иск о проведении аттестации рабочих мест удовлетворен



Дело №2-3165/2010

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 сентября 2010 года Правобережный районный суд г. Липецка в составе:

председательствующего судьи Кожиной А.В.
при секретаре Босенко О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Липецке гражданское дело по иску Прокурора Правобережного района г. Липецка в интересах неопределенного круга лиц к МУЗ ГБ «Свободный Сокол», Департаменту Здравоохранения администрации г. Липецка, администрации г. Липецка о понуждении к проведению в организации аттестации рабочих мест по условиям труда,

установил:

Прокурор Правобережного района г. Липецка в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к МУЗ ГБ «Свободный Сокол», Департаменту здравоохранения администрации г. Липецка о понуждении к проведению в организации аттестации рабочих мест по условиям труда. В обоснование своих требований указал, что в ходе проведения проверки в 2010 году на предмет соблюдения трудового законодательства МУЗ ГБ «Свободный Сокол» установлено, что аттестация рабочих мест по условиям труда не проведена. Поскольку несоблюдение ответчиком требований трудового законодательства нарушает права лиц, работающих в организации, истец просит обязать МУЗ ГБ «Свободный Сокол», Департамент здравоохранения администрации г. Липецка провести аттестацию по условиям труда рабочих мест: в стоматологической поликлинике, в инфекционном кабинете поликлиники, в кабинете функциональной диагностики поликлиники, в кабинете медицинской статистики поликлиники, в лаборатории поликлиники, в неврологическом кабинете поликлиники, в поликлинике, в ортопедическом отделении, общеклинического медицинского персонала, в аптеке, в фельдшерских и врачебных здравпунктах.

Определением Правобережного районного суда г. Липецка от 22.07.2009 г. к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация г. Липецка.

В судебном заседании помощник прокурора Правобережного района г. Липецка Свидетелева Т.В. поддержала исковые требования, ссылаясь на доводы, изложенные в исках. Просила обязать администрацию МУЗ ГБ «Свободный Сокол» провести аттестацию по условиям труда рабочих мест: в стоматологической поликлинике, в инфекционном кабинете поликлиники, в кабинете функциональной диагностики поликлиники, в кабинете медицинской статистики поликлиники, в лаборатории поликлиники, в неврологическом кабинете поликлиники, в поликлинике, в ортопедическом отделении, общеклинического медицинского персонала, в аптеке, в фельдшерских и врачебных здравпунктах. Общее количество рабочих мест - 416.

Представитель ответчика МУЗ ГБ «Свободный Сокол» по доверенности Седых О.В. в судебном заседании исковые требования признала. Указала, что по состоянию на 01.02.2010 года количество неаттестованных рабочих мест составляло согласно штатному расписанию – 510, на 01.07.2010г.-416. Стоимость аттестации одного рабочего места составляет 2100 рублей. Для проведения аттестации необходимы денежные средства в размере 1020000 рублей. Данными денежными средствами МУЗ ГБ «Свободный Сокол» не располагает. Бюджетные ассигнования не выделялись на эти цели.

Представители соответчика Департамента здравоохранения администрации г. Липецка по доверенности Шапиев А.М., Бубнов А.Г. в судебном заседании исковые требования не признали, ссылаясь на то, что обязанность проведения аттестации возложена на работодателя. Объяснили, что в пределах имеющихся полномочий обращались на имя Главы г. Липецка М.В. Гулевского с заявлением о выделении дополнительных ассигнований для проведения аттестации рабочих мест по условиям труда. Согласно ответа Департамента финансов администрации г. Липецка выделение указанных дополнительных ассигнований в текущем году невозможно.

Представитель ответчика администрации г. Липецка по доверенности Тырина О.В. в судебном заседании исковые требования не признала. Объяснила, что администрация не является надлежащим ответчиком по данному спору, поскольку, являясь структурным подразделением администрации г. Липецка, Департамент здравоохранения администрации г.Липецка, осуществляет общее руководство организациями здравоохранения муниципального образования, осуществляет контроль за использованием бюджетных средств, выделенных на содержание учреждений.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, проверив и изучив материалы дела, суд считает исковые требования законными и обоснованными.

В соответствии со ст.210 ТК РФ, установление порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и порядка подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны груда, являются основными направлениями государственной политики в области охраны труда.

В силу ст.353 Трудового кодекса РФ, государственный надзор за точным и единообразным исполнением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляет Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры в соответствии с федеральным законом.

