Дело № 2-6613/2010
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 декабря 2010 года город Липецк
Правобережный районный суд г. Липецка в составе:
председательствующего судьи Крючковой Е.Г.,
при секретаре Андреевой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Липецкого межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью ФИО6 об обязании произвести инвентаризацию выбросов вредных веществ в атмосферный воздух,
УСТАНОВИЛ:
Истец Липецкий межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском к ООО ФИО7 об обязании произвести инвентаризацию выбросов вредных веществ, ссылаясь на то, что в рамках проводимой проверки соблюдения законодательства об охране атмосферного воздуха Липецкой межрайонной природоохранной прокуратурой установлено, что ООО ФИО8 осуществляет деятельность по эксплуатации завода по производству строительных конструкций по технологии "Пластбау-З" на территории г. Липецка. Деятельность завода оказывает воздействие на состояние атмосферы в результате выброса загрязняющих (вредных) веществ во время проведения технологического процесса. По результатам проведенной проверки Управлением экологии и природных ресурсов Липецкой области в ООО "ФИО9 выявлено нарушение в области охраны атмосферного воздуха и вынесено постановление № ДД.ММ.ГГГГ. о назначении административного наказания в отношении юридического лица - ООО ФИО10 по ст.8.1 КоАП РФ в размере 20 000 руб. Однако до настоящего времени инвентаризация источников выбросов - вредных (загрязняющих) веществ юридическим лицом не проведена. ООО ФИО11 осуществляет хозяйственную деятельность с нарушением требований экологического законодательства. Просил обязать ООО ФИО12 в срок до 01.04.2011 года провести инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, которые образуются в результате деятельности этого юридического лица.
В судебном заседании помощник прокурора Лукьянчиковой Я.А. поддержала заявленные требования, ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении.
Представитель ответчика ООО ФИО13 Овчинникова Н.В. в судебном заседании исковые требования признала в полном объеме. Просила установить срок для исполнения решения суда до 01.07.2010 года, поскольку 02.11.2010 года ими заключен договор на разработку проекта нормативов предельно допустимых выбросов, но к 01.04.2011 года произвести все необходимые работы и согласования не представляется возможным.
Представитель третьего лица Управления экологии и природных ресурсов Липецкой области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, в письменном заявлении просил суд о рассмотрении дела в его отсутствие.
Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению..
Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную, информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствии с преамбулой Федерального закона от 04.05.1999 №96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" - атмосферный воздух является жизненно важным компонентом окружающей среды, неотъемлемой частью среды обитания человека, растений и животных.
В силу ч. 1 ст. 22, ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 04.05.1999 №96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", юридические лица, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, проводят инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды. Юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух.
Судом установлено, что ООО ФИО14" осуществляет деятельность по эксплуатации завода по производству строительных конструкций по технологии "Пластбау-3" на территории г.Липецка, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ года и разрешением на ввод объекта в эксплуатацию от ДД.ММ.ГГГГ года.
По результатам проведенной проверки Управлением экологии и природных ресурсов Липецкой области в ООО ФИО15 выявлено нарушение в области охраны атмосферного воздуха и вынесено постановление № ДД.ММ.ГГГГ. о назначении административного наказания в отношении юридического лица - ООО "ФИО16 по ст.8.1 КоАП РФ в размере 20 000 руб. Однако инвентаризация источников выбросов - вредных (загрязняющих) веществ ООО "ФИО17 до настоящего времени не проведена. Указанные обстоятельства представителем ответчика не оспаривались.
Исходя из Методического пособия по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, введенного письмом Ростехнадзора от 24.12.2004 №14-01-333, инвентаризацию выбросов вредных веществ в атмосферу (далее - инвентаризация) проводят все действующие предприятия, организации, учреждения независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, производственная деятельность которых связана с выбросом загрязняющих веществ в атмосферу (п. 1 Раздела 1.1 "Общие положения").
При инвентаризации должны быть выявлены и учтены все возможные источники выделения и выброса загрязняющих веществ в атмосферу, которые постоянно или временно эксплуатируются или хранятся на производственной территории предприятия (в т.ч. и передвижные), а также вредные вещества, которые могут выделиться или образоваться при осуществлении всех процессов, предусмотренных технологическим регламентом производства. Все источники, относящиеся к конкретной территории предприятия, являются стационарными источниками выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (п. 2 Раздела 1.1 "Общие положения").
Работы по инвентаризации подразделяются на следующие основные этапы:
- изучение технологического регламента (карты техпроцесса) и составление перечня загрязняющих веществ, которые могут выделяться (образоваться) в ходе технологических процессов. При этом учитываются результаты инструментального и расчетного определения выбросов при предыдущей инвентаризации (для действующих объектов), данные проектной документации (для вновь вводимых в действие реконструируемых объектов) и действующие расчетные методики определения выделений (выбросов) в атмосферный воздух различными производствами;
- подготовка карты-схемы промплощадок предприятия, для которых проводится инвентаризация;
- кодификация и определение координат источников загрязнения атмосферного воздуха. Каждому источнику загрязнения атмосферы предприятия присваивается код- идентификатор (как правило, номер, №), который указывается на карте-схеме рядом с источником и служит в дальнейшем для идентификации этого источника загрязнения атмосферы в пределах промплощадки предприятия.
