Дело № 2-4331/2010 г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ Правобережный районный суд г. Липецка в составе:
председательствующего судьи Дорыдановой И.В.,
при секретаре Вагаповой Д.Н.,
с участием прокурора Лукьянчиковой Я.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Липецке гражданское дело по иску Липецкого межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Государственному научному учреждению Всероссийский научно-исследовательский институт рапса Российской Академии сельскохозяйственных наук (ГНУ ВНИИ рапса Россельхозакадемии) о восстановлении положения, существовавшего до нарушения права,
установил:
И.о. Липецкого межрайонного природоохранного прокурора обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Государственному научному учреждению Всероссийский научно-исследовательский институт рапса Российской Академии сельскохозяйственных наук (ГНУ ВНИИ рапса Россельхозакадемии) о восстановлении положения, существовавшего до нарушения права. В обоснование своих требований ссылался на то, что в ходе проверки информации, поступившей из администрации г. Липецка по факту размещения и эксплуатации производства по обработке и протравливанию семян ГНУ ВНИИ рапса Россельхозакадемии было установлено, что на территории существующего зернотока, расположенного по адресу: <адрес>, в двухэтажном приспособленном складском помещении оборудован пункт по протравливанию семян – установлена универсальная протравливающая машина типа <данные изъяты>, предназначенная для обработки и протравливания посевного материала для защиты от животных и грибковых вредителей, введенная в действие Институтом в ДД.ММ.ГГГГ года. Для протравливания семян зерновых культур (озимая и яровая пшеница, ячмень) на пункте Института используются пестициды второго и третьего класса опасности (Винцит Форте, Сфинкс, Витацит, КС), а для обработки семян рапса применяется, в том числе и пестицид Фурадан 1 класса опасности. Работает указанный пункт сезонно – 1 месяц в год. Проект на размещение установки в помещении склада отсутствует, гигиеническую оценку, санитарно-эпидемиологическое заключение федерального органа исполнительной власти на оборудование Институту не выдавалось. Кроме того, площадка зернового тока, включая пункт по протравливанию семян, находится в зоне санитарной охраны второго пояса водозабора № 3 г. Липецка, что не соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», который не допускает применение удобрений и ядохимикатов в пределах второго пояса ЗСО подземных источников водоснабжения. Также размещение протравочного пункта осуществлялось без учета розы ветров и перспективного плана развития г. Липецка, градостроительный регламент которого предполагал размещение многоквартирных жилых домов. В связи с чем считает, что размещение и эксплуатация пункта протравки семян с применением ядохимикатов на территории зернотока может представлять угрозу для окружающей среды и населения. Просит суд признать незаконными действия ГНУ ВНИИ рапса Россельхозакадемии по размещению и эксплуатации пункта протравки семян с применением ядохимикатов во втором поясе зоны санитарной охраны водозабора № 3 г. Липецка на земельном участке кадастровый номер №, на территории зернотока, расположенного по адресу: <адрес>, и обязать его перенести в место, соответствующее санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика привлечено Управление сельского хозяйства Липецкой области.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечено ОАО «Липецкая городская энергетическая компания».
