о взыскании расходов по проведению экспертизы



Дело № 2-6357/2010 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ Правобережный районный суд г. Липецка в составе:

председательствующего Берман Н.В.,

при секретаре Бочаровой Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Липецке дело по иску Астахова ФИО5 к Управлению внутренних дел по Липецкой области о взыскании денежных средств и денежной компенсации морального вреда,

установил:

Астахов А.А. обратился в суд с иском к УВД по Липецкой области о взыскании денежных средств, в обосновании заявлении требований указал, что 01.04.2010 года после прохождения переосвидетельствования ФГУЗ «Липецкое бюро судебно-медицинской экспертизы» ему повторно установлена 2 группа инвалидности, причина инвалидности «военная травма». Им было оплачено 8426 рублей за прохождение медосвидетельствования. Так как истец является инвалидом и получает пенсию по инвалидности, данная сумма является для него существенной. Однако ответчик отказал ему в выплате, указывая на то, что сметой расходов УВД по Липецкой области затраты на проведение исследований на предмет установления степени утраты трудоспособности бывших сотрудников ОВД, не предусмотрены. Просил взыскать с УВД по Липецкой области расходы по проведению судебно-медицинской экспертизы в размере 8426 рублей. Просил взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в сумме 1000 рублей.

В судебное заседание истец не явился, извещен надлежащим образом, просил исковое заявление рассмотреть в мое отсутствие.

Представитель ответчика УВД по Липецкой области по доверенности ФИО3 в судебном заседании иск не признала, объяснила, что определение степени утраты трудоспособности относится к компетенции органов медико-социальной экспертизы, действующих на основании Правил установления степени профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.10.2000 года №789. Названные Правила не распространяются на пенсионеров и сотрудников ОВД. В соответствии с п.п.6,7 Положения о лабораториях судебной экспертизы системы Министерства юстиции РФ, утвержденного приказом Минюста РФ от 17.01.1995 года, указанные лаборатории осуществляют производство экспертиз по заданию судов, нотариусов, других должностных лиц. По договорам с физическими лицами лаборатории выполняют платные исследования. Приказом Минфина РФ от 25.12.2008 года №145н, а также письмом Минфина РФ от 21.07.2009 года №02-05-10/2931 определено, что по статье 226 «Прочие работы, услуги» отражаются только расходы на медицинское освидетельствование работников, состоящих в штате учреждения. Пенсионеры к их числу не относятся. Просила в иске отказать.

Выслушав представителя ответчика, изучив материалы дела, суд полагает удовлетворить исковые требования.

Согласно ст. 7 Конституции Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Согласно ч. 1-2 ст. 38 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Материалами дела установлено, что Астахов А.А. являлся сотрудником УВД по Липецкой области, уволен по ограниченному состоянию здоровья – п. «з» ч. 7 ст. 19 Закона Российской Федерации «О милиции» (приказ УВД по Липецкой области № 490 л/с от 29.02.2008 года).

Астахов А.А. является пенсионером МВД РФ и получает пенсию по инвалидности.

В соответствии с приказом МВД РФ № 805 от 15.20.1999 года вопрос о невозможности дальнейшего прохождения службы (увольнении по болезни или ограниченному состоянию здоровья) решается соответствующей ВВК в порядке, установленным Положением о военно-врачебной экспертизе.

В выводах Военно-врачебной комиссии в свидетельстве о болезни № 2060 от 11.12.2007 года указаны диагноз и причинная связь увечья, заболевания: «последствия повторных сочетанных травм (03.11.1995 года – компрессионный перелом тела первого поясничного позвонка, закрытая черепно-мозговая травма – сотрясение головного мозга; 04.07.2003 года – ушиб сердца, травматический гемопневмоторакс справа, ушиб шейного и поясничного отделов позвоночника, закрытая черепно-мозговая травма – сотрясение головного мозга)…» - «военная травма», кроме того имеет заболевания, полученные в период прохождения военной службы. Указано, что ограничено годен к военной службе, категория «В».

02.03.2010 года между Астаховым А.А. и ГУЗ «Областное бюро судебно-медицинской экспертизы управления здравоохранения Липецкой области» заключен договор на оказание платных медицинских услуг, а именно судебно-медицинское исследование. По указанному договору Астаховым А.А. произведена оплата в размере 8426 рублей, что подтверждается соответствующим чеком.

Согласно справке МСЭ-2007 № 5349308 Астахову А.А. 01.04.2010 года повторно установлена 2 группа инвалидности бессрочно, указана причина инвалидности – «военная травма».

Согласно акту судебно-медицинского исследования № 24 от 05.03.2010 года профессиональная утрата трудоспособности Астахова А.А. установлена в размере 80%, бессрочно.

