Об обжаловании действий УСЗН Липецкой области в присвоении звания `Ветеран труда`



Дело № 2-6293/2010г.

РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ Правобережный районный суд г. Липецка в составе:

председательствующего судьи Аристовой Н.В.,

при секретаре Епифановой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Липецке гражданское дело по заявлению Тимохина ФИО об обжаловании действий Управления социальной защиты населения Липецкой области по отказу в присвоении звания «Ветеран труда»,

установил:

Тимохин В.М. обратился в суд с заявлением к УСЗН Липецкой области, в котором просил признать незаконным решение УСЗН администрации Липецкой области от 22.09.2010 года об отказе в присвоении ему звания «Ветеран труда», обязать УСЗН Липецкой области присвоить ему звание «Ветеран труда». В обоснование своих требований ссылался на то, что имеет ведомственный знак отличия в труде – знак «Победитель социалистического соревнования 1977 г.», что при наличии необходимого стажа для назначения пенсии является основанием для присвоения звания «Ветеран труда».

Представитель УСЗН Липецкой области не явился в судебное заседание, в письменном заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие. В соответствии с ч. 2 ст. 257 ГПК РФ их неявка не является препятствием к рассмотрению заявления по существу.

В судебное заседание заявитель Тимохин В.М. не явился, извещен надлежащим образом, о причине неявки суд не извещен.

Представитель заявителя Тимохина В.М. по доверенности Тимохина Л.К. поддержала требования Тимохина В.М. в полном объеме, ссылаясь на доводы, изложенные в заявлении.

Выслушав объяснения представителя заявителя, изучив письменные доказательства, имеющиеся в деле, суд находит требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 2. ст. 4 Конституции РФ Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.

Согласно ч. 3 ст. 11 Конституции РФ разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

Согласно ст. 72 Конституции РФ вопросы защиты прав и свобод человека, социальной защиты, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В силу ч. 2, 5 ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. При этом законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

В соответствии с п. «в» ст. 1 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» с последующими изменениями одним из принципов осуществления деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации является верховенство Конституции Российской Федерации и федеральных законов на всей территории Российской Федерации. В силу ч.1-2 ст. 3 названного Закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон. Субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов. После принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с данным федеральным законом в течение трех месяцев.

В силу ч. 2 ст. 26.3 федерального закона № 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится, в частности, решение вопросов социальной поддержки ветеранов труда. Согласно ч. 4. ст. 26.3 по вопросам, указанным в пункте 2 названной статьи, могут приниматься федеральные законы. Не допускается включение в эти федеральные законы положений, которыми определяются объем и порядок осуществления расходов из бюджета субъекта Российской Федерации, необходимых для исполнения соответствующих полномочий органами государственной власти субъекта Российской Федерации

Согласно преамбуле Федеральный закон от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» с последующими изменениями устанавливает правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе. В соответствии со ст. 7 указанного федерального закона ветеранами труда, в частности, являются лица, награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет. Порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации

Согласно ст. 11 Закона Липецкой области от 02.12.2004 года № 141-ОЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Липецкой области» в редакции, действующей до 08.06.2006 года, ветеранами труда являлись, в частности, лица, награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет. Законом Липецкой области от 08.06.2006 года № 304-ОЗ в указанную статью были внесены изменения, согласно которым звание "Ветеран труда" присваивается лицам, награжденным ведомственными знаками отличия за многолетний и добросовестный труд и имеющим трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.

Судом установлено, что Тимохин В.М. согласно записям в трудовой книжке в 1977 году работал шофером 2-го класса Грязинского специализированного отделения «Сельхозтехника». Во время работы был награжден знаком «Победитель социалистического соревнования 1977 года». Удостоверение о награждении указанным знаком подписано соответствующими должностными лицами от имени Липецкого областного объединения «Сельхозтехника». Знак учрежден Центральным комитетом КПСС, Советом Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ. До этого заявитель имел трудовой стаж с 1973 года.

Единый общесоюзный знак «Победитель социалистического соревнования» был учрежден пунктом 4 постановления ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ № 1081 от 30.12.1976 года для награждения лиц за успешное выполнение заданий и обязательств соответствующего года пятилетки. Указанным постановлением министерствам и ведомствам совместно с ЦК профсоюзов поручалось утвердить условия Всесоюзного социалистического соревнования в отраслях с учетом основных направлений экономической и социальной политики, определенных XXV съездом партии, а также принять меры по дальнейшему совершенствованию морального стимулирования участников соревнования (п. 9, 12 Постановления).

