Дело №
РЕШЕНИЕИменем Российской ФедерацииДД.ММ.ГГГГ
Правобережный районный суд г. Липецка в составе:
председательствующего судьи Степановой Г.В.
при секретаре Неклюдовой Е.Г.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Липецке гражданское дело по заявлению Кобзева ФИО8 об оспаривании действий Управления социальной защиты населения Липецкой области, Департамента социальной защиты населения Администрации г. Липецка по отказу в присвоении звания «Ветеран труда»,
УСТАНОВИЛ:Кобзев ФИО9. обратился в суд с заявлением об оспаривании действий УСЗН Липецкой области, в котором просила обязать УСЗН Липецкой области присвоить ему звание «Ветеран труда» и выдать удостоверение «Ветеран труда». В обоснование своих требований ссылался на то, что имеет ведомственный знак отличия в труде – знак «Победитель социалистического соревнования 1980 года», что при наличии необходимого стажа для назначения пенсии является основанием для присвоения звания «Ветеран труда».В судебном заседании Кобзев ФИО10 поддержал свои требования, ссылаясь на те же доводы, что и в заявлении. Он пояснил, что в период награждения работал электрогазосварщиком 5 разряда в ремонтном цехе сталеплавильного оборудования № <данные изъяты>, который относился к Министерству черной металлургии СССР. Награда вручалась ему от имени Министерства черной металлургии, которым были разработаны показатели всесоюзного социалистического соревнования в данной отрасли. УСЗН Липецкой области отказало ему в присвоении звания «Ветеран труда», указав, что знак «Победитель социалистического соревнования 1980 года» не является ведомственным знаком отличия в труде за многолетний и добросовестный труд. Просил удовлетворить его требования.
Представитель органа, чьи действия обжалуются, – УСЗН Липецкой области в судебное заседание не явился, извещен своевременно надлежащим образом, в письменном заявлении просил рассмотреть дело без его участия. Представитель ДСЗН Администрации г. Липецка в судебное заседание не явился, о причинах неявки не сообщил. В соответствии с ч. 2 ст. 257 ГПК РФ их неявка не является препятствием к рассмотрению заявления Кобзева ФИО11. по существу.
Выслушав объяснения заявителя, изучив письменные доказательства, имеющиеся в деле, суд приходит к следующим выводам:
В соответствии с ч. 2. ст. 4 Конституции РФ Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.
Согласно ч. 3 ст. 11 Конституции РФ разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.
Согласно ст. 72 Конституции РФ вопросы защиты прав и свобод человека, социальной защиты, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В силу ч. 2, 5 ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. При этом законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
В соответствии с п. «в» ст. 1 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных орга
-2-
нов государственной власти субъектов Российской Федерации» с последующими изменениями одним из принципов осуществления деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации является верховенство Конституции Российской Федерации и федеральных законов на всей территории Российской Федерации. В силу ч.1-2 ст. 3 названного Закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон. Субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов. После принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с данным федеральным законом в течение трех месяцев.
В силу ч.2 ст.26.3 федерального закона N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится, в частности, решение вопросов социальной поддержки ветеранов труда. Согласно ч.4. ст. 26.3 по вопросам, указанным в пункте 2 названной статьи, могут приниматься федеральные законы. Не допускается включение в эти федеральные законы положений, которыми определяются объем и порядок осуществления расходов из бюджета субъекта Российской Федерации, необходимых для исполнения соответствующих полномочий органами государственной власти субъекта Российской Федерации
Согласно преамбуле Федеральный закон от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» с последующими изменениями устанавливает правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе. В соответствии со ст. 7 указанного федерального закона ветеранами труда, в частности, являются лица, награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет. Порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации
Согласно ст. 11 Закона Липецкой области от 02.12.2004 года № 141-ОЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Липецкой области» в редакции, действующей до 08.06.2006 года, ветеранами труда являлись, в частности, лица, награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет. Законом Липецкой области от 8 июня 2006 г. N 304-ОЗ в указанную статью были внесены изменения, согласно которым звание «Ветеран труда» присваивается лицам, награжденным ведомственными знаками отличия за многолетний и добросовестный труд и имеющим трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.
