Дело № 2-6323/2010г.
РЕШЕНИЕИменем Российской ФедерацииДД.ММ.ГГГГ Правобережный районный суд г. Липецка в составе:
председательствующего Аристовой Н.В.,
при секретаре Мурадян Е.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Липецке гражданское дело по заявлению прокурора Липецкого района Липецкой области в интересах Пересыпкиной ФИО об оспаривании решения УСЗН Липецкой области в отказе присвоения звания «Ветеран труда»,
установил:
Прокурор Липецкого района Липецкой области обратился в суд с заявлением в интересах Пересыпкиной ФИО об оспаривании решения УСЗН Липецкой области в отказе присвоения звания «Ветеран труда», в котором просил признать незаконным решение УСЗН Липецкой области об отказе в присвоении звания «Ветеран труда». В обоснование своих требований ссылался на то, что Пересыпкина Е.Д. имеет ведомственный знак отличия в труде – знак «Победитель социалистического соревнования 1975 года», что при наличии необходимого стажа для назначения пенсии является основанием для присвоения звания «Ветеран труда». Однако Пересыпкиной Е.Д. в присвоении этого звания было отказано.
В судебном заседании старший помощник прокурора Липецкого района Липецкой области Прокофьева Е.А. поддержала заявленные требования, ссылаясь на те же доводы, что и в заявлении. Просила удовлетворить заявленные требования.
Заявитель Пересыпкина Е.Д. в судебном заседании заявление поддержала, ссылаясь на доводы, изложенные в нем, пояснила, что работала бригадиром в одном колхозе им. Кирова 34 года. Была награждена Знаком «Победитель социалистического соревнования 1975 года». Само удостоверение не сохранилось. Но согласно материалов архивного фонда исполнительного комитета Липецкого областного Совета депутатов трудящихся в постановлении № 200 от 26.03. 1976 года «О награждении передовиков колхозов, совхозов и других предприятий сельского хозяйства Липецкой области» подтверждается, что Пересыпкина Е.Д. награждена Знаком «Победитель социалистического соревнования 1975 года». Считает отказ в присвоении звания «Ветеран Труда» незаконным.
Представитель органа, чьи действия обжалуются, - УСЗН Липецкой области в судебное заседание не явился, извещен своевременно и надлежащим образом, причина неявки не известна. В письменном заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель третьего лица Управления социальной защиты населения администрации Липецкого района Липецкой области в суд не явился, о дне слушания извещены надлежащим образом.
Выслушав мнение прокурора Липецкого района Липецкой области, заявителя Пересыпкину Е.Д., изучив письменные доказательства, имеющиеся в деле, суд находит требования законными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 2. ст. 4 Конституции РФ Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.
Согласно ч. 3 ст. 11 Конституции РФ разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.
Согласно ст. 72 Конституции РФ вопросы защиты прав и свобод человека, социальной защиты, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В силу ч.ч. 2, 5 ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. При этом законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
В соответствии с п. «в» ст. 1 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» с последующими изменениями одним из принципов осуществления деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации является верховенство Конституции Российской Федерации и федеральных законов на всей территории Российской Федерации. В силу ч.ч. 1-2 ст. 3 названного Закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон. Субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов. После принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с данным федеральным законом в течение трех месяцев.
В силу ч. 2 ст. 26.3 Федерального закона № 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится, в частности, решение вопросов социальной поддержки ветеранов труда. Согласно ч. 4. ст. 26.3 по вопросам, указанным в пункте 2 названной статьи, могут приниматься федеральные законы. Не допускается включение в эти федеральные законы положений, которыми определяются объем и порядок осуществления расходов из бюджета субъекта Российской Федерации, необходимых для исполнения соответствующих полномочий органами государственной власти субъекта Российской Федерации
Согласно преамбуле Федеральный закон от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» с последующими изменениями устанавливает правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе. В соответствии со ст. 7 указанного федерального закона ветеранами труда, в частности, являются лица, награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет. Порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации
Согласно ст. 11 Закона Липецкой области от 02.12.2004 года № 141-ОЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Липецкой области» в редакции, действующей до 08.06.2006 года, ветеранами труда являлись, в частности, лица, награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет. Законом Липецкой области от 8 июня 2006 г. N 304-ОЗ в указанную статью были внесены изменения, согласно которым звание "Ветеран труда" присваивается лицам, награжденным ведомственными знаками отличия за многолетний и добросовестный труд и имеющим трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.
Судом установлено, что Пересыпкина Е.Д. согласно записям в трудовой книжке и архивной справке № 3312/1 от 27.09.2010 года в 1975 году работала в колхозе имени Кирова, где была награждена знаком «Победитель социалистического соревнования 1975 года». Согласно постановлению Исполкома Липецкого областного Совета депутатов трудящихся и президиума облсовпрофа № 200 от 26.03.1976 года было принято предложение областного производственного управления сельского хозяйства облисполкома, специализированных трестов, райисполкомов и райкомов профсоюза рабочих и служащих сельского хозяйства и заготовок о награждении общесоюзным знаком «Победитель соцсоревнования 1975 года» с вручением их передовикам колхозов, совхозов и других предприятий и организаций сельского хозяйства системы Министерства сельского хозяйства РСФСР, добившихся наиболее высоких производственных показателей в социалистическом соревновании 1975 года.
