дело № 2-4078/2010 г. РЕШЕНИЕИменем Российской ФедерацииДД.ММ.ГГГГ Правобережный районный суд гор. Липецка в составе:
председательствующего Аристовой Н.В.
при секретаре Мурадян Е.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Якунина ФИО3 к Управлению социальной защиты населения Липецкой области, Администрации гор. Липецка, Администрации Липецкой области о включении в федеральную целевую программу «Жилище» на 2002-2010 года» и предоставлении жилищного сертификата для приобретения жилья
УСТАНОВИЛ:
Якунин В.К. обратился в суд с иском к Управлению социальной защиты населения Липецкой области о включении в федеральную целевую программу «Жилище» на 2002-2010 года и предоставлении жилищного сертификата для приобретения жилья. Обосновывает исковые требования тем, что является инвалидом 2 группы вследствие Чернобыльской катастрофы и проживает в однокомнатной квартире общей площадью 28,5 кв.м. совместно с дочерьми ФИО1, 1985 года рождения и ФИО2, 1996 года рождения. Дети являются собственниками квартиры в равных долях. Распоряжением Главы администрации гор. Липецка от 01.03.2010 года Якунин В.К. включен в льготную очередь инвалидов, пострадавших вследствие катастрофы на ЧАЭС, с даты подачи заявления на общую очередь - 21.02.2005 года.
Управление социальной защиты населения Липецкой области на его обращение сообщили, что право на участие в программе «Жилище» на 2002 — 2010 годы имеют граждане, принятые на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года, а так как Якунин В.К. принят на учет после 1 января 2005 года, то право на участие в программе не имеет.
Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 179-ФЗ) для инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предусматривалось одноразовое бесплатное обеспечение благоустроенной жилой площадью в течение трех месяцев со дня подачи заявления, а также одноразовое бесплатное обеспечение дополнительной жилой площадью в виде отдельной комнаты (пункт 3 части первой статьи 14).
1 января 2005 года вступил в силу Федеральный закон от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", которым статья 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" была изложены в новой редакции (пункт 8 статьи 3). На основе названного Закона Правительством Российской Федерации были разработаны Федеральная целевая программа по обеспечению жильем участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 1995 - 1997 годах (Постановление Правительства Российской Федерации от 24 мая 1995 года N 511), действовавшая до 2001 года, и Федеральная целевая программа "Жилище" на 2002 - 2010 годы (Постановление Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 года N 675).
Тем самым, инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы, принятым на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года, было предоставлено право на участие в подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы (утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 года N 675 и действует в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 года N 133), предусматривающей социальные выплаты на приобретение жилья (жилищные субсидии). Что касается граждан, также относящихся к указанной категории, но принятых на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий после 1 января 2005 года, то они не получили статуса участников названной подпрограммы Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Истец считает, что его права нарушены в той мере, в какой ограничивается его право, как инвалида вследствие чернобыльской катастрофы, принятого на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий после 1 января 2005 года, в предоставлении ему из средств федерального бюджета субсидий на приобретение жилья. С 2006 года обеспечение жильем названной категории граждан осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153 путем предоставления социальной выплаты (жилищной субсидии, субсидии) для приобретения жилья.
Постановлением Конституционного суда РФ от 10 ноября 2009 года № 17-П положения пункта 2 части первой статьи 14 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ) признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (часть 2), 40, 42 и 55 (часть 3), в той мере, в какой данные положения в системе действующего правового регулирования не устанавливают правовой механизм, который равным образом гарантировал бы предоставление жилых помещений гражданам - инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы, принятым на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий как до 1 января 2005 года, так и после этой даты. Якунин В.К. просит обязать УСЗН Липецкой области включить его в федеральную целевую программу «Жилище» на 2002 - 2010 годы и предоставить социальную выплату (жилищную субсидию) на льготных условиях путем предоставления государственного жилищного сертификата на приобретение жилья совместно с несовершеннолетней дочерью Якуниной П.В., рождения 09.03.1996 года.
Определением Правобережного суда гор. Липецка в качестве соответчиков привлечены Администрация гор. Липецка, Администрация Липецкой области.
Истец Якунин В.К. в судебном заседании исковые требования поддержал, ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении.
