о признании незаконным отказа в присвоении звания `Ветеран труда`



Дело № 2-6498/2010 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

22 ноября 2010 года Правобережный районный суд г. Липецка в составе:

председательствующего Берман Н.В.,

при секретаре Бочаровой Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Липецке дело по заявлению Ролдугина ФИО5 о признании незаконным отказа Управления социальной защиты населения Липецкой области в присвоении звания «Ветеран труда»,

установил:

Ролдугин Н.М. обратился в суд с заявлением о признании незаконным отказа Управления социальной защиты населения Липецкой области в присвоении звания «Ветеран труда». В обоснование своих требований ссылался на то, что имеет ведомственный знак отличия в труде – знак «Победитель социалистического соревнования 1976 года», что при наличии необходимого стажа для назначения пенсии является основанием для присвоения звания «Ветеран труда».

В судебное заседание заявитель Ролдугин Н.М. не явился, извещен надлежащим образом, в письменном заявлении просил суд о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель УСЗН Липецкой области не явился в судебное заседание, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, в письменном заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие.

В соответствии с ч.2 ст. 257 ГПК РФ их неявка не является препятствием к рассмотрению заявления по существу.

Изучив письменные доказательства, имеющиеся в деле, суд приходит к следующим выводам:

В соответствии с ч.2. ст. 4 Конституции РФ Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.

Согласно ч. 3 ст. 11 Конституции РФ разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

Согласно ст. 72 Конституции РФ вопросы защиты прав и свобод человека, социальной защиты, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В силу ч.2, 5 ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. При этом законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

В соответствии с п. «в» ст. 1 Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» с последующими изменениями одним из принципов осуществления деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации является верховенство Конституции Российской Федерации и федеральных законов на всей территории Российской Федерации.

В силу ч.1-2 ст. 3 названного Закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон. Субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов. После принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с данным федеральным законом в течение трех месяцев.

В силу ч.2 ст.26.3 Федерального закона N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится, в частности, решение вопросов социальной поддержки ветеранов труда.

Согласно ч.4. ст. 26.3 по вопросам, указанным в пункте 2 названной статьи, могут приниматься федеральные законы. Не допускается включение в эти федеральные законы положений, которыми определяются объем и порядок осуществления расходов из бюджета субъекта Российской Федерации, необходимых для исполнения соответствующих полномочий органами государственной власти субъекта Российской Федерации.

Согласно преамбуле Федеральный закон от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» с последующими изменениями устанавливает правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе.

В соответствии со ст. 7 указанного федерального закона ветеранами труда, в частности, являются лица, награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.

Порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 11 Закона Липецкой области от 02.12.2004 года № 141-ОЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Липецкой области» в редакции, действующей до 08.06.2006 года, ветеранами труда являлись, в частности, лица, награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.

Законом Липецкой области от 08 июня 2006 года N 304-ОЗ в указанную статью были внесены изменения, согласно которым звание "Ветеран труда" присваивается лицам, награжденным ведомственными знаками отличия за многолетний и добросовестный труд и имеющим трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.

Судом установлено, что Ролдугин Н.М. согласно записям в трудовой книжке в 1976 году работал шофером в автоколонне № 1143 Липецкого транспортного управления, где был награжден знаком «Победитель социалистического соревнования 1976 года». Удостоверение о награждении указанным знаком подписано соответствующими должностными лицами от имени Министерства автомобильного транспорта и ЦК профсоюза рабочих автомобильного транспорта и шоссейных дорог. Доводы Ролдугина Н.М. о награждении его знаком от имени Министерства автомобильного транспорта РСФСР согласуются с содержанием действующих в то время нормативных актов. Единый общесоюзный знак «Победитель социалистического соревнования 1976 года» был учрежден постановлением Президиума ВЦСПС от 27.02.1974 года, протокол № 4, п.12.

Согласно п.1-2 Положения о знаке «Победитель социалистического соревнования 1976 года», являющегося приложением к вышеназванному постановлению ВЦСПС, данным знаком награждаются, в частности, лучшие работники предприятий и организаций союзного подчинения, добившиеся наиболее высоких трудовых показателей во Всесоюзном социалистическом соревновании, совместным постановлением министерства, ведомства СССР и ЦК профсоюза.

На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что знак «Победитель социалистического соревнования 1976 года», которым награжден Ролдугин Н.М., является ведомственным знаком отличия в труде Министерства автомобильного транспорта РСФСР.

Суд не может согласиться с доводами УСЗН Липецкой области, изложенными в уведомлении №11-1/01-912 от 25.10.2010 года, о том, что основанием к отказу в присвоении Ролдугину Н.М. звания «Ветеран труда» является отсутствие у него наград за многолетний и добросовестный труд, по следующим причинам.

