об отказе в предоствлении льгот



Дело №2-3113/2010 г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ Правобережный районный суд г. Липецка в составе:

председательствующего Быковой Т.Ю.

при секретаре Баевой Н.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Липецке гражданское дело по иску Дровалева ИО1, Волынчикова ИО2 к Управлению социальной защиты населения Липецкой области, ДСЗН администрации г. Липецка о предоставлении льгот по оплате коммунальных услуг и взыскании морального вреда, по иску Дровалевой ИО3, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетнего сына Дровалева ИО4 к ДСЗН администрации г. Липецка о предоставлении льгот по оплате коммунальных услуг и взыскании компенсации морального вреда, по иску Волынчиковой ИО4, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей Волынчикова ИО6 и Волыничикова ИО7 к ДСЗН администрации г. Липецка о предоставлении льгот по оплате коммунальных услуг и взыскании компенсации морального вреда, по иску Дровалевой ИО8 к ДСЗН администрации г. Липецка о предоставлении льгот по оплате коммунальных услуг и взыскании компенсации морального вреда,

установил:

Истец Дровалев А.А. обратился в суд с иском к УСЗН Липецкой области о восстановлении нарушенного права, указывая, что является пенсионером МВД РФ, инвалидом 2-ой группы вследствие военной травмы, кавалером Ордена «Мужество», медали «За Отвагу» и т.д., следовательно, имеет право на льготы в размере 50 % по оплате коммунальных услуг на него и членов его семьи. Однако с января 2010 года ответчик распространяет данную льготу только на истца, без учета членов семьи. Просит обязать ответчика УСЗН Липецкой области выплатить и выплачивать истцу 50 % коммунальных услуг с января 2010 года, как на него, так и на членов его семьи, взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в сумме 100.000рублей.

Определением Правобережного районного суда г. Липецка от 14.07.2010 г. к участию в деле в качестве соответчика привлечен Департамент социальной защиты населения администрации г. Липецка.

Истец Волынчиков С.П. также обратился в суд с иском к УСЗН Липецкой области о признании права на льготы, указывая, что является инвалидом второй группы с 2005 г., с 01.01.2010 г. льготы по оплате коммунальных услуг распространяются только на него, но не на членов его семьи. Просил обязать ответчика выплатить и выплачивать 50 % коммунальных услуг с января 2010 года, как на него, так и на членов его семьи. Взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в сумме 100000 рублей.

Определением Правобережного районного суда г. Липецка от 21.07.2010 г. гражданские дела по искам Дровалева А.А. и Волынчикова С.П. объединены в одно производство для совместного рассмотрения.

Определением суда от 20.08.2010 г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Дровалева Л.Н., несовершеннолетние Дровалев М.А., Дровалев Д.А., Волынчикова И.В., несовершеннолетние Волынчиков А.С., Волынчиков В.С.

Впоследствии третьи лица Дровалева Л.Н., Волынчикова И.В., Дровалева М.А.обратились в суд с самостоятельными требованиями, просили обязать ДСЗН администрации г. Липецка выплачивать им 50% коммунальных услуг с января 2010 года с учетом манитизации льгот и взыскать с компенсацию морального вреда в сумме 100000 руб. в пользу каждого.

В судебном заседании истец Дровалев А.А., действующий в своих интересах, а также в качестве представителя Дровалевой Л.Н., Дровалевой М.А., несовершеннолетнего Дровалева Д.А. поддержал заявленные исковые требования, ссылался на доводы, изложенные в исковых заявлениях.

Истец Волынчиков С.П., действующий в своих интересах, а также в качестве представителя Волынчиковой И.В., несовершеннолетних Волынчикова А.С., Волынчикова В.С.поддержал заявленные исковые требования, ссылался на доводы, изложенные в исковых заявлениях.

Третьи лица, заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора, Дровалева Л.Н., действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетнего Дровалева Д.А., Дровалева М.А., Волынчикова И.В., действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетних Волынчикова А.С., Волынчикова В.С., в судебное заседание не явились, о слушании дела извещены надлежащим образом.

