Дело № г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ Правобережный районный суд г. Липецка в составе:
председательствующего судьи Быковой Т.Ю.
при секретаре Андреевой С.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Липецке гражданское дело по иску Нотарева ИО1 к УФСИН России по Липецкой области о признании незаконными решений начальника УФСИН России по Липецкой области и взыскании дополнительной стимулирующей выплаты,
установил:
Истец Нотарев О.В. обратился в суд с иском к УФСИН России по Липецкой области о признании незаконными решений начальника УФСИН России по Липецкой области и взыскании дополнительной ежемесячной стимулирующей выплаты. В обоснование исковых требований ссылался на то, что с июля 1995 года проходит службу в качестве сотрудника в <данные изъяты>. С марта 2008 года проходит службу в должности <данные изъяты>.
В 2009 году на основании приказа ФСИН России от 17 марта 2009 года №106 истцу выплачивали дополнительную ежемесячную стимулирующую выплату в размере <данные изъяты>. Приказом ФСИН России от 18.11.2009 г. приказ №106 был отменен и были установлены новые основания для установления, снижения и лишения дополнительной ежемесячной стимулирующей выплаты. С января по март 2010 года дополнительная ежемесячная стимулирующая выплата сотрудникам колонии не выплачивалась. За период январь, февраль, март и апрель 2010 г. дополнительная ежемесячная стимулирующая выплата произведена ответчиком 22-23 апреля 2010 г. при выдаче сотрудникам <данные изъяты> денежного довольствия, однако истцу ежемесячная дополнительная стимулирующая выплата выплачена не была, о чем ему стало известно 22-23 апреля 2010 г. В этот период времени истец узнал, что лишен выплаты на основании приказа УФСИН России по Липецкой области от 07 апреля 2010 г. №№, который поступил в колонию 15.04.2010 г., до даты выдачи денежного довольствия, с указанным приказом ознакомлен не был.
Приказом УФСИН от 16.04.2010 г. №213 всем <данные изъяты> установлена с 01 января 2010 г. дополнительная ежемесячная стимулирующая выплата в размере <данные изъяты> в месяц сроком на один календарный год, а истец на основании приказа от 07.04.2010 г. был лишен дополнительной ежемесячной стимулирующей выплаты на период с 1 января 2010 г. по 30 июня 2010 г.
Считает указанные приказы в части лишения его дополнительной ежемесячной стимулирующей выплаты незаконными, нарушающими его право на установление и выплату дополнительной ежемесячной стимулирующей выплаты в 2010 году, поскольку с января по апрель 2010 г. включительно служебные проверки в части его деятельности не проводились, взыскания за этот же период ему не объявлялись. Просит признать незаконными обжалуемые приказы в части лишения его дополнительной ежемесячной стимулирующей выплаты, взыскать с ответчика указанную выплату за период с 01 января по 30 июня 2010 года включительно в размере <данные изъяты>.
В судебном заседании истец Нотарев О.В. поддержал исковые требования, в обоснование которых ссылался на доводы, изложенные в исковом заявлении.
Представитель ответчика УФСИН России по Липецкой области по доверенности Кирина О.В. иск не признала, пояснила, что Нотарев О.В. был привлечен к дисциплинарной ответственности приказом УФСИН России по Липецкой области №217-лс от 18.09.2009 г. за <данные изъяты>. Кроме того, в соответствии с протоколом заседания балансовой комиссии УФСИН России по Липецкой области от 30.03.2010 г. истец лишен ежемесячной стимулирующей надбавки. В соответствии с Положением о балансовой комиссии УФСИН заседания данной комиссии имеют юридическую силу служебной проверки. Полагала, что истец правомерно был лишен надбавки, предусмотренной приказом ФСИН России №459, надбавка является стимулирующей и не входит в денежное довольствие сотрудников уголовно-исполнительной системы. Просила в иске отказать по мотиву пропуска истцом срока исковой давности для обращения в суд с иском о восстановлении нарушенного права, предусмотренного ст.392 ТК РФ.
Суд, выслушав стороны, показания свидетелей, исследовав письменные материалы дела, находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.