Суд не может согласиться с доводами представителя УСЗН Липецкой области, изложенными в уведомлении № 11-1/01-554 от 22.09.2010 года о том, что основанием к отказу в присвоении Тимохину В.М. звания «Ветеран труда» является отсутствие у него наград за многолетний и добросовестный труд, по следующим причинам:

Поскольку вопросы социальной защиты граждан находятся в совместном ведении РФ и субъектов РФ, то согласно вышеприведенным нормам Конституции РФ и Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» законы субъектов РФ в области социальной защиты различных категорий граждан, в том числе и ветеранов труда, должны соответствовать федеральным законам РФ. В случае несоответствия норм, определенных по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ, в федеральных законах РФ и в законах субъектов РФ, действуют федеральные законы. Федеральный закон РФ «О ветеранах» в качестве одного из необходимых условий отнесения граждан к категории ветеранов труда определяет награждение их ведомственными знаками отличия в труде, а не знаками за многолетний и добросовестный труд. Органы субъектов РФ вправе устанавливать лишь условия и порядок присвоения звания «Ветеран труда», которые не могут противоречить нормам федерального закона РФ «О ветеранах» (ст. 7 ФЗ «О ветеранах»). В частности, субъекты РФ не вправе сужать установленный федеральным законодательством круг лиц, имеющих право на присвоение звания «Ветеран труда».

Кроме того, Федеральному закону РФ «О ветеранах» не противоречат условия для присвоения звания «Ветеран труда», закрепленные в ст. 11 Закона Липецкой области от 02.12.2004 года № 141-ОЗ «О мерах по социальной поддержке отдельных категорий граждан в Липецкой области», а именно:

а) награждение ведомственными знаками отличия в труде общесоюзными и союзно-республиканскими министерствами, государственными комитетами СССР;

б) награждение знаками отличия, утвержденными нормативными правовыми актами федеральных министерств Российской Федерации.

Имеющаяся у Тимохина В.М. награда соответствует этим условиям – знак «Победитель социалистического соревнования 1977 года» является ведомственным знаком отличия в труде общесоюзного министерства.

Наличие второго условия, необходимого для присвоения звания «ветеран труда» (требуемый для назначения пенсии стаж) подтверждено записями в трудовой книжке Тимохина В.М., согласно которой трудовой стаж заявителя превышает 30 лет. При этом, необходимый для назначения пенсии стаж у Тимохина В.М. имелся до 08.06.2006 года - даты внесения изменений в ст.11 Закона Липецкой области от 02.12.2004 года № 141-ОЗ.

При наличии этих условий, оснований у УСЗН Липецкой области отказывать Тимохину В.М., обратившемуся в установленном порядке за присвоением звания «Ветеран труда», не имелось.

В соответствии с ч. 3. ст. 5 Федерального Конституционного закона от 31.12.1996 года № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» с последующими изменениями, суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа, а равно должностного лица Конституции Российской Федерации, федеральному конституционному закону, федеральному закону, общепризнанным принципам и нормам международного права, международному договору Российской Федерации, конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, закону субъекта Российской Федерации, принимает решение в соответствии с правовыми положениями, имеющими наибольшую юридическую силу. При таких обстоятельствах заявление Тимохина В.М. об оспаривании действий УСЗН Липецкой области является обоснованным и подлежит удовлетворению.

В соответствии с ч.1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. Поскольку согласно ст. 11 Закона Липецкой области от 02.12.2004 года № 141-ОЗ «О мерах по социальной поддержке отдельных категорий граждан в Липецкой области» основанием для реализации мер социальной поддержки ветеранами труда и приравненными по мерам социальной поддержки к ним лицами, является, в частности, удостоверение «Ветеран труда», то суд считает обязать УСЗН Липецкой области выдать Тимохину В.М. удостоверение «Ветеран труда».

Руководствуясь ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд

решил:

Признать незаконным решение Управления социальной защиты населения Липецкой области от 22.09.2010 года об отказе в присвоении Тимохину ФИО звания «Ветеран труда» и праве на льготы.

Настоящее решение является основанием для присвоения Тимохину ФИО звания «Ветеран труда» в установленном законом порядке через орган социальной защиты населения по месту жительства Тимохина Виктора Михайловича.

Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения путем подачи кассационной жалобы через Правобережный суд г. Липецка.

Председательствующий

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