нет. Просила в иске отказать.

Представитель соответчика Министерство обороны РФ в судебное заседание не явился, извещен судом о дате и времени судебного заседания, о причинах неявки суду не сообщил.

Выслушав истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что иск подлежит частичному удовлетворению.

В соответствии со ст. 19 Конституции все равны перед законом и судом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Из конституционных положений вытекает, что нормы закона о правах, свободах и обязанностях должны применяться одинаково в отношении всего круга лиц, на которых рассчитан закон. Это касается как материально-правовых, так и процессуальных норм.

В соответствии с ч. 2,3 Конституции РФ в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.

Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Как следует из сформулированных Конституционным Судом правовых позиций, ограничения конституционных прав должны быть необходимыми и соразмерными конституционно признаваемым целям таких ограничений; в тех случаях, когда конституционные нормы позволяют законодателю установить ограничения закрепляемых ими прав, он не может осуществлять такое регулирование, которое посягало бы на само существо того или иного права и приводило бы к утрате его реального содержания; при допустимости ограничения того или иного права в соответствии с конституционно одобряемыми целями государство, обеспечивая баланс конституционно защищаемых ценностей и интересов, должно использовать не чрезмерные, а только необходимые и строго обусловленные этими целями меры; публичные интересы, перечисленные в ст. 55 (ч. 3) Конституции, могут оправдать правовые ограничения прав и свобод, только если такие ограничения отвечают требованиям справедливости, являются адекватными, пропорциональными, соразмерными и необходимыми для защиты конституционно значимых ценностей, в том числе прав и законных интересов других лиц, не имеют обратной силы и не затрагивают само существо конституционного права, т.е. не ограничивают пределы и применение основного содержания соответствующих конституционных норм; чтобы исключить возможность несоразмерного ограничения прав и свобод человека и гражданина в конкретной правоприменительной ситуации, норма должна быть формально определенной, точной, четкой и ясной, не допускающей расширительного толкования установленных ограничений и, следовательно, произвольного их применения (Постановления Конституционного Суда от 30 октября 2003 г. N 15-П).

Данный принцип сформулирован и в Постановлении Конституционного Суда РФ от 03 июня 2004 г. № 11-П. Как указано в постановлении, в сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает помимо прочего запрет вводить таки различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях)

Указом Президента РФ от 18 октября 2007г. N1373с «О некоторых мерах по обеспечению социальной защиты отдельных категорий пенсионеров» постановлено произвести лицам, проходившим военную службу, службу в органах внутренних дел Российской Федерации, единовременную доплату к пенсиям, назначенным в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993г.N4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», в связи с увеличением военнослужащим и сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации окладов по воинской должности (должностных окладов) на 25 процентов за службу в Федеральном агентстве правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации, органах контрразведки Российской Федерации (органах федеральной службы безопасности), Пограничных войсках Российской Федерации, Вооруженных Силах Российской Федерации, внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации и органах внутренних дел Российской Федерации на основании: постановления Правительства Российской Федерации от 15 августа 1994г.N961 «О предоставлении Главнокомандующему Пограничными войсками Российской Федерации права установления дополнительных выплат военнослужащим и гражданскому персоналу Пограничных войск Российской Федерации» - за период с 1 октября 1994г.по 31 декабря 1997г.; постановления Правительства Российской Федерации от 7 декабря 1994г.N1349 «О дополнительных мерах по усилению социальной защиты личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации, внутренних войск и органов внутренних дел» - за период с 1 января 1995г.по 28 февраля 1998г.

Министр обороны Российской Федерации, Министр внутренних дел Российской Федерации и директор Федеральной службы безопасности Российской Федерации в соответствии с пунктом «б» части первой статьи 49 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993г.N4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» обязаны обеспечить выплату единовременной доплаты к пенсиям лицам, проходившим военную службу, службу в органах внутренних дел Российской Федерации, за соответствующий период, названный в пункте 1 настоящего Указа, но не ранее даты увольнения их с военной службы (службы), исходя из 25 процентов оклада по воинской должности (должностного оклада), из процентной надбавки за выслугу лет и из размера пенсии, из которых она исчислена по состоянию на 1 января 2008г.

Лицам, получающим пенсию с учетом районного коэффициента, указанная единовременная доплата к пенсии осуществляется с учетом соответствующего районного коэффициента.

Установлено, что лица, проходившие военную службу, службу в органах внутренних дел Российской Федерации, получившие на основании судебных решений и (или) по другим основаниям доплату к пенсии с учетом увеличенного на 25 процентов оклада по воинской должности (должностного оклада) за названные в настоящем Указе соответствующие периоды, права на получение единовременной доплаты к пенсии, предусмотренной настоящим Указом, не имеют.

Судом установлено, что в соответствии с решением Правобережного районного суда г.Липецка от ДД.ММ.ГГГГ в пользу Бучко Ю.П. с Военного комиссариата Липецкой области была взыскана недополученная пенсия за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 2272,67 руб. и инфляционные потери в сумме 837,30 руб., решение суда не исполнено, исполнительный лист о взыскании недоплаченной пенсии к исполнению не предъявлялся, срок предъявления исполнительного листа ко взысканию истек.

