Дело №2-2036/2010 г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ Правобережный районный суд г. Липецка в составе:
председательствующего судьи Быковой Т.Ю.
при секретаре Мозолевской И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Липецке гражданское дело по иску Петрова ИО к Управлению социальной защиты населения Липецкой области, ГУ МЧС России по Липецкой области, Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий о признании подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне,
установил:
Петров В.В. обратился в суд с иском к Управлению социальной защиты населения Липецкой области, ГУ МЧС России по Липецкой области, Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий о признании подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. В обоснование требований истец указывал, что с момента рождения ДД.ММ.ГГГГ г. по 1983 г. проживал в <адрес> (бывшая Казахская ССР), на территории, относящейся к зоне повышенного риска с дозой воздействия на население от 7 до 35 бэр в период ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне с 1949 г. по 1990 г. С 2002 года истец является гражданином РФ. 14.04.2010 г. он обратился в УСЗН Липецкой области с заявлением, в котором просил включить его в реестр учета граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне и выдать удостоверение российского образца по категории «пострадавший от радиационного воздействия вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», однако ему в этом было отказано по мотиву, что <адрес> не входит в Перечень населенных пунктов бывшей Казахской ССР, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденных распоряжением Правительства РФ от 15.03.1995 г. Считает отказ незаконным, нарушающим его права на радиационную безопасность, на возмещение вреда, причиненного здоровью длительным проживанием на территории, относящейся к зоне повышенного радиационного загрязнения в связи со взрывами на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне, на получение мер социальной поддержки, предусмотренных законодательством гражданам РФ.
Истец просит признать его лицом, подвергшимся радиационному облучению вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне с получением суммарной эффективной дозы облучения в размере более 5 сЗв (бэр), а именно: более 25 сЗв (бэр), с правом получения мер социальной поддержки, предусмотренных действующим законодательством гражданам РФ, подвергшихся радиационному воздействию вследствие испытаний ядерного оружия на Семипалатинском полигоне. Обязать Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий выдать ему удостоверение единого образца, подтверждающее право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных ФЗ от 10.01.2003 г. №2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» в период с 29.09.1949 г. по 07.08.1962 г.
В судебном заседании истец Петров В.В. поддержал заявленные требования, в обоснование которых ссылался на доводы и обстоятельства, изложенные в исковом заявлении.
В судебное заседание представитель ответчика УСЗН Липецкой области по доверенности Юшкова С.В. не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие. Просила в иске отказать.
Ответчики ГУ МЧС России по Липецкой области и МЧС России по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания извещены судом своевременно, просили рассмотреть дело в отсутствие представителей. Просили в иске отказать.
Выслушав объяснения истца, проверив и изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Каждое заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством, обратиться в суд за защитой своего нарушенного или оспариваемого права или охраняемого законом интереса (ст. 3 ГПК РФ).
В силу ст. 42 Конституции РФ, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Ст. 54 Конституции РФ устанавливается право каждого на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц. Этим конституционным положениям корреспондирует конституционная обязанность государства по защите прав и свобод человека и гражданина (статьи 2 и 18 Конституции Российской Федерации), в том числе по возмещению вреда лицам, пострадавшим от чрезвычайных радиационных ситуаций природного и техногенного характера.
Вред, причиненный гражданам в результате радиационного воздействия вследствие техногенных аварий и иных чрезвычайных ситуаций, порождает особый характер отношений между гражданином и государством: обязанность возмещения вреда, который, исходя из его масштабов и числа пострадавших, не может быть возмещен в порядке, установленном гражданским, административным, уголовным и другим отраслевым законодательством, государство принимает на себя.
Порядок предоставления социальных гарантий гражданам РФ, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, регламентирован Федеральным законом от 10.01.2002 г. № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне»
В соответствии со статьей 1 указанного Федерального закона меры социальной поддержки гарантируются гражданам, которые проживали в 1949-1963 годах в населенных пунктах на территории Российской Федерации и за ее пределами, включенных в утверждаемые Правительством Российской Федерации перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и которые получили суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), а также детям в возрасте до 18 лет первого и второго поколения указанных граждан, страдающих заболеваниями вследствие радиационного воздействия на одного их родителей.
Меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Федеральным законом, предоставляются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Порядок отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, определяется Правительством Российской Федерации.
Гражданам, получившим суммарную (накопительную) эффективную дозу облучения, превышающую 25 сЗв (бэр), гарантируются перечисленные в статье 2 настоящего Закона меры социальной поддержки.