Суд считает, что прокурор вправе обратиться с иском в интересах неопределенного круга лиц, так как неисполнение МУЗ ГБ «Свободный Сокол» требований действующего законодательства, в части проведения аттестации рабочих мест по условиям труда нарушает права лиц, работающих в организации. Круг работающих, в результате периодических изменений кадрового состава меняется, соответственно их нельзя индивидуализировать, привлечь в процесс в качестве истцов, решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела.

В соответствии со ст.37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

В силу ст.22 Трудового кодекса РФ, работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров, обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.

Согласно ст. 212 ТК РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.

Согласно ст. 209 ТК РФ, аттестация рабочих мест по условиям труда представляет собой оценку условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.

Аттестация рабочих мест по условиям труда включает гигиеническую оценку условий труда, оценку травмобезопасности и обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты.

Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Порядок проведения аттестации утверждается Министерством здравоохранения и социального развития РФ. С 1 сентября 2008 года вводится в действие Порядок аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденный Приказом Минздравсоцразвития России от 31 августа 2007 года N 569.

Данный Порядок регулирует вопросы деятельности работодателей - юридических лиц и работодателей - физических лиц, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, по проведению аттестаций рабочих мест по условиям труда, оформления и использования результатов аттестации, а также определяет методы исследований при проведении оценки условий труда.

Согласно п. п. 1,2 указанного Порядка, аттестации рабочих мест по условиям труда подлежат все имеющиеся в организации рабочие места. Результаты аттестации рабочих мест по условиям труда оформляются в виде пакета документов, предусмотренных п. п. 1-8 п. 45 Порядка.

Сроки проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в организации устанавливаются исходя из того, что каждое рабочее место должно аттестовываться не реже одного раза в пять лет. Вновь организованные места аттестуются после ввода их в эксплуатацию.

В соответствии со штатным расписанием на 2010 год МУЗ ГБ «Свободный Сокол имеются рабочие места, аттестация по условиям труда которых в МУЗ ГБ «Свободный Сокол» в общем количестве 416 рабочих мест не проведена, что не оспаривалось сторонами в суде.

Из объяснений представителя ответчика следует, что договор на проведение аттестации 60 рабочих мест был заключен с аккредитованной испытательной лабораторией ООО «Производственная безопасность», однако, договор не исполнен, вследствие отсутствия оплаты.

Согласно Уставу МУЗ ГБ «Свободный Сокол» -является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, обособленное имущество текущий и иные счета в учреждениях банков. Учреждение отвечает по своим обязательствам, находящимися в его распоряжении денежными средствами.

В соответствии с п.1.9 Устава МУЗ Городская больница «Свободный Сокол», в своем составе учреждение имеет структурные подразделения, а именно: стационар, поликлиника МУЗ Городской больницы «Свободный Сокол», детская поликлиника, зубопротезный кабинет, женская консультация, аптека, обслуживающая стационар и поликлиники, галокамера, фельдшерско-акушерские пункты.

В соответствии со штатным расписанием МУЗ Городская больница «Свободный Сокол» в указанной организации имеются рабочие места:

-неврологическое отделение- заведующего отделением врача-невролога, врача-невролога, старшей медицинской сестры, медицинской сестры палатной, сестры-хозяйки, младшей медицинской сестры по уходу за больными, санитарки;

-гинекологическое отделение: заведующего отделением врача-акушера-гинеколога, врача-акушера-гинеколога, старшей медицинской сестры, медицинской сестры палатной, медицинской сестры процедурной, медицинской сестры перевязочной, операционной медицинской сестры, сестры-хозяйки, младшей медицинской сестры по уходу за больными, санитарки;

-акушерско-родовое отделение: заведующего отделением врача-акушера-гинеколога, заведующего отделением новорожденных врача-неонатолога, врача-акушера-гинеколога, врача-неонатолога, старшей акушерки, старшей медицинской сестры, медицинской сестры палатной, акушерки, медицинской сестры процедурной, операционной медицинской сестры, медицинского дезифектора, сестры-хозяйки, младшей медицинской сестры по уходу за больными, санитарки;

- кардиологическое отделение: заведующего отделением: врача-кардиолога, врача-кардиолога, старшей медицинской сестры, медицинской сестры палатной, медицинской сестры процедурной, сестры-хозяйки, младшей медицинской сестры по уходу за больными, санитарки;

- клинико-диагностическая лаборатория: заведующего лабораторией- врача клинической лабораторной диагностики, врача клинической лабораторной диагностики, биолога, медицинского лабораторного техника, лаборанта, санитарки;