Представитель истца Липецкого межрайонного природоохранного прокурора – прокурор Лукьянчикова Я.А. в судебном заседании исковые требования поддержала, при этом ссылалась на доводы, изложенные в исковом заявлении. Просила исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика ГНУ ВНИИ рапса Россельхозакадемии по доверенности Кувалдин А.В. в судебном заседании исковые требования не признал, объяснил, что установленная универсальная протравливающая машина типа В4-НЕID изготовлена австрийской фирмой CIMBRIA HEID, специализирующейся на выпуске указанного оборудования и имеющая соответствующую аккредитацию в Российской Федерации и всю необходимую санитарно-эпидемиологическую документацию на продаваемое оборудование, выдаваемого федеральным органом исполнительной власти РФ, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в связи с чем, необходимость в получении научным учреждением дополнительного санитарно-эпидемиологического заключения на используемое оборудование у санитарно-эпидемиологической службы в субъекте Российской Федерации отсутствует. Согласно п. 11.2. правил СанПиН 1.2.4.1110-02 пункты протравливания семян в хозяйствах, функционирующие ограниченный период времени (до одного месяца), могут располагаться во втором поясе ЗСО, с единственным ограничением – на расстоянии не менее 300 м от источников питьевого водоснабжения. Пунктом 4 проекта зон санитарной охраны второго и третьего поясов водозаборов г. Липецка во втором поясе не допускается применение удобрений и ядохимикатов на поверхности земли. Пестициды, используемые при протравке семян, не имеют контакта с почвой, протравочная машина, при протравке семян, является источником загрязнения только атмосферного воздуха. Протравочный пункт существует с 1955 года, ранее принадлежал Липецкой государственной областной сельскохозяйственной опытной станции, правопреемником которой является институт рапса, территория зернотока и прилегающие к нему земли вошли в границы Липецкого городского округа только в 2008 году. Земельный участок, на котором расположен зерноток имеет категорию земель – земли населенных пунктов, в качестве вида разрешенной деятельности – размещение зернотока, то есть земли сельскохозяйственного использования. В результате расчета, произведенного на ПЭВМ по унифицированной программе «Эколог» установлено, что с учетом фоновых концентраций в расчетных точках на границах ориентировочной защитной зоне и в ближайшей жилой зоне, приземные концентрации загрязняющих веществ не превышают предельно допустимой нормы. Кроме того, протравливание семян институтом проводится на основании разрешений выдаваемых органом Роспотребнадзора. Просит суд в иске отказать.
Представитель ОАО «Липецкая городская энергетическая компания» в судебном заседании по доверенности Иванникова С.А. в судебном заседании не возражала против удовлетворения требований природоохранного прокурора.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора – Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия населения по Липецкой области по доверенности Коротков В.В. в судебном заседании исковые требования поддержал, объяснил, что размещение и эксплуатация пункта для протравливания семян с применением ядохимикатов во втором поясе зоны санитарной охраны водозабора № 3 г. Липецка является нарушением требований п. 11.2. СанПинН 1.2.2584-10 «Гигиенические требования к безопасности процессов испытаний, хранения, перевозки, реализации, применения, обезвреживания и утилизации пестицидов и агрохимикатов». Согласно п. 3.2.2. СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» во втором и третьем поясах зон санитарной охраны водозаборов запрещается размещение складов ядохимикатов и минеральных удобрений, других объектов, обусловливающих опасность химического загрязнения подземных вод. Пункт протравливания семян является таким объектом. Размещение и эксплуатация пункта протравливания семян ГНУ ВНИИ рапса на территории зернового тока создает угрозу загрязнения подземного водоносного горизонта ядохимикатами (пестицидами) и может негативно отразиться на качестве питьевой воды, подаваемой населению г. Липецка с водозабора № 3, что может создать угрозу здоровью населения, пользующегося водой из водозабора № 3 г. Липецка.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика – Управления сельского хозяйства по Липецкой области по доверенности Ларина Г.П. указала, что Управление сельского хозяйства Липецкой области является отраслевым исполнительным органом государственной власти Липецкой области в сфере сельского хозяйства, согласно Положения об управлении сельского хозяйства Липецкой области, утвержденного распоряжением администрации Липецкой области от 27.07.2009 года за № 372-р в функции управления не входит контроль за деятельностью ГНУ ВНИИ рапса Россельхозакадемии, в том числе и за размещением и эксплуатацией пункта по протравливанию семян, в связи с чем права управления затронуты быть не могут.
Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика – Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Тульской и Липецкой областям и Администрации г. Липецка в судебное заседание не явились, о дне слушания извещены своевременно и надлежащим образом, причина неявки суду не известна.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Пунктом Статьей 39 Федерального закона «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что юридические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Юридические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов, загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
В соответствии со ст. 1 Земельного Кодекса РФ настоящий Кодекс и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства основываются на следующих принципах:
- учет значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю;
- приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде;
- приоритет охраны жизни и здоровья человека, согласно которому при осуществлении деятельности по использованию и охране земель должны быть приняты такие решения и осуществлены такие виды деятельности, которые позволили бы обеспечить сохранение жизни человека или предотвратить негативное (вредное) воздействие на здоровье человека, даже если это потребует больших затрат;
В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса РФ, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с п. 1.2. СанПиН 1.2.2584-10 «Гигиенические требования к безопасности процессов испытаний, хранения, перевозки, реализации, применения, обезвреживания и утилизации пестицидов и агрохимикатов», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 02 марта 2010 года № 17 санитарные правила устанавливают санитарно-эпидемиологические требования, связанные с испытаниями, хранением, перевозкой, реализацией, применением, обезвреживанием и утилизацией пестицидов и агрохимикатов, являются обязательными для исполнения всеми гражданами и юридическими лицами, применяющими пестициды и агрохимикаты, а также проектирующими, строящими и эксплуатирующими производственные здания, средства транспортировки и технологическое оборудование, предназначенные для работы с пестицидами и агрохимикатами, направленные на предупреждение неблагоприятного воздействия факторов производственной среды на здоровье работников, а также неблагоприятного влияния на среду обитания и здоровье проживающего населения.Пунктами 1.4, 1.5 СанПиН 2.1.4.1110-02 (ранее действующая редакция) «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», утвержденные Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 14 марта 2002 г. N 10 предусмотрено, что зоны санитарной охраны (ЗСО) организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников.
Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.
ЗСО организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения.
Санитарная охрана водоводов обеспечивается санитарно-защитной полосой.
В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно-защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.
Постановлением № 5/11 от 26.02.2010 года Управления энергетики, тарифов и жилищно-коммунального хозяйства Липецкой области с 2010 года по 2037 год утвержден «Проект зон санитарной охраны второго и третьего поясов водозаборов г. Липецка» с границами и режимом хозяйственного использования территорий зон санитарной охраны водозаборов. В соответствии с материалами проекта (том № 07.42.00-01 «Общая пояснительная записка» и том № 07.42.00-03 «Правила и режим хозяйственного использования территорий и мероприятий во втором и третьем ЗСО водозаборов») размеры второго пояса ЗСО водозабора г. Липецка № 3 составляют: вверх по потоку – 4,7 км, вниз по потоку – 1,5 км, общая длина – 6,2 км, ширина – 5,2 км. Согласно краткой характеристике территории ЗСО водозаборов и основных объектов-загрязнителей поверхностных и подземных вод во втором поясе городского водозабора № 3 расположен объект ГНУ ВНИИ рапса Россельхозакадемии.
Судом установлено, что на основании постановления главы администрации Липецкого района Липецкой области от ДД.ММ.ГГГГ за №, постановления главы администрации Липецкого района Липецкой области от ДД.ММ.ГГГГ за № ГУ ВНИИ рапса Россельхозакадемии наук передано в бессрочное (постоянное) пользование земельный участок площадью 68425 кв.м, предоставленный из земель поселений для зернотока, расположенного по адресу: <адрес> о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ сделана запись регистрации №.
Согласно кадастрового плана земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ года за № земельному участку, расположенному по адресу: <адрес> присвоен кадастровый номер №; категория земель указана как земли поселений; фактическое использование/ характер деятельности – для зернотока. Из инвентаризационного плана земельного участка следует, что данный объект (двухэтажное кирпичное здание) обозначен лит. Ж1.
Как следует из устава ГНУ ВНИИ рапса Россельхозакадемии основными целями деятельности института являются проведение фундаментальных и прикладных научных исследований, опытно-конструкторских работ, внедрение достижений науки и передового опыта, направленных на получение новых знаний в сфере агропромышленного комплекса, способствующих его технологическому, экономическому и социальному развитию. В своей деятельности институт руководствуется также следующими целями: всемерное содействие развитию науки в области рапсоводства; укрепление связи между наукой и производством в области рапсоводства; участие в инновационной деятельности, реализации достижений науки и техники (п. 12 устава). Основными задачами института являются: разработка новых методов селекции, методик и программ создания сортов и гибридов рапса и других масличных капустных культур, программ сохранения генофонда, выведение качественно новых сортов и гибридов рапса для различных почвенно-климатических зон Российской Федерации направлений использования… (пп. А п. 13 устава).
