Дело №2-483/2010 г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ Правобережный районный суд г. Липецка в составе:
председательствующего судьи Быковой Т.Ю.
при секретаре Андреевой С.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Липецке гражданское дело по иску Шишкина ИО, Шишкиной ИО2 к Управлению социальной защиты населения Липецкой области о признании пострадавшими вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне,
установил:
Шишкин Н.П., Шишкина Н.А. обратились в суд с иском к Управлению социальной защиты населения Липецкой области о признании пострадавшими вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. В обоснование требований истцы указывали, что в период проживания Шишкина Н.П. ( с 01.1956 г. по 12.1990 г.), Шишкиной Н.А. ( с 12.1962 г. по 12.1990 г.) в г. Семипалатинске Республики Казахстан ( бывшая Казахская ССР) они подверглись радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, суммарная эффективная эквивалентная доза облучения, полученная истцами в период проживания в г. Семипалатинске составила 21.4 сЗв. С мая 2009 года истцы проживают постоянно в Российской Федерации. УСЗН Липецкой области, куда истцы обратились с заявлением о выдаче удостоверения единого образца, подтверждающего право на получение льгот и компенсаций, отказало истцам в выдаче такого удостоверения. Считая отказ незаконным, истцы просили признать Шишкина Н.П. и Шишкину Н.А. пострадавшими и включить в реестр учета граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне и обязать ответчика выдать каждому удостоверение единого образца.
Определением суда от 25.03.2010 г. к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
В судебное заседание истцы Шишкин Н.П. и Шишкина Н.А. не явились, в заявлении просили рассмотреть дело в их отсутствие.
В судебном заседании представитель ответчика УСЗН Липецкой области по доверенности Юшкова С.В. возражала против удовлетворения требований истцов, полагала их незаконными и необоснованными. Пояснила, что Шишкина Н.А. в управление социальной защиты населения Липецкой области с заявлением по вопросу выдачи удостоверения по категории подвергшегося радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне не обращалась, права ее нарушены не были. Просила в иске отказать.
Представитель соответчика МЧС России по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен судом своевременно, о причинах неявки не сообщил.
Выслушав объяснения представителя ответчика, проверив и изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Каждое заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством, обратиться в суд за защитой своего нарушенного или оспариваемого права или охраняемого законом интереса (ст. 3 ГПК РФ).
В силу ст. 42 Конституции РФ, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Ст. 54 Конституции РФ устанавливается право каждого на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц. Этим конституционным положениям корреспондирует конституционная обязанность государства по защите прав и свобод человека и гражданина (статьи 2 и 18 Конституции Российской Федерации), в том числе по возмещению вреда лицам, пострадавшим от чрезвычайных радиационных ситуаций природного и техногенного характера.
Вред, причиненный гражданам в результате радиационного воздействия вследствие техногенных аварий и иных чрезвычайных ситуаций, порождает особый характер отношений между гражданином и государством: обязанность возмещения вреда, который, исходя из его масштабов и числа пострадавших, не может быть возмещен в порядке, установленном гражданским, административным, уголовным и другим отраслевым законодательством, государство принимает на себя.
Порядок предоставления социальных гарантий гражданам РФ, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, регламентирован Федеральным законом от 10.01.2002 г. № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне»
В соответствии со статьей 1 указанного Федерального закона меры социальной поддержки гарантируются гражданам, которые проживали в 1949-1963 годах в населенных пунктах на территории Российской Федерации и за ее пределами, включенных в утверждаемые Правительством Российской Федерации перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и которые получили суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), а также детям в возрасте до 18 лет первого и второго поколения указанных граждан, страдающих заболеваниями вследствие радиационного воздействия на одного их родителей.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», гражданам, получившим суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), федеральным органом исполнительной власти выдаются удостоверения единого образца, которые дают право на получение мер социальной поддержки с момента их предъявления.
