Дело № 2-6635/2010
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 декабря 2010 года город Липецк
Правобережный районный суд г. Липецка в составе:
председательствующего судьи Крючковой Е.Г.,
при секретаре Андреевой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Усачевой ФИО6 об обжаловании действий Управления социальной защиты населения Липецкой области по отказу в присвоении звания «Ветеран труда»,
УСТАНОВИЛ:
Усачева ФИО7 обратилась в суд с заявлением о признании права на льготы, предусмотренные званием «Ветеран труда», ссылаясь на то, что ДД.ММ.ГГГГ года Управлением социальной защиты населения Липецкой области ей было отказано в присвоении звания «Ветеран труда» со ссылкой на то, что согласно действующему законодательству при принятии решения о присвоении звания «Ветеран труда» не представляется возможным учитывать ведомственные знаки отличия, в том числе «Победитель социалистического соревнования 1978 года», не предусматривающие награждение ими за многолетний труд. Считает отказ незаконным, поскольку ее трудовой стаж составляет 38 лет, имеется награда – знак «Победитель социалистического соревнования 1978 года», утвержденный Центральным Комитетом КПСС, Советом Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ, от имени Министерства и ЦК профсоюза. Кроме того, является «Ударником Коммунистического труда». При этом в силу действующего законодательства для разрешения вопроса о присвоении звания «Ветеран труда» необходимо наличие необходимого пенсионного стажа и факт награждения гражданина ведомственным знаком отличия за добросовестный труд. Просила признать за ней право на льготы, предусмотренные званием «Ветеран труда».Впоследствии заявитель Усачева ФИО8 требования уточнила, просила признать незаконным отказ Управления социальной защиты населения Липецкой области в присвоении ей звания «Ветеран труда».
В судебном заседании заявитель Усачева ФИО9 заявление поддержала, ссылаясь на те же доводы.Представитель заинтересованного лица - Управления социальной защиты населения Липецкой области в судебное заседание не явился, о слушании дела надлежаще извещен, представил письменное заявление, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав заявителя, исследовав письменные материалы дела, суд находит заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч.2. ст. 4 Конституции РФ Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.
Согласно ч. 3 ст. 11 Конституции РФ разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.
Согласно ст. 72 Конституции РФ вопросы защиты прав и свобод человека, социальной защиты, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В силу ч.ч.2,5 ст.76 Конституции РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. При этом законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
В соответствии с п. «в» ст. 1 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ
"Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" с последующими изменениями одним из принципов осуществления деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации является верховенство Конституции Российской Федерации и федеральных законов на всей территории Российской Федерации. В силу ч.1-2 ст. 3 названного Закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон. Субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов. После принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с данным федеральным законом в течение трех месяцев.
В силу ч.2 ст.26.3 Федерального закона № 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится, в частности, решение вопросов социальной поддержки ветеранов труда. Согласно ч.4. ст. 26.3 по вопросам, указанным в пункте 2 названной статьи, могут приниматься федеральные законы. Не допускается включение в эти федеральные законы положений, которыми определяются объем и порядок осуществления расходов из бюджета субъекта Российской Федерации, необходимых для исполнения соответствующих полномочий органами государственной власти субъекта Российской Федерации
Согласно преамбуле Федеральный закон от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» с последующими изменениями устанавливает правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе. В соответствии со ст. 7 указанного федерального закона ветеранами труда, в частности, являются лица, награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет. Порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 11 Закона Липецкой области от 02.12.2004 года № 141-ОЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан Липецкой области» в редакции, действовавшей до 08.06.2006 года, ветеранами труда являлись, в частности, лица, награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет. Законом Липецкой области от 8 июня 2006 года № 304-ОЗ в указанную статью были внесены изменения, согласно которым звание «Ветеран труда» присваивается лицам, награжденным ведомственными знаками отличия за многолетний и добросовестный труд и имеющим трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.
Судом установлено, что Усачева ФИО10 ДД.ММ.ГГГГ года принята кружевницей в Елецкий комбинат художественных промыслов, который впоследствии переименовывался на Производственное художественное объединение «Елецкие кружева», а затем в ЗАО фирма «Елецкие кружева», где работает по настоящее время, что подтверждается записями в трудовой книжке. Согласно справке ЗАО фирма «Елецкие кружева», ее общий стаж составляет тридцать восемь лет два месяца двадцать семь дней.
ДД.ММ.ГГГГ года Усачева ФИО11 награждена знаком «Победитель социалистического соревнования 1978 года», что подтверждается удостоверением к знаку.
Единый общесоюзный знак «Победитель социалистического соревнования» был учрежден пунктом 4 постановления ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ от 08.04.1977 года для награждения лиц за успешное выполнение заданий и обязательств годов десятой пятилетки. Указанным постановлением министерствам и ведомствам совместно с ЦК профсоюзов поручалось утвердить условия Всесоюзного социалистического соревнования в отраслях с учетом основных направлений экономической и социальной политики, определенных XXV съездом партии, а также принять меры по дальнейшему совершенствованию морального стимулирования участников соревнования (п.9,12 постановления).
Знак «Победитель социалистического соревнования 1978 года», которым награждена Усачева ФИО12 является ведомственным знаком отличия в труде от имени Министерства СССР и Президиума ЦК профсоюза.
Суд не может согласиться с позицией УСЗН Липецкой области, изложенной в письме № ДД.ММ.ГГГГ года о том, что основанием к отказу в присвоении Усачевой ФИО13 звания «Ветеран труда» является отсутствие у нее наград за многолетний и добросовестный труд, по следующим причинам.
