обжалован отказ в присвоении звания `Ветеран труда`



Дело № г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ Правобережный суд г. Липецка в составе:

председательствующего судьи Дорыдановой И.В.,

при секретаре Вагаповой Д.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Липецке дело по заявлению Чиглиновой ФИО6 о признании отказа Управления социальной защиты населения Липецкой области в присвоении звания «Ветеран труда» незаконным,

установил:

Чтглинова Н.И. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным отказ Управления социальной защиты населения Липецкой области в присвоении звания «Ветеран труда», ссылаясь на то, что имеет знак «Победитель социалистического соревнования <данные изъяты>», он имеет стаж, необходимый для назначения пенсии по старости. Просит признать за ним право на присвоение звания.

В судебном заседании заявитель Чиглинова Н.И. свое заявление поддержал, при этом ссылался на доводы, изложенные в заявлении.

Представитель органа, чьи действия обжалуются, Управления социальной защиты населения <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, представитель заинтересованного лица по доверенности ФИО4 просила дело рассмотреть в отсутствие представителя.

В соответствии с ч. 2 ст. 257 ГПК РФ неяв­ка не является препятствием к рассмотрению заявления по существу.

Выслушав объяснения заявителя, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в деле, суд считает требования подлежащими удовлетворению.

В соответствии с ч. 2 ст. 4 Конституции РФ Конституция Российской Федерации и фе­деральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.

Согласно ч. 3 ст. 11 Конституции РФ разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

Согласно ст. 72 Конституции РФ вопросы защиты прав и свобод человека, социальной защиты, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В силу ч. 2, 5 ст. 76 Конституции РФ по пред­метам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации изда­ются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. При этом законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным зако­нам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Россий­ской Федерации, действует федеральный закон.

В соответствии с п. «в» ст. 1 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" с последующими измене­ниями одним из принципов осуществления деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации является верховенство Конституции Российской Федерации и федеральных законов на всей территории Российской Федерации. В силу ч.1-2 ст. 3 назван­ного Закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон. Субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов. После принятия соот­ветствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с данным федеральным законом в течение трех месяцев.

В силу ч. 2 ст. 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ к полномочиям органов государст­венной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осущест­вляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится, в частности, решение вопросов социальной поддержки ветеранов труда. Согласно ч. 4. ст. 26.3 по вопро­сам, указанным в пункте 2 названной статьи, могут приниматься федеральные законы. Не до­пускается включение в эти федеральные законы положений, которыми определяются объем и порядок осуществления расходов из бюджета субъекта Российской Федерации, необходимых для исполнения соответствующих полномочий органами государственной власти субъекта Российской Федерации

Согласно преамбуле Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ветеранах» с по­следующими изменениями устанавливает правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, ак­тивную деятельность, почет и уважение в обществе. В соответствии со ст. 7 указанного Фе­дерального закона ветеранами труда, в частности, являются лица, награжденные ведомст­венными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначе­ния пенсии по старости или за выслугу лет. Порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Россий­ской Федерации.

Согласно ст. 11 Закона Липецкой области от 02.12.2004 года № 141-03 «О мерах соци­альной поддержки отдельных категорий граждан в Липецкой области» в редакции, дейст­вующей до 08.06.2006 года, ветеранами труда являлись, в частности, лица, награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет. Законом Липецкой области от 8 июня 2006 г. N 304-03 в указанную статью были внесены изменения, согласно которым звание "Ве­теран труда" присваивается лицам, награжденным ведомственными знаками отличия за многолетний и добросовестный труд и имеющим трудовой стаж, необходимый для назна­чения пенсии по старости или за выслугу лет.

Судом установлено, что Чиглинова Н.И. (до регистрации брака ФИО7 в период работы в <данные изъяты> треста «<данные изъяты> в должности машиниста башенного крана была награжден знаком «Победитель социалистического соревнования <данные изъяты> года» от имени коллегии Минтяжстроя СССР и Президиума ЦК профсоюза рабочих строительства и промстройматериалов, что подтверждается копией трудовой книжки, а так же удостоверением о награждении знаком.

Поскольку заявитель была награждена знаком «Победитель социалистического соревнования 1973 г.» от имени коллегии Минтяжстроя СССР и Президиума ЦК профсоюза рабочих строительства и промстройматериалов, суд приходит к выводу о том, что указанная награда является ведомственным знаком отличия в труде.

Знак «Победитель социалистического соревнования <данные изъяты>», которым награждена Чиглинова Н.И., является ведомственным знаком отличия в труде от имени Министерства СССР и ЦК профсоюза.

Согласно ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.

В силу ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ заявитель обратился в УСЗН <адрес> с заявлением о присвоении ему звания «Ветеран труда».

Уведомлением № от ДД.ММ.ГГГГ Чиглиновой Н.И. было отказано в присвоении звания «Ветеран труда».

Чиглинова Н.И. обратилась в суд с заявлением ДД.ММ.ГГГГ, то есть с соблюдением установленного ст. 258 ГПК РФ срока обращения.