Порядок выдачи удостоверений в настоящее время определяется Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18 сентября 2009 г. № 540 «Об утверждении порядка выдачи удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» (Постановление Правительства РФ от 27.12.2004 г. № 849 «Об утверждении правил выдачи удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» утратило силу с выходом Постановления Правительства РФ от 23.11.2009 г. № 946 "О признании утратившим силу Постановления Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. № 849»).
В соответствии с указанным Приказом удостоверения выдаются гражданам Российской Федерации, которые проживали в 1949 - 1963 годах в населенных пунктах на территории Российской Федерации и за ее пределами, включенных в утвержденные Правительством Российской Федерации перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и которые получили суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр).
Приказом предусмотрено, что для получения удостоверения граждане обращаются по месту жительства в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации с письменным заявлением, к которому прилагаются:
- паспорт гражданина РФ;
- документ, подтверждающий факт проживания в населенном пункте, включенном в утвержденные Правительством РФ перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.
Уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации выполняют функции: приема документов для выдачи удостоверений единого образца, подтверждающих право граждан на получение мер социальной поддержки, предусмотренных Федеральным законом "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне"; снятию копий с представленных документов и заверению их в установленном порядке; принятию решений о включении в реестр учета граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне (далее реестр); созданию комиссии для проверки документов, представленных гражданами, подготовке решений о включении (отказе включения) граждан в реестр; направлению в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее МЧС РФ), представлений об оформлении и выдаче удостоверений с приложением заверенных в установленном порядке выписок из реестров, копий протоколов решений комиссии, копий представленных гражданами документов; после получения из МЧС РФ оформленных удостоверений, вручению удостоверений под роспись заявителям, представлению в МЧС РФ копий реестров с заполненными графами, заверенных в установленном порядке.
Из материалов дела усматривается, что истец 15.04. 2010 г. обратился в УСЗН Липецкой области с просьбой о включении его в реестр учета граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне и выдаче удостоверения российского образца по категории «пострадавший от радиационного воздействия вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне».
Уведомлением УСЗН Липецкой области от 26.04.2010 г. за №11-3/2-01-871 истцу было отказано в удовлетворении заявления по мотиву, что <адрес> не входит в Перечень населенных пунктов бывшей Казахской ССР, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденных распоряжением Правительства РФ от 15.03.1995 г. (л.д.13)
Данный отказ УСЗН Липецкой области истец Петров В.В. обжалует в суде.
В обоснование заявленных требований истец ссылается на то обстоятельство, что родился ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> и с момента рождения по 1983 год проживал в <адрес>, относящегося к зоне повышенного радиационного риска (территория, подвергшаяся воздействию радиационных осадков (радиационному загрязнению) при проведении ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне (СИАП) с дозой воздействия на население от 7 до 35 бэр за весь период испытаний в соответствии с законом Республики Казахстан от 18.12.1992 г. №1787 «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском ядерном полигоне». Полагает, что данное обстоятельство дает ему право на выдачу удостоверения единого образца, подтверждающегоправо на получение мер социальной поддержки, предусмотренных ФЗ РФ от 10.01.2003 г. №2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», гражданам РФ.
В ч.1 и ч.4 статьи 11 ГПК РФ указано, что суд обязан разрешать гражданские дела на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, конституций (уставов), законов, иных нормативных актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления. Суд разрешает гражданские дела, исходя из обычаев делового оборота в случаях, предусмотренных правовыми актами.
4.Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законом, суд при разрешении гражданских дел, применяет правила международного договора.
В соответствии со ст. 13 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, подписанной в Минске 22.01.1993 г., действующей в России с 10.12.1994 г. «документы, которые на территории одной из договаривающихся сторон изготовлены или засвидетельствованы учреждениями или специально уполномоченным лицом в пределах из компетенции по установленной форме и скреплены гербовой печатью, принимаются на территориях других договаривающихся сторон, без какого либо специального удостоверения. Документы, которые на территории одной из договаривающихся сторон рассматриваются как официальные документы, пользуются на территории других договаривающихся сторон доказательственной силой официальных».
В Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 октября 2003 года №5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» разъяснено, что при рассмотрении судами гражданских, уголовных или административных дел непосредственно применяется такой договор Российской Федерации, который вступил в силу и стал обязательным для Российской Федерации и положения которого не требуют издания внутригосударственных актов для их применения и способны порождать права и обязанности для субъектов национального права (часть 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации, части 1 и 3 статьи 5 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации», часть 2 статьи 7 ГК РФ).