Представитель ответчика администрации гор. Липецка по доверенности Тырина О.В. с исковыми требованиями не согласилась. Считает, что Якунин В.К. не может быть включен в федеральную целевую программу «Жилище» на 2002 - 2010 годы и не может претендовать на предоставление ему жилищного сертификата на льготных условиях на приобретение жилья, поскольку он поставлен на очередь после 01.01.1995 года. В связи с чем, он должен получать жилье в соответствии с ЖК РФ.
Представитель ответчика Управления социальной защиты населения по доверенности Волков В.В. с иском не согласился, пояснив, что Распоряжением администрации Липецкой области от 04.09.2006 года № 672-р на Управление социальной защиты населения области возложены полномочия по выдаче отдельным категориям граждан государственных жилищных сертификатов. Якунин В.К. не может быть включен в федеральную целевую программу «Жилище» на 2002 - 2010 годы для получения жилищного сертификата, так как он поставлен на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.01.2005 года.
Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, приходит к следующему выводу.
Согласно ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Якунин В.К. является инвалидом 2 группы вследствие чернобыльской катастрофы, что подтверждается справкой МСЭ 013 № 746892.
Истец проживает в однокомнатной квартире общей площадью 28,5 кв.м. совместно с дочерьми Якуниной Е.В., 1985 года рождения и Якуниной П.В., 1996 года рождения. Дети являются собственниками квартиры в равных долях, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права.
Распоряжением Главы администрации гор. Липецка от 01.03.2010 года Якунин В.К. включен в льготную очередь инвалидов, пострадавших вследствие катастрофы на ЧАЭС с даты подачи заявления на общую очередь - 21.02.2005 года.
Истец обратился в УСЗН Липецкой области с просьбой включить его в федеральную целевую программу «Жилище» на 2002 - 2010 годы для получения жилищного сертификата. Ему было отказано.
Порядок предоставления сертификатов определен Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище на 2002-2010 годы», утвержденными постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 года № 153.
Согласно п.п. «е» п. 5 Правил, право на участие в подпрограмме имеют граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на ЧАЭС, аварии на производственном объединении «Маяк» и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.01.2005 года, имеющие право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со ст. 14,15,16,17,22 Закона РФ от 15.05.1991 года № 1244 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС».
Согласно п.2 ст. 14 ФЗ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1января 2005года, жилой площадью в размерах и порядке, установленных Правительством Российской Федерации. Нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1января 2005года, обеспечиваются жилой площадью в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 10.11.2009 года № 17-П признаны положения пункта2 части первой статьи14 и пункта1 части первой статьи15 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004года N122-ФЗ) не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (часть2), 40, 42 и 55 (часть3), в той мере, в какой данные положения в системе действующего правового регулирования не устанавливают правовой механизм, который равным образом гарантировал бы предоставление жилых помещений гражданам - инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы и участникам ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, принятым на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий как до 1 января 2005года, так и после этой даты.
Однако, Якунин В.К. не может быть включен в Федеральной целевой программу «Жилище на 2002-2010 годы», данная программа рассчитана только по 2010 год и в настоящее время не продлена на будущий период Правительством РФ. Истец поставлен на очередь после 01.01.2005 года. Поскольку, суд пришел к выводу о не возможности включить истца в Федеральную целевую программу «Жилище на 2002-2010 годы», то предоставить жилищный сертификат для приобретения жилья Якунину В.К. законных оснований не имеется.
Как указывается в Постановлении Конституционного Суда РФ от 10.11.2009 года № 17-П механизм, который равным образом гарантировал бы предоставление жилых помещений гражданам - инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы, и участникам ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, принятым на учет, нуждающихся в улучшении жилищных условий, как до 1 января 2005года, так и после этой даты, еще не принят и находится в стадии обсуждения и принятия. Якунин В.К. не лишен возможности осуществить защиту своих прав в будущем.
С учетом предоставленных суду доказательств, их анализа, суд считает необходимым в иске Якунину В.К. к Управлению социальной защиты населения Липецкой области, Администрации гор. Липецка, Администрации Липецкой области о включении в Федеральную целевую программу «Жилище» на 2002-2010 года и предоставлении жилищного сертификата для приобретения жилья отказать.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В иске Якунину ФИО3 к Управлению социальной защиты населения Липецкой области, Администрации гор. Липецка, Администрации Липецкой области о включении в федеральную целевую программу «Жилище» на 2002-2010 года и предоставлении жилищного сертификата для приобретения жилья отказать.
Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения через Правобережный суд гор. Липецка.
Председательствующий
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