Судом установлено, что Кобзев ФИО29 согласно записям в трудовой книжке в 1980 году работал электрогазосварщиком 5 разряда в ремонтном цехе сталеплавильного оборудования № <данные изъяты>, где была награждена знаком «Победитель социалистического соревнования 1980 года». Удостоверение о награждении указанным знаком подписано соответствующими должностными лицами от имени Министерства черной металлургии СССР и ЦК профсоюза рабочих металлургической промышленности и скреплено печатью <данные изъяты>. В трудовой книжке Кобзева ФИО12. имеется запись от ДД.ММ.ГГГГ о награждении указанным знаком. При этом основанием награждения указано постановление № от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно постановлению <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ награждение работников знаком «Победитель социалистического соревнования 1980 года» производилось за
-3-
достижение высоких трудовых показателей в социалистическом соревновании, за повышение эффективности производства и качества работы, успешное выполнение государственного плана и социалистических обязательств 1980 года от имени Министерства черной металлургии СССР и ЦК профсоюзов рабочих металлургической промышленности. Доводы Кобзева ФИО28. о награждении его знаком от имени Министерства черной металлургии СССР не только подтверждаются перечисленными доказательствами, но и согласуются с содержанием действующих в то время нормативных актов. Так, единый общесоюзный знак «Победитель социалистического соревнования» был учрежден пунктом 4 постановления ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ № от ДД.ММ.ГГГГ для награждения лиц за успешное выполнение заданий и обязательств соответствующего года пятилетки. Указанным постановлением министерствам и ведомствам совместно с ЦК профсоюзов поручалось утвердить условия Всесоюзного социалистического соревнования в отраслях с учетом основных направлений экономической и социальной политики, определенных XXV съездом партии, а также принять меры по дальнейшему совершенствованию морального стимулирования участников соревнования (п. 9, 12 постановления). На основании изложенного суд пришел к выводу о том, что знак «Победитель социалистического соревнования 1980 года», которым награжден Кобзев ФИО13., является ведомственным знаком Министерства черной металлургии отличия в труде. Данный факт не оспаривается и представителем УСЗН Липецкой области.
Суд не может согласиться с позицией УСЗН Липецкой области, изложенной в уведомлении № от ДД.ММ.ГГГГ о том, что основанием к отказу в присвоении Кобзеву ФИО14. звания «Ветеран труда» является отсутствие у него наград за многолетний и добросовестный труд, по следующим причинам:
Поскольку вопросы социальной защиты граждан находятся в совместном ведении РФ и субъектов РФ, то согласно вышеприведенным нормам Конституции РФ и Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» законы субъектов РФ в области социальной защиты различных категорий граждан, в том числе и ветеранов труда, должны соответствовать федеральным законам РФ. В случае несоответствия норм, определенных по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ, в федеральных законах РФ и в законах субъектов РФ, действуют федеральные законы. Федеральный закон РФ «О ветеранах» в качестве одного из необходимых условий отнесения граждан к категории ветеранов труда определяет награждение их ведомственными знаками отличия в труде, а не знаками за многолетний и добросовестный труд. Органы субъектов РФ вправе устанавливать лишь условия и порядок присвоения звания «Ветеран труда», которые не могут противоречить нормам федерального закона РФ «О ветеранах» (ст.7 ФЗ «О ветеранах»). В частности, субъекты РФ не вправе сужать установленный федеральным законодательством круг лиц, имеющих право на присвоение звания «ветеран труда». Иная правовая позиция может повлечь нарушение принципа равенства граждан, установленного в ст. 19 Конституции РФ. Поэтому в рассматриваемой ситуации Управление социальной защиты населения Липецкой области при решении вопроса о присвоении Кобзеву ФИО21. звания «Ветеран труда» должно было руководствоваться федеральным законодательством.