Представитель ответчика ДСЗН администрации г. Липецка по доверенности Черных И.А. в судебном заседании исковые требования не признала, указывая, что истцы Дровалев А.А. и Волынчиков С.П. являются инвалидами 2 группы, приравнены к статусу инвалидов Великой Отечественной войны и имеют право на предоставление мер социальной поддержки в виде оплаты коммунальных услуг в размере 50 процентов. В связи с тем, что оспариваемая льгота ими была реализована после 12.01.1995 года, то есть после вступления в законную силу Федерального Закона «О ветеранах» от 12.01.1995 года № 5-ФЗ, в статье 14 которого не предусмотрено распространение льготы в виде оплаты коммунальных услуг со скидкой 50 % на членов семьи инвалида, совместно с ним проживающих, то члены семьи истцов не приобрели права на оплату коммунальных услуг в размере 50%.

Представитель Управления социальной защиты населения Липецкой области в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом, в письменном заявлении просил рассмотреть дело в отсутствие представителя и в иске отказать.

Выслушав стороны, проверив и изучив материалы дела, суд полагает истцам в удовлетворении требований отказать.

Статьей 6 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свободах и ст. 46 Конституции РФ предусмотрена возможность каждого заинтересованного лица обратиться за судебной защитой в соответствующий компетентный суд.

В соответствии со ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

Статья 11 Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5 – ФЗ «О ветеранах» устанавливает, что законодательство Российской Федерации о ветеранах состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Согласно той же статьи, действовавшей до внесения в нее изменений Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ, права и льготы, а также другие меры социальной защиты ветеранов и членов их семей, ранее установленные законодательством СССР и законодательством Российской Федерации, не могли быть отменены без равноценной замены (п.3).

Пунктом 17 Постановления Совмина СССР от 23.02.1981 г. № 209 «Об утверждении Положения о льготах для инвалидов Отечественной войны и семей погибших военнослужащих» было установлено, что жилая площадь (в пределах норм, предусмотренных действующим законодательством), занимаемая инвалидами Отечественной войны и проживающими совместно с ними членами их семей, а также семьями, получающими пенсии по случаю потери кормильца за погибшего военнослужащего, оплачивается в размере 50 процентов квартирной платы, исчисленной по ставкам, установленным для рабочих и служащих, а излишняя жилая площадь (до 15 кв. метров) - в одинарном размере.

Согласно пункту 3 статьи 14 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», меры социальной поддержки, предоставляемые инвалидам боевых действий, распространяются на военнослужащих и лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей).

В соответствии с Законом инвалиды боевых действий имеют право на оплату в размере 50 процентов коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления); инвалидам войны, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, - топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива. Обеспечение топливом инвалидов войны производится в первоочередном порядке. Меры социальной поддержки по оплате указанных услуг предоставляются независимо от вида жилищного фонда.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, истец Дровалев А.А. является получателем пенсии по инвалидности с 28.06.2003 года. Инвалидность второй группы, вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы установлена с 03.08.2004 года.

Истец Волынчиков С.П., является инвалидом второй группы, инвалидность при исполнении служебных обязанностей получил 12.10.№ 2005 г. (л.д.154).

Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в ст. 10 Федерального закона «О ветеранах» внесены изменения, согласно которым меры социально поддержки, установленные ст. ст. 14-19 и 21 настоящего Федерального закона и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, стали являться расходными обязательствами Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 закона Липецкой области от 02.12.2004 г. № 143-ОЗ « О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки социальному обслуживанию населения», на департамент социальной защиты населения администрации города Липецка возложены обязанности по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в денежной форме с 01.01.2010 года.

Следовательно, УСЗН Липецкой области не является надлежащим ответчиком по делу, поэтому суд полагает в иске к УСЗН Липецкой области отказать.

Вместе с тем, администрацией Липецкой области разработано положение о порядке и условиях предоставления гражданам мер социальной поддержки в денежной форме по оплате жилого помещения и коммунальных услуг для отдельных категорий граждан (Постановление администрации Липецкой области от 05.10.2009г № 344, далее - Постановление).

Получателями являются отдельные категории граждан, определенные в соответствии с действующим федеральным и областным законодательством. Это ветераны, инвалиды, граждане, подвергшиеся воздействию техногенных катастроф, многодетные семьи и другие. Одним из условий для назначения денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг является наличие права на нее и постановка на учет в уполномоченном органе (п. 1.2 и п. 2.2 Постановления).