Липецкой межрайонной природоохранной прокуратурой с привлечением специалистов Управления Россельхознадзора по Тульской и Липецкой областям была проведена проверка по информации, поступившей из администрации г. Липецка по факту размещения и эксплуатации производства по обработке и протравливанию семян ГНУ ВНИИ рапса Россельхозакадемии, и, как следует, из сообщения заместителя руководителя указанного управления от ДД.ММ.ГГГГ за № ФИО7, адресованного и.о. Липецкого межрайонного природоохранного прокурора, в ходе осмотра двухэтажного здания, расположенного по адресу: <адрес> установлено наличие протравливающей машины модели <данные изъяты>, санитарно-эпидемиологическое заключение ГНУ ВНИИ рапса Россельхозакадемии не представлено.
Действительно, согласно сообщения директора ГНУ ВНИИ рапса Россельхозакадемиии без даты и номера в ДД.ММ.ГГГГ года научным учреждением у <данные изъяты> была приобретена протравливающая машина фирмы <данные изъяты> бывшая в употреблении, в действие данная машина была введена в ДД.ММ.ГГГГ года. Также о приобретении протравливающей машины фирмы <данные изъяты> свидетельствует товарная накладная № от ДД.ММ.ГГГГ и договор № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между <данные изъяты> и ГНУ ВНИИ рапса Россельхозакадемии.
В соответствии с типовой инструкцией по эксплуатации к приобретенной ответчиком протравливающей машины впуск и выпуск посевного материала осуществляется автоматически. В установке могут использоваться пестициды 1-4 класса опасности широкого спектра действия. Одновременно в технологическом процессе может обращаться до 150 миллилитров растворов пестицидов.
Из акта без номера от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ГНУ ВНИИ рапса Россельхозакадемии на протравливающей машине в апреле 2010 года осуществлялась обработка семян следующих культур: яровой рапс – 350 тонн семян, использовано 5390 литров Фурадана, яровой рапс (зеленый корм) – 3,6 тонн семян, использовано 55 литров пестицида, яровая сурепица – 14,5 тонн, использовано 225 литров Фурадана.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона N174-ФЗ от 23 ноября 1995года (с последующими изменениями) «Об экологической экспертизе» обязательной государственной экологической экспертизе объектов регионального уровня, проводимой федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами в области экологической экспертизы в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, подлежат проекты схем охраны и использования водных, лесных, земельных и других природных ресурсов, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, иная проектная документация в этой области.
Согласно статье 115 Водного кодекса Российской Федерации в целях охраны водных объектов, используемых для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также содержащих природные лечебные ресурсы, устанавливаются зоны и округа санитарной охраны в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу п. 3 ст. 12 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предоставление земельных участков для строительства допускается при наличии санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии предполагаемого использования земельных участков санитарным правилам.Пункт 1.6 СанПиН 2.1.4.1110-02, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации N10 от 14 марта 2002г. (ранее действующая редакция), предусматривает, что организации зон санитарной охраны (ЗСО) должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются: определение границ зоны и составляющих ее поясов; план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника; правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО.
В соответствии с пунктом 1.12 СанПиН 2.1.4.1110-02 в состав проекта ЗСО должны входить текстовая часть, картографический материал, перечень предусмотренных мероприятий, согласованный с землепользователями, сроками их исполнения и исполнителями.
Пунктом 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 установлено, что проект ЗСО с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке.
