об индексации сумм возмещения вреда здоровью



Дело № 2-6576/2010 г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ Правобережный районный суд г. Липецка в составе:

председательствующего судьи Быковой Т.Ю.,

при секретаре Андреевой С.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Липецке гражданское дело по иску прокурора Правобережного района г. Липецка в интересах Дуганова ИО1 к Управлению внутренних дел по Липецкой области, Министерству внутренних дел РФ об индексации и взыскании сумм в возмещение вреда здоровью,

установил:

Прокурор Правобережного района г. Липецка в интересах Дуганова А.Н. обратился в суд с иском к Управлению внутренних дел по Липецкой области, Министерству внутренних дел РФ об индексации и взыскании сумм в возмещение вреда здоровью, указывая, что решением Правобережного суда г. Липецка от 14.12.2006 г. Дуганову А.Н. установлена ежемесячная сумма возмещения вреда здоровью в размере <данные изъяты> руб., начиная с 01 декабря 2006 г. до 01.01.2010 г. Просит проиндексировать указанные выплаты, взыскать в пользу Дуганова А.Н. ежемесячную сумму возмещения вреда здоровью <данные изъяты>, начиная с 01.01.2010 г., до изменения обстоятельств, влияющих на данные выплаты, а также недополученную ежемесячную сумму возмещения вреда здоровью за период с 01.01.2006 г. по 30.11.2010 г. <данные изъяты>.

В судебное заседание истец Дуганов А.Н. не явился, извещен надлежащим образом, в письменном заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие.

В судебном заседании представитель прокурора Правобережного района г. Липецка Фаустова Т.В. поддержала доводы, изложенные в исковом заявлении. После уточнения требований, просила взыскать с УВД по Липецкой области за счет средств федерального бюджета в пользу Дуганова Александра Николаевича ежемесячную сумму возмещения вреда здоровью <данные изъяты>, начиная с 01.12.2010 г., до изменения обстоятельств, влияющих на данные выплаты, а также недополученную ежемесячную сумму возмещения вреда здоровью за период с 01.01.2006 г. по 30.11.2010 г. <данные изъяты>

Представитель ответчиков УВД по Липецкой области и МВД РФ по доверенности Коротина И.Г. исковые требования не признала по тем основаниям, что решением суда от 14.12.2006 г. определена ежемесячная фиксированная сумма возмещения вреда, при индексации судом суммы возмещения вреда будет применяться двойной механизм индексации. Просила в иске отказать.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд полагает исковые требования удовлетворить по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что истец является инвалидом 2 группы, причиной инвалидности является увечье, полученное им при исполнении обязанностей военной службы и связано с аварией на ЧАЭС, что подтверждается справкой МСЭ и удостоверением, инвалидность установлена бессрочно. (л.д.18 ).

Решением Правобережного суда г. Липецка от 14.12.2006 г. в пользу истца с УВД Липецкой области из средств федерального бюджета взыскана ежемесячная сумма возмещения вреда здоровью -<данные изъяты>.

Данное решение в силу ст.61 ГПК РФ имеет преюдициальное значение.(л.д.8-11).

Согласно данному решению Правобережного суда гор. Липецка от 14.12.2006 года истец получал ежемесячную сумму возмещения вреда здоровью в размере <данные изъяты> начиная с 01 декабря 2006 г. до 01. 01. 2010 г.

Данная сумма выплачивалась истцу ответчиком без проведения ее индексации, исходя из уровня инфляции, установленного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год в порядке, определяемом Правительством РФ, что не оспаривалось представителем ответчиков в суде.

Федеральным Законом № 31-ФЗ «О внесении изменений в статью 5 Закона Российской Федерации» «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и в статью 2 Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» установлено, что размеры выплат гражданам, установленные настоящим Законом, за исключением пособий и выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Статьей 2 ФЗ № 5-ФЗ от 12.02.2001 г. (в ред. ФЗ № 31-ФЗ от 26.04.2004 г.) предусматривается ежегодная индексация сумм в возмещение вреда здоровью исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, то есть в начале инфляционного периода.