Кроме того, федеральному закону РФ «О ветеранах» не противоречат условия для присвоения звания «Ветеран труда», закрепленные в ст. 11 Закона Липецкой области от 2 декабря 2004 года N 141-ОЗ «О мерах по социальной поддержке отдельных категорий граждан в Липецкой области», а именно:а) награждение ведомственными знаками отличия в труде общесоюзными и союзно-республиканскими министерствами, государственными комитетами СССР;
б) награждение знаками отличия, утвержденными нормативными правовыми актами федеральных министерств Российской Федерации.
-4-
Награждение Кобзева ФИО22 знаком «Победитель социалистического соревнования 1980 года» соответствует этим условиям, так как оно осуществлялось общесоюзным министерством.
Наличие второго условия, необходимого для присвоения звания «ветеран труда» (требуемый для назначения пенсии стаж) подтверждено записями в трудовой книжке Кобзева ФИО23., справкой от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно которым у заявителя на дату обращения в УСЗН Липецкой области имелся стаж <данные изъяты>. Таким образом, у Кобзева ФИО24. имеется необходимый стаж для назначения пенсии, что подтверждается копией трудовой книжки заявителя.
При наличии этих условий оснований у УСЗН Липецкой области отказывать Кобзеву ФИО25., обратившемуся в установленном порядке за присвоением звания «Ветеран труда», не имелось. Однако УСЗН Липецкой области уведомлением №от ДД.ММ.ГГГГ отказало Кобзеву ФИО27. в удовлетворении его заявления о присвоении звания «ветеран труда».
В соответствии со ст. 249 ГПК РФ обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагается на органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
УСЗН Липецкой области какие-либо доказательства, опровергающие вышеприведенные выводы суда, не представило. В соответствии с ч.3. ст. 5 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» с последующими изменениями суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа, а равно должностного лица Конституции Российской Федерации, федеральному конституционному закону, федеральному закону, общепризнанным принципам и нормам международного права, международному договору Российской Федерации, конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, закону субъекта Российской Федерации, принимает решение в соответствии с правовыми положениями, имеющими наибольшую юридическую силу. При таких обстоятельствах заявление Кобзева ФИО26 об оспаривании действий УСЗН Липецкой области и Департамента социальной защиты населения администрации г. Липецка является обоснованным и подлежит удовлетворению.
В соответствии с ч.1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. Поскольку согласно ст. 11 Закона Липецкой области от 2 декабря 2004 г. N 141-ОЗ «О мерах по социальной поддержке отдельных категорий граждан в Липецкой области» основанием для реализации мер социальной поддержки ветеранами труда и приравненными по мерам социальной поддержки к ним лицами, является, в частности, удостоверение «Ветеран труда», то суд считает обязать Департамент социальной защиты населения Администрации г. Липецка, к компетенции которого относится выдача удостоверений, выдать ФИО20 удостоверение «Ветеран труда».
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ с УСЗН Липецкой области подлежат взысканию в пользу Кобзева ФИО19. подтвержденные квитанцией судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 200 рублей.
Руководствуясь ст. 194-198, 258 ГПК РФ,
РЕШИЛ:Признать незаконным отказ Управления социальной защиты населения Липецкой области в присвоении Кобзеву ФИО17 звания «Ветеран труда».
Взыскать с Управления социальной защиты населения Липецкой области в пользу Кобзева ФИО16 расходы по уплате государственной пошлины в сумме 200 рублей.
-5-
Настоящее решение является основанием для выдачи Кобзеву ФИО15 удостоверения «Ветеран труда» в установленном законом порядке через орган социальной защиты населения по месту жительства заявителя.
Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд в течение 10 дней с момента изготовления решения в окончательной форме через Правобережный суд г. Липецка.
Председательствующий Г.В.Степанова
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