Порядок выдачи этих удостоверений в настоящее время определяется Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18 сентября 2009 г. № 540 «Об утверждении порядка выдачи удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» (Постановление Правительства РФ от 27.12.2004 г. № 849 «Об утверждении правил выдачи удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» утратило силу с выходом Постановления Правительства РФ от 23.11.2009 г. № 946 "О признании утратившим силу Постановления Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. № 849»).
В соответствии с указанным Приказом удостоверения выдаются гражданам Российской Федерации, которые проживали в 1949 - 1963 годах в населенных пунктах на территории Российской Федерации и за ее пределами, включенных в утвержденные Правительством Российской Федерации перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и которые получили суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр).
Приказом предусмотрено, что для получения удостоверения граждане обращаются по месту жительства в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации с письменным заявлением, к которому прилагаются:
- паспорт гражданина РФ;
- документ, подтверждающий факт проживания в населенном пункте, включенном в утвержденные Правительством РФ перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.
Уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации выполняют функции: приема документов для выдачи удостоверений единого образца, подтверждающих право граждан на получение мер социальной поддержки, предусмотренных Федеральным законом "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне"; снятию копий с представленных документов и заверению их в установленном порядке; принятию решений о включении в реестр учета граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне (далее реестр); созданию комиссии для проверки документов, представленных гражданами, подготовке решений о включении (отказе включения) граждан в реестр; направлению в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее МЧС РФ), представлений об оформлении и выдаче удостоверений с приложением заверенных в установленном порядке выписок из реестров, копий протоколов решений комиссии, копий представленных гражданами документов; после получения из МЧС РФ оформленных удостоверений, вручению удостоверений под роспись заявителям, представлению в МЧС РФ копий реестров с заполненными графами, заверенных в установленном порядке.
Из материалов дела усматривается, что истец Шишкин Н.П. в июне 2009 г. обратился в УСЗН Липецкой области с заявлением по вопросу замены удостоверения казахского образца по категории «пострадавший от радиационного воздействия вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» на удостоверение российского образца.
Уведомлением УСЗН Липецкой области от 29.06.2009 г. за №11-3/2-01-1006 истцу Шишкину Н.П. было отказано в удовлетворении заявления по мотиву, что г. Семипалатинск не указан в Перечне населенных пунктов бывшей Казахской ССР, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском регионе, утвержденном распоряжением Правительства РФ от 15.03.1995 г. №356-р. (л.д. 9). Данный отказ истец Шишкин Н.П. обжалует в суде.
Как указано в справке №26087 от 23.06.2009 г., выданной Шишкину Н.П., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Министерством здравоохранения Республики Казахстан, истец проживал в г. Семипалатинске Республики Казахстан с января 1956 года по ноябрь 1974 г. и с ноября 1976 г. по декабрь 1990 г.
Учитывая радиологический маршрут проживания в зоне и повышенного радиационного риска, суммарная эффективная эквивалентная доза Шишкина Н.П. составляет 0,21 Зв (21.4 сЗв). Удостоверение пострадавшего, выданного Шишкину Н.П. Республикой Казахстан, СП№414614.(л.д.5, 6,).
Как указано в справке №29760 от 15.03.2009 г., выданной Шишкиной Н.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Министерством здравоохранения Республики Казахстан, истица проживала в г. Семипалатинске Восточно-Казахстанской области, с января 1962 года по декабрь 1990 г.
Учитывая радиологический маршрут проживания в зоне и повышенного радиационного риска, суммарная эффективная эквивалентная доза Шишкиной Н.А. составляет 0,09 Зв (9 сЗв). Удостоверение пострадавшего, выданного Шишкиной Н.А. Республикой Казахстан, СП№491680.(л.д.14, 49).
Установлено, что Шишкина Н.А. не обращалась в УСЗН Липецкой области с заявлением о получении удостоверения по категории «пострадавшая от радиационного воздействия вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», поэтому суд считает, что ее права ответчиками нарушены не были и ее требования являются преждевременными.
