иск удовлетворен



Дело № г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ Правобережный районный суд г. Липецка в составе:

председательствующего судьи Кожиной А.В.

при секретаре Босенко О.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Липецке гражданское дело по иску Липецкого межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Газпусконаладка» об обязании провести инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух,

установил:

Липецкий межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Газпусконаладка» об обязании провести инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. В обоснование своих требований ссылался на то, что в ходе проведения проверки соблюдения законодательства об охране атмосферного воздуха установлено, что ответчик осуществляет свою деятельность в г. Липецке, эксплуатирует источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в виде использования автомобилей Зил-44510, Урал 4320, Урал 375, Зил-ММЗ, экскаватора ЭО-3323, деревообрабатывающих станков и т.д. В нарушение требований ст. 42 Конституции РФ, ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» до настоящего времени не провел инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, не рассмотрел вопрос о необходимости получения разрешения на выброс данных веществ. Поскольку ответчик осуществляет свою деятельность с нарушением требований экологического законодательства, Липецкий межрайонный природоохранный прокурор просит обязать ООО «Газпусконаладка» провести инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

Представитель истца Липецкого межрайонного природоохранного прокурора – прокурор Лукьянчикова Я.А. в судебном заседании исковые требования поддержала, при этом ссылалась на доводы, изложенные в исковом заявлении. Просила исковые требования удовлетворить в полном объеме, установить срок исполнения требований до 01.04.2011 г., т.к. при проведении проверки повторно 07.12.2010 г. установлено, что ответчиком заключен договор на выполнение работ по инвентаризации только 13.12.2010 г.

Представитель ответчика ООО «Газпусконаладка» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом. Причину неявки суду не сообщил.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления экологии и природных ресурсов Липецкой области – заместитель начальника В.Н. Якунина в судебное заседание не явилась, о времени месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом. В письменном заявлении просила о рассмотрении дела в свое отсутствие. В полном объеме поддержала требования Липецкого межрайонного природоохранного прокурора.

Выслушав объяснение истца, исследовав материалы дела, суд находит исковое заявление подлежащим удовлетворению.

В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Согласно ч. 1 ст. 22, Федерального закона от 30.03.1999г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, проводят инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

Исходя из ст. 30 названного закона юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны обеспечивать поведение инвентаризации выбросов вредных веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух.

В статье 24 указанного Закона определено, что при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Исходя из методического пособия по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, введенного письмом Ростехнадзора от 24.12.2004 № 14-01-333, инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу проводят все действующие предприятия, организации, учреждения независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, производственная деятельность которых связана с выбросом загрязняющих веществ в атмосферу.

При инвентаризации должны быть выявлены и учтены все возможные источники выделения и выброса загрязняющих веществ в атмосферу, которые постоянно или временно эксплуатируются или хранятся на производственной территории предприятия (в т.ч. и передвижные), а также вредные вещества, которые могут выделиться или образоваться при осуществлении всех процессов, предусмотренных технологическим регламентом производства. Все источники, относящиеся к конкретной территории предприятия, являются стационарными источниками выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (п. 2 Раздела 1.1 "Общие положения").

Работы по инвентаризации подразделяются на следующие основные этапы:

изучение технологического регламента (карты техпроцесса) и составление перечня загрязняющих веществ, которые могут выделяться (образоваться) в ходе технологических процессов. При этом учитываются результаты инструментального и расчетного определения выбросов при предыдущей инвентаризации (для действующих объектов), данные проектной документации (для вновь вводимых в действие реконструируемых объектов) и действующие расчетные методики определения выделений (выбросов) в атмосферный воздух различными производствами;

подготовка карты-схемы промплощадок предприятия, для которых проводится инвентаризация;

кодификация и определение координат источников загрязнения атмосферного воздуха. Каждому источнику загрязнения атмосферы предприятия присваивается код- идентификатор (как правило, номер), который указывается на карте-схеме рядом с источником и служит в дальнейшем для идентификации этого источника загрязнения атмосферы в пределах промплощадки предприятия.

анализ результатов периодической (ежегодной) проверки технического состояния пылеулавливающих и газоочистных установок с целью определения эффективности работы ее оборудования и степени очистки газа;

выбор методов определения количественных и качественных характеристик выделений и выбросов загрязняющих веществ в атмосферу;

определение количественных и качественных характеристик выделений и выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, включая геометрические характеристики источников загрязнения атмосферы и параметры выбрасываемой газовоздушной смеси;

составление отчета по инвентаризации и его утверждение руководителем предприятия, (п. 3 Раздела 1.1 "Общие положения").

Согласно п. 1 Раздела 1.2 "Методы определения количественных и качественных характеристик выделений и выбросов загрязняющих веществ в атмосферу" Методического пособия по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух - к основным источникам с организованным выбросом относятся дымовые и вентиляционные трубы; вентиляционные шахты; аэрационные фонари; дефлекторы.