Таким образом, доводы прокурора Липецкого района Липецкой области о награждении Пересыпкиной Е.Д. знаком от имени Министерства сельского хозяйства РСФСР подтверждаются перечисленными доказательствами и согласуются с содержанием действующих в то время нормативных актов. Так, единый общесоюзный знак «Победитель социалистического соревнования 1975 года» был учрежден пунктом 1 постановления Президиума ВЦСПС от 07.03.1975 года, протокол № 5,п.8.
Согласно п.п. 1-2 Положения о знаке «Победитель социалистического соревнования 1975 года», являющегося приложением к вышеназванному постановлению Президиума ВЦСПС, данным знаком награждаются, в частности, передовые рабочие и колхозники предприятий, организаций районного, областного, краевого подчинения, совхозов и колхозов, добившиеся высоких трудовых показателей во Всесоюзном социалистическом соревновании, совместным решением обл(край)исполкома и областного, краевого совета профсоюзов.
На основании изложенного суд пришел к выводу о том, что знак «Победитель социалистического соревнования 1975 года», которым награждена Пересыпкина Е.Д., является ведомственным знаком отличия в труде Министерства сельского хозяйства РСФСР.
Суд не может согласиться с позицией УСЗН Липецкой области, изложенной в уведомлении № 11-1/01-604 от 22.09.2010 года о том, что основанием к отказу в присвоении Пересыпкиной Е.Д. звания «Ветеран труда» является отсутствие у нее наград за многолетний и добросовестный труд, по следующим причинам:
Поскольку вопросы социальной защиты граждан находятся в совместном ведении РФ и субъектов РФ, то согласно вышеприведенным нормам Конституции РФ и Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» законы субъектов РФ в области социальной защиты различных категорий граждан, в том числе и ветеранов труда, должны соответствовать федеральным законам РФ. В случае несоответствия норм, определенных по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ, в федеральных законах РФ и в законах субъектов РФ, действуют федеральные законы. Федеральный закон РФ «О ветеранах» в качестве одного из необходимых условий отнесения граждан к категории ветеранов труда определяет награждение их ведомственными знаками отличия в труде, а не знаками за многолетний и добросовестный труд. Органы субъектов РФ вправе устанавливать лишь условия и порядок присвоения звания «Ветеран труда», которые не могут противоречить нормам федерального закона РФ «О ветеранах» (ст. 7 ФЗ «О ветеранах»). В частности, субъекты РФ не вправе сужать установленный федеральным законодательством круг лиц, имеющих право на присвоение звания «Ветеран труда».
Кроме того, в соответствии со ст. 11 Закона Липецкой области от 02.12.2004 года № 141-ОЗ «О мерах по социальной поддержке отдельных категорий граждан в Липецкой области» условиями для присвоения звания «Ветеран труда» являются:
а) награждение ведомственными знаками отличия в труде общесоюзными и союзно-республиканскими министерствами, государственными комитетами СССР;
б) награждение знаками отличия, утвержденными нормативными правовыми актами федеральных министерств Российской Федерации.
Награждение Пересыпкиной Е.Д. знаком «Победитель социалистического соревнования 1975 года» соответствует этим условиям, так как оно осуществлялось союзно-республиканским министерством.
Наличие второго условия, необходимого для присвоения звания «Ветеран труда» (требуемый для назначения пенсии стаж) подтверждено записями в трудовой книжке Пересыпкиной Е.Д., справкой от 30.08.2010 года, согласно которым у заявителя в настоящее время имеется стаж более 36 лет, пенсия назначена с ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, необходимый для назначения пенсии стаж у Пересыпкиной Е.Д. имелся до 08.06.2006 года – даты внесения изменений в ст. 11 Закона Липецкой области от 02.12.2004 года № 141-ОЗ.
При наличии этих условий оснований у УСЗН Липецкой области отказывать Пересыпкиной Е.Д., обратившейся в установленном порядке за присвоением звания «Ветеран труда», не имелось.
В соответствии с ч. 3. ст. 5 Федерального Конституционного закона от 31.12.1996 года № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» с последующими изменениями суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа, а равно должностного лица Конституции Российской Федерации, федеральному конституционному закону, федеральному закону, общепризнанным принципам и нормам международного права, международному договору Российской Федерации, конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, закону субъекта Российской Федерации, принимает решение в соответствии с правовыми положениями, имеющими наибольшую юридическую силу. При таких обстоятельствах заявление прокурора Липецкого района Липецкой области в интересах Пересыпкиной Е.Д. об оспаривании действий УСЗН Липецкой области является обоснованным и подлежит удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Поскольку согласно ст. 11 Закона Липецкой области от 02.12.2004 года № 141-ОЗ «О мерах по социальной поддержке отдельных категорий граждан в Липецкой области» основанием для реализации мер социальной поддержки ветеранами труда и приравненными по мерам социальной поддержки к ним лицами, является, в частности, удостоверение «Ветеран труда», то суд считает обязать УСЗН Липецкой области, к компетенции которого относится выдача удостоверений, выдать Пересыпкиной Е.Д. удостоверение «Ветеран труда».
Руководствуясь ст. 194-198, ст. 258 ГПК РФ, суд
решил:
Признать незаконным решение Управления социальной защиты населения Липецкой области от 22.09.2010 года № 11-1/01-604 об отказе в присвоении Пересыпкиной ФИО звания «Ветеран труда» и праве на льготы.
Настоящее решение является основанием для выдачи Пересыпкиной ФИО удостоверения «Ветеран труда» в установленном законом порядке через орган социальной защиты населения администрации Липецкого района Липецкой области по месту жительства Пересыпкиной Екатерины Дмитриевны.
Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения через Правобережный суд гор. Липецка.
Председательствующий
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