Пунктом 7.1. СанПиН 1.2.2584-10 предусмотрено, что для проведения работ с пестицидами и агрохимикатами используются только техника и оборудование, прошедшие в установленном порядке гигиеническую оценку и имеющие соответствующее санитарно-эпидемиологическое заключение федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Согласно п. 11.1., 11.2. СанПиН 1.2.2584-10 централизованное протравливание семян и посадочного материала (далее - семяна) осуществляется на специально оборудованных отделениях семенных и кукурузокалибровочных заводов или пунктах протравливания, устройство, оснащение и эксплуатация которых должны соответствовать действующим гигиеническим требованиям, а также нормам технологического проектирования, утвержденным в установленном порядке.
… Пункты протравливания семян в хозяйствах, функционирующие ограниченный период времени (до одного месяца), располагаются с учетом «розы ветров» и перспективного плана застройки населенных пунктов на расстоянии не менее 300 м от жилой зоны, предприятий и помещений для содержания скота и птицы, источников питьевого водоснабжения.
Не допускается размещение производств (пунктов) по протравливанию семян в 1 и 2 зонах округов санитарной охраны курортов, на территории природоохранных заповедников, заказников, в зонах охраны источников водоснабжения, а также в санитарных зонах рыбохозяйственных водоемов.
Из представленных суду доказательств следует, что ответчик разместил пункт протравливания семян на территории второго пояса водозабора № 3 без учета перечисленных санитарных требований. Размещение данного пункта протравливания семян было произведено без санитарно-эпидемиологического заключения Роспортебнадзора по отводу земельного участка.
Доводы представителя ответчика о том, что Управлением Роспотребнадзора по Липецкой области выдавалось разрешение на работу протравливающей машины, являются необоснованными. В подтверждение своих доводов представитель ответчика предоставил суду сообщения Управления Роспортребнадзора по Липецкой области в адрес ГНУ ВНИ ПТИ Рапс от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ Однако, указанные сообщения не могут быть расценены как доказательства того, что Управлением Роспортребнадзора по <адрес> было дано санитарно-эпидемиологическое заключение Роспортебнадзора по отводу земельного участка для размещения пункта по протравливанию семян. Из перечисленные выше сообщений следует, что Управление Роспортребнадзора по Липецкой области не возражало против получения, завоз и хранение ГНУ ВНИ ПТИ Рапс пестицидов.
Кроме того, из объяснений директора ГНУ ВНИ ПТИ Рапс ФИО10 данных и.о. Липецкомго межрайонного природоохранного прокурора ДД.ММ.ГГГГ следует, что размещение пункта протравливания семян ни с кем не согласовывалось.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что прокурором доказан тот факт, что в границах земельного участка с кадастровым номером 48:20:02 84 01:0005, находящемся в постоянном (бессрочном) пользовании у ответчика, пункт протравливания был размещен без учета перечисленных санитарных требований, без согласования с Управлением Роспотребнадзора по Липецкой области. Ответчиком данное обстоятельство в судебном заседании не оспаривалось.
При этом доводы представителя ответчика о том, что необходимость в получении научным учреждением санитарно-эпидемиологического заключения на используемое оборудование у санитарно-эпидемиологической службы в субъекте Российской Федерации отсутствует, поскольку приобретенная им протравливающая машина изготовлена фирмой имеющей на территории Российской Федерации всю необходимую санитарно-эпидемиологическую документацию, являются необоснованными. В данном случае именно на ответчике лежит обязанность проведению экологической экспертизы и гигиенической оценке приобретенного оборудования, а так же размещение протравливающего оборудования на земельном участке только при наличии санитарно-эпидемиологического заключения Роспортебнадзора по отводу земельного участка для указанных целей.
Поскольку ответчик является правообладателем указанного выше земельного участка, следовательно, именно на ответчике лежит обязанность по принятию мер по охране указанного участка.
Как установлено в судебном заседании и не оспаривалось сторонами, пункт по протравливанию семян расположен во втором поясом санитарной охраны водозабора № 3 г. Липецка.