Судом установлено, что истец Нотарев О.В. с июля 1995 года проходит службу в качестве сотрудника в <данные изъяты>, а со 02.03.1998 г. - в должности <данные изъяты>, по контракту сроком на 5 лет. (.л.д.152).
Приказом ФСИН России от 18 ноября 2009 года N459
"О дополнительном материальном стимулировании сотрудников уголовно-исполнительной системы» в целях дополнительного материального стимулирования отдельных категорий сотрудников уголовно-исполнительной системы в соответствии с Федеральным законом от 30.06. 2002 N78-ФЗ "О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплатах этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы (работы)" установлена в процентах от фиксированной суммы, определяемой на календарный год:
дополнительная ежемесячная стимулирующая выплата отдельным категориям сотрудников уголовно-исполнительной системы в порядке и размерах согласно приложению N1;
дополнительная единовременная выплата за высокие показатели в оперативно-служебной и производственно-хозяйственной деятельности по итогам календарного года отдельным категориям сотрудников территориальных органов уголовно-исполнительной системы в порядке и размерах согласно приложению №2.
Фиксированная сумма для исчисления дополнительных выплат на 2009 календарный год определена в размере <данные изъяты>.
Начальникам территориальных органов уголовно-исполнительной системы, федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования ФСИН России, федерального бюджетного учреждения «Научно-исследовательский институт информационных и производственных технологий Федеральной службы исполнения наказаний», федерального бюджетного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Санкт-Петербургский институт повышения квалификации работников Федеральной службы наказаний» разрешено:
устанавливать дополнительные ежемесячные стимулирующие выплаты сотрудникам уголовно-исполнительной системы, замещающим штатные должности, не предусмотренные приложением N1;
определять конкретные размеры указанных выплат дифференцированно в зависимости от сложности, объема и важности задач, выполняемых сотрудниками, в пределах до 100 процентов от размера дополнительной ежемесячной стимулирующей выплаты, установленной приложением N1 к настоящему приказу по соответствующей штатной должности заместителя начальника органа (учреждения) уголовно-исполнительной системы.
Пунктом 5 данного приказа установлено, что начальники территориальных органов уголовно-исполнительной системы,….. имеют право снижать размер дополнительной стимулирующей выплаты сотрудникам уголовно-исполнительной системы, находящимся в их подчинении, или лишать их данной выплаты за нарушения служебной дисциплины на основании заключения о результатах служебной проверки и приказа о привлечении к дисциплинарной ответственности.
Указанным приказом признан утратившим силу приказ ФСИН России от 17.03.2009 г. №106 «О дополнительном материальном стимулировании сотрудников уголовно-исполнительной системы».
Приказом ФСИН России от 11 февраля 2010 г. №46 «О внесении изменения в приказ ФСИН России от 18 ноября 2009 г. №459 «О дополнительном материальном стимулировании сотрудников уголовно-исполнительной системы» внесено изменение в приказ №459 ФСИН, согласно которому определена на 2010 календарный год фиксированная сумма для исчисления дополнительных выплат в размере <данные изъяты> рублей.
Приказом УФСИН России по Липецкой области от 07 апреля 2010 г. №82лс «Об итогах балансовой комиссии УФСИН России по Липецкой области» за рост кредиторской задолженности по внебюджетной деятельности на 33,4% по сравнению с началом года, которая составила на 01.01.2010 г. <данные изъяты>, и продолжающейся рост кредиторской задолженности в 1 квартале 2010 г., которая составляет на 01.04.2010 г. <данные изъяты>, за допущение задолженности за энергоносители в сумме <данные изъяты>, за невыполнение задания по выпуску товарной продукции в 1 квартале 2010 года, <данные изъяты> Нотареву О.В. снижен размер премирования за 4 квартал 2009 года на 50%, за первый квартал 2010 года на 100%, лишен дополнительной единовременной стимулирующей выплаты отдельным категориям сотрудников по приказу № от 18.11.2009 г. с 01.01.2010 г.(л.д.78-80).