Учитывая, что вопросы социальной защиты граждан находятся в совместном ведении РФ и субъектов РФ, то согласно вышеприведенным нормам Конституции РФ и Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» законы субъектов РФ в области социальной защиты различных категорий граждан, в том числе и ветеранов труда, должны соответствовать федеральным законам РФ. В случае несоответствия норм, определенных по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ, в федеральных законах РФ и в законах субъектов РФ, действуют федеральные законы. Федеральный закон РФ «О ветеранах» в качестве одного из необходимых условий отнесения граждан к категории ветеранов труда определяет награждение их ведомственными знаками отличия в труде, а не знаками за многолетний и добросовестный труд. Органы субъектов РФ вправе устанавливать лишь условия и порядок присвоения звания «Ветеран труда», которые не могут противоречить нормам федерального закона РФ «О ветеранах» (ст.7 ФЗ «О ветеранах»). В частности, субъекты РФ не вправе сужать установленный федеральным законодательством круг лиц, имеющих право на присвоение звания «ветеран труда».

Письменные ссылки УСЗН Липецкой области в обоснование своей позиции на определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 01 августа 2007года N60-Г07-5 несостоятельны, поскольку в данном определении речь идет о праве субъекта РФ расширять, а не сужать по сравнению с федеральным законодательством перечень лиц, имеющих право на присвоение звания «Ветеран труда». Иная правовая позиция может повлечь нарушение установленного в ст. 19 Конституции РФ принципа равенства граждан, имеющих одинаковые награды общесоюзного и республиканского значения, но проживающих на территории разных субъектов. Поэтому в рассматриваемой ситуации Управление социальной защиты населения Липецкой области при решении вопроса о выдаче Ролдугину Н.М. удостоверения «Ветеран труда» должно было руководствоваться федеральным законодательством.

Кроме того, федеральному закону РФ «О ветеранах» не противоречат условия для присвоения звания "Ветеран труда", закрепленные в ст. 11 Закона Липецкой области от 02 декабря 2004 года N 141-ОЗ "О мерах по социальной поддержке
отдельных категорий граждан в Липецкой области", а именно:

а) награждение ведомственными знаками отличия в труде общесоюзными и союзно-республиканскими министерствами, государственными комитетами СССР;

б) награждение знаками отличия, утвержденными нормативными правовыми актами федеральных министерств Российской Федерации.

Имеющаяся у Ролдугина Н.М. награда соответствует этим условиям – знак «Победитель социалистического соревнования 1976 года» является ведомственным знаком отличия в труде общесоюзного министерства: Министерства автомобильного транспорта РСФСР.

Наличие второго условия, необходимого для присвоения звания «ветеран труда» (требуемый для назначения пенсии стаж) подтверждено записями в трудовой книжке Ролдугина Н.М., из которой следует, что трудовой стаж Ролдугина Н.М. составляет 30 лет 04 месяца 21 день. При этом необходимый для назначения пенсии стаж у заявителя. имелся до 08.06.2006 года - даты внесения изменений в ст.11 Закона Липецкой области от 02.12.2004 года № 141-ОЗ.

При наличии этих условий оснований у УСЗН Липецкой области отказывать Ролдугину Н.М., обратившемуся в установленном порядке за присвоением звания «Ветеран труда», не имелось.

В соответствии с ч.3. ст. 5 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» с последующими изменениями суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа, а равно должностного лица Конституции Российской Федерации, федеральному конституционному закону, федеральному закону, общепризнанным принципам и нормам международного права, международному договору Российской Федерации, конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, закону субъекта Российской Федерации, принимает решение в соответствии с правовыми положениями, имеющими наибольшую юридическую силу. При таких обстоятельствах заявление Ролдугина Н.М. об оспаривании действий УСЗН Липецкой области является обоснованным и подлежит удовлетворению.

В соответствии с пунктом 5 Положения о порядке присвоения звания «Ветеран труда», утвержденным постановлением администрации Липецкой области от 04.07.2006 года №92 Управление социальной защиты населения администрации области принимает решение о присвоении звания «Ветеран труда» либо отказе в его присвоении, которое оформляется приказом начальника управления.

Согласно пункту 7 данного Положения в органах социальной защиты населения осуществляется выдача удостоверений «Ветеран труда», заверенных подписью руководителя управления социальной защиты населения администрации области и печатью управления.

Органом социальной защиты населения по месту жительства осуществляется лишь непосредственная выдача удостоверения, заверенного подписью руководителя управления социальной защиты населения администрации области и печатью управления, следовательно, оформление удостоверения при наличии права на его получения, отнесено к компетенции УСЗН Липецкой области.

Руководствуясь ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать незаконным отказа Управления социальной защиты населения Липецкой области в присвоении Ролдугину ФИО6 звания «Ветеран труда».

Настоящее решение является основанием для выдачи удостоверение «Ветеран труда» соответствующего образца на имя Ролдугина ФИО7 в установленном законом порядке через орган социальной защиты по месту его жительства.

Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд через Правобережный районный суд г. Липецка в течение десяти дней со дня его изготовления в окончательной форме.

Председательствующий (подпись) Н.В. Берман

Решение в окончательной форме изготовлено 27.11.2010 года.