Данные обстоятельства подтверждаются материалами пенсионного дела, обозреваемого в судебном заседании, материалами гражданского дела №.

Из решения суда следует, что расчет недоплаты производился, исходя из размера денежного довольствия, определенного на ДД.ММ.ГГГГ с учетом повышения должностного оклада на 25%, т.е. в ином порядке, чем установлено Указом Президента РФ.

Согласно расчету недополученной пенсии, представленного ответчиком, в соответствии с Указом Президента РФ №1373 от 18.10.2007 года в пользу Бучко Ю.П. подлежала выплате единовременная доплата к пенсии в размере 36119,48 рублей. Данная сумма истцом не оспаривалась.

Исчисление недоплаты пенсии в ином размере, чем установлено Указом, нарушает принцип равенства, установленный Конституцией, умаляет права пенсионеров, получивших недоплату пенсии по ранее постановленному судебному решению.

Суд считает, что в пользу истца подлежит взысканию недополученная пенсия в сумме 36119,48 руб.

Довод ответчика о том, что истец не имеет права на получение недоплаченной пенсии, поскольку действие Указа Президента РФ №1373 от 18.10.2007 года ограничено во времени, в настоящее время бюджетом выплата указанных сумм не предусмотрена, суд признает несостоятельными.

Данным Указом предусмотрена обязанность производства единовременной доплаты к пенсии истца Бучко Ю.П. в 2008 году, чего Военным комиссариатом Липецкой области в отношении истца сделано не было.

Кроме того, законодателем введен запрет на получение недоплаты пенсии для тех пенсионеров, которым выплата за указанные в п.п. 1,2 Указа периоды осуществлена по решениям суда в полном объеме, с целью избежать повторного получения денежных средств. При этом права пенсионеров, обратившихся за судебной защитой, не нарушаются, поскольку их право на получение недоплаты пенсии с учетом «осовременивания» с применением индекса потребительских цен за весь период до обращения в суд, восстановлено. Таким образом, Указом установлен запрет на двойное получение недоплаты к пенсии.

Так как недоплата пенсии истца рассчитана без учета инфляции за весь период, т.е. его нарушенное право не восстановлено, довод ответчика о том, что он не праве производить перерасчет пенсии со ссылкой на п. 3 Указа Президента РФ от 18.10.2007 года, суд считает несостоятельным. Иная правовая позиция может повлечь умаление прав истца.

Истец просил взыскать с ответчика в свою пользу потери от инфляции за период с 1995 года по 2010 год. Однако суд с данным расчетом не соглашается.

Суд считает, что на орган по назначению и выплате пенсий – Военный комиссариат Липецкой области - не может быть возложена ответственность за инфляционные потери от несвоевременного получения пенсии за весь период неполучения пенсии, так как у истца не имелось каких-либо препятствий для своевременного востребования своей пенсии. Истец обратился в суд с исковым заявлением о взыскании недополученной пенсии лишь ДД.ММ.ГГГГ, о чем свидетельствует штамп на исковом заявлении.

Согласно Указу Президента РФ №1373 от 18.10.2007 года право на получение единовременной доплаты к пенсии возникло у истца с 01.01.2008 года, именно с данного момента суд считает возможным исчисление инфляционных потерь.

При расчете инфляционных потерь суд применяет индексы потребительских цен на товары и платные услуги по Липецкой области, установленные Липецким областным комитетом государственной статистики с января 2008 года по август 2010 года включительно:

36 119,48 руб. х 1,017 х 1,012 х 1,021 х 1,005 х 1,015 х 1,011 х 1,005 х 1,005 х 1,011 х 1,014 х 1,022 х 1,012 х 1,021 х 1,013 х 1,014 х 1,007 х 1,004 х 1,008 х 1,002 х 1,01 х 1,009 х 1,007 х 1,005 х 1,002 х 1,003 х 1,002 х 1,003 х 1,007 = 47559,3 руб.

Инфляционные потери составили: 47559,3 руб. – 36119,48 руб. = 11439,82 руб.

Истцом также были понесены расходы по оплате справок Росстата в сумме 130 руб. и 580 руб. Данные расходы являются необходимыми, были понесены истцом в связи с нарушением его прав и подлежат взысканию с ответчика в пользу истца.

Истцом также заявлено требование о взыскании компенсации морального вреда.

В соответствии со статьей 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Из материалов дела и объяснений истца в судебном заседании следует, что какие-либо личные неимущественные права истца действиями ответчика нарушены не были. Поскольку в данном случае не были затронуты личные неимущественные права истца, требования о компенсации морального вреда удовлетворению не подлежат.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с Военного комиссариата Липецкой области подлежит взысканию государственная пошлина в доход бюджета городского округа г.Липецка пропорционально удовлетворенной части исковых требований в сумме 1626 руб.

Руководствуясь ст. ст.103, 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Взыскать с Военного комиссариата Липецкой области в пользу Бучко ФИО7 единовременную доплату к пенсии в сумме 36 119 руб. 48 коп., в возмещение расходов 710 руб. и инфляционные потери в сумме 11439 руб. 80 коп.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Взыскать с Военного комиссариата Липецкой области государственную пошлину в доход бюджета городского округа г.Липецка в сумме 1626 руб.

Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме через Правобережный районный суд г. Липецка.

Председательствующий

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