решение об отказе в иске о понуждении произвести внеплановый капитальный ремонт многоквартирного дома



Дело №

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

02 ноября 2010 года Правобережный суд г. Липецка в составе:

председательствующего Седых Л.А.,

при секретаре Юшковой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Липецке гражданское дело по иску Ломакиной ФИО7 к ООО «Строй-Сервис-Э», Департаменту жилищно-коммунального хозяйства администрации города Липецка о понуждении провести внеплановый капитальный ремонт многоквартирного дома,

установил:

Ломакина Т.Е. обратились в суд с иском к ООО «Строй-Сервис-Э» о понуждении провести внеплановый капитальный ремонт многоквартирного дома. В обоснование иска указала, что она является собственником <адрес> в <адрес>. Данный дом был возведен ЗАО «Промстрой», квартира была передана истцу в собственность по договору № от ДД.ММ.ГГГГ о долевом участии в строительстве жилого дома. По заказу Департамента ЖКХ администрации г.Липецка (муниципальный контракт № от ДД.ММ.ГГГГ) было проведено обследование технического состояния дома. По заключению ОАО «ЦНИЛ», которым проводилось обследование, установлено, что техническое состояние сборных железобетонных перекрытий оценивается, как ограниченно работоспособное, имеются дефекты и повреждения, приведшие к некоторому снижению несущей способности. Дальнейшая эксплуатация здания жилого <адрес> возможна только при постоянном мониторинге технического состояния несущих конструкций и при условии выполнения рекомендаций по проведению внепланового капитального ремонта. По техническому заключению МУ «Административно-техническая инспекция г. Липецка» рекомендован ряд работ в целях восстановления эксплуатационной пригодности данного жилого дома. Результаты обследования жилого дома показали, что в первом и втором подъездах состояние несущих и ограждающих конструкций оценивается, как ограниченно работоспособное. В третьем подъезде наблюдается колебание трещин в период изменения температуры наружного воздуха. Считает, что рекомендованные работы должны выполняться управляющей организацией, которой с ДД.ММ.ГГГГ является ООО «Строй-Сервис-Э». Указанное техническое заключение было передано ответчику. В адрес ответчика истцом была направлена претензия с просьбой о проведении ремонтно-восстановительных работ жилого <адрес> ответчика по не проведению внепланового капитального ремонта нарушаются ее жилищные права. Истец просила суд обязать ответчика произвести внеплановый капитальный ремонт многоквартирного жилого <адрес> в <адрес>, взыскать с ответчика в ее пользу судебные расходы в сумме 1900 рублей.

Определением Правобережного районного суда г. Липецка от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечен Департамент ЖКХ администрации г. Липецка.

Истец ФИО1 в судебном заседании поддержала заявленные требования, ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении. Дополнила, что после заселения дома ДД.ММ.ГГГГ через полгода начали проявляться строительные дефекты – отсутствие звукоизоляции, трещины в плитах перекрытия и в капитальной стене ее квартиры, лопнула стяжка на полу, оконные блоки имеют зазоры и перекосы. Стены не держат тепло, так как радиаторы находятся в стене, ржавые, имеют дефекты. В доме установлена ненадлежащая система отопления. Считает, что капитальный ремонт в доме с выполнением всех работ, указанных в заключении ОАО «ЦНИЛ» от 2008 года, должен делать ответчик - ООО «Строй-Сервис-Э», так как он принял их дом себе на баланс. Департамент ЖКХ также несет ответственность за сохранность жилищного фонда независимо от формы собственности. Поэтому ремонт должен быть произведен за их счет. Собрание всех собственников дома не проводилось. Считает, что оно не обязательно, так это внеплановый капитальный ремонт. Доверенности от всех собственников квартир в доме на представление их интересов у нее нет.

Представитель ответчика ООО «Строй-Сервис-Э» по доверенности Жигулина Л.Б. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований Ломакиной Т.Е., ссылаясь на то, <адрес> не стоит на балансе ООО «Строй-Сервис-Э», это – общедолевая собственность всех собственников квартир в доме. Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственников. Решение о проведении капитального ремонта многоквартирного дома и об оплате расходов на него принимается общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с учетом предложений управляющей организации. <адрес> не может быть включен в программу софинансирования капитального ремонта, так как нет решения собственников многоквартирного дома о проведении капитального ремонта. Денежные средства на капитальный ремонт <адрес> собственники не собирали.

Аналогичные доводы приведены Жигулиной Л.Б. и в ее письменных возражениях на иск.

Представитель ответчика Департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации города Липецка по доверенности Рудакова Л.М. возражала против удовлетворения исковые требований. Объяснила в судебном заседании, что Департамент ЖКХ является бюджетным учреждением и не обязан предоставлять средства на капитальный ремонт собственникам дома.

Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд находит иск Ломакиной Т.Е. не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 288-292 ГК РФ собственник осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением. Собственнику квартиры в многоквартирном доме наряду с принадлежащим ему помещением, занимаемым под квартиру, принадлежит также доля в праве собственности на общее имущество дома, к которому относятся общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры. Члены семьи собственника, проживающие в принадлежащем ему жилом помещении, имеют право пользования этим помещением на условиях, предусмотренных жилищным законодательством.

Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Согласно ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из предусмотренных ЖК РФ способов управления многоквартирным домом. Орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.

В соответствии с п. 9 ч.1 ст. 14 ЖК РФ к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.

На основании ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Согласно подпункта 1 пункта 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.

П. 29 Постановления Правительства РФ от 13 августа 2006г. N491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая оплату расходов на содержание и ремонт внутридомовых инженерных сетей электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, включая истребование задолженности с собственников помещений, не выполняющих надлежащим образом свои обязательства по оплате жилых помещений и коммунальных услуг.

В силу пункта 28 Постановления Правительства РФ № 491 от 13.08.2006 года «Об утверждении правил содержания общего имущества в многоквартирном доме» собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем внесения: а) платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме - в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией или непосредственно собственниками помещений.

Согласно ст. 29 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель, при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги) вправе по своему выбору потребовать безвозмездного устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги)…

На основании п. 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. N 491, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе осанитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам; поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома.

Судом установлено, что в <адрес> в <адрес> расположено 111 квартир собственников данного дома, что подтверждается списком, представленным в дело по запросу суда МУП «РВЦЛ». Истец Ломакина Т.Е. является собственником <адрес> данном доме на основании договора о долевом участии в строительстве жилого дома.

Согласно протоколу внеочередного общего собрания в форме заочного голосования собственников многоквартирного жилого <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, с ООО «ГУК «Правобережная» расторгнут договор управления многоквартирным домом, в качестве управляющей организации выбрано ООО «Строй-Сервис-Э». Следовательно, жилищно-коммунальное обслуживание дома осуществляется ООО «Строй-Сервис-Э». Данное обстоятельство сторонами не оспаривается.

ООО «Строй-Сервис-Э» заключило с собственником <адрес> договор на управление многоквартирным домом, в соответствии с которым управляющая компания обязалась обеспечивать предоставление услуг и выполнение работ по надлежащему содержанию и текущему ремонту общего имущества собственников в многоквартирном доме (в том числе и услуги по управлению многоквартирным домом) в зависимости от фактического состояния общего имущества и в пределах денежных средств, поступающих в адрес Управляющей компании от собственника (п. 2.1.2. договора). В зависимости от степени благоустройства многоквартирного дома предоставлять коммунальные услуги (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, отопление) в необходимых для собственника объемах надлежащего качества, безопасные для их жизни и здоровья и не причиняющие вреда его имуществу, в соответствии с требованиями законодательства РФ (п. 2.1.3. договора).

Согласно п. 4.3. договора на управление многоквартирным домом, Управляющая компания несет ответственность за вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу собственника и проживающих совместно с ним лиц вследствие невыполнения или ненадлежащего выполнения Управляющей компанией обязательств по настоящему договору.

Из заключения МУ «Административно-техническая инспекция г. Липецка» следует, что в целом несущие и ограждающие конструкции жилого дома находятся в ограничено работоспособном состоянии, при котором имеются дефекты и повреждения, приведшие к некоторому снижению несущей способности, но отсутствует опасность внезапного разрушения. Функционирование конструкции возможно при контроле ее состоянии, продолжительности и условий эксплуатации.

Согласно заключению ОАО «ЦНИЛ» от ДД.ММ.ГГГГ по результатам обследования технического состояния несущих и ограждающих конструкций жилого <адрес> в <адрес> дальнейшая эксплуатация здания десятиэтажного жилого <адрес> в <адрес> возможна только при постоянном мониторинге технического состояния несущих конструкций и при условии выполнения рекомендаций раздела 8 по проведению внепланового капитального ремонта.

Судом из указанных заключений установлено, что кладка стен многоквартирного <адрес> в <адрес> имеет дефекты, которые приводят к образованию вертикальных и наклонных трещин, утепление внутренней поверхности наружных стен из газосиликатных блоков, предусмотренное проектом, не обеспечивает требуемого расчетного сопротивления теплопередаче для зданий, построенных в период с 1995 по 1999 годы. В сборных перекрытиях жилого дома имеются дефекты и повреждения, приведшие к некоторому снижению несущей способности.

В материалах дела имеется обращение жильцов <адрес> в <адрес> к Главе <адрес> Гулевскому М.В. по вопросу о проведении капитального ремонта в доме.

ДД.ММ.ГГГГ Ломакина Т.Е. обратилась к УК ООО «Строй-Сервис-Э» с претензией, в которой просила сообщить о порядке и сроках проведения ООО «Строй-Сервис-Э» ремонтно-восстановительных работ многоквартирного жилого <адрес>.

УК ООО «Строй-Сервис-Э» в ответ на претензию предложила Ломакиной Т.Е. выступить инициатором проведения общего собрания собственников помещений, включив в повестку дня вопрос о выполнении ремонтных работ многоквартирного жилого <адрес> и их финансировании.

