Дело № 2-6289/2010 г.
РЕШЕНИЕИменем Российской ФедерацииДД.ММ.ГГГГ Правобережный районный суд г. Липецка в составе:председательствующего судьи Кожиной А.В. при секретаре Босенко О.А.,рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Липецке гражданское дело по заявлению Исаевой ФИО7 об обжаловании действий Управления социальной защиты населения Липецкой области по отказу в присвоении звания «Ветеран труда»,установил:
Исаева И.А. обратилась в суд с заявлением к УСЗН Липецкой области, в котором просила признать незаконным решение УСЗН Липецкой области об отказе в присвоении звания «Ветеран труда», обязать УСЗН Липецкой области присвоить звание «Ветеран труда». В обоснование своих требований ссылалась на то, что имеет ведомственный знак отличия в труде - Почетную грамоту Федеральной службы исполнения наказаний России, что при наличии необходимого стажа для назначения пенсии за выслугу лет является основанием для присвоения звания «Ветеран труда».В судебном заседании заявитель поддержала свои требования, ссылаясь на те же доводы, что и в заявлении. Просила требования удовлетворить.
Представитель органа, чьи действия обжалуются, - УСЗН Липецкой области, в судебное заседание не явился, извещен своевременно надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил. Имеется заявление представителя по доверенности Кунаевой С.Н. о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Выслушав объяснения заявителя, изучив письменные доказательства, имеющиеся в деле, суд считает заявление удовлетворить.
В соответствии с ч.2. ст. 4 Конституции РФ Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.
Согласно ч. 3 ст. 11 Конституции РФ разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.
Согласно ст. 72 Конституции РФ вопросы защиты прав и свобод человека, социальной защиты, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В силу ч.2, 5 ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. При этом законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
В соответствии с п. «в» ст. 1 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ
"Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" с последующими изменениями одним из принципов осуществления деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации является верховенство Конституции Российской Федерации и федеральных законов на всей территории Российской Федерации.
В силу ч.1-2 ст. 3 названного Закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон. Субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов. После принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с данным федеральным законом в течение трех месяцев.
В силу ч.2 ст.26.3 федерального закона N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится, в частности, решение вопросов социальной поддержки ветеранов труда. Согласно ч.4. ст. 26.3 по вопросам, указанным в пункте 2 названной статьи, могут приниматься федеральные законы. Не допускается включение в эти федеральные законы положений, которыми определяются объем и порядок осуществления расходов из бюджета субъекта Российской Федерации, необходимых для исполнения соответствующих полномочий органами государственной власти субъекта Российской Федерации. Согласно преамбуле Федеральный закон от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» с последующими изменениями устанавливает правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе. В соответствии со ст. 7 указанного федерального закона ветеранами труда, в частности, являются лица, награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет. Порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.Согласно ст. 11 Закона Липецкой области от 02.12.2004 года № 141-ОЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Липецкой области» в редакции, действующей до 08.06.2006 года, ветеранами труда являлись, в частности, лица, награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет. В ст. 11 Закона Липецкой области от 02.12.2004 года № 141-ОЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Липецкой области» законом Липецкой области от 8 июня 2006 г. N 304-ОЗ были внесены изменения, согласно которым одним из условий для присвоения звания «Ветеран труда» является награждение ведомственными знаками отличия в труде общесоюзными и союзно-республиканскими министерствами, государственными комитетами СССР либо знаками отличия, утвержденными нормативными правовыми актами федеральных министерств Российской Федерации. Данная поправка противоречит ст.7 ФЗ «О ветеранах», поскольку ведомственные знаки отличия в труде могут учреждаться не только перечисленными органами государственной власти, но и другими органами государственной власти, как в частном рассматриваемом случае. Иная правовая позиция может повлечь нарушение принципа равенства граждан, установленного в ст. 19 Конституции РФ. Поэтому изменения в указанной части, внесенные в закон № 141-ОЗ, не могут применяться при разрешении настоящего спора.