В соответствии со ст. 208 ГКРФ исковая давность не распространяется на требования о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина. Однако требования, предъявленные по истечении трех лет с момента возникновения права на возмещение такого вреда, удовлетворяются за прошлое время не более, чем за три года предшествовавшие предъявлению иска.

Однако положения названной нормы подлежат применению в случаях первичного обращения граждан с требованием о возмещении вреда, когда суммы возмещения вреда ранее не назначались и не выплачивались.

Исходя из правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда РФ от 03.11.2006 г. № 445-О, не могут применяться положения Гражданского Кодекса РФ, препятствующие взысканию за прошлое время без ограничения каким-либо сроком не выплаченных своевременно пострадавшим лицам сумм возмещения вреда причиненного из жизни или здоровью, в том числе вследствие Чернобыльской катастрофы, по вине органов, обязанных осуществлять указанные выплаты.

Вред, причиненный здоровью граждан, оказавшихся в зоне влияния радиационного излучения в момент катастрофы на Чернобыльской АЭС, относится к вреду, реально невосполнимому и неисчисляемому, что обязывает государство стремиться к его возможно более полному по объему возмещению.

Закон РФ от 15.05.1991 г. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», регулирующий порядок возмещения вреда, не содержит положений, препятствующих взысканию сумм возмещения вреда, причиненного их здоровью вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, когда задолженность образовалась по вине органов, обязанных осуществлять такие выплаты.

Заявитель являлся получателем выплат в возмещение вреда здоровью, однако указанная сумма ответчиком не индексировалась. Таким образом, суд полагает, что исковые требования прокурора Правобережного района г. Липецка в интересах Дуганова А.Н. являются законными и обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.

В соответствии с Федеральным законом РФ от 26.04.2004 г. №31-ФЗ «О внесении изменений в ст. 5 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», размеры выплат индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого Федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

Порядок финансирования расходных обязательств Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2006 г. № 246 «Об индексации в 2006 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», (в редакции Постановления Правительства РФ от 03 марта 2007 г. № 143) установлено, что с 01 января 2006 года осуществляется индексация сумм в возмещение вреда здоровью, с применением коэффициента 1,09 исходя из уровня инфляции, установленного Федеральным Законом РФ «О федеральном бюджете на 2006 год».

Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2007 г. N 171 "Об индексации в 2007 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" с 1 января 2007 г. предусмотрена индексация выплат с применением коэффициента 1,08 исходя из уровня инфляции, установленного Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2007 год».

Федеральным законом от 19 декабря 2006 г. N 238-ФЗ «О федеральном бюджете на 2007 год» установлен прогнозный уровень инфляции в размере 6,5-8 %.

Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 198-ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» утвержден прогнозный уровень инфляции, не превышающий 10,5 процента.

Постановлением Правительства РФ от 03 сентября 2008 г. №655 «О внесении изменений в Постановление Правительства РФ от 21 декабря 2007 г. №914 «Об ин­дексации в 2008-2010 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, под­вергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», в редакции Постановления Правительства РФ от 17 марта 2008 года № 181 и от 03 сентября 2008 г. №655 установлен новый коэффициент индексации 1,105 начиная с 01 января 2008 г.

Федеральным Законом РФ от 28 апреля 2009 г. № 76-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный Закон «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» уровень инфляции в размере 8,5 процентов отменён и установлен новый уровень инфляции 13 процентов с 01 января 2009 года.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2007г. N914 "Об индексации в 2009 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" исходя из уровня инфляции, установленного Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов", определено осуществить с 1 января 2009 г. индексацию выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС с применением коэффициента 1,13.

Постановлением Правительства РФ от 16 декабря 2009 г. N 102 "Об индексации в 2010 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» установлено осуществить с 1 января 2010 г. индексацию выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС с применением коэффициента 1,1.

До настоящего момента Правительством РФ не установлен соответствующий Порядок индексации ежемесячных сумм. Отсутствие подзаконного нормативного акта регулирующего порядок индексации, не является основанием для отказа в индексации.

Согласно решению Правобережного районного суда г. Липецка от 14.12.2006 г. истцу за 2006 г. был применен индекс 1,085, однако с 01 января 2006 г. индекс инфляции составляет - 1,09; соответственно, сумма в возмещение вреда здоровью должна быть рассчитана следующим образом:

С 01.01.2006 г. по 31.12.2006 г.: <данные изъяты> руб. / 1,085 х 1,09 =<данные изъяты> руб.

