об отказе в иске о признании права на льготы



Дело №2-14/2011 г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ Правобережный районный суд г. Липецка в составе:

председательствующего судьи Быковой Т.Ю.

при секретаре Кацаповой Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Липецке гражданское дело по иску Серебренниковой ИО1 к Управлению социальной защиты населения Липецкой области, Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий о признании пострадавшей вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, об обязании выдачи удостоверения единого образца,

установил:

Серебренникова Н.С. обратилась в суд с иском к УСЗН Липецкой области, Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий о признании пострадавшей вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, об обязании выдачи удостоверения единого образца. В обоснование требований указывает, что с момента рождения ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ г. проживала в <адрес>), на территории, относящейся к зоне повышенного риска с дозой воздействия на население от 7 до 35 бэр в период ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне с 1949 г. по 1990 г.

05.02.2010 г. она обратилась в УСЗН Липецкой области с заявлением, в котором просила выдать ей удостоверение единого образца о праве на льготы и предоставлении мер социальной поддержки и компенсаций, в чем ей было отказано. Полагая отказ незаконным, истец просит признать ее право на льготы и предоставление мер социальной поддержки и компенсаций на основании Закона РФ от10.01.2002 г. № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, обязать УСЗН Липецкой области включить ее в реестр учета граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и направить в Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий представление о выдаче соответствующего удостоверения единого образца для лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и получивших в зоне повышенного радиационного риска суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения, превышающую 25 БэР, с приложением соответствующих документов; обязать Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий выдать Серебренниковой Н.С., проживавшей в период с 1949-1990 г. в г. Усть-Каменогорске Восточно-Казахстанской области, удостоверения единого образца для лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и получивших в зоне повышенного радиационного риска суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения, превышающую 25 бэр.

В судебном заседании истец Серебренникова Н.С. поддержала заявленные требования, в обоснование которых ссылалась на доводы и обстоятельства, изложенные в исковом заявлении.

В судебном заседании представитель ответчика УСЗН Липецкой области по доверенности Юшкова С.В. не признала исковые требования, ссылаясь, что г. Усть-Каменогорск Восточно-Казахстанской области не входит в Перечень населенных пунктов бывшей Казахской ССР, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденных распоряжением Правительства РФ от 15.03.1995 г., следовательно, истец не имеет право на получение удостоверения, дающее право на получение мер социальной поддержки. Просила в иске отказать.

Ответчик МЧС России по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен судом своевременно, просили рассмотреть дело в отсутствие представителя и в иске отказать.

Выслушав объяснения сторон, проверив и изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Каждое заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством, обратиться в суд за защитой своего нарушенного или оспариваемого права или охраняемого законом интереса (ст. 3 ГПК РФ).

В силу ст. 42 Конституции РФ, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Ст. 54 Конституции РФ устанавливается право каждого на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц. Этим конституционным положениям корреспондирует конституционная обязанность государства по защите прав и свобод человека и гражданина (статьи 2 и 18 Конституции Российской Федерации), в том числе по возмещению вреда лицам, пострадавшим от чрезвычайных радиационных ситуаций природного и техногенного характера.

Вред, причиненный гражданам в результате радиационного воздействия вследствие техногенных аварий и иных чрезвычайных ситуаций, порождает особый характер отношений между гражданином и государством: обязанность возмещения вреда, который, исходя из его масштабов и числа пострадавших, не может быть возмещен в порядке, установленном гражданским, административным, уголовным и другим отраслевым законодательством, государство принимает на себя.

Порядок предоставления социальных гарантий гражданам РФ, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, регламентирован Федеральным законом от 10.01.2002 г. № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне»

В соответствии со статьей 1 указанного Федерального закона меры социальной поддержки гарантируются гражданам, которые проживали в 1949-1963 годах в населенных пунктах на территории Российской Федерации и за ее пределами, включенных в утверждаемые Правительством Российской Федерации перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и которые получили суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), а также детям в возрасте до 18 лет первого и второго поколения указанных граждан, страдающих заболеваниями вследствие радиационного воздействия на одного их родителей.

Меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Федеральным законом, предоставляются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Порядок отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, определяется Правительством Российской Федерации.

Гражданам, получившим суммарную (накопительную) эффективную дозу облучения, превышающую 25 сЗв (бэр), гарантируются перечисленные в статье 2 настоящего Закона меры социальной поддержки.

Порядок выдачи удостоверений в настоящее время определяется Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18 сентября 2009 г. № 540 «Об утверждении порядка выдачи удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» (Постановление Правительства РФ от 27.12.2004 г. № 849 «Об утверждении правил выдачи удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» утратило силу с выходом Постановления Правительства РФ от 23.11.2009 г. № 946 "О признании утратившим силу Постановления Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. № 849»).