Приказом УФСИН России по Липецкой области от 16 апреля 2010 года №213 «О дополнительном материальном стимулировании сотрудников уголовно-исполнительной системы Липецкой области» установлена с 1 января 2010 года сроком на один календарный год дополнительная ежемесячная стимулирующая выплата руководящим работникам аппарата УФСИН России по Липецкой области (далее -УФСИН), руководящим работникам учреждений УФСИН, в том числе руководящим работникам ФБУ ИК-4- заместителям начальника колонии в размере <данные изъяты> рублей.
На основании приказа УФСИН России №82лс от 07.04.2010 г. «Об итогах балансовой комиссии УФСИН России по Липецкой области» Нотарев О.В. лишен дополнительной ежемесячной стимулирующей выплаты на период с 1 января 2010 года по 30 июня 2010 года. (л.д.70-77).
Указанные приказы истец Нотарев О.В. оспаривает в части лишения его дополнительной ежемесячной стимулирующей выплаты.
Истец Нотарев О.В. занимает должность <данные изъяты>.
Согласно Приложению №1 к Приказу ФСИН России от 18 ноября 2009 года №№459 "О дополнительном материальном стимулировании сотрудников уголовно-исполнительной системы» <данные изъяты> с численностью осужденных от 1001-1500 человек устанавливается дополнительная ежемесячная стимулирующая выплата в размере 20 процентов от фиксированной суммы (от <данные изъяты> рублей).
Из объяснений сторон и материалов дела усматривается, что в 2009 году Нотареву О.В. была установлена дополнительная ежемесячная стимулирующая выплата в сумме <данные изъяты> рублей
Как указано в пункте 5 Приказа ФСИН России от 18 ноября 2009г. №459 начальники территориальных органов УИС имеют право снижать размер дополнительной стимулирующей выплаты сотрудникам УИС или лишать их данной выплаты за нарушения служебной дисциплины на основании заключения о результатах служебной проверки и приказа о привлечении к дисциплинарной ответственности.
Дополнительная ежемесячная стимулирующая выплата не выплачивается только сотрудникам, увольняемым со службы в связи с нарушениями ими условий контракта, за грубое или систематическое нарушение служебной дисциплины, а также сотрудникам, находящимся в отпуске по уходу за ребёнком. Однако истец не относится ни к первой, ни ко второй из упомянутых категорий сотрудников.
Судом установлено, что в 2010 году (с января по апрель 2010 г.) служебные проверки, касающиеся служебной деятельности истца, УФСИН России по Липецкой области не проводились, к дисциплинарной ответственности за нарушения служебной дисциплины в 2010 году истец не привлекался. Указанные обстоятельства представитель ответчика в судебном заседании не оспаривала.
Судом проверялся довод представителя ответчика о том, что в соответствии с п.3.10 Положения о балансовой комиссии УФСИН по Липецкой области заседания балансовой комиссии имеют юридическую силу служебной проверки.
В пункте п.3.10 Положения о балансовой комиссии УФСИН России по Липецкой области, утвержденного начальником УФСИН по Липецкой области 14.01.2010 г., указано, что решения балансовой комиссии принимаются большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии и оформляются протоколами, которые подписываются председателем балансовой комиссии и имеют силу материалов служебной проверки и доводятся до сведения исполнителей
Пунктом 3.12. Положения о балансовой комиссии предусмотрено, что по итогам рассмотрения результатов работы учреждения за отчетный период балансовая комиссия может ходатайствовать перед начальником УФСИН о наложении дисциплинарного взыскания, снижении либо лишении выплат стимулирующего характера сотрудникам, допустившим нарушения. ( 109-112).
Вместе с тем, Приказом ФСИН России от 17 марта 2009 г. №104 утверждена Инструкция об организации проведения служебных проверок в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы. Инструкция определяет организацию проведения служебных проверок, осуществляемых инспекциями по личному составу, другими подразделениями и должностными лицами учреждений и органов уголовно-исполнительной системы (далее- УИС) по фактам нарушения служебной дисциплины и законодательства Российской Федерации сотрудниками учреждений органов УИС (далее- сотрудник).
В пункте 3 раздела П Инструкции предусмотрено, что основанием для назначения проверки являются сведения:
о должностном проступке (чрезвычайном происшествии)-согласно Приказу ФСИН России от 31.03.2005 №225 «Об утверждении перечня и порядка представления оперативной информации о происшествиях и преступлениях в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы»….