-областной ожоговый центр -ожоговое отделение: заведующего центром врача-хирурга, врача-хирурга, врача-анестезилога-реаниматолога, врача-терапевта, старшей медицинской сестры, медицинской сестры палатной, медицинской сестры процедурной, медицинской сестры перевязочной, медицинской сестры-анестезиста, операционной медицинской сестры, сестры-хозяйки, младшей медицинской сестры по уходу за больными, санитарки;

-областной гематологический центр - гематологическое отделение: заведующего центром-врача-реаниматолога, врача-гематолога, старшей медицинской сестры, медицинской сестры палаты, медицинской сестры процедурной, сестры-хозяйки, младшей медицинской сестры по уходу за больными, санитарки;

- городской эндоскопический центр- эндоскопическое отделение: заведующего центром врача-эндоскописта, врача-эндоскописта, старшей медицинской сестры, медицинской сестры, санитарки;

-общебольничный медицинский персонал: врача-эпидемиолога, врача- трансфузиолога;

- пищеблок: заведующего складом пищеблока, шеф-повара, повара, кухонных рабочих;

-общебольничный немедицинский персонал: заместителя главного врача по экономическим вопросам, начальника отдела кадров, заведующей канцелярией, инженера по медицинскому оборудованию, инженера по охране труда и технике безопасности, техника, заведующей промышленным складом, начальника материально-технического снабжении, механика, старшего диспетчера, диспетчера, секретаря-машинистки, главного бухгалтера, заместителя главного бухгалтера, кассира, машинистки, юрисконсульта, начальника службы ремонта;

- в отделении проведения профилактических медицинских осмотров: главного врача, заместителя главного врача по лечебной части, заведующего кабинетом статистики-врача-статистика, главной медицинской сестры (общебольничный медицинский персонал).

МУЗ ГБ «Свободный Сокол» обязано обеспечивать своих работников безопасными условиями труда и нести ответственность в установленном порядке за ущерб, причиненных их здоровью и трудоспособности.

Таким образом, необходимость по проведению аттестации рабочих мест прямо вытекает из обязанности по обеспечению работников безопасными условиями труда.

Согласно письменному заявлению от 09.09.2010 года представитель МУЗ ГБ «Свободный Сокол» по доверенности О.В. Седых признала исковые требования о понуждении к проведению в организации аттестации рабочих мест по условиям труда. Последствия признания иска, предусмотренные ст. 173 ГПК РФ судом разъяснены и понятны.

Судом принято признание иска.

Судом установлено, что во исполнение приказа МЗ и соц.развития РФ от 31.08.2007 г. № 569 «Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда» Департаментом здравоохранения администрации г. Липецка письмом от 29.04.2010 года № 972 уведомлен главный врач МУЗ ГБ «Свободный Сокол» об обязанности проведения аттестации рабочих мест по условиям труда за счет ассигнований выделенных на 2010 год на содержание данного учреждения.

26.07.2010 года и.о. председателя Департамента Т.П. Кремнева обратилась на имя главы г. Липецка М.В. Гулевского с заявлением о выделении дополнительных ассигнований для проведения аттестации рабочих мест по условиям труда.

Из объяснений представителя ответчика МУЗ ГБ «Свободный Сокол», следует, что, денежные средства на проведение аттестации рабочих мет по условиям труда в МУЗ ГБ «Свободный Сокол» отсутствуют.

Судом установлено, что денежных средств, выделенных муниципальным органом ответчику недостаточно для проведения аттестации всех рабочих мест. Иными средствами финансирование осуществить невозможно.

Из материалов дела следует, что МУЗ Городская больница «Свободный Сокол» неоднократно обращалась в Департамент здравоохранения г. Липецка с просьбой о финансировании мероприятий по аттестации рабочих мест на 2010 год, с указанием количества рабочих мест и суммы, необходимой для проведения аттестации.

Представители ответчика-Департамента здравоохранения администрации г. Липецка не оспаривали факт недостаточности денежных средств у ответчика МУЗ ГБ «Свободный Сокол», и незапланированности расходов.

Согласно письменному сообщению председателя Департамента финансов администрации г. Липецка Н.Н. Фоминой свободные источники для покрытия указанных незапланированных расходов отсутствуют. Рекомендовано рассмотреть вопрос об осуществлении расходов проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в пределах средств, выделенных Департаменту здравоохранения администрации г. Липецка.

Приказом Минздравсоцразвития РФ от 30.01.2008 N 43н "Об утверждении Правил финансирования в 2008 году и в плановый период 2009-2010 годов предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами" установлен порядок получения разрешения органов Фонда социального страхования на финансирование расходов на аттестацию и сертификацию из прошлогодних взносов в ФСС. Для финансирования работ по аттестации и сертификации работ по охране труда из части страховых взносов, уплаченных организацией в прошлом году, руководитель организации должен обратиться с заявлением в исполнительный орган ФСС по месту своей регистрации в срок до 1 августа текущего календарного года.

