об оспаривании предписания



Дело №.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ г. Липецк

Правобережный районный суд г. Липецка в составе:

председательствующего Николаевой В.М. при секретаре Семенцовой И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Липецке гражданское дело по заявлению ЗАО «Липецк-Терминал М» об оспаривании предписания Государственной инспекции труда в Липецкой области,

установил:

ЗАО «Липецк-Терминал М» обратилось в суд с заявлением к Государственной инспекции труда в Липецкой области, в котором просило признать недействительным предписание № от ДД.ММ.ГГГГ в части возложения обязанности на заявителя по установлению сокращенной продолжительности рабочего времени для водителей бензовозов службы автоперевозок нефтепродуктов. Свои требования заявитель обосновывал тем, что Списком производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утвержденным постановлением Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 25.10.1974 года № 298/П-22, не предусмотрено установление сокращенной продолжительности рабочего дня для водителей бензовозов.

В судебном заседании представители ЗАО «Липецк-Терминал М» по доверенностям Гладырь А.А. и Азатян М.О. поддержали заявленные требования, ссылаясь на те же доводы, что и в заявлении. Они объяснили, что Управлением труда и занятости по Липецкой области проводилась экспертиза качества аттестации рабочих мест водителей бензовозов, по результатам которой не было выявлено никаких нарушений, в том числе в части указания в аттестационных картах на 40-часовую рабочую неделю. Полагали, что пока не принят новый перечень профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на сокращенную рабочую неделю, продолжает действовать Список 1974 года, который не предусматривает сокращенную продолжительность рабочего времени для водителей бензовозов. Подтвердили, что условия труда водителей бензовоза относятся к вредным, поскольку им присвоен класс 3.1. Просили восстановить срок на обжалование предписания, поскольку ошибочно первоначально обратились с иском в арбитражный суд Липецкой области. После возвращения искового заявления сразу подали иск в Правобережный районный суд г. Липецка.

Представитель Государственной инспекции труда в Липецкой области по доверенности Шелестенко Д.А. возражал против удовлетворения заявленных требований. Он объяснил, что сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю в силу ст. 92 ТК РФ и постановления Правительства РФ № 870 от 20.11.2008 года должна устанавливаться для всех работников, занятых на работах с вредными условиями труда. Установление конкретного количества рабочих часов в неделю в зависимости от класса условий труда было поручено Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации, которое до настоящего времени не издало соответствующий нормативный акт. Не возражал протии признания причин пропуска срока обжалования предписания уважительными.

Выслушав объяснения сторон, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам:

В соответствии со ст. 219 ТК РФ каждый работник имеет право на компенсации, установленные в соответствии с данным Кодексом, коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом, трудовым договором, если он занят на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

Согласно ст. 92 ТК РФ сокращенная продолжительность рабочего времени устанавливается для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, - не более 36 часов в неделю в порядке, установленном Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Правительства РФ постановлением от 20 ноября 2008 года N870 установило работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, по результатам аттестации рабочих мест сокращенную продолжительность рабочего времени - неболее 36 часов в неделю и поручило Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации в 6-месячный срок установить в зависимости от класса условий труда и с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, сокращенную продолжительность рабочего времени. До настоящего времени такой документ по установлению конкретного количества рабочих часов для работников, занятых на работах с вредными условиями труда, в зависимости от класса условий труда Министерством здравоохранения и социального развития не утвержден. Поэтому в настоящее время продолжает действовать список производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утвержденный постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС N 298/П-22 от 25 октября 1974 года с последующими изменениями, но лишь в части, не противоречащий ст. 92 ТК РФ и постановлению Правительства № 870. То есть, если данный список предусматривает для отдельных категорий работников, чьи условия работы по результатам аттестации были признаны вредными либо опасными, сокращенную продолжительность рабочей недели не более 36 часов (например, сокращение рабочей недели на 4 часа, на 5 часов, на 6 часов), то данным работникам должна устанавливаться рабочая неделя в соответствии с данным списком (36 часов, 35 часов, 34 часа). Однако, если этот список не содержит указания на сокращенную неделю для работников, условия труда которых по результатам аттестации признаны вредными или опасными, то следует руководствоваться статьей 92 ТК РФ и постановлением Правительства РФ № 870, согласно которым продолжительность рабочей недели для работников, занятых на работах с вредными или опасными условиями труда, не может превышать 36 часов.

Вышеназванный Список утверждался в 1974 году в период действия Кодекса законов о труде, статья 44 которого предусматривала утверждение в установленном порядке Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых давала бы право на сокращенную продолжительность рабочего времени

Действующий в настоящее время Трудовой кодекс РФ такой нормы не содержит. Статья 92 ТК РФ устанавливает максимальную продолжительность рабочего времени для работников, работающих во вредных или опасных условиях труда, в 36 часов в неделю и наделяет Правительство РФ полномочиями по установлению порядка предоставления названной компенсации. Правительство в вышеназванном постановлении устанавливает такой порядок, а именно предлагает конкретную продолжительность рабочего времени устанавливать по результатам аттестации в зависимости от присвоенного класса условий труда и поручает Министерству здравоохранения и социального развития разработать соответствующий документ. Отсутствие такого документа в настоящее время не дает права работодателю нарушать права работников, работающих во вредных или опасных условиях, на сокращенную продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю, установленных в ст. 92, ст. 219 ТК РФ.

Судом установлено, что согласно аттестационным картам, составленным по результатам аттестации рабочих мест водителей бензовозов, условиям труда по степени вредности или опасности присвоен класс 3.1. Согласно «Руководству по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда" Р 2.2.2006-05, утвержденному Главным государственным санитарным врачом РФ 29 июля 2005года, рабочие места с классом 3.1 ( а также с классом 3.2, 3.3, 3.4.) относятся к местам с вредными условиями труда. Данное обстоятельство никем не оспаривается. Следовательно, водители бензовозов, условия труда которых по результатам аттестации рабочих мест признаны вредными, имеют право на сокращенную продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю. Однако в их аттестационных картах продолжительность рабочей недели установлена в 40 часов на основании постановления от 25.10.1974 года без учета ст. 92 ТК РФ и постановления Правительства РФ № 870 от 20.11.2008 года. Поэтому государственным инспектором труда в Липецкой области было вынесено предписание от ДД.ММ.ГГГГ №, пунктом 2 которого на ЗАО «Липецк-Терминал М» возлагалась обязанность установить водителям бензовозов службы автоперевозок нефтепродуктов сокращенную продолжительность рабочего времени в соответствии с вышеназванными нормами права. Данное предписание соответствует закону и не нарушает прав работодателя. Поэтому отсутствуют основания для признания его недействительным.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198, ст.258 ГПК РФ, суд

решил:

Отказать в удовлетворении требований ЗАО «Липецк-Терминал М» о признании недействительным предписания Государственной инспекции труда в Липецкой области № от ДД.ММ.ГГГГ в части возложения обязанности по установлению сокращенной продолжительности рабочего времени для водителей бензовозов службы автоперевозок нефтепродуктов.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме в Липецкий областной суд через Правобережный районный суд г. Липецка.

Председательствующий

Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.