Согласно уведомлению отказ основан на том, что знак «Победитель социалистического соревнования 1973года» при принятии решения о присвоении звания «Ветеран труда» не представляется возможным учитывать знак отличия «Победитель социалистического соревнования 1973 года», не предусматривающий награждение им за многолетний труд.

Суд не может согласиться с доводами УСЗН Липец­кой области.

Поскольку вопросы социальной защиты граждан находятся в совместном ведении РФ к субъектов РФ, то согласно вышеприведенным нормам Конституции РФ и Федерального зако­на от ДД.ММ.ГГГГ N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Россий­ской Федерации» законы субъектов РФ в области социальной защиты различных категорий граждан, в том числе и ветеранов труда, должны соответствовать федеральным законам РФ. В случае несоответствия норм, определенных по предметам совместного ведения РФ и субъек­тов РФ. В федеральных законах РФ и в законах субъектов РФ, действуют федеральные зако­ны. Федеральный закон РФ «О ветеранах» в качестве одного из необходимых условий отне­сения граждан к категории ветеранов труда определяет награждение их ведомственными знаками отличия в труде, а не знаками за многолетний и добросовестный труд. Органы субъектов РФ вправе устанавливать лишь условия и порядок присвоения звания «Ветеран труда», которые не могут противоречить нормам федерального закона РФ «О ветеранах» (ст.7 ФЗ «О ветеранах»). В частности, субъекты РФ не вправе сужать установленный феде­ральным законодательством круг лиц, имеющих право на присвоение звания «Ветеран труда». Иная правовая позиция может повлечь нарушение принципа равенства граждан, установлен­ного в ст. 19 Конституции РФ. Поэтому в рассматриваемой ситуации УСЗН Липецкой облас­ти при решении вопроса о присвоении Чиглиновой Н.И. звания «Ветеран труда» должно было руководствоваться федеральным законодательством.

Кроме того, федеральному закону РФ «О ветеранах» не противоречат условия для присвоения звания "Ветеран труда", закрепленные в ст. <адрес> от 2 де­кабря 2004 года N 141-03 "О мерах по социальной поддержке отдельных категорий граждан в <адрес>", а именно: а) награждение ведомственными знаками отличия в труде общесоюзными и союзно-республиканскими министерствами, государственными комитетами СССР; б) награждение знаками отличия, утвержденными нормативными правовыми актами федеральных министерств Российской Федерации.

Имеющаяся у Чиглиновой Н.И. награда соответствует этим условиям - знак «Победи­тель социалистического соревнования 1973 года» является ведомственным знаком отличия в труде.

Наличие второго условия, необходимого для присвоения звания «Ветеран труда» (тре­буемый для назначения пенсии стаж) подтверждено копией трудовой книжки, справкой Некоммерческого партнерства <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой общий трудовой стаж Чиглиновой Н.И. составляет <данные изъяты>

При наличии этих условий оснований у УСЗН Липецкой области для отказа не имелось.

В соответствии с ч.З. ст. 5 Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» с последующими изменениями суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа, а равно должностного лица Конституции Российской Федерации, федеральному конституцион­ному закону, федеральному закону, общепризнанным принципам и нормам международного права, международному договору Российской Федерации, конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, закону субъекта Российской Федерации, принимает решение в соот­ветствии с правовыми положениями, имеющими наибольшую юридическую силу. При таких обстоятельствах заявление Чиглиновой Н.И. о признании незаконным отказа Управления социальной защиты по Липецкой области является обоснованным и подлежит удовлетворению.

Поскольку согласно ст. 11 Закона Ли­пецкой области от 2 декабря 2004 г. N 141-03 "О мерах по социальной поддержке отдельных категорий граждан в Липецкой области" основанием для реализации мер социальной под­держки ветеранами труда и приравненными по мерам социальной поддержки к ним лицами, является, в частности, удостоверение "Ветеран труда".

В соответствии с п. 5 Положения о порядке присвоения звания "Ветеран труда", утвержденным постановлением Администрации Липецкой области от 04.07.2006 г. № 92, Управление социальной защиты населения администрации области принимает решение о присвоении звания "Ветеран труда", которое оформляется приказом начальника управления.

Согласно п. 7 данного Положения выдача удостоверений "Ветеран труда" осуществляется в органах социальной защиты населения по месту жительства.

В соответствии с ч. 1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, прини­мает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа мест­ного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятст­вие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Учитывая, что решением суда признано право заявителя на присвоение звания «Ветеран труда», суд считает обязать УСЗН Липец­кой области оформить удостоверение «Ветеран труда» соответствующего образца и выдать Чиглиновой Н.И. удостоверение через орган социальной защиты по месту жительства.

Руководствуясь ст. ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд

решил:

Удовлетворить заявление Чиглиновой ФИО8 о признании незаконным отказа Управления социальной защиты населения Липецкой области в присвоении звания «Ветеран труда».

Обязать Управление социальной защиты населения Липецкой области оформить удостоверение «Ветерана труда» соответствующего образца на имя Чиглиновой ФИО9, выдать ей удостоверение через орган социальной защиты по месту жительства.

Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд через Правобережный районный суд <адрес> в течение десяти дней со дня его изготовления в окончательной форме.

Председательствующий (подпись) И.В.Дорыданова

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.