В соответствии п. 1.4. договора на управление многоквартирным домом решение о проведении капитального ремонта многоквартирного дома (срок начала, необходимый объем работ) и об оплате расходов на него (стоимость материалов, порядок финансирования ремонта, сроки возмещения расходов) принимается общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с учетом предложений Управляющей компании и регулируются отдельным договором.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 44 ЖК РФ принятие решения о ремонте общего имущества в многоквартирном доме отнесено к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

Статья 158 ЖК РФ устанавливает, что решение о проведении капитального ремонта многоквартирного дома (срок начала, необходимый объем работ) и об оплате расходов на него (стоимость материалов, порядок финансирования ремонта, сроки возмещения расходов) принимается общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с учетом предложений управляющей организации.

Как установлено статьей 154 ЖК РФ, капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда.

Таким образом, капитальный ремонт общего имущества дома, в котором проживает истец, должен производиться за счет собственников помещений <адрес> в <адрес>, однако решение (протокол) общего собрания собственников многоквартирного дома суду истцом не представлено.

Из объяснений истца Ломакиной Т.Е. следует, что общее собрание собственников жилого помещения не проводилось, решение собственниками жилых помещений многоквартирного дома о внеплановом ремонте многоквартирного дома и участии в его финансировании не принималось.

Доводы Ломакиной Т.Е. о том, что управляющая компания должна за свой счет производить капитальный ремонт, так как в состав оплаты за содержание жилья входят данные платежи и они взимаются, суд находит несостоятельным, так как из представленной суду выписки из лицевого счета истца с 2003 года по 2010 год платежи на капитальный ремонт не начисляются и истец их не оплачивала.

Судом также установлено, что многоквартирный <адрес> в <адрес> не включен в перечень жилых зданий и помещений, подлежащих капитальному ремонту в соответствии с адресной программой "Проведение капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории Липецкой области, на 2010 год», утвержденной Постановлением <адрес> от 28 июня 2010 г. N197 и в соответствии с порядком финансирования капитальных ремонтов домов, предусмотренным Федеральным законом от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (с изменениями и дополнениями).

Из материалов дела и из объяснений истца также следует, что установленные дефекты <адрес> образовались в результате недостатков при его строительстве. Ломакина Т.Е. объяснила также, что хотя срок предъявления претензий к строительной организации ЗАО «Промстрой» не истек, она с иском об устранении недостатков строительства к застройщику не обращалась. Желает, чтобы внеплановый капитальный ремонт был произведен управляющей компанией за счет данной компании и предъявляет требования о проведении капитального ремонта только к ответчикам по настоящему делу.

Суд считает, что требования Ломакиной Т.Е. о проведении капитального ремонта <адрес> с целью устранения строительных недостатков заявлены к ненадлежащему ответчику.

По договору управления многоквартирным домом ООО «Строй-Сервис-Э» обязан производить только текущий ремонт общедомового имущества.

Данные положения договора не противоречат и уставу общества.

Поскольку не имеется предусмотренного вышеприведенными нормами жилищного законодательства решения собственников дома о проведении капитального ремонта, не решен вопрос о финансировании ремонта и в связи с этим на ООО «Строй-Сервис-Э» не возложена обязанность организации проведения капитального ремонта, суд находит иск Ломакиной Т.Е. о понуждении ответчика к исполнению обязательства по проведению капитального ремонта многоквартирного <адрес> преждевременным, не обоснованным и не подлежащим удовлетворению, так как на настоящий момент такого обязательства у ООО «Строй-Сервис-Э» не имеется.

Не имеется данного обязательства и у Департамента ЖКХ администрации г.Липецка, основными задачами которого на основании положения о нем являются разработка, формирование и реализация единой политики в развитии, реформировании, модернизации, реконструкции, капитальном ремонте муниципального жилищного фонда, инженерных сетей и коммуникаций, объектов благоустройства (п.2.1).

Ссылку истца на незаконность дачи ей ответа на претензию суд находит несостоятельной.

Ответ на претензию истца ООО «Строй-Сервис-Э» дан, ей разъяснен порядок проведения мероприятий для организации капитального ремонта, предусмотренный вышеприведенным законодательством, предложено осуществить действия в соответствии с данным порядком. Незаконности действий данного ответчика в этом суд не усматривает.

По указанным основаниям суд считает в иске Ломакиной Т.Е. отказать в полном объеме.

Поскольку иск Ломакиной Т.Е. не подлежит удовлетворению, ей не подлежат возмещению и понесенные судебные расходы.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

В иске Ломакиной ФИО8 к ООО «Строй-Сервис-Э», Департаменту жилищно-коммунального хозяйства администрации города Липецка о понуждении провести внеплановый капитальный ремонт многоквартирного жилого дома №13-а по ул.Терешковой в г.Липецке, о взыскании судебных расходов в сумме 1900 рублей - отказать.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Липецкий областной суд через Правобережный суд г. Липецка со дня составления мотивированного решения суда.

Председательствующий

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.