Поскольку международных договоров между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о взаимном признании национального законодательства, регулирующего вопросы социальной защиты граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, не существует, то у суда нет законных оснований для применения при рассмотрении данного дела норм права иностранного государства, Республики Казахстан, на территории Российской Федерации.
Статья 13 Конвенции «О правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам», на которую ссылается истец, всего лишь обеспечивает признание аутентичности (подлинности) документов, исходящих от органов власти, должностных лиц или специально уполномоченных лиц иностранных государств, без необходимости дополнительного удостоверения (консульской легализации или проставления апостиля). (л.д. 46).
Из этого следует, что Конвенция не дает права гражданам Российской Федерации требовать на территории Российской Федерации предоставления им льгот, установленных законодательством Республики Казахстан, на основании документов, выданных в соответствии с законодательством этого государства.
Судом установлено, что истец родился ДД.ММ.ГГГГ, в <адрес> что подтверждается копией свидетельства о рождении Петрова В.В. (л.д.7).
В период с 1962 года по 1983 г. истец проживал в <адрес>, что подтверждается материалами дела. (л.д.6).
Из справки Глубоковского районного управления труда и занятости и социальной защиты населения от 03.10.2003 г., выданной истцу, следует, что согласно закону Республики Казахстан от 18.12.1992 г. №1787 «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском ядерном полигоне» место проживания с. Кожохово Глубоковского района Восточно-Казахстанской области с 21.09.1962 г. по 27.09.1980 г. относится к зоне повышенного радиационного риска с дозой воздействия на население от 7 до 35 бэр в период ядерных испытаний с 1949 по 1990 г. Справка выдана Петрову В.В. на основании трудовой книжки б/н от 08.06.50 г., паспорта и свидетельства о рождении. (л.д.14).
Указанный документ подтверждает факт проживания истца Петрова В.В. в данном населенном пункте, отнесенном Законом Республики Казахстан к зоне «повышенного радиационного риска» и право на получение льгот только в Республике Казахстан.
Вместе с тем, частью первой статьи 1 Федерального закона от 10 января 2002 г. №2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» установлено, что удостоверения единого образца выдаются гражданам Российской Федерации, которые проживали в 1949-1963 годах в населенных пунктах территории Российской Федерации и за ее пределами, включенных в утвержденные Правительством Российской Федерации перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, бывшей Казахской ССР и Алтайского края в периоды радиационного воздействия, которые получили суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр).
Меры социальной поддержки, перечисленные в статье 2 настоящего Федерального закона, гарантируются гражданам, получившим суммарную (накопительную) эффективную дозу облучения, превышающую 25 сЗв (бэр).
<адрес> не входит в Перечень населенных пунктов бывшей Казахской ССР, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденных распоряжением Правительства РФ от 15.03.1995 г. №356-р.
Кроме того, заявляя требование выдать удостоверение единого образца гражданам, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, с указанием (накопительной) дозы облучения, превышающей 25 бэр, истец Петров В.В. не представил суду доказательства, подтверждающие получение им суммарной (накопительной) эффективной дозы облучения, превышающей 25 сЗв (бэр).
С учетом вышеизложенного, суд полагает истцу Петрову В.В. в удовлетворении требований к Управлению социальной защиты населения Липецкой области, ГУ МЧС России по Липецкой области, Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий о признании подвергшимся о признании его лицом, подвергшимся радиационному облучению вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне с получением суммарной эффективной дозы облучения в размере более 5 сЗв (бэр), а именно: более 25 сЗв (бэр), с правом получения мер социальной поддержки, предусмотренных действующим законодательством гражданам РФ, подвергшихся радиационному воздействию вследствие испытаний ядерного оружия на Семипалатинском полигоне, а также выдаче Министерством РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий выдать ему удостоверение единого образца, подтверждающее право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных ФЗ от 10.01.2003 г. №2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», отказать.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,
р е ш и л:
Петрову ИО в удовлетворении требований к Управлению социальной защиты населения Липецкой области, ГУ МЧС России по Липецкой области, Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий о признании подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне и выдаче удостоверения единого образца, подтверждающего право на получение мер социальной поддержки,- отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в Липецкий областной суд в течение 10 дней со дня изготовления в окончательной форме через Правобережный суд г. Липецка путем подачи кассационной жалобы.
Председательствующий Т.Ю.Быкова
Решение в окончательной форме изготовлено
ДД.ММ.ГГГГ