В соответствии с указанным Приказом удостоверения выдаются гражданам Российской Федерации, которые проживали в 1949 - 1963 годах в населенных пунктах на территории Российской Федерации и за ее пределами, включенных в утвержденные Правительством Российской Федерации перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и которые получили суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр).

Приказом предусмотрено, что для получения удостоверения граждане обращаются по месту жительства в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации с письменным заявлением, к которому прилагаются:

- паспорт гражданина РФ;

- документ, подтверждающий факт проживания в населенном пункте, включенном в утвержденные Правительством РФ перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.

Уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации выполняют функции: приема документов для выдачи удостоверений единого образца, подтверждающих право граждан на получение мер социальной поддержки, предусмотренных Федеральным законом "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне"; снятию копий с представленных документов и заверению их в установленном порядке; принятию решений о включении в реестр учета граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне (далее реестр); созданию комиссии для проверки документов, представленных гражданами, подготовке решений о включении (отказе включения) граждан в реестр; направлению в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее МЧС РФ), представлений об оформлении и выдаче удостоверений с приложением заверенных в установленном порядке выписок из реестров, копий протоколов решений комиссии, копий представленных гражданами документов; после получения из МЧС РФ оформленных удостоверений, вручению удостоверений под роспись заявителям, представлению в МЧС РФ копий реестров с заполненными графами, заверенных в установленном порядке.

Из материалов дела усматривается, что истец 05.02.2010 г. обратилась в УСЗН Липецкой области с просьбой о включении ее в реестр учета граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне и выдаче удостоверения российского образца по категории «пострадавший от радиационного воздействия вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне».

Уведомлением УСЗН Липецкой области от 05.03.2010 г. за №11-3/2-01-260 Серебренниковой Н.С. было отказано в удовлетворении заявления по мотиву, что г. Усть-Каменогорск Восточно-Казахстанской области не входит в Перечень населенных пунктов бывшей Казахской ССР, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденных распоряжением Правительства РФ от 15.03.1995 г. (л.д.7)

Данный отказ УСЗН Липецкой области истец Серебренникова Н.С. обжалует в суде.

В обоснование заявленных требований истец ссылается на то обстоятельство, что она родилась ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> и с ДД.ММ.ГГГГ год проживала в г. Усть-Каменогорске Восточно-Казахстанской области, относящемуся к зоне повышенного радиационного риска (территория, подвергшаяся воздействию радиационных осадков (радиационному загрязнению) при проведении ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне (СИАП) с дозой воздействия на население от 7 до 35 бэр за весь период испытаний в соответствии с законом Республики Казахстан от 18.12.1992 г. №1787 «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском ядерном полигоне». Полагает, что данное обстоятельство дает ей право на выдачу удостоверения единого образца, подтверждающего право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных ФЗ РФ от 10.01.2003 г. №2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», гражданам РФ.

В ч.1 и ч.4 статьи 11 ГПК РФ указано, что суд обязан разрешать гражданские дела на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, конституций (уставов), законов, иных нормативных актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления. Суд разрешает гражданские дела, исходя из обычаев делового оборота в случаях, предусмотренных правовыми актами.

4.Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законом, суд при разрешении гражданских дел, применяет правила международного договора.

В соответствии со ст. 13 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, подписанной в Минске 22.01.1993 г., действующей в России с 10.12.1994 г. «документы, которые на территории одной из договаривающихся сторон изготовлены или засвидетельствованы учреждениями или специально уполномоченным лицом в пределах из компетенции по установленной форме и скреплены гербовой печатью, принимаются на территориях других договаривающихся сторон, без какого либо специального удостоверения. Документы, которые на территории одной из договаривающихся сторон рассматриваются как официальные документы, пользуются на территории других договаривающихся сторон доказательственной силой официальных».

В Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 октября 2003 года №5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» разъяснено, что при рассмотрении судами гражданских, уголовных или административных дел непосредственно применяется такой договор Российской Федерации, который вступил в силу и стал обязательным для Российской Федерации и положения которого не требуют издания внутригосударственных актов для их применения и способны порождать права и обязанности для субъектов национального права (часть 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации, части 1 и 3 статьи 5 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации», часть 2 статьи 7 ГК РФ).

Поскольку международных договоров между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о взаимном признании национального законодательства, регулирующего вопросы социальной защиты граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, не существует, то у суда нет законных оснований для применения при рассмотрении данного дела норм права иностранного государства, Республики Казахстан, на территории Российской Федерации.

Статья 13 Конвенции «О правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам», на которую ссылается истец, всего лишь обеспечивает признание аутентичности (подлинности) документов, исходящих от органов власти, должностных лиц или специально уполномоченных лиц иностранных государств, без необходимости дополнительного удостоверения (консульской легализации или проставления апостиля).

Из этого следует, что Конвенция не дает права гражданам Российской Федерации требовать на территории Российской Федерации предоставления им льгот, установленных законодательством Республики Казахстан, на основании документов, выданных в соответствии с законодательством этого государства.