Приказом УВД по Липецкой области № 656 л/с от 02.04.2010 года определено выплачивать Астахову А.А. сумму возмещения утраченного заработка в размере 80% среднемесячного денежного довольствия. Основание для выплаты: протокол заседания специальной комиссии УВД по области от 29.03.2010 года № 3 и акт судебно-медицинского исследования от 02.03.2010 года № 24.

Согласно ст. 54 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23.12.1992 года № 4202-1, при отсутствии по месту службы или проживания сотрудников органов внутренних дел медицинских учреждений системы Министерства внутренних дел Российской Федерации медицинская помощь сотрудникам органов внутренних дел оказывается беспрепятственно в учреждениях государственной и муниципальной систем здравоохранения. Расходы указанным учреждениям здравоохранения по оказанию медицинской помощи сотрудникам органов внутренних дел возмещаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с Правилами оказания медицинской помощи (медицинского обслуживания) сотрудникам органов внутренних дел РФ, государственной противопожарной службы министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России), уголовно-исполнительной системы, лицам начальствующего состава федеральной фельдъегерской связи и сотрудникам органов внутренних дел РФ, государственной противопожарной службы МЧС России, уголовно-исполнительной системы, лицам начальствующего состава федеральной фельдъегерской связи, уволенным со службы, утвержденными постановлением Правительства РФ от 26.02.2006 года № 105, медицинская помощь за счет средств, выделяемых из федерального бюджета Министерству внутренних дел Российской Федерации (МВД России) на предусмотренные настоящими Правилами цели, оказывается: а) сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России), уголовно-исполнительной системы, лицам начальствующего состава федеральной фельдъегерской связи (далее - сотрудники), в том числе изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов), обеспечение лекарствами, другим медицинским имуществом по рецептам, выданным врачами медицинских подразделений, частей, учреждений системы МВД России (далее - медицинские учреждения системы МВД России), - бесплатно; б) сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы МЧС России, уголовно-исполнительной системы, лицам начальствующего состава федеральной фельдъегерской связи, уволенным со службы по основаниям, предусмотренным пунктами "а" - "г" и "е" - "з" части первой статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 года N 4202-1, с правом на пенсию и имеющим выслугу 20 лет и более, в том числе и в льготном исчислении, лицам, уволенным со службы в федеральных органах налоговой полиции с правом на пенсию и имеющим выслугу 20 лет и более, в том числе и в льготном исчислении (далее - сотрудники, уволенные со службы), в том числе изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов), обеспечение лекарствами, другим медицинским имуществом по рецептам, выданным врачами медицинских учреждений системы МВД России, - бесплатно.

Согласно п. 21 Инструкции о порядке возмещения ущерба в случае гибели (смерти) или причинения увечья сотруднику органов внутренних дел, а также ущерба, причиненного имуществу сотрудника органов внутренних дел или его близких, утвержденной приказом МВД РФ № 805 от 15.10.1999 года, при назначении пенсии по инвалидности, связанной с телесными повреждениями, иным повреждением здоровья, полученными в связи с осуществлением служебной деятельности (при исполнении служебных обязанностей), и ведущими к досрочному увольнению со службы в органах внутренних дел по болезни или ограниченному состоянию здоровья (пункты "ж" и "з" статьи 58 Положения) сотруднику ежемесячно выплачивается сумма в возмещение вреда, причиненного его здоровью.

Вместе с тем, в соответствии со ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Учитывая, что на УВД по Липецкой области возложена обязанность по выплате сумм в возмещение вреда здоровью, а утрата трудоспособности устанавливается на основании актов судебно-медицинского исследования, суд приходит к выводу о том, что расходы по оплате проведения судебно-медицинской экспертизы подлежит взысканию в пользу Астахова А.А. с ответчика – УВД по Липецкой области.

Таким образом, в пользу истца Астахова А.А. с ответчика УВД по Липецкой области подлежат взысканию расходы на оказание медицинской помощи в сумме 8426 рублей.

Однако суд полагает отказать в иске к УВД по Липецкой области о взыскании денежной компенсации морального вреда, поскольку отсутствуют законные основания удовлетворения данного требования и не представлено доказательств того, что незаконными действиями ответчика истцу причинены какие – либо физические и нравственные страдания.

В соответствии со ст.103 ГПК РФ с ответчика УВД по Липецкой области подлежит взысканию в доход городского бюджета г. Липецка госпошлина в размере 400 рублей.

Руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Взыскать с Управления внутренних дел по Липецкой области в пользу Астахова ФИО6 денежные средства в размере 8426 (восемь тысяч четыреста двадцать шесть) рублей.

В иске Астахова ФИО7 к Управлению внутренних дел по Липецкой области о взыскании денежной компенсации морального вреда отказать.

Взыскать с Управления внутренних дел по Липецкой области в доход городского бюджета г. Липецка госпошлину в размере 400 рублей.

Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд через Правобережный районный суд г. Липецка в течение десяти дней со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Председательствующий (подпись) Н.В. Берман

Мотивированное решение изготовлено 14 декабря 2010 года.