Кроме того. согласно экспертному заключению №93 КГУ «НИИ региональных медико-экологических проблем» (г.Барнаул) от 23 апреля 2010 г. Шишкин Н.П. при проживании с января 1956 года по ноябрь 1974 года, с ноября 1976 года по декабрь 1990 года, и Шишкина Н.А. при проживании с января 1962 года по декабрь 1990 года в г. Семипалатинске Семипалатинской области бывшей Казахской ССР могли получить не более 5 сЗв в результате ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. Этот вывод подтверждается отсутствием радиоактивных выпадений в г. Семипалатинск Семипалатинской области бывшей Казахской ССР, которые могли бы сформировать эффективную дозу для населения более 5 сЗв, при проведении ядерных испытаний на Семипалатинском регионе. (л.д.59-79).
В ч.1 и ч.4 статьи 11 ГПК РФ указано, что суд обязан разрешать гражданские дела на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, конституций (уставов), законов, иных нормативных актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления. Суд разрешает гражданские дела, исходя из обычаев делового оборота в случаях, предусмотренных правовыми актами.
4.Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законом, суд при разрешении гражданских дел, применяет правила международного договора.
В соответствии со ст. 13 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, подписанной в Минске 22.01.1993 г., действующей в России с 10.12.1994 г. «документы, которые на территории одной из договаривающихся сторон изготовлены или засвидетельствованы учреждениями или специально уполномоченным лицом в пределах из компетенции по установленной форме и скреплены гербовой печатью, принимаются на территориях других договаривающихся сторон, без какого либо специального удостоверения. Документы, которые на территории одной из договаривающихся сторон рассматриваются как официальные документы, пользуются на территории других договаривающихся сторон доказательственной силой официальных».
В Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 октября 2003 года №5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» разъяснено, что при рассмотрении судами гражданских, уголовных или административных дел непосредственно применяется такой договор Российской Федерации, который вступил в силу и стал обязательным для Российской Федерации и положения которого не требуют издания внутригосударственных актов для их применения и способны порождать права и обязанности для субъектов национального права (часть 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации, части 1 и 3 статьи 5 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации», часть 2 статьи 7 ГК РФ).
Поскольку международных договоров между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о взаимном признании национального законодательства, регулирующего вопросы социальной защиты граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, не существует, нет законных оснований для применения при рассмотрении данного дела норм права иностранного государства, Республики Казахстан, на территории Российской Федерации.
Ст. 13 Конвенции «О правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам», на которую ссылаются истцы, всего лишь обеспечивает признание аутентичности (подлинности) документов, исходящих от органов власти, должностных лиц или специально уполномоченных лиц иностранных государств, без необходимости дополнительного удостоверения (консульской легализации или проставления апостиля).
Из этого следует, что Конвенция не дает права гражданам Российской Федерации требовать на территории Российской Федерации предоставления им льгот, установленных законодательством Республики Казахстан, на основании документов, выданных в соответствии с законодательством этого государства (замены удостоверений, выданных истцам Республикой Казахстан по категории пострадавший от радиационного воздействия вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне на удостоверение российского образца).
Так как радиационное воздействие на истцов, проживавших в г.Семипалатинске, от ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне не превысило 5 сЗв (бэр), что подтверждается как экспертным заключением, так и не включением этого населенного пункта в вышеупомянутый Перечень населенных пунктов бывшей Казахской ССР, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском регионе, нет оснований для признания истцов подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний в дозе свыше 5 сЗв (бэр), при проживании истцов в г.Семипалатинске в оспариваемый период времени.
С учетом вышеизложенного, суд полагает истцам в удовлетворении требований о признании пострадавшими вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, включении в реестр учета граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, обязать выдать удостоверение единого образца граждан, подвергшихся радиационному воздействию отказать.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,
р е ш и л:
Шишкину ИО, Шишкиной ИО2 в удовлетворении требований к Управлению социальной защиты населения Липецкой области, Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий о признании пострадавшими вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, включении в реестр учета граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, обязать выдать удостоверение единого образца граждан, подвергшихся радиационному воздействию,- отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в Липецкий областной суд в течение 10 дней со дня изготовления в окончательной форме через Правобережный суд г. Липецка путем подачи кассационной жалобы.
Председательствующий Т.Ю.Быкова
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