Судом установлено, что истец Серебренникова Н.С. (до брака ФИО2) родилась ДД.ММ.ГГГГ, в <адрес>, что подтверждается копией свидетельства о рождении ФИО2 (л.д.11).

После заключения брака с Серебренниковым В.М., истец сменила фамилию «ФИО2» на «Серебренникова», что подтверждается свидетельством о заключении брака (л.д.12).

Согласно свидетельству о восьмилетнем образовании, Серебренникова (ФИО2) Н.С. обучалась до ДД.ММ.ГГГГ г. в восьмилетней школе № 225 Ст. Защита КАЗ.ж.д. (л.д.15)

Из справки Главного управления труда и занятости и социальной защиты населения Восточно-Казахстанской области от 15.05.2000 г., выданной истцу, следует, что согласно закону Республики Казахстан от 18.12.1992 г. №1787 «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском ядерном полигоне» место проживания в г. Усть-Каменогорске Восточно-Казахстанской области с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ относится к зоне повышенного радиационного риска с дозой воздействия на население от 7 до 35 бэр в период ядерных испытаний с 1949 по 1990 г. Справка выдана Серебренниковой Н.С. на основании удостоверения ВК 190526. (л.д.10).

Указанный документ подтверждает факт проживания истицы Серебренниковой Н.С. в данном населенном пункте, отнесенном Законом Республики Казахстан к зоне «повышенного радиационного риска» и право на получение льгот только в Республике Казахстан.

Вместе с тем, частью первой статьи 1 Федерального закона от 10 января 2002 г. №2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» установлено, что удостоверения единого образца выдаются гражданам Российской Федерации, которые проживали в 1949-1963 годах в населенных пунктах территории Российской Федерации и за ее пределами, включенных в утвержденные Правительством Российской Федерации перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, бывшей Казахской ССР и5 Алтайского края в периоды радиационного воздействия, которые получили суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр).

Меры социальной поддержки, перечисленные в статье 2 настоящего Федерального закона, гарантируются гражданам, получившим суммарную (накопительную) эффективную дозу облучения, превышающую 25 сЗв (бэр).

Город Усть-Каменогорск Восточно-Казахстанской области не входит в Перечень населенных пунктов бывшей Казахской ССР, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденных распоряжением Правительства РФ от 15.03.1995 г. №356-р.

Кроме того, заявляя требование выдать удостоверение единого образца гражданам, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, с указанием (накопительной) дозы облучения, превышающей 25 бэр, истец Серебренникова Н.С. не представила суду доказательства, подтверждающие получение ею суммарной (накопительной) эффективной дозы облучения, превышающей 25 сЗв (бэр).

Судом назначалась экологическая экспертиза радиационной обстановки, однако материалы дела возвращены в связи с невозможность проведения данных экспертиз.

В обоснование своих требований истец ссылается на справку № Научно-исследовательского института радиационной медицины и экологии, из содержания которой следует, что в период с ДД.ММ.ГГГГ г. истец проживала в г. Усть-Каменогорске Восточно-Казахстанской области, учитывая радиологический маршрут проживания в зоне повышенного радиационного риска, суммарная эффективная эквивалентная доза Серебренниковой Н.С. составляет 0,35 Зв ( 35 сЗВ). (л.д. 32).

Однако суд полагает, что данная справка, как и справка Главного управления труда и занятости и социальной защиты населения Восточно-Казахстанской области не являются в Российской Федерации достоверным доказательством получения истцом дозы облучения от 7 до 35 сЗв и 35 сЗв (бэр) соответственно, т.к. данные сведения не основаны на специальных исследованиях.

С учетом вышеизложенного, суд полагает истцу Серебренниковой Н.С. в удовлетворении требований к Управлению социальной защиты населения Липецкой области, Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий о признании ее лицом, подвергшимся радиационному облучению вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне с получением суммарной эффективной дозы облучения в размере более 5 сЗв (бэр), а именно: более 25 сЗв (бэр), с правом получения мер социальной поддержки, предусмотренных действующим законодательством гражданам РФ, подвергшихся радиационному воздействию вследствие испытаний ядерного оружия на Семипалатинском полигоне, а также выдаче Министерством РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий удостоверения единого образца, подтверждающего право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных ФЗ от 10.01.2003 г. №2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», отказать.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,

решил:

Серебренниковой ИО1 в удовлетворении требований к Управлению социальной защиты населения Липецкой области, Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий о признании пострадавшей вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, включении в реестр учета граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, обязании выдать удостоверение единого образца граждан, подвергшихся радиационному воздействию, - отказать.

Решение может быть обжаловано сторонами в Липецкий областной суд в течение 10 дней со дня изготовления в окончательной форме через Правобережный суд <адрес> путем подачи кассационной жалобы.

Председательствующий:

Решение в окончательной форме изготовлено

ДД.ММ.ГГГГ