Судом установлено, что заявитель согласно справке ФБУЗ ЦГ и Э ФСИН России по Центральному Федеральному округу от ДД.ММ.ГГГГ № работает <данные изъяты>, имеет общий трудовой стаж по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в календарном исчислении 15 лет 4 месяца 5 дней, в льготном – 20 лет три года и пять дней.Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ за № УСЗН ЛО отказано заявителю в присвоении звания «Ветеран труда» по тем основаниям, что представленная заявителем Почетная грамота ФСИН России к числу ведомственных знаков отличи в труде (службе) Министерством юстиции не отнесена. Суд не может согласиться с данными доводами.
Из материалов дела следует, что приказом директора ФСИН РФ Ю.Н. Калинина №л/с от ДД.ММ.ГГГГ она была награждена Почетной грамотой ФСИН России за достижение высоких показателей в трудовой деятельности, образцовой выполнение своих обязанностей и многолетний добросовестный труд. В Почетной грамоте сделана ссылка на приказ № л/с от ДД.ММ.ГГГГ.
Почетная грамота была учреждена приказом Федеральной службы исполнения наказаний от 7 августа 2006г. N548 "Об учреждении Почетной грамоты Федеральной службы исполнения наказаний".Согласно п.1 Положения о Почетной грамоте Федеральной службы исполнения наказаний, являющегося приложением к приказу № 548 от 07.08.2006 года, почетная грамота Федеральной службы исполнения наказаний является ведомственной наградой, предназначенной для стимулирования высоких показателей в служебной (трудовой) деятельности работников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, а также граждан и организаций, внесших большой вклад в развитие уголовно-исполнительной системы. Согласно п. 1 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента РФ от 13 октября 2004г. N1314 с последующими изменениями, Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, а также функции по контролю за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания. ФСИН России подведомственна Минюсту России. Директор ФСИН России согласно подп.16 п.11 названного Положения вправе учреждать ведомственные награды.На основании изложенного суд пришел к выводу о том, что Почетная грамота, которой награждена заявитель, является ведомственным знаком отличия в труде федерального органа исполнительной власти - ФСИН России.
Наличие второго условия, необходимого для присвоения звания «Ветеран труда» (требуемый для назначения пенсии стаж) подтверждено записями в трудовой книжке заявителя.
При наличии этих условий оснований у УСЗН Липецкой области отказывать Исаевой И.А., обратившейся в установленном порядке за присвоением звания «Ветеран труда», не имелось.
В соответствии со ст. 249 ГПК РФ обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагается на органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
УСЗН Липецкой области какие-либо доказательства, опровергающие вышеприведенные выводы суда, не представило. При таких обстоятельствах заявление об обжаловании действий УСЗН Липецкой области является обоснованным и подлежит удовлетворению.
В соответствии с ч.1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. Учитывая, что решением суда признано право заявителя на присвоение звания «Ветеран труда», суд считает, что решение является основанием для выдачи заявителю удостоверения «Ветеран труда» в установленном законом порядке через орган социальной защиты населения администрации г. Липецка по месту жительства.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ с УСЗН Липецкой области подлежат взысканию в пользу заявителя подтвержденные квитанцией судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 200 рублей.
Руководствуясь ст. ст. 194-198, 258 ГПК РФ, суд
решил:
Признать незаконным решение Управления социальной защиты населения Липецкой области об отказе в присвоении Исаевой ФИО8 звания «Ветеран труда» и праве на льготы.
Взыскать с Управления социальной защиты населения Липецкой области в пользу Исаевой ФИО9 расходы по уплате государственной пошлины в сумме 200 рублей.
Настоящее решение является основанием для выдачи Исаевой ФИО10 удостоверения «Ветеран труда» в установленном законом порядке через орган социальной защиты населения администрации г. Липецка по месту жительства.
Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через Правобережный районный суд г. Липецка.
Председательствующий
Решение в окончательной форме изготовлено: ДД.ММ.ГГГГ