о несоблюдении сотрудником установленных законодательством Российской Федерации, присягой, контрактом о службе, а также приказами Министерства юстиции Российской Федерации, Федеральной службой исполнения наказаний, прямых начальников порядка и правил при выполнении возложенных на него обязанностей и осуществлении имеющихся у него правомочий….
Из объяснений представителя ответчика и материалов дела следует, что в рамках Инструкции об организации проведения служебных проверок в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы в отношении истца служебная проверка не проводилась, что является нарушением приказа ФСИН от 17.03.2009 г. №104.
Кроме того, приказом ФСИН России №459 от 17.11.2009 г. прямо предусмотрено, что снижение размера или лишение дополнительной стимулирующей выплаты сотрудникам УИС, находящихся в подчинении начальников территориальных органов ФСИН России, производится на основании заключения о результатах служебной проверки и приказа о привлечении к дисциплинарной ответственности.
Из содержания приказа УФСИН России по Липецкой области от 07 апреля 2010 г. №82лс «Об итогах балансовой комиссии УФСИН России по Липецкой области» следует, что Нотарев О.В. по результатам балансовой комиссии к дисциплинарной ответственности не привлекался, а был лишен дополнительной единовременной стимулирующей выплаты. с 01.01.2010 г. Основанием к лишению Нотарева О.В. указанной выплаты явилось решение балансовой комиссии УФСИН от 30.03.2010 г.(л.д.78-80).
Из протокола заседания балансовой комиссии УФСИН России от 30.03.2010 г. следует, что вопрос о привлечении Нотарева О.В. к дисциплинарной ответственности за упущения в работе на заседании комиссии не обсуждался, комиссией было принято решение ходатайствовать о лишении Ногтарева О.В. надбавки по приказу №459 от 18.11.2009 г. с 01.01.2010 г.
Из содержания приказа УФСИН России по Липецкой области от 16 апреля 2010 г.№213, на основании которого была установлена с 1.01.2010 г. сроком на один календарный год дополнительная стимулирующая выплата руководящим работникам аппарата УФСИН России по Липецкой области, следует, что Нотарев О.В. лишен был дополнительной ежемесячной стимулирующей выплаты с 01.01.2010 г. по 30.06.2010 г. на основании приказа УФСИН от 07.04.2010 г. №82лс.
Как пояснила представитель ответчика в судебном заседании, Нотарев О.В. в 2009 году привлекался в дисциплинарной ответственности, данный факт учитывался при решении вопроса о лишении истца дополнительной ежемесячной стимулирующей выплаты.
Действительно, приказом УФСИН России по Липецкой области от ДД.ММ.ГГГГ Нотарев О.В. был привлечен к дисциплинарной ответственности за <данные изъяты>, которая составила на 01.07.2009 г. <данные изъяты> т.руб., за допущение задолженности за энергоносители по внебюджетной деятельности в сумме <данные изъяты> тыс.рублей. (л.д.36), однако, в 2009 году Нотарев О.В. получал дополнительную стимулирующую выплату в сумме <данные изъяты> рублей ежемесячно.
Довод представителя ответчика о том, что дополнительная ежемесячная стимулирующая выплата не является обязательной, поскольку не входит в денежное довольствие сотрудника УИС, суд считает несостоятельным.
Приказом №459 ФСИН России предусмотрена прямая обязанность устанавливать дополнительную ежемесячную стимулирующую выплату отдельным категориям сотрудников уголовно-исполнительной системы в порядке и размерах согласно приложению N1 к настоящему приказу. Кроме того, Приказом предусмотрена возможность начальников территориальных органов УИС определять конкретные размеры ежемесячных стимулирующих выплат дифференцированно в зависимости от сложности, объема и важности задач, выполняемых сотрудниками, в пределах до 100 процентов от размера дополнительной ежемесячной стимулирующей выплаты.
Данные положения поставлены в зависимость от сложности, объема и важности задач, выполняемых сотрудниками, а не от наличия или отсутствия дисциплинарных взысканий и недостатков в работе. Лишение или снижение размера указанных выплат возможно за нарушение служебной дисциплины на основании заключения о результатах служебной проверки и приказа о привлечении к дисциплинарной ответственности.