К неорганизованным источникам относятся, в т. ч. открытое хранение топлива, сырья, материалов и отходов, в том числе пруды-отстойники и накопители, нефтеловушки, шламо- и хвостохранилища, золоотвалы, отвалы горных пород, открытые поверхности испарения и т.п.; погрузочно-разгрузочные работы, в том числе маршруты перемещения сыпучих материалов; оборудование и технологические процессы, расположенные в производственных помещениях, не оснащенных вентиляционными установками, а также расположенные на открытом воздухе (например, передвижные сварочные посты, пилорамы и т.д.). В рамках работ по учету, нормированию и контролю выбросов стационарных источников к неорганизованным источникам также относятся транспортные средства, хранящиеся или эксплуатируемые на производственной территории (автотранспорт, тепловозы, дорожная и строительная техника, речные и морские суда в акватории порта и т.п.); резервуарные парки, сливно-наливные железно- и автодорожные эстакады и терминалы речных и морских портов (п. 2 Раздела 1.2 "Методы определения количественных и качественных характеристик выделений и выбросов загрязняющих веществ в атмосферу").

Согласно Уставу ООО «Газпусконаладка» в новой редакции, утвержденному протоколом собрания участников общества № 1 от 5 ноября 2009 года (ст. 4 «Цели и виды деятельности Общества»), ответчик в процессе осуществления основной цели своей деятельности – извлечения прибыли, имеет и использует источники (как организованные, так и неорганизованные) выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

Липецкой межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка в части соблюдения законодательства об охране окружающей среды. В рамках проводимой проверки установлено, что ответчик ООО «Газпусконаладка» осуществляет свою деятельность в г. Липецке, эксплуатирует источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

Согласно справке Управления экологии и природных ресурсов, справке ООО «Газпусконаладка» предприятие в 2010 году осуществляло деятельность по производству деревянных изделий. На балансе предприятия имеется имущество, которое относится к возможным источникам вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух: здание производственное кирпичное, здание мастерских кирпичное, здание колерное кирпичное, здание лесопилки металлическое, полуприцеп ОДАЗ. Отопление здания производственного кирпичного Х-2006 производится дровяной печью, являющейся источником выделения загрязняющих веществ. Также обществом эксплуатируются источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в виде использования автомобилей Зил-44510, Урал 4320, Урал 375, Зил-ММЗ, экскаватора ЭО-3323, бетоносмесителя ВПГ-200-2, пенногенератора ПГ-6000, ленточной пилорамы, помпы 4503.

При этом инвентаризация выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух не проведена, вопрос о необходимости получения разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ Обществом не рассмотрен.

Постановлением Управления экологии и природных ресурсов Липецкой области № 645 от 29.05.2009 года директор ООО «Газпусконаладка» Носков А.П. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в сумме 3000 рублей.

Судом установлено, что инвентаризация источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух не поведена до настоящего времени. Данное обстоятельство подтверждается сообщением Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 19.10.2010 года № 2518.

В силу ст. 15 Федерального закона от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» в целях предупреждения вреда, который может быть причинен окружающей среде, здоровью и генетическому фонду человека, стандартами на новые технику, технологии, материалы, вещества и другую продукцию, которые могут оказать вредное воздействие на атмосферный воздух, устанавливаются требования охраны атмосферного воздуха.

Запрещается применение технологического оборудования и других технических средств, если они не отвечают установленным законодательством требованиям охраны атмосферного воздуха.

Производство и использование на территории Российской Федерации технических, технологических установок, двигателей, транспортных и иных передвижных средств и установок допускаются только при наличии сертификатов соответствия или деклараций о соответствии, подтверждающих соответствие содержания вредных (загрязняющих) веществ в выбросах технических, технологических установок, двигателей, транспортных и иных передвижных средств и установок техническим нормативам выбросов.

Статьей 17 Закона установлено, что запрещаются производство и эксплуатация транспортных и иных передвижных средств, содержание вредных (загрязняющих) веществ в выбросах которых превышает установленные технические нормативы выбросов.

Для установления степени загрязнения окружающей среды, в том числе соответствие технологического оборудования и технических средств техническим нормативам выбросов, влияния на санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, в результате осуществления производственной деятельности ООО «Газпусконаладка» необходимо проведение инвентаризации источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

Как установлено в судебном заседании, ООО «Газпусконаладка» заключила договор № от ДД.ММ.ГГГГ с ООО «Дион» на разработку нормативов ПДВ, в том числе инвентаризацию источников выбросов.

Факт заключения договора расценивается судом как признание отсутствия инвентаризации источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на территории предприятии ООО «Газпусконаладка».

При таких обстоятельствах, а также учитывая, что неисполнение ответчиком требований природоохранного и земельного законодательства ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие граждан, проживающих в г. Липецке в районе нахождения производственной базы ООО «Газпусконаладка», создает опасность причинения вреда окружающей среде, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.

Исходя из того, что сроки проведения инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух хозяйствующим субъектами не регламентированы нормативными документами, учитывая, что ответчиком решается вопрос смены профиля деятельности, демонтажа деревообрабатывающего оборудования, а также то, что для исполнения заключенного ответчиком договора на инвентаризацию необходимым длительный период времени, суд считает установить срок проведения инвентаризации- до ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии со статьей 103 ГПК РФ, статьей 333.19 НК РФ, суд взыскивает с ответчика ООО «Газпусконаладка» государственную пошлину в сумме 2000 рублей в доход бюджета городского округа г. Липецка.

Руководствуясь ст. ст. 103, 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Обязать ООО «Газпусконаладка» провести инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в срок до ДД.ММ.ГГГГ по договору № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с ООО «Дион».

Взыскать с ООО «Газпусконаладка» в доход бюджета городского округа г. Липецка госпошлину в размере 2000 рублей.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме в Липецкий областной суд через Правобережный районный суд г. Липецка.

Председательствующий

Мотивированное решение изготовлено: ДД.ММ.ГГГГ.