Как следует из объяснений представителя ответчика ДСЗН администрации г. Липецка и подтверждается материалами дела, Дровалев ИО1 зарегистрирован в компьютерной базе данных льготных категорий граждан ДСЗН администрации г. Липецка по адресу: <адрес>, как «инвалид боевых действий» с 24.08.2004г. (л.д.116)

С 24.08.2004 по 31.12.2009 ему предоставлялись меры социальной поддержки в виде льготы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 50% с установленной платы жилищно-коммунальными органами.

Согласно справке МУП «Регистрационно-вычислительный центр г. Липецка» вместе с Дровалевым А.А. в квартире по адресу: <адрес> зарегистрированы: Дровалева Л.Н. – бывшая жена, Дровалева М.А. – дочь, Дровалев Д.А. –сын.

Как следует из материалов личного дела получателя денежной выплаты по оплате ЖКУ Волынчикова С.П., истец зарегистрирован в компьютерной базе данных льготных категорий граждан ДСЗН администрации г. Липецка по адресу: <адрес>, как «инвалид боевых действий» с 21.07.2004г. (лд.154)

С 21.07.2004 по 31.12.2009 ему предоставлялись меры социальной поддержки в виде скидки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 50% с установленной платы жилищно-коммунальными органами.

Согласно справке о составе семьи, вместе и истцом, в квартире по адресу: <адрес> зарегистрированы: Волынчикова И.В. – жена, Волынчиков А.С. – сын, Волынчиков В.С. – сын (л.д. 170)

Действительно, до 31.12.2009 года мера социальной защиты в виде оплаты в размере 50 процентов коммунальных услуг предоставлялась как истцам Дровалеву А.А. и Волынчикову С.П., так и членам их семьи, проживающих совместно с ними.

Однако, из материалов дела следует, что распоряжением о назначении денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг Дровалеву А.А. назначена денежная выплата с 01.01.2010 г. только на самого истца.

Аналогичное распоряжение вынесено в отношении Волынчикова С.П., которому представлены денежные выплаты с 01.01.2010 г.(л.д.146)

Меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг, которые определены в подпункте 9 пункта 1 статьи 14 Федерального закона «О ветеранах», который - как в ныне действующей редакции, так и в редакции, действовавшей до 1 января 2005 года, не содержат прямого указания на возможность предоставления льгот по оплате коммунальных услуг членам семей инвалидов войны.

Анализируя вопрос о праве этих лиц на соответствующие льготы, Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 4 декабря 2003 года № 423-О по запросу Конституционного суда Республики Татарстан применительно к подпункту 9 пункта 1 статьи 14 Федерального закона «О ветеранах» в редакции Федерального закона от 6 мая 2003 года № 52-ФЗ, действовавшей до 1 января 2005 года, пришёл к выводу, что положения Федерального закона «О ветеранах» во взаимосвязи с пунктом 17 Положения о льготах для инвалидов Отечественной войны и семей погибших военнослужащих (утверждено постановлением Совета Министров СССР от 23 февраля 1981 года № 209), сохранившего свое действие согласно пункту 3 статьи 11 того же Федерального закона в указанной редакции, не могут рассматриваться как лишающие льгот по оплате коммунальных услуг членов семей, проживающих совместно с инвалидами Великой Отечественной войны и приравненными к ним лицами.

В силу правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда РФ от 07.12.2006 года № 524-0, на которое ссылаются истцы в исковых заявлениях, сама по себе утрата силы пунктами 3 и 4 статьи 11 Федерального закона «О ветеранах» не может рассматриваться как допускающая в рамках длящихся правоотношений отмену без равноценной компенсации скидки в размере 50 процентов с установленной платы за водоснабжение и пользование газом для членов семей инвалидов войны и приравненных к ним лиц, проживающих совместно с ними, у которых право пользования такой льготой возникло на основании пункта 17 Положения о льготах для инвалидов Отечественной войны и семей погибших военнослужащих и ФЗ «О ветеранах», и было реализовано ими до 1 января 2005 года.