Ни в одном из приказов, оспариваемых истцом, в качестве основания лишения Нотарева О.В. дополнительной стимулирующей выплаты на период с 01.01.2010 г. по 30.06.2010 г. нет ссылки на заключение служебной проверки и наличие неснятого дисциплинарного взыскания.
Суд считает, что ответчиком при лишении истца Нотарева О.В. с 01.01.2010 г. дополнительной стимулирующей выплаты не были учтены требования приказа ФСИН России №459 от 17.11.2009 г., что привело к нарушению прав истца на получение дополнительной ежемесячной стимулирующей выплаты в 2010 году..
Суд считает, что оспариваемые истцом приказы в части лишения его дополнительной ежемесячной стимулирующей выплаты на период с 01.01.2010 г. по 30.06.2010 г. изданы УФСИН России по Липецкой области не в соответствии с требованиями законодательства и нарушают права истца, следовательно, имеются основания для признания их незаконными в оспариваемой части..
Расчет недополученной суммы ежемесячной стимулирующей выплаты за период с января по апрель 2010 года:
Фиксированная сумма ежемесячной стимулирующей доплаты на 2010 год составляет 30000 рублей.
Согласно приложению №1 к Приказу ФСИН России №459 от 17.11.2009 г. для должности, занимаемой истцом, предусмотрена выплата в размере 20 процентов от фиксированной суммы, то есть за период с 01.01.2010 года по 30.06.2010 года истцу подлежала выплата <данные изъяты>.
Таким образом, с УФСИН по Липецкой области подлежит взысканию в пользу истца Нотарева О.В. сумма недополученной ежемесячной стимулирующей выплаты в размере <данные изъяты> рублей.
В соответствии со ст. 392 ТК РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права. При пропуске по уважительным причинам установленных сроков они могут быть восстановлены судом.
Допрошенные в судебном заседании по фактам пропуска истцом срока исковой давности и отказа Нотарева О.В. от ознакомления с приказами о лишении его надбавки по ходатайству ответчика свидетели ФИО12 показали, что истец был ознакомлен с оспариваемыми приказами 1904.2010 г. на оперативных совещаниях у начальника колонии 19 апреля и 22 апреля 2010 г.
Определением Правобережного суда г. Липецка от 2.09.2010 г. удовлетворено ходатайство истца о восстановлении срока на обращение в суд с иском, признана уважительной причина пропуска истцом срока исковой давности (3 дня) для обращения в суд с данным иском.
Довод представителя ответчика в той части, что истцу о нарушении своего права на получение дополнительной ежемесячной стимулирующей выплаты было известно в январе 2010 г., поэтому им пропущен срок исковой давности с указанного времени, является ошибочным. Приказ об установлении сотрудникам УИС указанной выплаты был издан ответчиком только 16.04.2010 г., а выплата за период с 1.01.2010 г. имела место быть 22-23 апреля 2010 г. при выплате сотрудникам исправительной колонии №4 денежного довольствия.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
Таким образом, с ответчика подлежит взысканию в доход бюджета г. Липецка государственная пошлина в размере 1480 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Признать незаконными приказы УФСИН России по Липецкой области от 07 апреля 2010 г. №82л/с «Об итогах балансовой комиссии УФСИН России по Липецкой области» и от 16 апреля 2010 г. № 213 «О дополнительном материальном стимулировании сотрудников уголовно-исполнительной системы Липецкой области» в части лишения Нотарева ИО1 дополнительной ежемесячной стимулирующей выплаты на период с 1 января 2010 г. по 30 июня 2010 г.
Взыскать с УФСИН России по Липецкой области в пользу Нотарева ИО1 дополнительную ежемесячную стимулирующую выплату за период с 1 января 2010 г. по 30 июня 2010 г. в сумме <данные изъяты> рублей.
Взыскать с УФСИН России по Липецкой области в доход бюджета г. Липецка госпошлину в сумме 1480 рублей.
Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд в течение 10 дней со дня изготовления судом в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через Правобережный районный суд г.Липецка.
Председательствующий
Решение в окончательной форме изготовлено
ДД.ММ.ГГГГ