- анализ результатов периодической (ежегодной) проверки технического состояния пылеулавливающих и газоочистных установок с целью определения эффективности работы ее оборудования и степени очистки газа;
- выбор методов определения количественных и качественных характеристик выделений и выбросов загрязняющих веществ в атмосферу;
- определение количественных и качественных характеристик выделений и выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, включая геометрические характеристики источников загрязнения атмосферы и параметры выбрасываемой газовоздушной смеси;
- составление отчета по инвентаризации и его утверждение руководителем предприятия, (п. 3 Раздела 1.1 "Общие положения").
Согласно п. 1 Раздела 1.2 "Методы, определения количественных и качественных характеристик выделений и выбросов загрязняющих веществ в атмосферу" Методического пособия по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух - к основным источникам с организованным выбросом относятся дымовые и вентиляционные трубы; вентиляционные шахты; аэрационные фонари; дефлекторы.
К неорганизованным источникам относятся, в т. ч. открытое хранение топлива, сырья, материалов и отходов, в том числе пруды-отстойники и накопители, нефтеловушки, шламо- и хвостохранилища, золоотвалы, отвалы горных пород, открытые поверхности испарения и т.п.; погрузочно-разгрузочные работы, в том числе маршруты перемещения сыпучих материалов; оборудование и технологические процессы, расположенные в производственных помещениях, не оснащенных вентиляционными установками, а также расположенные на открытом воздухе (например, передвижные сварочные посты, пилорамы и т.д.). В рамках работ по учету, нормированию и контролю выбросов стационарных источников к неорганизованным источникам также относятся транспортные средства, хранящиеся или эксплуатируемые на производственной территории (автотранспорт, тепловозы, дорожная и строительная техника, речные и морские суда в акватории порта и т.п.); резервуарные парки, сливно-наливные железно- и автодорожные эстакады и терминалы речных и морских портов (п. 2 Раздела 1.2 "Методы определения количественных и качественных характеристик выделений и выбросов загрязняющих веществ в атмосферу").
Согласно акту проверки, проведенной Управлением экологии и природных ресурсов Липецкой области, установлено, что деятельность завода по производству строительных конструкций оказывает негативное воздействие на состояние атмосферы в результате выброса загрязняющих (вредных) веществ во время проведения технологического процесса:
Источниками (стационарными и передвижными) негативного воздействия на атмосферу на заводе являются:
- котельная (энергоблок);
- вентиляционная система участка предварительного вспенивания;
- вентиляционная система силосов промежуточного хранения;
- вентиляционная система участка окончательного вспенивания и формования ППС;
- вентиляционная система зоны резки стеновых опалубок;
- вентиляционная система зоны резки опалубок перекрытия;
- вентиляционная система зоны контактной сварки;
- вентиляционная система участка терморезки и пробивания фасонных отверстий в пенополистирольных плитах;
- автомашина ВАЗ 21112 Е 212 ХМ;
- автомашина Ssang Yong Kyron DJ.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что ООО ФИО18 осуществляет хозяйственную деятельность с нарушением требований экологического законодательства, чем ставит под угрозу благополучие неопределенного круга граждан, находящихся на территории Правобережного района г.Липецка, т.к. отсутствие инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух не позволяет определить степень влияния учреждения на атмосферу, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения.
В соответствии со ст. ст. 1,2, 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, неотчуждаемые права и свободы человека защищаются гражданским законодательством, которое основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
Способы защиты гражданских прав изложены в ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации. В их число входит присуждение к исполнению обязанности в натуре.
Учитывая изложенные выше обстоятельства, суд полагает исковые требования Липецкого межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ООО ФИО19 об обязании произвести инвентаризацию выбросов вредных веществ подлежащими удовлетворению.
В силу ст. 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск. Суд не принимает отказ истца от иска, признание иска ответчиком и не утверждает мировое соглашение сторон, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
Согласно ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Суд полагает принять признание иска представителем ответчика ООО ФИО20 Овчинниковой Н.В., поскольку признание иска не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц, при этом суд принимает решение об удовлетворении исковых требований Липецкого межрайонного природоохранного прокурора.
02.11.2010 года между ответчиком и ФГУ «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Центральному федеральному округу» на разработку проекта нормативов предельно допустимых выбросов.
Из объяснения представителя ответчика следует, что произвести инвентаризацию выбросов до 01.04.2011 года не представляется возможным в связи с длительной процедурой разработки проекта и его согласования. Просила установить срок исполнения решения суда – 01.07.2011 года.
Представитель прокуратуры Лукьянчикова Я.А. не возражала против установления такого срока исполнения решения суда, поскольку ответчиком предпринимаются меры по устранению нарушения законодательства
При таких обстоятельствах суд считает необходимым установить срок проведения инвентаризации выбросов – до 01.07.2011 года.
В соответствии со ст. ст. 101, 103 ГПК РФ, 333.19 НК РФ с ответчика также подлежит взысканию государственная пошлина в размере 4000 рублей.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать Общество с ограниченной ответственностью ФИО21 в срок до 01 июля 2011 года провести инвентаризацию выбросов вредных веществ в атмосферный воздух.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью ФИО22 государственную пошлину в бюджет городского округа города Липецка в сумме 4000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд в течение 10 дней через Правобережный районный суд г. Липецка со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий Е.Г. Крючкова
Мотивированное решение изготовлено 20 декабря 2010 года