Судом установлено, что с 01 января 2010 г. меры социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг назначаются и выплачиваются истцам Дровалеву А.А. и Волынчикову С.П. согласно подпунктам 8,9 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 12.01.1995 г. №5-ФЗ «О ветеранах:

-оплата в размере 50% занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах- занимаемой жилой площади), в том числе членам семей, совместно с ними проживающими;

- оплата в размере 50% коммунальных услуг ( водоснабжение, водоотведение, газ, электрическая и тепловая энергия – в пределах нормативов потребления указанных услуг) только инвалиду войны.

Статья 10 Федерального закона «О ветеранах», действовавшая в редакции до внесения в него изменений Федеральным законом от 22 августа 2004 года №122-ФЗ устанавливала, что расходы на реализацию прав и льгот, предусмотренных ФЗ «О ветеранах» по оплате коммунальных услуг, возмещались за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

Указанные изменения в законе не повлияли на определение размера мер социальной поддержки, установленной ранее. Как ранее, так и ныне действующим законодательством предусмотрено ограничение в предоставлении мер социальной поддержке по оплате коммунальных услуг пределами нормативов потребления указанных услуг.

Из содержания исковых требований истцов и их объяснений в суде следует, что они просят предоставить меры социальной поддержки им и членам их семей без учета установленных норм потребления, что не основано на законе.:

ветеранах" Дровалеву А.А. и Волынчикову С.П. согласно подпунктам 8,9 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ г. №

Кроме того, согласно Определению Конституционного Суда РФ от 04.12.2003 г. №423-О, меры социальной поддержки в размере 50% оплаты коммунальных услуг предоставляются всем инвалидам войны, реализовавшим свое право на льготы до 12.01.1995 г.(т.е. до выхода ФЗ «О ветеранах» от 12.01.1995 г. №5-ФЗ) в соответствии с пунктом 17 Положения о льготах для инвалидов Отечественной войны и семей погибших военнослужащих, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 23 февраля 1981 г. У истцов Дровалева А.А. и Волынчикова С. П. и членов их семей право на льготы и меры социальной поддержки возникло лишь в 2004 году.

Суд полагает, что исковые требования Дровалева А.А., Волынчикова С.П., а также самостоятельные требования Дровалевой Л.Н., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетнего сына Дровалева Д.А., Волынчиковой И.В., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей Волынчикова А.С. и Волыничикова В.С., требования Дровалевой М.А., право которых на льготы производно от права истцов, к ДСЗН администрации г. Липецка, УСЗН Липецкой области о предоставлении льгот по оплате коммунальных услуг удовлетворению не подлежат.

Более того, решение вопроса о предоставлении льгот членам семей инвалида, связанного с расширением круга лиц, на которых распространяются нормы, относится к исключительной компетенции законодателя.

Федеральным законом от 02.07.2010г. № 149-ФЗ «О внесении изменений в статью 14 Федерального закона «О ветеранах», а именно «Внести в подпункт 9 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» внесено изменение, дополнив его словами «в том числе членами семей инвалидов войны, совместно с ними проживающими». Указанное изменение вступает в силу с 1 января 2011 года.

Что касается Определения Конституционного Суда РФ от 07.12.2006г. №524-0, на которое истцы ссылаются в обоснование своих требований, то оно вынесено в отношении частного лица и не применимо в отношении других лиц без указания на то судом.

Тот факт, что члены семьи истца ранее пользовались льготой по оплате коммунальных услуг в размере 50%, не может служить основанием для удовлетворения иска, так как законное основание для предоставления им льготы по оплате коммунальных услуг отсутствует.

Коль скоро, судом отказано в удовлетворении основного требования о предоставлении льгот по оплате коммунальных услуг, суд полагает, что требования о взыскании компенсации морального вреда также не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований Дровалева ИО1, Волынчикова ИО2, Дровалевой ИО8, Дровалевой ИО3, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего сына Дровалева ИО4, Волынчиковой ИО4, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей Волынчикова ИО6 и Волынчикова ИО7 к Управлению социальной защиты населения Липецкой области, Департаменту социальной защиты населения администрации г. Липецка о предоставлении льгот по оплате коммунальных услуг в размере 50 % с 01.01.2010 г. и взыскании компенсации морального вреда, - отказать.

Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд в течение 10 дней со дня изготовления в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через Правобережный районный суд г. Липецка

Председательствующий:

Решение в окончательной форме принято

ДД.ММ.ГГГГ