Расходы организации по проведению аттестации и сертификации работ по охране труда текущего года могут быть профинансированы за счет части (20%) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, уплаченных этой организацией в ФСС за прошлый год.

Из объяснений представителей ответчика-Департамента здравоохранения администрации г. Липецка следует, что данных средств при условии обращения МУЗ ГБ «Свободный Сокол» выделенных ФСС, также недостаточно.

Анализируя представленные доказательства, суд приходит к выводу, что ответчик МУЗ ГБ «Свободный Сокол» не исполняет обязанность по проведению аттестации вследствие недостаточности денежных средств.

В соответствии с п. 4.2 Устава МУЗ «ГБ «Свободный Сокол» одним из источников формирования имущества и финансовых ресурсов Учреждения являются бюджетные средства.

В соответствии со ст. 45 Положения «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в городе Липецке», утвержденном решением Липецкого городского Совета депутатов от 22 июля 2008 г. N 846 «О Положении "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в городе Липецке» (с изменениями от 29 сентября 2009 г., 24 августа 2010 г.) Департамент финансов администрации города Липецка разрабатывает проект бюджета города и среднесрочного финансового плана, представляет его с необходимыми документами и материалами Главе города для внесения в Липецкий городской Совет депутатов.

В соответствии с п.1. ст. 51 Положения об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в г. Липецке, Глава города Липецка не позднее 1 ноября текущего года вносит в Липецкий городской Совет депутатов проект бюджета города на предстоящий финансовый год.

В соответствии со ст. 172 Бюджетного Кодекса РФ в целях своевременного и качественного составления проектов бюджетов соответствующие финансовые органы имеют право получать необходимые сведения от иных финансовых органов, а также от иных органов государственной власти, органов местного самоуправления.

В силу ст. 12 Бюджетного Кодекса РФ финансовый год соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря.

Учитывая, что Департамент здравоохранения администрации г. Липецка согласно Уставу МУЗ ГБ «Свободный Сокол» является его учредителем, оно находится в его ведомственном подчинении, а в силу п. 3.4, п. 3.5 Положения о Департаменте Здравоохранения администрации г. Липецка, утвержденного Липецким городским Советом депутатов от 07.02.2006 года, Департамент разрабатывает и представляет Департаменту финансов администрации г. Липецка проект бюджета на содержание учреждений здравоохранения города; ведет контроль за рациональным использованием бюджетных ассигнований, выделенных на содержание учреждений здравоохранения г. Липецка, суд считает возложить ответственность за проведение аттестации рабочих мест МУЗ ГБ «Свободный Сокол» на МУЗ ГБ «Свободный Сокол» и Департамент здравоохранения администрации г. Липецка.

Поскольку Департамент здравоохранения администрации г. Липецка в целях своевременного и качественного составления проектов бюджетов предоставляет финансовому органу необходимые сведения, суд считает что составление проекта бюджета на 2011 год с учетом выделения МУЗ «ГБ «Свободный Сокол» денежных средств для проведения аттестации рабочих мест в необходимом количестве для реального исполнения данного решения должно быть обеспечено Департаментом здравоохранения администрации г. Липецка в срок до 31.12.2010 года.

Поскольку в силу ст. 34 ФЗ от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" орган местного самоуправления -Департамент здравоохранения обладает собственными полномочиями по решению вопросов местного значения в отношении учреждений здравоохранения, оснований для возложения обязанностей на администрацию г. Липецка по исполнению его обязанностей в части обеспечения денежными средствами МУЗ «ГБ «Свободный Сокол», не имеется.

Поскольку ответчик МУЗ ГБ «Свободный Сокол» признал исковые требования, признание иска добровольно, не противоречит действующему законодательству, не нарушает прав и законные интересы третьих лиц, суд считает возможным принять данное признание иска, обязать МУЗ ГБ «Свободный Сокол» провести аттестацию рабочих мест по условиям труда согласно штатному расписанию учреждения на 2010 год за счет средств, выделенных из бюджета г. Липецка.