Социалистическое соревнование являлось стимулирующим движением с целью достижения высоких показателей в труде. Знак «Победитель социалистического соревнования» являлся признанием заслуг не одного года, а наградой за труд, явившийся вкладом в итоги всей пятилетки. При награждении учитывалось, в том числе, добросовестное отношение к труду.
Анализ действовавшего в тот период законодательства позволяет суду сделать вывод о том, что для работников, достигших наиболее высоких показателей в социалистическом соревновании и отмеченных различными формами морального поощрения (награжденных орденами, медалями, дипломами, вымпелами и общесоюзными знаками победителей во Всесоюзном социалистическом соревновании, почетными грамотами и т.д.), предусматривалась и выплата ежегодных вознаграждений в повышенном размере. Т.е. наградами отмечались только работники, внесшие наибольший вклад в успешное выполнение и перевыполнение годовых заданий пятилетнего плана, добившиеся в отчетном году высоких показателей в труде.
В связи с этим данная награда может быть отнесена к категории наград за добросовестный труд.
Поскольку вопросы социальной защиты граждан находятся в совместном ведении РФ и субъектов РФ, то согласно вышеприведенным нормам Конституции РФ и Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» законы субъектов РФ в области социальной защиты различных категорий граждан, в том числе и ветеранов труда, должны соответствовать федеральным законам РФ. В случае несоответствия норм, определенных по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ, в федеральных законах РФ и в законах субъектов РФ, действуют федеральные законы. Федеральный закон РФ «О ветеранах» в качестве одного из необходимых условий отнесения граждан к категории ветеранов труда определяет награждение их ведомственными знаками отличия в труде, а не знаками за многолетний и добросовестный труд. Органы субъектов РФ вправе устанавливать лишь условия и порядок присвоения звания «Ветеран труда», которые не могут противоречить нормам федерального закона РФ «О ветеранах» (ст.7 ФЗ «О ветеранах»). В частности, субъекты РФ не вправе сужать установленный федеральным законодательством круг лиц, имеющих право на присвоение звания «Ветеран труда». Иная правовая позиция может повлечь нарушение принципа равенства граждан, установленного в ст. 19 Конституции РФ. Поэтому в рассматриваемой ситуации Управление социальной защиты населения Липецкой области при решении вопроса о присвоении Усачевой Р.Д. звания «Ветеран труда» должно было руководствоваться федеральным законодательством.Кроме того, федеральному закону РФ «О ветеранах» не противоречат условия для присвоения звания "Ветеран труда", закрепленные в ст. 11 Закона Липецкой области от 2 декабря 2004 года № 141-ОЗ "О мерах по социальной поддержке отдельных категорий граждан в Липецкой области", а именно:а) награждение ведомственными знаками отличия в труде общесоюзными и союзно-республиканскими министерствами, государственными комитетами СССР;
б) награждение знаками отличия, утвержденными нормативными правовыми актами федеральных министерств Российской Федерации.
Имеющаяся у Усачевой ФИО14 награда соответствует этим условиям – знак «Победитель социалистического соревнования 1978 года» является ведомственным знаком отличия в труде.
Наличие второго условия, необходимого для присвоения звания «Ветеран труда» (требуемый для назначения пенсии стаж) подтверждено справкой ЗАО фирма «Елецкие кружева», копией трудовой книжки Усачевой ФИО15 согласно которым у заявителя официально подтвержденный стаж на 26.10.2010 г. составлял 38 лет 2 месяца 27 дней. Таким образом, необходимый для назначения пенсии стаж у Усачевой ФИО16 имелся до 08.06.2006 года - даты внесения изменений в ст.11 Закона Липецкой области от 02.12.2004 года № 141-ОЗ.
При наличии этих условий оснований у УСЗН Липецкой области отказывать Усачевой ФИО17 обратившейся в установленном порядке за присвоением звания «Ветеран труда», не имелось.
В соответствии с ч.3. ст. 5 Федерального Конституционного закона от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» с последующими изменениями суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа, а равно должностного лица Конституции Российской Федерации, федеральному конституционному закону, федеральному закону, общепризнанным принципам и нормам международного права, международному договору Российской Федерации, Конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, закону субъекта Российской Федерации, принимает решение в соответствии с правовыми положениями, имеющими наибольшую юридическую силу. При таких обстоятельствах заявление Усачевой ФИО18 о признании незаконным отказа УСЗН Липецкой области в присвоении звания «Ветеран труда» является обоснованным и подлежит удовлетворению.
В соответствии с ч.1 ст. 258 Гражданского процессуального кодекса РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. Поскольку согласно ст. 11 Закона Липецкой области от 2 декабря 2004 г. № 141-ОЗ «О мерах по социальной поддержке отдельных категорий граждан в Липецкой области» основанием для реализации мер социальной поддержки ветеранами труда и приравненными по мерам социальной поддержки к ним лицами, является, в частности, удостоверение «Ветеран труда», то суд считает необходимым обязать УСЗН Липецкой области выдать Усачевой ФИО19 удостоверение «Ветеран труда» в установленном законом порядке.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным решение Управления социальной защиты населения Липецкой области об отказе в присвоении Усачевой ФИО20 звания «Ветеран труда».
Настоящее решение является основанием для выдачи Усачевой ФИО21 удостоверения «Ветеран труда» в установленном законом порядке через орган социальной защиты населения по месту жительства Усачевой ФИО22.
Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд через Правобережный районный суд города Липецка в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий Е.Г. Крючкова
Мотивированное решение изготовлено 21 декабря 2010 года