В силу пп. 1.5, 1.15,3.2.2.4 Санитарных правил и норм «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов и водопроводов питьевого назначения», утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 26.02.2002 года, второй и третий пояса зоны санитарной охраны (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения, где запрещается размещение складов горюче – смазочных материалов, ядохимикатов и минеральных удобрений, накопителей промстоков, шламохранилищ и других объектов, обуславливающих опасность химического загрязнения подземных вод. Санитарные мероприятия в пределах второго пояса 3СО должны выполняться владельцами объектов, оказывающих (или могущих оказать) отрицательное влияние на качество воды источников водоснабжения.
При работе оборудования по протравливанию семян используются пестициды 1-4 класса опасности, что создает угрозу загрязнения подземного водоносного горизонта ядохимикатами и может негативно отразиться на качестве питьевой воды, подаваемой с водозабора № 3, тем самым создает угрозу здоровью населения. Кроме того, пункт по протравливанию семян расположен на территории ГНУ ВНИ ПТИ Рапс без учета перспективного плана развития г. Липецка. Согласно «Схеме зонирования г. Липецка с градостроительными регламентами», утвержденной решением Липецкого городского Совета депутатов от 27.12.2001 г., земельный участок, используемый институтом, расположен в территориальной зоне с индексом ЖМ 3, градостроительный регламент которой предполагал размещение многоквартирных домов.
Согласно ст. 37 «Правил землепользования и застройки г. Липецка, утвержденных решением 5 сессиии Липецкого городского Совета депутатов четвертого созыва № 51 от 29.06.2010 г., зона Ж-2 предназначена для размещения многоэтажных многоквартирных жилых домов. Согласно схеме зонирования, территория зернотока Института расположена в данной территориальной зоне.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что требования и.о. Липецкого межрайонного природоохранного прокурора являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Неисполнение ответчиком требований природоохранного и земельного законодательства ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан, проживающий в г. Липецке в районе <адрес>, и создает опасность причинения вреда окружающей среде, в том числе подземной питьевой воде, а как следствие - населению г. Липецка.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Ответчик суду не представил бесспорные доказательства, подтверждающие необоснованность доводов истца.
Таким образом, суд полагает признать действия ГНУ ВНИИ рапса Россельхозакадемии по размещению и эксплуатации пункта протравки семян с применением ядохимикатов во 2-м поясе зоны санитарной охраны водозабора № 3 г. Липецка на земельном участке с кадастровым номером №, на территории зернотока, расположенного по адресу: <адрес> обязать ГНУ ВНИИ рапса Россельхозакадемии перенести пункт протравки семян с применением ядохимикатов в место соответствующее санитарно-эпидемиологическим требованиям.
В соответствии со статьей 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части требований.
В соответствии со статьей 103 ГПК РФ, статьей 333.19 НК РФ, суд взыскивает с ответчика ГНУ ВНИИ рапса Россельхозакадемии государственную пошлину в сумме 2000 рублей в доход бюджета городского округа г. Липецка.
Руководствуясь ст. ст. 103, 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Признать действия Государственного научного учреждения Всероссийский научно-исследовательский институт рапса Российской Академии сельскохозяйственных наук (ГНУ ВНИИ рапса Россельхозакадемии) по размещению и эксплуатации пункта протравки семян с применением ядохимикатов во 2-м поясе зоны санитарной охраны водозабора № 3 г. Липецка на земельном участке с кадастровым номером №, на территории зернотока, расположенного по адресу: <адрес>.
Обязать Государственное научное учреждение Всероссийский научно-исследовательский институт рапса Российской Академии сельскохозяйственных наук (ГНУ ВНИИ рапса Россельхозакадемии) перенести пункт протравки семян с применением ядохимикатов в место соответствующее санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Взыскать с Государственного научного учреждения Всероссийский научно-исследовательский институт рапса Российской Академии сельскохозяйственных наук (ГНУ ВНИИ рапса Россельхозакадемии) в доход бюджета городского округа г. Липецка госпошлину в размере 2000 рублей.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме в Липецкий областной суд через Правобережный районный суд г. Липецка.
Председательствующий (подпись) И.В.Дорыданова
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.