Устанавливая срок окончания работ по проведению аттестации, суд учитывает, что для выделения денежных средств в установленном законом порядке, а также для заключения договоров на выполнение этих работ после перечисления денежных средств, требуется период времени не менее двух месяцев, суд считает необходимым определить дату исполнения-31.03.2010 г.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Обязать Муниципальное учреждение здравоохранения «Городская больница «Свободный Сокол» провести за счет средств, выделенных из бюджета г. Липецка, в срок до 31 марта аттестацию по условиям труда следующих рабочих мест в учреждении согласно штатному расписанию на 2010 год:

- стоматологическая поликлиника: врача-эпидемиолога, гардеробщицы, монтажника внутренних санитарно-технических работ, электрика, водителя, медицинского статистика, заведующего поликлиникой врача-стоматолога-терапевта, старшей медицинской сестры, медицинского регистратора, сестры-хозяйки, санитарки, экономиста, бухгалтера, начальника АСУ, оператора, рентгенолаборанта, заведующего терапевтическим отделением врача-стоматолога-терапевта, врача-стоматолога-терапевта, врача детского стоматолога терапевта, зубного врача, медицинской сестры по физиотерапии, врача-хирурга, медицинского дезинфектора, медицинской сестры централизованной стерилизационной;

- инфекционный кабинет (поликлиника): врача-инфекциониста, медицинской сестры, санитарки;

- кабинет функциональной диагностики (поликлиника): врача функциональной диагностики, медицинской сестры, санитарки;

- кабинет медицинской статистики (поликлиника): медицинского статистика;

- лаборатория (поликлиника): врача клинической лабораторной диагностики, биолога, лаборанта, медицинского лабораторного техника, санитарки;

- неврологический кабинет (поликлиника): врача-невролога, медицинской сестры, санитарки;

- поликлиника: заместителя глав­врача по медицинскому страхованию, заместителя главного врача по экспертизе теменной нетрудоспособности, заместителя главного врача по поликлиническому разделу, старшей медицинской сестры, медицинского регистратора, фельдшера по приему вызовов и передаче их выездной бригаде, медицинской сестры, сестры-хозяйки, санитарки врача-онколога, врача-терапевта, врача-невролога, заведующего отделением врача-терапевта, лаборанта, рентгенолаборанта, врача-отоларинголога, врача-офтальмолога, врача-рентгенолога, рентгенолаборанта, акушерки, заведующего терапевтическим отделением врача-терапевта, врача-терапевта участкового, врача-терапевта участкового цехового врачебного участка, врача-кардиолога, врача-эндокринолога, врача-клинического форамакологалога, старшей медицинской сестры, медицинской сестры участкового, заведующей терапевтическим отделением врача-терапевта, врача-терапевта участкового, врача общей практики, врача профпатолога, старшей медицинской сестры, медицинской сестры участкового, медицинской сестры врача общей практики, врача-травматолога-ортопеда, врача уролога, врача-терапевта, медицинской сестры по физиотерапии, инструктор по лечебной физкультуре, медицинской сестры по массажу, медицинского брата, врача хирурга;

- ортопедическое отделение: заведующего ортопедическим отделением врача-стоматолога-ортопеда, врача-стоматолога-ортопеда, зубного техника, медицинской сестры, медицинского регистратора, медицинской сестры централизованной стерилизационной, медицинского дезинфектора, рентгенолаборанта, санитарки, уборщицы служебных помещений, экономиста, бухгалтера, кассира;

- общеполиклинический медицинский персонал (поликлиника): заместителя главного врача по медицинскому страхованию в/к, заместителя главного врача по экспертизе временной нетрудоспособности в/к, заместителя главного врача по поликлиническому разделу 1 кат., старшей медицинской сестры, медицинского регистратора, фельдшера по приему вызовов и передаче их выездной бригаде, медицинской сестры, сестры-хозяйки, санитарки;

- поликлиника: врача-эпидемиолога, врача-гематолога, биолога, инструктора по гигиеническому воспитанию, помощника врача-эпидемиолога, медицинской сестры, лаборанта;

- аптека: заведующего аптекой - провизора, провизора-технолога, провизора-аналитика, фармацевта, фасовщицы, санитарки;

- фельдшерские и врачебные здравпункты: врача-терапевта, врача-офтальмолога, заведующего здравпунктом-фельдшера, медицинской сестры, фельдшера.

Обязать Департамент здравоохранения администрации г. Липецка в срок до 31.12.2010 года обеспечить составление проекта бюджета на 2011 год с учетом выделения МУЗ «ГБ «Свободный Сокол» денежных средств для проведения аттестации рабочих мест в необходимом количестве.

В иске Прокурора Правобережного района г. Липецка в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Липецка о понуждении к проведению в организации аттестации рабочих мест по условиям труда отказать.

Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд через Правобережный районный суд г. Липецка в течение 10 дней после составления решения суда в окончательной форме.

Председательствующий

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