С 01.01.2007 г. по 31.12.2007 г. : <данные изъяты> руб. х 1,08 = <данные изъяты> руб.

С 01.01. 2008 г. по 31.12.2008 г. : <данные изъяты> руб. х 1,105 = <данные изъяты> руб.

С 01.01.2009 г. по 31.12.2009 г.: <данные изъяты> руб. х 1,13 = <данные изъяты> руб.

С 01.01.2010 г. : <данные изъяты> руб. х 1,1=<данные изъяты>.

Итого, в пользу истца подлежит взысканию ежемесячная сумма возмещения вреда здоровью в размере <данные изъяты> руб. ежемесячно, начиная с 01.12.2010 г. до изменения обстоятельств, влияющих на выплаты. При подсчете суммы возмещения вреда здоровью истцом допущена арифметическая ошибка.

Недополученная сумма возмещения вреда здоровью за период с 01.01.2006 г. составляет:

За период с 01.01.2006 г. по 31.12.2006 г.:

(<данные изъяты>) х 12 мес.= <данные изъяты> руб.

За период с 01.01.2007 г. по 31.12.2007 г.:

(<данные изъяты>) х12 мес. = <данные изъяты> руб.

За период с 01.01.2008 г. по 31.12.2008 г.:

(<данные изъяты>)х12 мес. = <данные изъяты> руб.

За период с 01.01.2009 г. по 31.09.2009г.:

(<данные изъяты>) х 12мес.= <данные изъяты> руб.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 16.12.2009 г. № 1024 – размер ежемесячной компенсации в возмещение вреда с 01.01.2010 года составляет 6191,93 руб.

За период с 01.01.2010 г. по 31.11.2010 г.

(<данные изъяты> - 6191,93)х 11= <данные изъяты> руб.

Общая недополученная сумма за период с 01.01.2006 г. по 30.11.2010 г. составляет: <данные изъяты>

Постановлением Правительства РФ от 30 августа 2005 г. №542 «Об утверждении Правил финансирования расходных обязательств Российской Федерации по возмещению вреда и предоставлению гражданам мер социальной поддержки, предусмотренных Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и Федеральным законом «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» установлено: (п.6 Правил) «Финансирование расходных обязательств Российской Федерации по возмещению вреда и предоставлению мер социальной поддержки военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов и федеральных органов налоговой полиции, а также пенсионерам из их числа, в том числе ныне работающим (независимо от места работы), подвергшимся радиационному воздействию, осуществляется в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете на соответствующий год федеральным органом исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ним служба. В указанном порядке осуществляется финансирование расходных обязательств Российской Федерации, связанных с возмещением вреда и предоставлением мер социальной поддержки гражданскому персоналу указанных федеральных органов исполнительной власти.

Согласно ст.158 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель средств федерального бюджета – орган государственной власти РФ, имеющий право распределять средства федерального бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств.

В соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года №1244-1 выплата ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, производится органами социальной защиты населения или иными государственными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

УВД по Липецкой области по отношению к истцу Дуганову А.Н. является органом социальной защиты.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части требований.

Поскольку Прокурор Правобережного района г. Липецка и Дуганов А.Н. освобождены от уплаты государственной пошлины при подаче иска, суд взыскивает с ответчика УВД по Липецкой области госпошлину в сумме <данные изъяты> руб. в доход государства.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Взыскать с Управления внутренних дел по Липецкой области за счет средств федерального бюджета в пользу Дуганова ИО1 ежемесячную сумму возмещения вреда здоровью <данные изъяты>, начиная с 01.12.2010 г., до изменения обстоятельств, влияющих на данные выплаты, а также недополученную ежемесячную сумму возмещения вреда здоровью за период с 01.01.2006 г. по 30.11.2010 г. – <данные изъяты>.

Взыскать с Управления внутренних дел по Липецкой области в доход бюджета городского образования г. Липецка государственную пошлину в сумме <данные изъяты>.

Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через Правобережный районный суд г. Липецка.

Председательствующий

Решение в окончательной форме изготовлено

ДД.ММ.ГГГГ